Программный материал по плаванию

Основная Классы
ленность 5 х 6 7
На осво- Специальные плавательные уп-    
ение тех- ражнения для изучения кроля на    
ники груди, спине, брасса.    
плавания Старты. Повороты. Ныряние но-    
  гами и головой Способы ........... освобожде-
    ния от захватов тону-
    щего. Толкание и
    буксировка плывуще-
    го предмета. Спосо-
    бы транспортировки
    пострадавшего в воде
На раз- Повторное проплывание отрезков    
витие 25—50 м по 2—6 раз; 100—150 м по    
вынос- 3—4 раза. Проплывание до 400 м.    
ливости Игры и развлечения на воде    
На разви- Упражнения по совершенствова-    
тие коор- нию техники движений рук, ног,    
динаци- туловища, плавание в полной ко-    
онных ординации. Координационные    
способ- упражнения на суше. Игры и    
ностей развлечения на воде    
Знания Названия упражнений и основ-    
о физи- ные признаки техники плава-    
ческой ния. Влияние занятий плаванием    
культуре на развитие выносливости, коор-    
  динационных способностей.    
  Правила соревнований и опреде-    
  ление победителя.    

и проведение вышеназванных форм физкультурно-оздоровитель­ных мероприятий, а также изменять и дополнять их (в частнос­ти, элементами точечного массажа, самомассажа, приемами пси­хорегуляции и др.).

Все занятия, как правило, проводятся на открытом воздухе (в зимнее время при температурных режимах, соответствующих ги­гиеническим нормам конкретной территории).

Гимнастика до учебных занятий(вводная гимнастика). Ее цель — повысить работоспособность учащихся, настроить их на предсто­ящую умственную деятельность и предупредить негативные сдви­ги в организме, связанные с длительным нахождением в непод­вижной позе. Она состоит из 4—6 общеразвивающих упражнений низкой интенсивности, требующих сосредоточенного внимания на их точном выполнении. Продолжительность ее 5—7 мин. Гим­настика до учебных занятий проводится под наблюдением учи­теля-предметника, ведущего первый урок в данном классе, а не­посредственное осуществление возлагается на инструктора физи­ческой культуры из числа учащихся старших классов. Содержание комплексов разрабатывается учителем физической культуры или по его заданию старшеклассниками и меняется один раз в две недели. Целесообразно проводить гимнастику до учебных занятий под музыкальное сопровождение.

Физкультминутки.Они проводятся во время уроков и состоят из 2—3 упражнений, направленных на снятие напряжения мышц спины, пальцев рук, плечевого пояса, органов зрения. Время проведения физкультминуток определяется учителем, ведущим урок. Содержание этой формы занятий разрабатывается учителем физической культуры и должно быть вариативным по проведе­нию; оно должно доводиться до сведения учителей-предметни­ков и учащихся. Физкультминутки рекомендуется проводить так­же во время выполнения домашних заданий.

Физические упражнения и подвижные игры на удлиненных пе­ременах («час здоровья»). Ихцелью является активный отдых, ук­репление здоровья, закаливание, повышение умственной и фи­зической работоспособности, выработка привычек к системати­ческим занятиям физическими упражнениями. Во время удлиненной перемены рекомендуются упражнения с мячами, скакалкой, лазанья и перелезания, элементы танцев, катание на лыжах, санках, коньках, самокатах, подвижные игры, элементы спортивных игр, спортивные аттракционы и др. Продолжитель­ность подвижных перемен 15—45 мин. К концу занятий интен­сивность упражнений должна снижаться, чтобы учащиеся были готовы к выполнению следующего урока. Содержание и органи­зацию подвижных перемен разрабатывает учитель физической культуры, а непосредственное их проведение возлагается на де­журных учителей и учащихся дежурных классов.

ЧАСТЬ III ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ5-7 КЛАССЫ

Группы общей физической подготовки

Гимнастические, акробатические и легкоатлетические упраж­нения. Подвижные и спортивные игры. Элементы танцев. Бег на лыжах, коньках. Элементы единоборств и др.

Спортивные секции

Общая физическая подготовка. Упражнения для развития фи­зических способностей: скоростных, силовых, выносливости, ко­ординационных, скоростно-силовых. Специальная подготовка и освоение техники по отдельным видам спорта.

Гимнастика. Девочки: опорный прыжок ноги врозь; брусья разной высоты — висы на верхней жерди, размахивание, вис ле­жа на бедрах; сед на левом бедре, угол, соскоки углом; равнове­сие на бревне — ходьба приставным и попеременным шагами, упор лежа, упор присев, полушпагат, повороты, равновесие на одной ноге, соскок прогнувшись; акробатика — кувырки вперед и назад, стойка на лопатках, равновесие на правой (левой) но­ге, прыжок вверх прогнувшись. Гимнастика категории Б. Маль­чики: опорный прыжок ноги врозь; перекладина низкая — упор, оборот верхом, вис согнувшись, прогнувшись, углом; брусья — упор, махи вперед и назад, сед ноги врозь, размахивание на предплечьях, соскок махом назад прогнувшись; акробатика — ку­вырок вперед и назад, стойка на голове и руках, переворот бо­ком; равновесие на одной ноге.

Бадминтон. Стойка; хват ракетки, удары справа и слева.

Баскетбол. Стойки, передвижения, остановки; передачи и ловля мяча; ведение мяча правой и левой рукой; бросок мяча одной и двумя руками с места и в движении; индивидуальные и групповые атакующие и защитные действия; двусторонняя игра.

Волейбол. Стойка игрока, передвижения; верхняя передача мяча; нижняя подача; прием снизу; двусторонняя игра.

