Биографический опросник (BIV)

(Чикер В.А. Психологическая диагностика организаций и персонала. СПб.: Речь,2003)

Биографический опросник (BIV — Biographisches Inventar zur Diagnose von Verhaltenstörungen - биографический опросник по диагностике нарушений поведения) является многомерным опросником, который может применяться для изучения тех или иных аспектов биографии, окружающей среды и личности ис­пытуемых.

Эта биографическая методика нарушений поведения представ­ляет собой самоописание личности, в котором содержится и объек­тивная, и субъективная информация о раннем поведении человека. Различные школы психологии, и особенно психоанализ, опирают­ся на положение о том, что причины личностных нарушений кро­ются в предшествующем опыте научения. Актуальные конфликты обусловлены индивидуальной историей развития, и особенно опы­том раннего детства. Бихевиоральные теории говорят о том, что при­чина устойчивых непродуктивных стереотипов поведения лежит в сформированных биологических и психических диспозициях. Под биологическими диспозициями понимаются актуальные биологи­ческие влияния и их последствия (например, болезнь) и генетиче­ски обусловленные причины, которые вызывают физические стра­дания. Психические диспозиции рассматриваются как тенденция к реакциям, которые возникают в индивидуальной истории развития. В реальной жизни стимулы окружающей среды воспринимаются и перерабатываются субъективно, проходят через «фильтр» личности, в которой существуют и те и другие диспозиции.

Предлагаемая методика соответствует, прежде всего, практиче­ским потребностям и описывает свойства личности, сформирован­ные социальной средой, ситуацией и биографией, раскрывает вли­яние семейной ситуации на жизненный путь. Методика позволяет получить стандартизированную информацию о биографии, ситуа­циях окружающей среды и актуальном психическом состоянии, что является важной предпосылкой для социально-психологической адаптации личности. Опросник относится к самооценочным мето­дикам, в нем содержится субъективная информация о семейной ситуации и поведении в социальной среде. Важно, что результаты этой методики могут говорить о некоторых нарушениях адаптации и поведения в социуме. Диспозиции нарушения социального пове­дения, по мнению авторов, развиваются на ранних этапах социали­зации в связи с семейным окружением и воспитанием родителей или заменяющих их лиц. В результате стереотипы отклоняющегося по­ведения могут быть закреплены и проявляться в повседневном по­ведении. Численное измерение этих стереотипов осуществляется при помощи биографических шкал опросника — FAM (семейная ситу­ация) и ERZIEN (стиль воспитания). Дальнейший жизненный путь человека во многом опосредуется влиянием среды. Она может это влияние закреплять и усиливать, компенсировать, заменять неадекватные стереотипы столь же не­адекватными и т. п. Эти влияния среды измеряются при помощи шкал SOZLAG (социальное положение), PSYCON (психофизиче­ская конституция), SOZAKT (социальная активность), ICHSTK (сила «Я»). Наряду с этим в актуальной ситуации при описании по­ведения могут обнаружиться и личностные специфические тенден­ции поведения. Личностные особенности измеряются шкалами N (нейротизм) и Е (экстраверсия).

Установлено, что родители часто создают основу готовности к будущим неврозам у детей своим эмоциональным поведением, бес­сердечностью, невротическими особенностями, антикоммуникатив­ными установками, неудачным браком и сексуальными побуждени­ями.

На базе собранных посредством ВIV данных можно строить пер­вичные гипотезы так, чтобы спланировать дальнейшее диагности­ческое исследование, оказать психологическую помощь, построить предсказание успешности профессиональной деятельности. Поэто­му имеет смысл соотнести данные BIV с данными других методик (например, опросника «Карьерные ориентации», опросника Р. Кеттелла, проективных методик и др.).

С высокой долей надежности может быть проведена условная классификация «нарушение поведения» — «нет нарушений поведе­ния». Опросник может также применяться для контроля психоло­гической коррекции поведения.

