Сюжетообразующие наборы материала и его размещение

Для игры детей 2-3 лет, почти всецело зависящих от внешней обстановки, необходимы наборы (комплексы) игрового материала, в которых представлены все типы сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства).

В пространстве группового помещения достаточно иметь 3-4 таких целостных комплекса (традиционно в дошкольной педагогике их называют тематическими зонами). Это комплексы материалов (и часть пространства) для развертывания бытовой тематики: 1)шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола; 2) пара кукольных кроватей, шкафчик с "постельными принадлежностями", диванчик, на котором могут сидеть и куклы, и дети. Еще один тематический комплекс: домик-теремок — ширма, со скамеечкой или модулями внутри, где могут "жить" мягкие игрушки-звери, прятаться и устраивать свой "дом" дети; здесь же может развертываться игра взрослого с детьми по мотивам простых сказок. И наконец, тематический комплекс для разнообразных "поездок": автобус-каркас с модулями-сидениями внутри и рулем на фасадной секции.

Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, передвижных ящиках на колесиках, пластмассовых емкостях, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов и т.п. Все материалы, находящиеся в поле зрения, должны быть доступны детям.

Материалы для игры с правилами

В возрасте от 2 до 3 лет ребенок овладевает элементарным действием по правилу (осуществлять одинаковые действия одновременно или поочередно с другими участниками игры). Это только предтеча игры с правилами. Материальной опорой таких действий служат разнообразные мячи, шары, с воротцами для прокатывания, желоб для прокатывания шаров и симметричных тележек, машин, зверей на колесиках (от одного ребенка к другому и обратно). Частично эти предметы совпадают с материалами для развития двигательной активности детей (см. раздел "Материалы и оборудование для двигательной активности").

Примерный набор игровых материалов для первой младшей группы

Материалы для сюжетной игры

Тип материала Наименование Количество на группу
Игрушки-персонажи Куклы крупные (35-50 см.) 5 разные
Куклы средние (25-35 см.) 5 разные
Мягкие антропоморфные животные, крупные (35-50 см.) и средние (25-35 см.) 8 разные
Звери и птицы, объемные и плоскостные на подставках (мягкие, ПВХ, деревянные, 15-20 см.) 15-20 разные
Звери надувные, крупные 2-3 разные
Игрушки-предметы оперирования Набор чайной посуды (крупной) 2-3
Набор кухонной посуды (крупной) 2-3
Миски (тазики)
Молоток (пластмассовый)
Набор овощей и фруктов (объемные - муляжи)
Комплект постельных принадлежностей для кукол
Грузовик (крупный, деревянный или пластмассовый)
Тележка-ящик (крупная)
Звери и птицы на колесах (каталки - с палочкой или шнурком) 5 разные
Автомобили с открытым верхом (крупные и средние) 5 разные
Кукольные коляски, соразмерные куклам (складные)
Конь, (или другие животные) на колесах / качалка
Телефон
Ведерки
Маркерыигрового пространства Кукольный стол (крупный)
Кукольный стул (крупный)
Кукольная кровать
Кукольный диванчик
Шкафчик для кукольного белья
Кухонный шкафчик, (соразмерный ребенку)
Кухонная плита, (соразмерная ребенку)
Ширма-остов домика
Складной остов автобуса (вагончика) с рулем
Полифункциональные материалы Объемные модули (набивные или надувные: кубы, валики, параллепипеды)
Ящик с мелкими предметами-заместителями  

Материалы для игры с правилами



Тип материала Наименование Количество на группу
Для игр на ловкость Шар и воротца (набор)
Желоб для прокатывания шаров и тележек
Мячи (разного размера)

Вторая младшая группа

Материалы для сюжетной игры

С трех лет дети становятся более требовательными к "похожести" игрушек на реальные вещи.

Игрушки-предметы оперирования начинают обрастать большим числом деталей (увеличивается также их тематическое разнообразие), т.е. по параметру внешнего облика игрушки осуществляется движение в сторону ее большей реалистичности. Вместе с тем, в соответствии с усложнением игры ребенка, условность игрушек по параметрам размера и готовности, напротив, должна усиливаться (это могут быть уже игрушки меньших размеров, соразмерные не самому ребенку, а небольшой кукле, по отношению к которой осуществляется орудийное действие — ее кормят, катают в машине и т.п.).

Игрушки-маркеры условного пространства для детей 3-4 лет сохраняют свои характеристики, являясь примерно такими же, как и в первой младшей группе. Их состав может быть обогащен прототипической ширмой-"прилавком" (имеющей многофункциональное значение — магазина, аптеки и пр., в зависимости от расширяющихся детских игровых интересов). Наряду с прототипическим маркером многофункционального "транспортного средства" — ширмой-автомобилем, или вместо него, может использоваться скамеечка со съемным рулем на одном конце (на ней помещаются "водитель" и пара пассажиров).

Игрушки-персонажи (куклы и антропоморфные мягкие животные) для детей 3-4 лет приобретают больше реалистических черт и уменьшаются в размерах (до среднего). Также для этого возраста полезны прототипические по облику игрушки-персонажи из известных народных и авторских сказок, мультфильмов, детских телепередач (среднего размера — до 10-15 см.), с которыми ребенок может разыгрывать соответствующие сюжетные события. Для такой игры необходим набор персонажей (по крайней мере, два персонажа) из одного смыслового контекста (например, Филя, Хрюша и Каркуша из телепередачи "Спокойной ночи, малыши"; Красная шапочка и Серый волк; крокодил Гена и Чебурашка и т.п.). Полезны будут эти персонажи как в виде обычных кукол, так и в виде наручных кукол би-ба-бо, плоскостных фигур на подставках (все — среднего размера).

Полифункциональные материалы практически те же, что и в первой младшей группе. Все большее значение приобретают крупные строительные наборы, элементы которых используются как маркеры игрового пространства (для обозначения домов для кукол, зверей, для гаражей, зоопарков и пр., в связи с расширяющейся тематикой детской игры).

Наши рекомендации