Футбол. Удары по неподвижному и катящемуся мячу; удары внутренней стороной стопы, внутренней и средней частью подъ­ема; остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы, пе­редней частью подъема и подошвой, ведение мяча носком и на­ружной стороной стопы; ловля и отбивание мяча вратарем; дву­сторонняя игра.

Гандбол. Стойка, передвижения; остановка; передача мяча двумя и одной рукой от плеча на месте и в движении; ловля мя ча двумя руками; бросок мяча правой и левой рукой сверху в опорном положении и прыжке; блокирование броска; ведение мяча; игра вратаря; двусторонняя игра.

Настольный теннис. Передвижения; удары и подачи слева и справа; удары прямые и с вращением; одиночная игра.

Хоккей. Бег на коньках лицом и спиной вперед; торможение и повороты; прямой бросок с широким замахом; ведение шай­бы из стороны в сторону; передача шайбы броском; прием шай­бы; основная стойка вратаря; ловля шайбы ловушкой и отбива­ние клюшкой; двусторонняя игра.

Легкая атлетика. Низкий старт; медленный бег; бег на ско­рость с преодолением препятствий высотой 30—40 см; прыжки в длину и в высоту с разбега различными способами; передача эстафетной палочки в зоне 20 м на прямой и на поворотах; ме­тание мяча на дальность и в цель; кросс 1,5—2 км.

Лыжные гонки. Попеременный двухшажный, одновременный двухшажный и одношажный ходы; прохождение дистанции до 30 км; спуски и подъемы; торможения; игры на лыжах; эстафеты.

Конькобежный спорт. Скольжение на двух ногах, на одной ноге; повороты; торможение; старт.

Туристическая подготовка. В 5—6 классах проводится не менее двух однодневных и одного двухдневного похода с ночлегом в по­левых условиях. Учащиеся должны уметь пользоваться компасом, ориентироваться на местности, преодолевать препятствия, пра­вильно выбирать место для привала, разжигать костер, устанавли­вать палатку, снаряжаться для похода в зависимости от сезона, длительности и способа передвижения, вязать узлы, знать прави­ла поведения в походе, санитарии, гигиены и безопасности.

КЛАССЫ

Группы общей физической подготовки

Гимнастические, акробатические, легкоатлетические упражне­ния; бег на лыжах и коньках; спортивные и подвижные игры, элементы единоборств и др.

Спортивные секции

Гимнастика. Девочки: опорный прыжок согнув ноги (конь в ширину, высота 110 см); висы и упоры — брусья разной высо­ты, размахивание в висе, вис в упоре присев на нижней жерди, упор на верхней, спад в вис лежа на бедрах; угол; соскок углом; акробатика — перекаты назад, стойка на лопатках, поворот в сторону, два кувырка вперед, прыжок вверх прогнувшись; равно­весие (бревно) — наскок в упор; стойка на левом колене; по­лушпагат; танцевальные шаги. Мальчики: опорный прыжок — утлом махом одной и толчком другой (конь в ширину, высота 115 см); висы и упоры — прыжок в вис углом, вис стоя, оборот назад в упоре, подъем разгибом; брусья — стойка на плечах, сос­кок прогнувшись; акробатика — стойка на руках, переворот бо­ком, кувырок вперед и назад, стойка на голове и на руках си­лой. Гимнастика категории Б.

Легкая атлетика. Бег 60, 100, 1500, 3000 м; низкий старт и стартовый разгон; преодоление низких барьеров; прыжки в вы­соту и в длину с разбега; тройной прыжок с места; метание мя­ча в цель и на дальность с разбега; передача эстафеты.

Бадминтон. Подачи; удары слева, сверху и снизу; двусторон­няя игра.

Баскетбол. Ловля мяча двумя руками и одной рукой с под­держкой; ведение мяча с изменением скорости и направления движения; броски мяча одной и двумя руками разными спосо­бами с места и в движении; защитные действия против игрока без мяча и с мячом; действие двух нападающих против одного защитника; индивидуальные и групповые тактические действия; двусторонняя игра.

Футбол. Удары по катящемуся мячу внутренней стороной стопы, подъемом; остановка катящегося мяча подъемом и по­дошвой, остановка мяча грудью; удары по мячу головой; обвод­ка на медленной скорости; передача мяча партнеру; ловля низ­колетящего мяча вратарем; двусторонняя игра.

Волейбол. Верхняя передача и прием мяча снизу двумя рука­ми; нижняя и верхняя прямая подача мяча; прямой нападающий удар; одиночное блокирование; двусторонняя игра.

Хоккей. Ведение шайбы; бросок шайбы слева без поворота и с поворотом; остановка шайбы клюшкой; остановка соперника грудью; отбивание вратарем шайбы клюшкой; двусторонняя игра.

Гандбол. Передача мяча сверху; ведение мяча; бросок согну­той рукой сверху в движении, с остановкой и в прыжке; снятие мяча при замахе; блокирование мяча; передвижение вратаря в воротах, ловля мяча руками; индивидуальные действия игроков; нападение при численном перевесе; двусторонняя игра.

Лыжные гонки. Одновременный одношажный и одновремен­ный бесшажный ходы; попеременный двухшажный ход; пробе-гание дистанции до 5 км; спуски и подъемы в гору; преодоле­ние простейших препятствий.

Туристическая подготовка. Ежегодно проводится не менее че­тырех походов, в том числе один поход продолжительностью не менее двух дней с ночлегом в полевых условиях. Определение азимута на открытой и закрытой местности, использование то­пографической карты, траверс, спуск по склону с альпенштоком, страховка и самостраховка, доврачебная помощь, транспортиров­ка пострадавшего, преодоление препятствий.

ЧАСТЬ IV

Наши рекомендации