Методика «Показатели индивидуализма— коллективизма» (ПИК)
(Почебут Л.Г. Психология социальных общностей: толпа, социум, этнос. СПб.: Изд-во СПбГУ,2002; Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. СПб.: Изд-во СПбГУ,2005.)
Разработана Л. Г. Почебут на основе описания культурных синдромов Г. Триандиса. Предназначена для выявления индивидуалистских либо коллективистских установок личности.
Текст
Инструкция. Выберите одно из предложенных суждений. Отметьте его знаком «+».
1.
А. Когда я в жизни сталкиваюсь с какими-либо трудностями, я обычно обращаюсь за помощью к друзьям или коллегам по работе.
Б. Я самостоятельно справляюсь со своими трудностями, не прибегая к помощи друзей или коллег.
2.
А. На работе (или во время учебы) я должен быть уверен в том, что я могу делать то, что считаю необходимым для дела.
Б. На работе (или во время учебы) я должен быть уверен в том, что вношу существенный вклад в общее дело.
3.
А. Я считаю, что женщины должны заниматься своими делами и не претендовать на мужские виды работ.
Б. Я считаю, что женщины должны выполнять те же виды работ, что и мужчины.
4.
А. В нашем обществе неукоснительно соблюдаются права конкретного человека.
Б. В нашем обществе права группы важнее прав отдельного человека.
5.
А. Мне было бы неприятно общаться с человеком, который упорно добивается своего, не принимая в расчет интересы окружающих его людей.
Б. Человек, который настойчиво добивается своих целей, не обращая внимания на интересы окружающих, мог бы служить для меня примером.
6.
А. Со старшими по возрасту или вышестоящими по статусу я привык общаться как с равными.
Б. Старшим по возрасту или вышестоящим по должности я привык оказывать уважение и почтение.
7.
А. При знакомстве с новым человеком я интересуюсь его социальным положением (где и кем он работает).
Б. При знакомстве с новым человеком я больше интересуюсь его личностными чертами, чем его социальным положением.
8.
А. В жизни очень важно, чтобы окружающие люди любили и уважали меня.
Б. В жизни важно сделать что-то очень существенное, что принесло бы пользу другим людям.
9.
А. Мне нравится рассказывать друзьям и знакомым о своих успехах и достижениях.
Б. Я предпочитаю быть скромным и не хвастаться своими успехами.
10.
А. Я надеюсь, что буду поддерживать тесные, дружеские, обязывающие отношения с несколькими близкими друзьями всю жизнь.
Б. Я надеюсь иметь в жизни много друзей, отношения с которыми будут легкими, приятными, но ни к чему не обязывающими.
11.
А. Принимая важное решение, я всегда советуюсь с родными или друзьями.
Б. Принимая важное решение, я стараюсь обдумать его самостоятельно, ни с кем не советуясь.
12.
А. Выбирая профессию или работу, я ориентируюсь исключительно на свои потребности и интересы.
Б. Выбирая профессию или работу, я следую совету своих родителей или друзей, принимая во внимание их жизненный опыт и оценку моих способностей.
13.
А. Когда меня постигает неудача, я замыкаюсь в себе и переживаю в одиночестве.
Б. В случае неудачи я жду сочувствия и помощи от друзей и, как правило, получаю их.
14.
А. Мое настроение повышается, когда между коллегами по работе царят мир, согласие, взаимопонимание и взаимопомощь.
Б. На мое настроение никак не влияют взаимоотношения моих коллег по работе.
15.
А. Мои убеждения — это мое личное дело. Я никому не позволю ставить их под сомнение.
Б. Для меня важно, чтобы мои друзья разделяли мои убеждения.
16.
А. Я предпочитаю жить поближе к родителям (или вместе с ними), чтобы помочь им в случае необходимости.
Б. Я предпочитаю жить независимо от родителей, и финансово, и территориально.
17.
А. Когда я сталкиваюсь с трудностями, то стараюсь изменить ситуацию в свою пользу.
Б. Когда я сталкиваюсь с трудностями, то стараюсь приспособиться к возникшей ситуации.
