Часть I. Всеобщая История физической культуры
ИСТОРИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Учебник
Бакалавриат
Под редакцией С.Н.Комарова
Авторы:
Антонова Т.М.
Василевская Н.Г.
Комаров С.Н.
Курамшин Ю.Ф.
Цатурова К.А.
Санкт-Петербург, 2015.
СОДЕРЖАНИЕС.
ВВЕДЕНИЕ. История физической культуры как учебный предмет………………….5
Часть I. Всеобщая История физической культуры
Глава 1. Возникновение и первоначальное развитие физической культуры в первобытном обществе……………………………………………………………..…...7
Вопросы для самопроверки…………………………………………………12
Глава 2. Физическая культура в рабовладельческом обществе……………..12
2.1. Физическая культура Древней Греции ………………………………....12
2.2. Физическая культура Древнего Рима………………………………...…17
2.3. Физическая культура Древнего Востока……………………………..…19
Вопросы для самопроверки……………………………………………….…20
Глава 3. Физическая культура в Средние века……………………………….….21
3.1. Физическое воспитание феодалов …………………………………….…22
3.2. Физическое воспитание крестьян………………………………………24
3.3. Физическая культура горожан………………………………………….…25
3.4. Развитие педагогических идей о физическом воспитании в эпоху Возрождения……………………………………………………………………………27
Вопросы для самопроверки…………………………………………………32
Глава 4. Физическая культура и спорт в Новое время……………………….33
4.1. Развитие теоретических основ физического воспитания……………33
4.2. Образование и развитие национальных систем физического воспитания………………………………………………………………………………35
4.3. Становление развития спорта в Новое время…………………………46
Вопросы для самопроверки………………………………………………..55
Глава 5. Физическая культура и спорт в Новейшее время ……………….. 56
5.1. Физическая культура и спорт в первый период Новейшего времени56
5.1.1. Физическая культура и спорт в капиталистических странах………56
5.1.2. Международное рабочее спортивное движение……………………60
5.1.3. Международное спортивное движение………………………………64.
5.2. Физическая культура и спорт во второй период Новейшего времени...65
5.2.1. Физическая культура и спорт в странах социализма………………65
5.2.2. Физическая культура и спорт в капиталистических странах………67
5.2.3. Физическая культура и спорта в развивающихся странах…………69
5.2.4.Международное спортивное движение…………………………70 Вопросы для самопроверки…………………………………………………………….70
Часть II. История физической культуры нашей страны……………………….
Глава 1. Физическая культура у народов нашей страны с Древнейших времен до 18 века……………………………………………………………………………….
1.1. Элементы физической культуры у народов нашей страны до образования Киевского государства………………………………………………………………….73
1.2. Физическая культура в Киевском Государстве и русских княжествах в период феодальной раздробленности…………………………………………………76
1.3. Физическая культура в Русском централизованном государстве……….79
Вопросы для самопроверки……………………………………………………..82
Глава 2. Физическая культура России в 18 веке……………………………….82
2.1. Физическая культура в период образования Российской империи……82
2.2. Физическая культура дворянской империи 18 века…………………….85
Глава 3. Физическая культура России в 19 веке и начале 20-го века…….…90
3.1. Физическая культура России первой половины 19 века…………………90
Вопросы для самопроверки…………………………………………………….92
3.2. Физическая культура России во второй половине 19 века и начале 20-го века……………………………………………………………………………………….93
3.2.1. Развитие научно-теоретических основ физического воспитания………93
3.2.2. Физическая подготовка в армии………………………………………….98
3.2.3. Физическое воспитание учащейся молодежи…………………………..100
3.2.4. Развитие спорта и международные связи российских спортсменов..103
Вопросы для самопроверки……………………………………………………114
Глава 4. Становление и развитие советской системы физического воспитания
4.1. Физическая культура в период с 1917 года по 1930-е гг……………….115
4.2. Физическая культура в 30-е годы………………………………………….122
4.3Физическая культура накануне и в годы Великой Отечественной Войны.126
Вопросы для самопроверки……………………………………………………129
Глава 5. Развитие физической культуры после окончания Великой Отечественной Войны………………………………………………………………..130
5.1. Восстановление и дальнейшее развитие физической культуры и спорта (1945 – 1959 гг.)……………………………………………………………………….130
5.2. Новый этап в развитии социалистической физической культуры (1960-1991 гг.)…………………………………………………………………………………136