Описание методики

BIV может применяться без ограничений времени как в индиви­дуальных, так и в групповых исследованиях. Параллельных форм не имеется. Опросник состоит из восьми относительно независи­мых друг от друга шкал. Ключ по первым семи шкалам ориентиро­ван негативно. То есть высокие сырые оценки означают наличие соответствующей проблемы. В шкале Е высокие оценки соответству­ют экстравертированному поведению.

Суждения в опроснике альтернативные. Испытуемым предла­гается выбирать ответы, которым «чаще всего» соответствует их по­ведение. Форма утверждений в тексте видоизменяется с целью сни­жения монотонности и тенденции к стереотипным ответам.

При проведении BIV следует обратить внимание на следующее:

• проводящий диагностику должен быть точно информирован о содержательном аспекте методики; прежде всего необходи­мо ответить на опросник самому, чтобы отвечать на вопросы других;

• при групповом варианте опроса нужно учитывать, что нена­пряженная атмосфера способствует качественной работе ис­пытуемых;

• перед ответом на вопросы испытуемым следует предложить написать на обороте ответного бланка соответствующую ин­формацию о себе;

• при вопросах испытуемых до или во время выполнения зада­ния лицо, проводящее опрос, должно избегать влияния на него;

• при вопросах о родителях могут возникнуть трудности у ис­пытуемых, которые не воспитывались родителями или не име­ли братьев и сестер (вопрос 87). Здесь можно дать следующее указание: «Поскольку вы могли вырасти не у ваших прямых родителей, а у родственников, приемных родителей или еще где-либо, то отвечайте на вопросы так, чтобы ответы описы­вали это лицо (например, дядю, тетю, воспитателя) как испол­няющего роль родителя». На вопрос 87 испытуемые, не имев­шие братьев и сестер, должны ответить «нет»;

• если испытуемый говорит, что он закончил работу, то экспе­риментатор предлагает ему проверить ответы на точность и полноту.

Шкала Обозначение Число вопросов Направленность ключа
1. Семейная ситуация FAM _
2. Сила «Я» ICHSTK _
3. Социальное положение S0ZLAG _
4. Воспитание (стиль) ERZIEN _
5. Нейротизм N _
6. Социальная активность SOZAKT
7. Психофизическая конституция PSYKON _
8. Экстраверсия E +

Ключ

При совпадении ответа с ключом начисляется один балл.

1. FAM (семейная ситуация) — 8в, 13а, 15а, 27в, 29в, 31в, 35в, 43в, 54а, 64в, 70а, 77в, 78а, 83а, 88в.

2. TCHSTK (сила « Я») - За, 14а, 23в, 25а, 41а, 49а, 58а, 72в, 74в, 80в.

3. SOZLAG (социальное положение) — 9в, 10а, 11в, 12в, 20в, 22в, 26в, 45а, 57а, 68в.

4. ERZIEN (воспитание (стиль)) — 18в, 21а, 30а, 32а, 34а, 38в, 42в, 48а, 52в, 55в, 56в, 59а, 60в, 73а, 81в, 82а, 84в, 86в, 87а, 93в.

5. N (нейротизм) — 4а, 39а, 40а, 44а, 53в, 75а, 76а, 85а, 89а, 91а.

6. SOZAKT (социальная активность) — 1а, 7а, 16в, 33в, 36а, 61а, 67в, 92а, 94в, 95в.

7. PSYKON (психофизическая конституция) — 2а, 6в, 17а, 19а, 28в, 47а, 51в, 62а, 63а, 71а, 79а, 96в.

8. Е (экстраверсия) — 5а, 24а, 37а, 46а, 50а, 65а, 66а, 69а, 90а, 97а.

На основании содержательных и статистических процедур мо­жет быть выделено 5 факторов, которые могут быть обозначены сле­дующим образом:

1. Синдром семейного дефицита. В нем почти все утверждения шкал FAM и ERZIEN имеют существенные нагрузки.

