Городища с апсидными постройками
Городища Вучедол и Сарваш в Северо-Западной Югославии71 (рис. 10-17), НитрянскиГГрадокв
[та X. Конец Древней Европы: вторжение скотоводовт южнорусских степей и преображение Европы
![]() | |||
![]() |
окрестностях Нитры и Левоча в Западной Словакии'2, ряд укрепленных пунктов в Австрии в окрестностях Вены и Мелька, а также некоторые поселения в Южной Польше, по-видимому, служили резиденциями вождей. Все они имеют большое сходство с такими труднодоступными и сильно укрепленными городищами, как Михайловка на Нижнем Дне-пре и Ливенцовка в Ростове-на-Дону.
В Вучедоле на вершине холма стояло два апсид-ныхдома классической фазы баденской культуры. Считается, что в одном жил вождь, а во втором были кухня и кладовая. Они были выстроены из вертикальных столбов с глиняной обмазкой, полы были глинобитными, внутренние стены делили пространство на несколько комнат, в каждой из которых имелся рмоууольный очаг. Апсидные дома встречаются также в Болгарии (Караново VII и Нова-Загора), в Македонии, Северо-Восточной (Ситагрой V: рис. 10-18). Центральной и Южной Греции (Лерна IV, Фивы, Асине), а также в Турции (Троя Ib и Караташ в Ли-
). Апсидные дома баденско-эзерской культуры
лялись только в самых главных городищах. В Пане XXXIV—XXXI11 вв. до н. э. апсидные дома (в Мегиддо, Мэзере, Иерихоне VII-VI, Бет-Шеане XVI, Рош-Ханнигре II Хирбет-Керахе I Тель-Ярмуте В И.Библосе III) появились вместе с некоторыми дру-тми элементами чуждой культуры (серой керамикой Спицами и медными орудиями 73 не исключено' что это было одно из последствий второй волны кур-
ной культупы которая не остановилась на Дарда-...шах, но докатилась до Восточного Средиземномо-
Поселения
Типичное поселение баденской культуры стояло аречной террасе или мысе. Жилищами служили большие (самые крупные - 3,5 на 4,5 м) прямо-льные полуземлянки с двускатной кровлей, которую поддерживали деревянные столбы. Глинобитные очаги имели круглую или прямоугольную форму. I Наземные постройки чаще всего встречаются в За-шной Словакии и в Венгрии. Поселения баденской культуры могли быть постоянными или сезонными. Первые более характерны для горных районов и северо-западного крыла этой культуры в то время как небольшие и краткосрочные стоянки чаще встречаются на равнинах Восточной Венгрии и Югославии. Расположение постоянных поселений явным обра-юм обусловлено традициями древнеевропейских на-I шов.
Хозяйственный уклад
Хозяйственный уклад баденской культуры не был I единообразен по всей территории ее распространения: на северо-западе преобладало земледелие74, в
других местах - в особенности в Восточной Венгрии и Северной Югославии - главную роль играло скотоводство. Среди растительных остатков75 ботаники идентифицировали пшеницу (в первую очередь эммер), ячмень, просо, овес, бобовые и, возможно, рожь, в то время как лесные орехи, раковины, вишневые косточки и обугленные сухие яблоки свидетельствуют о наличии собирательства. Среди костей домашних животных преобладают останки крупного рогатого скота, далее идут овцы, козы, свиньи и лошади. Загоны для скота занимали площадь в 500—600 кв. м, вокруг них были вырыты канавы и поставлен примитивный забор из веток и столбов различной величины76. Костей овец и косуль больше в более просторных и богатых домах77. Производящее хозяйство в значительной мере дополняли рыбная ловля и охота о чем свидетельствуют рыболовные крючки и скопления рыбьих костей, а так-же костей медведей, кабанов, зубров, косуль, волков лис и зайцев.
Указания на существование местной металлургии относятся к классической фазе баденской культуры. В Сарваше (Северная Югославия) при изготовлении черешкового кинжала и плоского топора, по-видимому, использовалась открытая литейная форма из песчаника78. В мужских захоронениях порой встречаются треугольные кинжальные лезвия с отверстиями для заклепок.