5.3. Физическая культура в постсоветской России…………………………145
5.4. Особенности развития физической культуры…………………………..148
Часть III. История международного спортивного и олимпийского движения……………………………………………………………………………… 153
Глава 1. Возникновение и первоначальное развитие международного спортивного и олимпийского движения…………………………………………153
1.1. Предпосылки возникновения международных спортивных связей……153
1.2. Хроника Олимпийских игр до первой мировой войны………………….157
Глава 2. Развитие международного спортивного и олимпийского движения в период между первой и второй мировыми войнами………………167
2.1. Характеристика периода……………………………………………………167
2.2. Хроника летних Олимпийских игр…………………………………..…….169
Глава 3. Развитие международного спортивного и олимпийского движения после второй мировой войны……………………………………………………….177
3.1. Характеристика периода……………………………………………………177
3.2. Хроника летних Олимпийских игр………………………………………..189
3.3. Хроника зимних Олимпийских игр……………………………………...213
.Вопросы для самопроверки …………………………………………………..237
Приложения………………………………………………………………………….238
Введение
История физической культуры является важным разделом научных знаний о физическом воспитании и спорте. Предметом ее изучения служит возникновение, становление и развитие физической культуры как составной части культуры общества, выявление и раскрытие общих закономерностей развития физической культуры у различных народов с древнейших времен и до наших дней.
Содержанием предмета история физической культуры является изучение различных форм, средств, методов, фактов и историй систем физического воспитания, спорта. Выявляя закономерности развития физической культуры и спорта, особо подчеркивается зависимость развития физической культуры от развития всей культуры человечества, смены общественно – экономических формаций.
Так физическая культура в первобытном обществе имела особенности, которые исчезли с появлением рабовладельческого общества. В свою очередь в условиях феодального общества возник новый тип культуры, который отличается от рабовладельческого и т.д..
Знание истории физической культуры помогает будущим специалистам познать и правильно оценить прошлое, избежать ошибок, которые имелись в этом прошлом взять оттуда лучшее, чтобы использовать в своей практике и учесть накопленный опыт для совершенствования. Таким образом, изучение физической культуры имеет большое воспитательное и образовательное значение, помогает формировать мировоззрение студента, дает специальные исторические знания, расширяет общий кругозор, повышает культуру, подготавливает к практической деятельности. История физической культуры как специфическая отрасль научных знаний имеет собственную историю. В нашей стране история физической культуры как учебная и научная дисциплина стала складываться во второй половине 19 века.
Наибольший вклад в ее становление и развитие внесли П.Ф. Лесгафт, А.Д. Бутовский, Е.А Покровский, Г.А. Дюперрон. В дальнейшем вопросы истории физической культуры разрабатывались несколькими поколениями отечественных историков, внесших весомый вклад в ее развитие, ставших авторами научных трудов и учебников, по которым и изучается ныне история физической культуры.
Для познания истории физической культуры нужно овладеть методами ее изучения, уметь правильно ответить на вопросы: что и когда было? Какое это имело значение для развития теории и практики физической культуры? Это значит, что нужно прежде всего знать исторические факты – такие факты, явления, события, которые повлияли на ход истории, имели существенные последствия, внесли в развитие физической культуры новое, важное.
Нужно также уметь осмыслить эти факты, выяснить причины их появления, проанализировать последствия, к которым они привели. Установить причинно – следственные связи. На основе изучения исторических факторов и их анализа необходимо уметь дать правильную объективную оценку, сделать выводы. Основными методами изучения физической культуры относятся: историко– теоретический анализ, обобщение и систематизация исторического материала; исторические аналоги; сопоставления и сравнения; изучение и обобщение практики развития физической культуры и спорта.