2. Синдром экстраверсии. Большую часть нагрузки несут утвер­ждения шкал SOZAKT и Е.

3. Неуверенность в себе, слабость «Я». Наибольшую нагрузку в этом факторе несут утверждения шкалы ICHSTK. Высокие нагрузки несут утверждения из шкал SOZAKT и SOZLAG.

4. Актуальное напряжение в профессиональной и личной сферах. В данный фактор входят утверждения SOZAKT, PSYKON и ERZIEN.

5. Синдром невроза. В него входят утверждения шкал N и PSYKON. Оценки по этим шкалам позволяют отличать норму от отклонений в этой сфере. В этот фактор входят также утверждения шкалы ICHSTK.

Интерпретация. Для интерпретации нужно принимать во вни­мание три момента:

1. Следовать общему описанию особенностей личности, учиты­вая три указанные выше содержательные стороны интерпре­тации опросника.

2. В рамках психодиагностических исследований, результат ко­торых является весьма важным (например, экспертиза в судебных, терапевтических, коррекционных задачах), резуль­таты должны быть соотнесены со средними оценками соот­ветствующих групп.

3. «Сырые оценки», полученные при первичной обработке опросника, должны быть переведены в стены в зависимости от пола испытуемых (таблицы стенов приводятся ниже).

Интерпретация шкал Шкала FAM.Субъективное описание семейной ситуации в дет­стве и юности, взаимодействия с родителями, отношения семьи к окружающим.

Высокие оценки. Неудовлетворительные взаимоотношения с ро­дителями, неадекватное отношение семьи к окружающему миру, недостаточное влияние со стороны семьи в детстве и юности.

Низкие оценки. Хорошее взаимодействие между родителями. По­зитивное отношение семьи к окружающему миру, благоприятное влияние со стороны семьи в детстве и юности.

Шкала ICHSTK.Сила «Я», уверенность, способность добиться своего.

Высокие оценки. Недостаточная сила «Я», низкая уверенность в себе, низкая способность добиваться своего.

Низкие оценки. Выраженная сила «Я», самоуверенность, способ­ность добиваться своего.

Шкала SOZLAG.Влияние факторов внешней среды, вызываю­щих выраженное напряжение в личных и социальных ситуациях.

Высокие оценки. Частое выражение напряжения в личных и со­циальных ситуациях. Трудности социальной адаптации.

Низкие оценки. Незначительное ситуационное напряжение в меж­личностном и социальном взаимодействии, хорошая социальная адаптированность.

Шкала ERZIEN.Воспитательное воздействие родителей или за­мещающих их лиц.

Высокие оценки. Негативно воздействующее воспитательное по­ведение родителей или замещающих их лиц, неврозогенный стиль воспитания, отрицательный характер взаимодействия между роди­телями либо замещавшими их лицами.

Низкие оценки. Благоприятное, способствующее дальнейшему развитию воспитательное поведение родителей. Хорошее взаимо­действие между родителями.

ШкалаN. Нейротизм, эмоциональная лабильность.

Высокие оценки. Эмоциональная лабильность, сильные эмоцио­нальные реакции, общая психическая неустойчивость, чувствитель­ность, тревожность.

Низкие оценки. Психическое здоровье, нормальные эмоциональ­ные реакции, эмоциональная уравновешенность.

Шкала SOZAKT.Социальная активность, контактность.

Высокие оценки. Неспособность устанавливать и поддерживать социальные контакты, проблемы раскрытия себя.

Низкие оценки. Хорошая способность устанавливать и поддержи­вать контакты, отсутствие робости в раскрытии себя другим.

Шкала PSYKON.Предрасположенность к соматическим наруше­ниям, склонность реагировать соматически на стрессовые нагрузки.

Высокие оценки. Сильно выраженная склонность к соматическим нарушениям, низкая устойчивость к стрессовым нагрузкам, психи­ческая лабильность.

Низкие оценки. Психическое здоровье, отсутствие предрасполо­женности реагировать на стрессовые нагрузки.