18.
А. Мнение окружающих о моем поведении очень важно для меня.
Б. Мне совершенно безразлично мнение окружающих о моем поведении.
19.
А. Я думаю, что лучший путь для того, чтобы повлиять на человека, — это обратиться за помощью к авторитетному для него лицу.
Б. Я думаю, что лучший путь для того, чтобы повлиять на человека, — это обратиться к нему лично.
20.
А. Я считаю, что каждый должен заботиться о себе сам.
Б. Я считаю, что люди должны помогать друг другу, заботиться о ближнем.
21.
А. Мнение моих родителей для меня важнее мнения моего супруга.
Б. Мнение моего супруга для меня важнее мнения моих родителей.
22.
А. Я пытаюсь объяснять поведение людей правилами, нормами, традициями, принятыми в их культуре. Б. Я пытаюсь объяснять поведение людей их личностными особенностями и установками.
23.
А. Мне нравится рассказывать окружающим людям о себе самом.
Б. Мне нравится слушать рассказы знакомых людей об их жизни.
24.
А. Я сильно переживаю, если окружающие люди не одобряют мое поведение.
Б. Я равнодушен к оценке окружающими людьми моего поведения.
25.
А. Для того чтобы организовать свой бизнес и преуспеть в нем, нужно просто делать свое дело.
Б. Для того чтобы организовать свой бизнес и преуспеть в нем, необходимы добрые и долговременные взаимоотношения с партнерами.
26.
А. Мой кумир — это герой-одиночка, который борется со своими врагами.
Б. Мой кумир — это человек, который организует и сплачивает группу людей для победы.
27.
А. Я думаю, это справедливо, когда при распределении премии или любой награды каждый член группы получает какую-то часть.
Б. Я думаю, это справедливо, когда при распределении премии или любой награды каждый получает только то, что заработал.
28.
А. Я считаю, что если знакомый мне помог, то достаточно рассчитаться с ним деньгами.
Б. Я считаю, что если знакомый мне помог, то нужно отплатить ему услугой за услугу.
29.
А. Вполне возможно, что, когда я иду в гости к друзьям, я могу привести с собой еще одного человека, ранее не знакомого с хозяевами дома.
Б. Для меня совершенно неприемлемо привести в дом к моим друзьям ранее не знакомого им человека, предварительно не договорившись.
30. |
А. Я думаю, что конфликты между коллегами по работе вызывают дух конкуренции и способствуют повышению результативности труда.
Б. Я думаю, что конфликты между коллегами по работе отрицательно влияют на результаты их труда.
Ключ
1. А - к; Б - и | 11.А-к; Б - и | 21.А - и; Б - к |
2.А-и;Б-к | 12.А - и; Б - к | 22. А - к; Б - и |
3.А-к; Б - и | 13. А - и; Б - к | 23.А - и; Б - к |
4. А - и; Б - к | 14.А-к; Б - и | 24.А-к; Б - и |
5. А - к; Б - и | 15.А - и; Б - к | 25.А - и; Б - к |
6.А - и; Б - к | 16.А-к; Б - и | 26.А - и; Б - к |
7.А-к; Б - и | 17.А - и; Б - к | 27. А - к: Б - и |
8. А - к; Б - и | 18.А-к; Б - и | 28.А - и; Б - к |
9.А - и; Б - к | 19. А - к; Б - и | 29.А-к; Б - и |
10.А - к; Б - и | 20.А-и; Б - к | ЗО. А - и; Б - к |
Каждое совпадение ответа респондента с ключом оценивается в один балл. Затем высчитывается сумма баллов коллективизма и сумма баллов индивидуализма. Превышение баллов по одной из шкал говорит о тенденции человека к тому или иному типу культуры. Результаты нашего исследования мнений 766 респондентов (жители Санкт-Петербурга разных социальных групп, возраста и пола) показали следующее: средние баллы коллективизма равнялись 16,23 (стандартное отклонение = 3,65); средние баллы индивидуализма равнялись 13,73 (стандартное отклонение — 3,67).