При изучении истории физической культуры используется различные источники, содержащие сведения о физической культуре и спорте. К ним относятся археологические и этнографические находки, памятники изобразительного искусства, различные письменные источники, архивные кино и фотоматериалы.
Структура учебника история физической культуры представлена тремя последовательными частями.
Первая часть. Всеобщая история физической культуры.
Вторая часть. История физической культуры нашей страны.
Третья часть. История международного спортивного и олимпийского движения.
Вопросы для самопроверки.
1. Каковы взгляды ученых на происхождения физических упражнений и игр?
2. Какова роль труда в возникновении и развитии физической культуры?
3. Какие формы физического воспитания относятся к самым ранним, какова их эволюция?
4. Каковы особенности физической культуры первобытного общества?
В эпоху Возрождения
Эпоха Возрождения или период позднего средневековья, когда в недрах феодального общества зарождаются основы капиталистического строя. Быстрое развитие промышленности, торговли, ставят человека во главе угла, что противоречило средневековой дворянской и религиозной идеологии в воспитании. Необходимо было возродить интерес человека к земной жизни, а не стоять на позициях церковной идеологии аскетизма, устремления в загробный мир.
Проводниками нового взгляда на место человека в обществе, его духовное и физическое воспитание были гуманисты. Их основная идея заключалась в том, что нельзя рассматривать физическое воспитание только как средство военной подготовки, оно должно служить также средством укрепления здоровья и развития физических сил. Это прогрессивная идея.
Среди гуманистов были не только врачи, писатели, философы, но и чистые практики.
Одним из практиков-гуманистов является итальянский гуманист Витторино да Фельтре (1378-1446). В городе Мантуе на средства правителя данного города герцога Гонзага он основал Академию физики, литературы и этики – школу, где в систему обучения он ввел принцип гармонического развития тела и духа, характерный для античности. Назвал он свое заведение «Дом радости». Он воспитывал в учениках смелость, отвагу, силу, способность переносить неудобства. Борьба, фехтование, плавание, соревнования в беге, прыжках, верховая езда, стрельба из лука, подвижные игры, танцы сочетались в его школе с изучением математики, логики, музыки и других предметов. Поощрял любознательность, активность, самостоятельность учеников. Был против телесных наказаний и зубрёжки. Применял методы наглядного обучения. Прививал навыки соблюдения элементарных правил гигиены.
Французский писатель-гуманист Франсуа Рабле (1994-1553) изложил свои гуманистические взгляды на систему умственного и физического воспитания в художественном произведении «Гаргантюа и Пантагрюэль». В данном фантастическом романе Рабле отвергает средневековый аскетизм, считает бессмысленным занятием заучивание богословских книг и противопоставляет средневековой схоластической системе свою систему обучения, построенную на свободе мысли и действий, что делает процесс обучения приятным для ребенка. Большое значение придавал Рабле физическому воспитанию, где считал необходимым соблюдать гигиенический режим и обязательное чередование умственных занятий с физическими упражнениями, которые представляли собой совокупность физических упражнений из древнегреческой гимнастики, а также полезных упражнений, применявшихся среди дворян и в быту народа. Он рекомендовал заниматься бегом, прыжками, метанием, стрельбой из лука, арбалета, пищали, пушки; плаванием на спине, на груди, на боку и прыжками в воду; фехтованием копьем, мечом, шпагой, рапирой, алебардой, кинжалом; верховой ездой, лазанием по канатам, деревьям и скалам; охотой, прогулками, греблей, борьбой, шахматами и выполнять гимнастические упражнения на перекладине, деревянном коне, упражнения с гантелями; играть в мяч и заниматься танцами.