Шкала Е.Экстраверсия.

Высокие оценки. Социальная активность, общительность, импуль­сивность.

Низкие оценки. Невысокая социальная активность, уединенный образ жизни, неспособность к спонтанному реагированию.

Таблица 1

Перевод «сырых» баллов в стены. Испытуемые-женщины (нормальная выборка; N=312)

Баллы FAM ICHST S0ZL ERZIE N S0ZA PSY Е
         
         
           
           
           
             
             
             

Таблица 2

Перевод «сырых» баллов в стены. Испытуемые-мужчины (нормальная выборка, N = 430)

Баллы FAM ICHS S0ZL ERZI N S0ZA PSYK Е
         
         
           
           
           
             
             
             
             
             

Таблица 3

Средние значения по шкалам Биографического опросника для мужчин и женщин (немецкая и российская выборки)

ШКАЛЫ BIV Мужчины Женщины
Немцы (430 чел.) Русские (130 чел.)* Немцы (312 чел.) Русские (170 чел.)
FAM 5,20 4,50 5,39 5,14
ICHSTK 3,76 4,02 4,37 5,45
S0ZLAG 1,46 7,02 1,39 7,14
EFZ1EN 7,14 5,42 7,00 5,01
N 3,73 5,80 4,80 5,48
S0ZAKT 3,29 5,34 3,52 5,73
PSYK0N 3,14 5,18 4,13 5,07
Е 4,66 5,15 5,16 5,56

Текст

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы и высказывания, которые касаются вашей семьи, здоровья, поведе­ния и т. д. На каждый вопрос или высказывание имеется два вари­анта ответа («а» или «б»).

Вы должны выбрать для себя один из двух вариантов и зачеркнуть выбранный вами ответ в ответном листе. Если вы неверно ответили на вопрос, то обведите его кружком, а другой, верный ответ, зачеркните.

При ответах обратите, пожалуйста, внимание на следующее:

1) Не существует верных или неверных ответов, так как каждый человек имеет собственную точку зрения, жизненный опыт и поведение.

2) Не думайте очень долго над каждым ответом и высказыванием, а отмечайте тот ответ, который приходит вам в голову первым.

3) Особое внимание обратите на то, что некоторые вопросы и ответы не совсем соответствуют вашей жизненной ситуации. В этом случае зачеркните тот ответ, который все же характе­ризует вас в большей степени.

4) Поскольку при ответах на некоторые вопросы необходимо вспомнить ваших родителей, а в действительности вас вырас­тили другие люди, например бабушка с дедушкой, родствен­ники, приемные родители или вы выросли в детском доме или еще где-нибудь, тогда отвечайте на вопросы так, как будто эти люди (дядя, тетя, воспитатель) были для вас родителями.

Если у вас есть вопросы, задайте их сейчас! Если вопросов нет, то возьмите ответные листы и начинайте отвечать. Обратите внима­ние на то, что номер в листе для ответов всегда должен совпадать с номером вопроса в опроснике! Пожалуйста, отвечайте на предлага­емые вопросы вдумчиво и не пропускайте ни одного из них.

В брошюрах ничего не пишите и не делайте пометок!

Начинайте отвечать с первого вопроса на следующей странице!

1. Как вы относитесь к противоположному полу?

а) скорее сдержанно;

б) у меня нет трудностей в контактах.

2. Я часто думаю о том, что мое сердце может остановиться.

а) да;

б) нет.

3. Если передо мной ставится задача, от результатов которой за­висит мое продвижение по службе и уважение ко мне, то:

а) я чувствую себя в этой ситуации хуже, чем обычно;

б) я чувствую себя как всегда.

4. Что вас характеризует в большей степени?

а) я чрезвычайно нервный;

б) я спокоен и безразличен.

5.

а) Я обычно действую и говорю быстро, долго не обдумывая ситуацию.

б) Прежде чем что-либо сказать или сделать, я обычно подумаю.


