ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ (четвертый модуль)

Условное название модуля: «Механизмы проявления интолерант­ности в общении и социальном взаимодействии».

Цель.Выявление, осознание и анализ отдельных механизмов возникновения интолерантности (негативные стереотипы, каузаль­ная атрибуция, защитные механизмы личности и другие), присут­ствующих в наших субъективных сценариях межличностных ком­муникаций и оценках межгрупповых социальных взаимодействий.

На этом этапе тренинга используются сюжетно-ролевые игры с их последующим анализом при помощи метода обратной видеосвя­зи и авторская методика «КЭТИ: кросс - культурная и этническая толерантность—интолерантность» (15).

Модуль завершается подведением итогов.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ

(пятый модуль — завершающий)

Цель.Подведение итогов тренинга в целом, рефлексия и обоб­щение выявленных механизмов снижения интолерантности и формирования толерантности к иной точке зрения, иному мнению, иной позиции. С помощью табличных иллюстраций возможных сочетаний структурных компонентов толерантности и интолерантности (табл. 1и 2) помимо когнитивных проявлений анализируются эмоциональные реакции и намерения с перспективой сотрудничества, если они во время тренинга естественным образом тоже проявились.

При подведении итогов тренер также обращает внимание группы на зафиксированные в начале тренинга опасения и ожидания участников.

Перед подведением итогов проводится повторная психодиагностика, результаты которой, по возможности, сообщаются и обсуждаются в группе. Кроме этого, по окончании тренинга участникам предлагается анонимно заполнить и передать тренеру анкету обратной связи. Пример такой анкеты приводится в приложении.

В целом отметим, что принципиальной особенностью тренинга толерантности является то, что он позволяет апеллировать к инди­видуальному (групповому) опыту его участников, то есть работать на «живом материале».

Другая важная особенность данного тренинга — это предостав­ление участникам возможности осознать и отреагировать собствен­ный опыт пребывания в состоянии интолерантности.

Эффективность тренинга определяется тем, что через понима­ние естественности многообразия мира и формирование новых ког­нитивных механизмов принятия этого многообразия участники более осознанно устанавливают для себя границы толерантности— интолерантности, обучаясь сознательно и в разумных пределах трансформировать свои интолерантные реакции в толерантные.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бардиер Г. Л. Бизнес-психология. М.: Генезис, 2002.

2.Бардиер Г. Л. Социальная психология толерантности. СПб.: Изд-во СП6ГУ.2005.

3.. Бардиер Г. Л., Суханова Н. В. Исследование представлений студентов о феномене экстремизма / Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2004. Вып. 1 (№ 6).С. 76-88.

4. Беликов С. Скинхеды в России. М.: Academia, 2005.

5. Берьесон Б. Диалог с К. Книга об идентичности. СПб.: Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства, 2002.

6. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией Гене­ральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.

7. Денисов С. Юридическая основа интолерантного отношения государственных служащих к гражданам / http://www.tolerance.ru/review-expert/ denisov.html.

8. Досье на цензуру. № 22. 2005.

9. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологин» М.:Ключ-С, 1999.

10. Лебедева Н. М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г. Тренинг этнической толе рантности для школьников. М.: Привет, 2004.

11. Обучение толерантности. Методическое пособие / Под ред. Г. Л. Бард и ер. СПб.: Норма, 2005.

12. Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур: Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.

13. Противодействие экстремизму: внесение изменений в нормативную базу и правоприменительную практику / Под ред. А. Ю. Сунгурова и Г. Л. Бардиер. СПб.: Норма, 2004.

14. Противодействие экстремизму: правоприменительная практика / Пол ред. Г. Л. Бардиер. СПб.: Норма, 2004.

15. Риердон Б. Э. Толерантность — дорога к миру. М.: Бонфи, 2001.

16. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114 ФЗ.

17. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском общество (2001-2005 годы)» / Век толерантности. № 2. 2001, С. 11-25.

18. Экстремизм в среде петербургской молодежи: анализ и проблемы профилактики / Под ред. А. А. Козлова. СПб.: Химиздат, 2003.

Глава 14

Наши рекомендации