Для того, чтобы обучать ребенка выполнять перечисленные выше физические упражнения, Рабле предлагает идеал учреждения «Телемская обитель», где были – стадион, ипподром; бассейн; трехъярусные бани со сменой температурного режима; театр, парк для прогулок; манежи для игр в мяч, конюшни, соколиная служба и псарни.
Заслугой Рабле является и то, что в отличие от других гуманистов он написал свой роман на родном французском языке, а не на латинском, к тому же в юмористическом духе. Благодаря этому, его книга приобрела широкую популярность среди населения.
Итальянский врач–гуманист, профессор медицины в ряде университетов Италии – Иероним Меркуриалис (1530-1606) написал первое руководство по гимнастике. В работе «Об искусстве гимнастики» Меркуриалис доказывает благотворное влияние занятий физическими упражнениями на душу. Тело человека, а также как одного из важных факторов формирования человеческой личности. Кроме того, автор описал все известные ему физические упражнения, их историю, возникновение, технику и методику применения. Так, все физические упражнения, которые служили средством укрепления здоровья, он считал важными и назвал их – «истинные». Физические упражнения, необходимые в военном деле, считал не очень нужными для укрепления здоровья, но так как это необходимо обществу, то военные упражнения получили название – «необходимые». Те же физические упражнения, односторонне направленные на достижение высоких результатов, то есть подготовку к соревнованиям и участие в них – считал вредными, называя их атлетическими и в которых пользы для здоровья человека он не видел. Занятия физическими упражнениями, как уверял Меркуриалис, должны приносить радость, а не утомление и следовательно цель занятий гимнастикой – поддерживать хорошее физическое состояние и укреплять здоровье. В связи с этими аргументом он назвал атлетические упражнения – «ложные».
Меркуриалис восхвалял купание, а не плавание; рекомендовал рыбную ловлю и выступал против соревновательного метода в физическом воспитании. Заслуга Меркуриалиса в том, что его методика носила общеразвивающее и оздоровительное направление в физическом воспитании, а также лечебно-профилактическое в медицине.
Мишель Монтень (1533-1592) – французский философ-гуманист считал духовную и физическую стороны личности человека равноправными частями целого и ставил вопрос о воспитании не только ума, но и тела. Свою позицию он ярко иллюстрирует в своей работе «Опыты». Взяв за основу взгляды древнегреческого философа Платона, М.Монтень сравнивает эти две стороны человеческой личности с двумя лошадьми, запряженными в карету, где одна лошадь хромает. Таким образом, карета, увы, поедет со скоростью хромой. Автор делает вывод, что только тот человек способен на большие достижения, если у него развиты полноценно обе стороны личности. Не ушел Монтень от других гуманистов и в рекомендациях, какими физическими упражнениями необходимо заниматься: бег прыжки, метания, борьба, фехтование, верховая езда, игры, танцы, прогулки и путешествия. Он считал, что в школах должна царить атмосфера радости и веселья. Призывал к изучению родины, родного языка, к осознанным знаниям, нужным для практической деятельности.
Важной вехой в развитии гуманистических прогрессивных идей, как общего так и физического воспитания молодежи, в период позднего средневековья была деятельность ранних социалистов-утопистов. Англичанин - Томас Мор(1478-1535) написал великое произведение об острове «Утопия», где главной причиной социального зла считал частную собственность, чем и обеспечил гениальность своему творению. Высшей ценностью считалось здоровье. Все дети получали умственное образование, трудовое обучение, нравственное и физическое воспитание. В часы забав занимались плаванием, играми, верховой ездой, бегом и другими военными и физическими упражнениями. Согласно идеям Мора, забота о всеобщем образовании и физическом воспитании населения острова была одной из важнейших задач правительства, а забота о здоровье и физическом развитии возведена в государственную обязанность каждого утопийца.