6. В конце дня я чувствую себя утомленным, вялым и изнуренным.

а) да;

б) нет.

7.Я не люблю выступать перед большой аудиторией.

а) верно;

б) неверно.

8. Мое мнение о моих родителях следующее:

а) они хорошо взаимно дополняют друг друга;

б) один из родителей доминирует, в существенной мере зада­ет тон в отношениях.

9. Моя работа очень однообразна.

а) неверно;

б) верно.

10. Мне неприятны интимные отношения, я стараюсь их избе­жать.

а) да;

б) нет.

11.Что вас характеризует в большей степени?

а) мои взаимоотношения с коллегами я могу считать в целом хорошими;

б) я чувствую себя среди своих коллег как посторонний, которого понимают неправильно.

12.

а) Мой начальник и окружающие считают меня личностью, которая может достичь многого.

б) У меня такое чувство, что мои достижения не всегда оце­ниваются начальником и окружающими соответствующим образом.

13. Моя мать (или отец) идеалист. Она (он) имеет завышенные требования к действительности, поэтому часто во многом ра­зочаровывается.

а) верно;

б) неверно.

14. Если мне что-либо удается не так хорошо, как хотелось бы, то:

а) я становлюсь замкнутым, раздражительным и нервным;

б) мое настроение не меняется, несмотря ни на что.

15. Если ваш отец или мать часто болели, то он (она) долго пере­живал (а) по этому поводу?

а) да;

б) нет.

16. Вам удается расположить к себе других людей?

а) это удается мне хорошо;

б) это удается мне не очень хорошо.

17. Часто ли вы чувствуете себя нездоровым?

а) да;

б) нет.

18.Я не был полностью откровенен со своей матерью; она часто была для меня чужой.

а) неверно;

б) верно.

19. На экзаменах и при выполнении другой работы нервозность на мои результаты:

а) влияет;

б) не влияет.

20. Если кто-либо рассказывает о своих проблемах или интересах:

а) я выслушиваю и обсуждаю их;

б) мне трудно выслушивать и обсуждать их.

21. Мои родители часто имели различное мнение о том, что я должен и мог бы делать, а что нет.

а) верно;

б) неверно.

22. Какое влияние на ваших друзей и коллег оказывает то, что вы открыто хвалите или порицаете их?

а) они понимают это и принимают близко к сердцу;

б) это их не трогает, они не обращают на это внимания.

23. Как вы реагируете на то, если кто-либо оценивает вашу работу или достижения невысоко, несмотря на то, что вы счита­ете их сделанными хорошо?

а) это меня мало трогает;

б) я становлюсь просто больным.

24. Что вам присуще?

а) прежде чем что-либо сделать, я не думаю слишком долго;

б) прежде чем что-либо сделать, мне необходимо время для того, чтобы обдумать сложившееся положение.

25. Если кто-либо указывает на мои ошибки:

а) это меня раздражает;

б) это меня не трогает.

26. В сексуальных отношениях я считаю себя хорошим партнером.

а) да;

б) нет.

27. Хотели ли ваши родители, чтобы вы дружили с другими детьми?

а) да, они даже требовали этого;

б) нет, они скорее хотели оградить меня от этих контактов.

28. Я часто испытываю зуд и озноб или же чувство тяжести и оне­мения рук и ног.

а) нет;

б) да.

29. Мой отец или мать часто жаловались на трудности, усталость и физические недуги.

а) нет;

б) да.

30. Если я делал или хотел сделать что-либо против воли моих родителей, чаще всего они реагировали на это жестко и без понимания.

а) верно;

б) неверно.

31. Какое из следующих утверждений характеризует ваших родителей?

а) мои родители чаще всего были веселыми, жизнерадостны­ми, оживленными;

б) мои родители чаще всего были серьезными.

32. Мои родители прилагали много усилий для того, чтобы я имел точно такие же эстетические, политические взгляды и мораль­ные устои, как и они.

а) верно;

б) неверно.