Итальянец – Томмазо Кампанелла (1568-1639) выступал против деления общества на бедных и богатых, пропагандировал такой тип государства, которое обеспечивает всестороннее развитие всех горожан и возможность всем участвовать в труде. Эти мечты Кампанелла изложил в своей книге «Город Солнца». В городе нет частной собственности, нет имущественного разделения, детей после 2-х лет обучали родному языку, истории, а также учили бегать, бороться, играть. С 6-ти лет, приобщали к естествознанию, ремеслу, занимаясь одновременно и физическими упражнениями: гимнастика, метание диска, игры и другие. Забота о теле человека была первейшей обязанностью, все вели активную жизнь, изобретали, трудились и совершенствовались в труде. Несмотря на утопический характер произведений Мора и Кампанеллы, в них они критикуют как феодальное, так и зарождающееся буржуазное общество с их системами воспитания и мечтают об обществе, где организация воспитания будет направлена на гармоническое развитие всех духовных и физических способностей человека, готового к трудовой деятельности и защите своей страны.
Весомый вклад дальнейшего развития прогрессивных идей в области воспитания внесли ученые, которые жили на рубеже средних веков и нового времени.
Начало педагогической науке положил выдающийся словенский педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592-1670). Свою педагогическую теорию он развивает, исходя из принципа природосообразности, то есть внимательно изучать природу и следовать ее законам, чтобы правильно воспитать ребенка. Полноценное развитие личности, считал Коменский, возможно лишь, когда она обладает крепким и здоровым организмом. Педагогика Коменского не ограничивалась только физической подготовкой, он придавал большое значение играм и другим физическим упражнениям, как важному средству нравственного воспитания ребенка. В его педагогических трудах «Великая дидактика» и других, мы впервые встречаемся с такой формой физического воспитания детей, которая включена в программу обучения школы и увязана с уроками по теоретическим предметам. Он предложил педагогам время длительных перемен, а также часть времени после обеденного перерыва использовать для занятий подвижными играми, физическими упражнениями и воспитательной работы. Рекомендовал игры в мяч, шары, кегли, жмурки; прогулки, бег, прыжки, борьбу, плавание, фехтование, кулачный бой и другие физические упражнения.
Большое влияние на развитие науки о физическом воспитании оказали научные труды ученых, которые изучали не только окружающую человека природу, как призывал Коменский, но и природу самого человека. Это положило начало зарождению таких наук, как анатомия, биомеханика, физиология.
Впервые голландский ученый Андреа Везалий (1514-1564) описал строение человеческого тела, что привело к исследованиям в области такой науки, как анатомия. Открыв законы кровообращения, английский ученый Уильям Гарвей (1578-1657) положил начало зарождению физиологии. Выдающийся ученый и художник Леонардо да Винчи (1452-1519) своими исследованиями положил начало науке биомеханике. За свою разносторонность его называют универсальным человеком. В его работах, моделях были и парашют, танк, велосипед. По его проекту в 20 веке в Норвегии был построен мост через фьорд. Наблюдая за полетом птиц, Леонардо да Винчи изложил свое видение летательного аппарата и другие изобретения.
Педагогические идеи гуманистов и научных исследования ученых рубежа средних веков и нового времени изменили и отношение части церковников к физическому воспитанию. Происходит реформация церкви и последователи ее считали физическое воспитание полезным делом. Как для укрепления сил человека, так и для отвлечения молодежи от вредных привычек.
Особенности физической культуры феодального общества:
1. Физическая культура при феодальном строе носила классовый характер.
2. Господствующие классы использовали физическую культуру для решения своих интересов и задач – военной подготовки.
3. Народные массы все шире использовали физическое воспитание не только для военной подготовки, но и для подготовки к труду.
4. В последний период существования феодализма создались условия для зарождения буржуазной культуры и возникновения гуманистических теорий о воспитании вообще и физического воспитания в частности.
Вопросы для самопроверки:
1. Какова периодизация истории средневековья?
2. Военно-физическое воспитание феодалов? В чем значение рыцарских турниров?
3. Развитие физической культуры в средневековых городах?
4. Взгляды гуманистов и ранних социалистов-утопистов на физическое воспитание?
5. Особенности физической культуры при феодальном строе?
Образование и развитие национальных систем физического воспитания.
Войны эпохи французской революции 1789 г. и последовавшие за ними завоевательные походы Наполеона в начале 19 века потребовали создания в европейских государствах массовых армий и введение всеобщей воинской повинности. Появилась необходимость вневойсковой военной и допризывной физической подготовки гражданского населения. Это ускорило процесс создания национальных систем физического воспитания, то есть систем общегосударственного масштаба.
Господство в военных действиях тех лет линейной тактики обусловило гимнастическую направленность этих систем, так как гимнастика лучше других средств физического воспитания готовила людей к четкому выполнению команд с одновременными действиями в строю, что требовалось для линейной тактики; позволяло точно воздействовать на отдельные части тела, обучать конкретным двигательным действиям. Следует понимать, что в то время гимнастика понималась шире, чем сейчас. В нее входили не только упражнения на снарядах или без них, но и естественные, в том числе прикладные физические упражнения.
По своему характеру все буржуазные национальные системы физического воспитания того времени отражали три направления в развитии гимнастики.
Первое направление выражалось в том, что средства гимнастики использовались преимущественно для развития у занимающихся способности ориентироваться в пространстве при любом положении тела, быстро овладеть сложными движениями и координировать их. Это направление преобладало в германских государствах и нашло отражение в немецкой системе гимнастики.
Второе направление в развитии гимнастики связано с обеспечением общего физического развития занимающегося, совершенствованием форм и функций организма без особого внимания на приобретение тех или иных практических навыков. Сторонники этого направления считали, что физически развитый человек легко может овладеть нужными прикладными упражнениями. Эта точка зрения преобладала в скандинавских странах и нашла приложение в шведской системе гимнастики.
Третье направление заключалось в том, чтобы воспитать у занимающихся практические навыки, сделать их выносливыми и закаленными, научить будущих солдат преодолевать время, пространство, препятствия, встречающиеся на поле боя. Сторонниками такого направления были авторы французской системы физического воспитания.
Каждая из национальных систем отражала своеобразие культурного, экономического и политического положения тех стран, где они возникли и развивались.
Немецкая система гимнастики сложилась в период оккупации Пруссии войсками Наполеона. Эта система создавалась на основе идеи объединения немецкой молодежи и подготовки ее к борьбе за освобождение страны. Организатором гимнастических занятий и основателем немецкой гимнастики был Фридрих Ян (1778-1852). С помощью своих единомышленников он оборудовал в Берлине, а затем и в других германских городах, гимнастические площадки, где молодежь занималась физическими упражнениями на гимнастических снарядах и одновременно слушала беседы патриотического характера. В основу гимнастики Ян положил упражнение на гимнастических снарядах и военные игры. Вместе со своими помощниками Эйземном, Фризеном и другими Ян составил большое количество упражнений на различных снарядах, более всего на перекладине, параллельных брусьях и коне. Система Яна еще не была законченной системой гимнастики, не была разработана организация учебного процесса. Занятия представляли смесь свободных упражнений по выбору самих учеников и групповые занятия по указанию руководителя. Свою гимнастику Ян называл «Турнкунст» (искусство изворотливости), а позднее немецкая гимнастика называлась «турнен».
Адольф Шписс (1810-1858) приспособил немецкий «турнен» к преподаванию его в школе и построил схему урока. Урок гимнастики начинался с «порядковых» упражнений. Это были преимущественно строевые и простые гимнастические упражнения для установления порядка на занятиях. Затем начинались «вольные» упражнения. Это были движения отдельных частей тела, заимствованные из суставной гимнастики Песталоцци и гимнастики Фита. Цель этих упражнений – подготовка учащихся к упражнениям на снарядах. Третьей частью урока были упражнения на снарядах. Для того чтобы в короткое время ученики могли проделать упражнения несколько раз. Шписс ввел групповые снаряды: длинную перекладину с несколькими стойками, длинные брусья с несколькими парами держателей, ряды лестниц, шестов и т.д. В последней части урока проводились игры и массовые упражнения.