33. Как бы вы описали свое поведение по отношению к другим людям?

а) скорее всего, я открытый человек;

б) скорее всего, я скрытный человек.

34. Находили ли вы у своих родителей понимание ваших успехов или вашего поведения?

а) нет, отец или мать всегда находили во мне недостатки; я редко что-либо делал верно; другие — «лучшие» дети часто ставились мне в пример;

б) мои родители понимали меня; они были удовлетворены мо­ими успехами и поведением.

35. Когда я мысленно возвращаюсь в свое детство, я должен ска­зать, что:

а) мои родители были оптимистами и воспринимали жизнь с лучшей стороны;

б) мои родители часто были настроены пессимистически и многое видели с плохой стороны.

36. Я редко делюсь с окружающими своими проблемами.

а) верно;

б) неверно.


37.

а) Окружающие воспринимают меня как активного чело­века.

б) Окружающие воспринимают меня как пассивного чело­века.

38.В детстве и юности:

а) если я самостоятельно выполнял какую-нибудь работу, мои родители хвалили и поддерживали меня;

б) родители обращали мало внимания на самостоятельно за­ конченную мною работу.

39. Что характеризует вас в наибольшей степени?

а) меня пугает будущее;

б) у меня нет страхов перед будущим.


40.

а) Я часто испытываю чувство внутренней напряженности.

б) Чаще всего я расслаблен и спокоен.

41. Увеличиваются или сохраняются на прежнем уровне ваши достижения в условиях соревнования с кем-либо?

а) напротив, мои успехи скорее уменьшаются;

б) да, я могу увеличить мои достижения или сохранить их на том же уровне.

42. Если я не мог сделать что-либо тотчас же, то мои родители проявляли терпение.

а) верно;

б) неверно.

43. Мои родители иногда вели себя несдержанно и необдуманно.

а) нет;

б) да.

44. Меня часто мучает чувство вины.

а) да, часто;

б) нет, редко.

45. Я вполне удовлетворен моей сегодняшней профессией (вклю­чая и положение домашней хозяйки).

а) нет;

б) да.

46. Иногда я часто позволяю себе маленькие розыгрыши над кем-нибудь.

а) да;

б) нет.

47. Меня угнетает мысль, что профессиональные задачи однаж­ды станут мне не по плечу.

а) да;

б) нет.

48. Какие из следующих утверждений характеризуют ваших родителей?

а) мои родители избегали говорить о физиологии (стул, мочеиспускание) или представляли это как нечто «грязное»;

б) в нашем доме все, что связано с физиологическими отправлениями, рассматривалось как естественное; об этом мож­но было говорить.

49.Что вы чувствуете в том случае, если вам не хватает времени для выполнения важной работы?

а) я становлюсь беспокойным, и мои мысли часто путаются;

б) я остаюсь по-прежнему настолько спокойным, что могу ду­мать вполне ясно.

50. Что вас характеризует в наибольшей степени?

а) чаще всего я действую в соответствии со спонтанно при­шедшими мне в голову мыслями;

б) я не руководствуюсь в поведении моментально пришедши­ми мне в голову мыслями.

51. У меня часто бывают головокружения.

а) неверно;

б) верно.

52. Какие из следующих высказываний характеризуют заботу о вас ваших родителей?

а) мои родители были заботливы, но при этом они не давали мне постоянных указаний;

б) моя мать или мой отец были заботливы; она (он) очень оберегали меня, руководили мной, направляли и контролировали (делали замечания, были слишком осторожны).

53.Я легко выхожу из себя.

а) неверно;

б) верно.

54. Как вели себя обычно ваши родители в тех случаях, когда у них возникали с вами трудности и заботы?

а) в таких ситуациях мать и отец легко возбуждались, часто были взбешенными или впадали в уныние и отчаяние;

б) в таких ситуациях мои родители вели себя сдержанно, спокойно, искали выход.

55. Если мои родители требовали от меня каких-либо результа­тов или хотели, чтобы я что-нибудь сделал, то они, как прави­ло, учитывали мой возраст.

а) верно;

б) неверно.

56. Как вели себя ваши родители, если вы обращались к ним с каким-либо вопросом?

а) они были очень терпеливы и пытались ответить на все мои вопросы;

б) они не слишком охотно отвечали на мои вопросы, у них не было времени и желания отвечать на них.

57.Я часто бываю болен, и меня часто тошнит.

а) да;

б) нет.

58. Перед вами поставлена серьезная и сложная профессиональ­ная задача. Как это отражается на вашем поведении?

а) я становлюсь неуверенным, так как вначале не предполагал, что могут возникнуть такие трудности;

б) я иду на работу с уверенностью, так как думаю, что смогу сделать то, что от меня требуется.

59. Часто ли вас наказывали ваши родители?

а) часто;

б) нечасто.

60. Придавали ли ваши родители значение тому, чтобы вы само­стоятельно принимали решения?

а) да;

б) нет.

61. Как вы оцениваете вашу способность вступать в контакт с незнакомыми людьми?

а) я думаю, что это дается мне нелегко;

б) я думаю, что это дается мне легко.

62. Какое из следующих высказываний описывает вашу профес­сиональную и рабочую ситуацию?

а) меня часто мучают мысли, что я могу лишиться работы;

б) у меня нет никаких проблем с работой.

63.У меня такое чувство, что профессиональные повседневные нагрузки (нагрузки по дому) мне больше не по плечу.

а) да;

б) нет.

64. Какое из следующих утверждений описывает ваше эмоцио­нальное отношение к своим родителям?

а) я уважаю своих родителей и горжусь ими;

б) временами я не могу чувствовать уважения к своим роди­телям. Иногда я их презираю, они меня смешат, мне быва­ет стыдно за них.

65. Я выхожу из себя:

а) часто;

б) редко.

66. Что вас характеризует в наибольшей степени?

а) я могу обсудить свои личные проблемы с любым человеком;

б) мне трудно с кем-либо говорить о своих личных проблемах.

67. Как вы ведете себя в разговоре со своими друзьями и знако­мыми?

а) я хочу быть в центре внимания, говорю много;

б) я веду себя серьезно, говорю немного.

68. Какое из следующих высказываний в наибольшей степени характеризует ваши взгляды и поступки?

а) я получаю удовольствие, когда испытываю что-нибудь вол­нующее;

б) я предпочел бы жить спокойно, без особых волнений.


69.

а) Я легко возбудимый человек.

б) Я скорее осторожный и сдержанный человек.

70. Как вы оцениваете, оглядываясь назад, взаимоотношения с вашими родителями?

а) мои родители были по отношению ко мне чужими;

б) взаимоотношения между мной и родителями были хоро­шими.

71. Что вам соответствует больше?

а) изменение места работы для меня неприятно, так как я ду­маю, что не справлюсь с новой работой;

б) я думаю, что на новом месте работы я быстро разберусь с новой проблематикой.

72.

а) В сексуальных отношениях я чувствую себя свободно.

б) В сексуальных отношениях я мечтаю стать более свободным.

73. Отец или мать часто били меня.

а) верно;

б) неверно.

74. Когда я защищаю свои профессиональные взгляды, я дей­ствую более успешно, чем мои коллеги.

а) верно;

б) неверно.

75. Что характеризует вас в наибольшей степени?

а) я часто страдаю из-за чувства собственной неполноценности;

б) я чувствую себя в сравнении с другими людьми уверенно и ощущаю свое признание окружающими.

76.

а) Если я сделаю или скажу что-нибудь не так, я долго размышляю над этим.

б) Если я сделаю или скажу что-нибудь не так, я долго не думаю над этим.

77. Какое из следующих выражений характеризует взаимоотношения родителей между собой?

а) мои родители чаще были любящими, милыми и нежными друг с другом, эти отношения сохраняются и сейчас;

б) мои родители редко проявляли нежность и любовь друг к другу, они просто жили рядом.