Хотя Шписс разделял все упражнения на четыре степени сложности для различных возрастов, но это деление было чисто механическим без учета физического развития занимающихся. В своих методических указаниях Шписс требовал, чтобы занятия велись под строгим руководством учителя. Ученики должны были точно заучивать упражнения и не допускать никаких изменений.
Шведская система гимнастики создавалась по инициативе самого правительства страны, поручившее это профессору Пер Лингу (1777-1839). Пер Линг считал, что для физического воспитания нужно применять такие упражнения, которые укрепляют и развивают тело человека, т.е. гимнастика призвана укреплять здоровье молодых людей, гармонически развивать их тело, готовить, к военной службе. Все упражнения, в зависимости от целей, делились на четыре вида гимнастики – педагогические упражнения. Они включали упражнения для рук, ног, брюшного пресса, спины и боковых мышц туловища. Яльмар Лингразработал схему урока, подобрал и систематизировал упражнения, ввел специальные снаряды и выдвинул ряд методических положений, описал технику выполнения упражнений. Он разработал схему урока. По этой схеме урок состоял из 14-16 частей, которые следовали одна за другой в строгом порядке. Упражнения некоторых частей урока должны были резко повышать общее физическое напряжение (подтягивание, ходьба с подпрыгиванием, прыжки), некоторые успокаивать организм (равновесия, отвлекающие и дыхательные упражнения). В результате схема урока, перенесенная на чертеж, представлялась в виде сильно изломанной линией, так называемой кривой урока. В те времена она многим казалась научно обоснованной, что являлось одной из причин распространения шведской гимнастики в других странах. Существенными признаками шведской гимнастики была симметричность, прямолинейность и угловатость выполняемых движений. Точному положению рук, ног и туловища уделялось исключительное внимание. Во время выполнения упражнений делалось много пауз. Противники шведской гимнастики называли ее гимнастикой поз, а не движений. Для более эффективного выполнения упражнений Я.Линг ввел новые снаряды (шведская стенка, шведская скамейка, двойной бум и др. Применялись и старые снаряды (конь, канаты, лестницы). Назначение шведских снарядов принципиально отличались от назначения старых снарядов, где занимающийся должен стремиться проделать все движения, какие только возможно выполнить на снаряде (в немецкой гимнастике). В шведской гимнастике снаряды лишь помогают лучше выполнить те упражнения, которые предусмотрены планом урока. Они либо облегчают, либо затрудняют движения, либо создают лучшее исходное положение для ног. Для шведской гимнастики были характерны симметричность прямолинейность, малая амплитуда и угловатость движений, излишняя статичность усилий. Но, несмотря на эти недостатки, она своей гигиенической направленностью и методической обоснованностью выгодно отличалась от немецкой гимнаст.
Причина возникновения французской системы гимнастики была связана со стремлением правящих кругов Франции возродить военную мощь армии, ослабленную после поражения Наполеона. Полковником Франциско Аморосом (1770-1848) была составлена система гимнастических упражнений военно-прикладного характера. Эта система имела большое практическое значение для подготовки солдат и офицеров. Аморос старался учитывать и влияние упражнений на организм, но считал это делом второстепенным. Лучшими упражнениями он считал такие, которые образуют навыки, необходимые в жизни, особенно в военных условиях. Это были преимущественно военно-прикладные упражнения: ходьба и бег на местности с препятствиями и без них, различные прыжки, в том числе с помощью ружья или палки, в вооружении и без него, упражнения в равновесии, лазания и перелезания, переноса груза, плавание, в том числе в одежде с оружием, борьба, метание, стрельба, фехтование и вольтижировка. Для некоторых упражнений Аморос применял снаряды, но эти снаряды играли роль препятствий, которые нужно преодолеть с наибольшей скоростью и экономией сил. Главным снарядом были лестницы, канаты, шесты, заборы и т.п.. Иногда упражнения выполнялись под песню. Аморос считал это полезным для развития движения и для возбуждения патриотических чувств. В проведении урока Аморос не придерживал, какой либо схемы. Он лишь устанавливал общие принципы: упражнения должны проводиться последовательно, от легких к трудным, от простых к сложным, при занятиях нужно учитывать индивидуальные особенности учеников. Аморос указывал на то, что действие одного и того же упражнения можно усилить и ослабить, изменяя его скорость, направление и амплитуду. Он первым ввел письменный учет результатов занятий, введя контрольные карточки на каждого ученика. В эти карточки вносились данные физического развития. Таким образом, в системе Амороса было немало ценных методических указаний для проведения занятий.
Дальнейшее развитие систем гимнастик происходит с середины 19 в. По начало 20 в. Это связано с обострением противоречивости капитализма во всех областях общественной жизни, в том числе и в сфере физической культуры. Особенно ярко в физической культуре проявились три главных противоречия: между трудящимся и эксплуататорами, между господствующими и угнетенными нациями, между самими капиталистическими странами.
Первое из противоречий привело к применению физической культуры в политических целях. Буржуазия стремилась использовать физическую культуру как средство отвлечения трудящихся от революционной борьбы, поощряя создания спортивно – гимнастических организаций и беря под контроль их деятельность.
Второе противоречие привело к усилению националистических тенденций в деятельности физкультурных организаций и появлению новых систем физического воспитания, связанных с воспитанием молодежи в духе буржуазного национализма. Угнетенные народности использовали физкультурные организации как форму объединения молодежи в духе буржуазного национализма- освободительной борьбе.
Третье противоречие привело к военизации физической культуры, созданию систем физического воспитания. Появились системы, научно обоснованные с позиций того времени. Возникли и специальные системы физических упражнений для конкретных групп и специальной направленности: системы, положившие начало современной художественной гимнастики, различные системы специальных физических упражнений. Наиболее известными системами, сложившимися в этот период, были: Сокольская гимнастика, система физического образования П.Ф. Лесгафта, гимнастика Ж.Демени, естественный метод Ж.Эбера, «Основная гимнастика» Н.Бука.
Сокольская гимнастика. В середине 19 в. в Чехии возникло так называемое Сокольское движение. Это было культурническая организация, создававшая библиотеки, кружки различной самодеятельности, добровольные пожарные команды и т.п. и это было как форма объединения чешской молодежи для подготовки к борьбе за независимость Чехии от Австро –Венгерской империи, под гнетом которой находились чешский и другие славянские народы, жившие в центральной Европе.
Главной основой Сокольского движения были гимнастические организации, автором которых был Мирослав Тырш ( 1832-1884). Сокольские общества получили широкое распространение. Их идея заключалась в стремлении к физическому и нравственному совершенствованию всего народа к развитию в нем национального чувства, равно как и чувство единства вне сословий. Организаторы сокольского
движения добивались внутренней дисциплины, соблюдением точной формы всех движений и строгим выполнением традиций. Большое распространение получили слеты соколов и гимнастические выступления на стадионах в сопровождении музыки и пения. Соколы во главе с Мирославом Тыршем разработали систему гимнастических упражнений на снарядах с предметами, без предметов. Взамен многократного повторения упражнений, как это было принято у немцев, они ввели комбинацию различных упражнений обращая большое внимание на четкость и чистоту движений. Тем самым они переделали старый турнен в спортивную гимнастику. Соколы ввели единый для всех гимнастический костюм (соколки и рейтузы ), музыкальное сопровождение для так называемых вольных движений и упражнений с предметами. Все, что выглядело некрасиво, Соколы исключали. Все упражнения они разделили на четыре группы: 1) упражнения на снарядах (перекладина, конь, брусья и т.д.) ; 2) упражнения со снарядами ( различные предметы: палки, булавы, шарфы для девушек, макеты холодного оружия для мужчин и др); 3) упражнения групповые ( пирамиды, упражнения акробатического типа и др.); 4) бое