78. Что больше характеризует ваших родителей?

а) союз моих родителей был однажды (или несколько раз) под угрозой; казалось временами, что возникают не­разрешимые противоречия; иногда речь заходила о разводе;

б) союз между моими родителями был стабильным; изредка возникающие недоразумения в основном быстро преодолевались.

79. Если погода внезапно изменяется:

а) я чувствую себя физически не очень хорошо;

б) я чувствую себя по-прежнему.

80. Если кто-нибудь подчеркивает мои слабости:

а) я отношусь к этому спокойно;

б) это меня злит.

81. Моя мать уделяла мне много времени (в играх, разговорах, делах).

а) верно;

б) неверно.

82. Мой отец и моя мать были, с одной стороны, очень снисходительны ко мне, но, с другой стороны, он (она) часто наказыва­ли меня по пустякам.

а) верно;

б) неверно.

83. Моя мать или мой отец нередко преувеличивали значение некоторых вещей. Их чувства часто были наигранными и не совсем подлинными.

а) да;

б) нет.

84. Находил ли отец время для вас?

а) да, когда он был свободен, он находил его для меня;

б) нет, он, как правило, хотел отдохнуть и проявлял мало интереса ко мне.

85.Что больше вам соответствует?

а) я становлюсь больным, когда другие находят какие-либо недостатки во мне или в моей работе;

б) я терпеливо сношу, когда критикуют меня или сделанную мной работу.

86. Мои родители, имея иные взгляды на мои личные дела (напри­мер, расход карманных денег, выбор друзей, одежды и т. д.):

а) предоставляли мне достаточно свободы;

б) предоставляли мне мало свободы, они давали мне указа­ния по любому поводу.

87. Считаете ли вы, что ваши родители предпочитали вам ваших братьев и сестер?

а) да;

б) нет.

88. Мои родители часто ссорились.

а) нет;

б) да.

89.Что вас характеризует в наибольшей степени?

а) у меня часто меняется настроение;

б) у меня чаще всего ровное настроение.

90.

а) Я охотно предпринимаю что-либо только тогда, когда это можно сделать быстро.

б) Я занимаюсь любимым занятием только тогда, когда я предварительно основательно обдумал предмет и спланировал дела.

91.

а) Иногда у меня бывает сердцебиение без видимых причин.

б) Сердцебиение бывает у меня лишь при физических нагрузках, спорах и т. д.

92.Удается ли вам легко подготовить и провести какое-либо ме­роприятие (например, праздник, экскурсию, организовать со­вместную работу)?

а) нет, для меня это сравнительно трудно;

б) да, большей частью у меня нет в этом трудностей.

93. Если в какой-либо ситуации или в разговоре возникал вопрос о любви или сексе, чувствовали ли себя ваши родители смущенными?

а) нет;

б) да.

94. В отличие от других, я могу представить свое мнение в выгод­ном свете.

а) верно;

б) неверно.

95.Что вы делаете, если замечаете, что ваше мнение расходится с мнением окружающих?

а) высказываю свое мнение совершенно откровенно;

б) чаще всего я оставляю свое мнение при себе.

96. Я часто пугаюсь неизвестно чего.

а) неверно;

б) верно.

97. Любите ли вы большое общество?

а) да, я очень люблю бывать в большом обществе;

б) нет, я, собственно, не так уж сильно люблю большое общество.

Спасибо!

Проверьте в ответных листах, не пропустили ли вы каких-либо вопросов!

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 16

Анкета обратной связи

(авторская разработка Т. Б. Горшечниковой)

1) Участвовали ли вы в подобных тренингах ранее?

2) Какую цель вы ставили перед собой на первом занятии?

3) Самое яркое впечатление от занятий?

4) Что понравилось в ходе работы группы?

5) Какие навыки эффективного общения вы освоили в ходе за­нятий?

6) Какую информацию о своих личностных особенностях вы

Наши рекомендации