Культура сескло (ок. 6500-5500 гг. до н.э.): центрообразующие телли и связанные со святилищами группы домов
Рис. 9-1 |
Нам до сих пор очень мало известно о политической и экономической структуре древнейшего неолита. Предполагается, что каждое сельское сообщество осуществляло контроль над собственными производительными ресурсами, земледелием, разведением скота и другими способами обеспечения достаточного пропитания. Однако не следует считать, что древнейшие пахари Юго-Восточной Европы были примитивными земледельцами. Нет, они занимались не только производством продуктов пропитания но и торговлей строительством домов и святилищ, резьбой по камню, кости и дереву а с середины VI Iтыс. до н.э. — изготовлением керамики. Но что самое важное они были способны воплощать свои религиозные пред-ставленияв скульптуре и в рисунках используя при этом сложную систему символов. Мы также не должны забы-
вать что они непрерывно СОППИкаса-лись с жителями Эгейского и Среди-земноморского побережья которые были мореплавателями и что не так
С 6500 по 6000 г. до н.э. есть свидетельства существования центрообра-зующих теллей, которые, возможно, играли роль местных религиозных центров. Они были обитаемы на протяжении столетий, порой - тысячелетий, при этом от них постоянно откалывалась часть обитателей, которые образовывали новые поселения в радиусе 5—20 км.
Есть авторы, которые склонны видеть в некоторых чертах классической культуры сескло, существовавшей в Фессалии в начале VI тыс. до н.э., признаки иерархичности7. Так, Сескло, постоянное поселение-телль на холме возле ущелья (см. рис. 2-4, 2-5), было обозначено как «акрополь», а поселение по ту сторону ущелья — как «го-
род». По подсчетам Д.Теохариса, город покрывал поверхность в 20—25 акров и имел около 3000 жителей. В 1973 г. он писал: «Теперь мы почти уверены, что самая высокая часть поселения — на самом деле акрополь маленького средненеолитического городка»8.
Как мне представляется, термин «акрополь» здесь может ввести в заблуждение. Кроме того, археологи (Цунтас в начале XX в. и Теохарис в 1970-е гг.) говорят о «мегаронах», располагавшихся в центре поселка, в котором было раскопано около 30 домов. А ведь отсутствие заметных построек в центральной части, — которое может быть свидетельством отсутствия иерархии, — отмечалось всеми учеными, проводившими раскопки поселений культуры сескло. Как мне кажется, мегароны культуры сескло — совсем не те центральные постройки раннего бронзового века которые служили жи-лищами вождей. Что же касается каменной стены, возведенной вокруг телля Сескло, то в ней, очевид-
Ima IX. Структура общества
ным образом, была необходимость из-за крутизны холма.
Эти дома с двумя комнатами (одна чуть побольше, другая чуть поменьше), которые работавшие в Сескло археологи сочли мегаронами, на самом деле были святилищами: это подтверждают мои собственные раскопки в Ахиллейоне (см. рис. 7-46), поселении приблизительно 6000-5800 гг. до н.э., т.е. того же периода, что и «мегароны» Сескло. Подобного рода святилища обнаруживаются и в малых, и в больших поселениях и своей архитектурой почти не отличаются от обычных жилищ, за исключением того, что в них, как правило, две комнаты (собственно святилище и мастерская). В Сескло самое большое число керамических находок было сделано в двухкомнатном святи-лище в том числе обнаружены удивительно красивые кувшины (рис. 9-1). В святилище как тиковом (комната слева) было каменное возвышение (алтарь) и следы стоявших посередине двух деревянных колонн.
Святилища располагались в непосредственной близости от жилищ. В ранненеолитическом поселении Неа-Никомедия (Македония, ок. 6300-6100 гг. до н.э.) большое святилище шириной около 12 м было окружено шестью домами шириной около 8 м, распоооженными в 2—5 м друг от друга (рис. 9-2)9. Внутри него были найдены скульптуры Богини-птицы, аски (сосуды, очертания которых напоминают
птиц), сосуд с изображением лика богини на горлышке, чрезмерно большие, не бывавшие в употреблении топоры (символы Богини) из зеленого камня и другие сакральные предметы.
Обычай возводить церкви рядом с жилыми домами, архитектурно их ничем не выделяя, по сей день жив в деревнях и в небольших городках Эгейских островов. Семья или несколько связанных родственными узами семей, живущих в 4—6 домах, имеют свою маленькую церковь, забота о которой лежит на женщинах. Православные священники —для них редкие гости, и служат они лишь по особо торжественным случаям. Эту традицию я сама имела возможность наблюдать в последние десятилетия на островах Скирос, Парос, Наксос, Китнос, Мелос, Миконос и других.
Взаимосвязь между более крупными поселениями-теллям и и окрестными поселками, как и между обычными домами и святилищами, не всегда достаточно выявлена, поскольку поселения редко бывают раскопаны полностью. Однако можно утверждать, что здесь есть достаточно прочная и повторяющаяся на протяжении тысячелетий закономерность: отсутствие акрополей, мощных укреплений и особых центральных построек. Что касается святилищ, то они обязательно включены в повседневную жизнь поселения.
Рис. 9-2 |
Рис. 9-1 Похожее на жилой дом двухкомнатное святилище изСескло, Фессалия. Справа мастерская с чердаком для сушки керамики; слева-культовое помещение с глиняным алтарем, покрытым плоскими камнями. В середине комнаты найдены следы двух колонн. Средний неолит, Сескло. Ок.UX-LVIIвbb. до н.э.; ширина 7 м.
Рис. 9-2
Ранненеолитическое поселение Неа-Никомедия, Македония: план жилых домов и святилища (большое строение в центре). Ок. 6300-6100 гг. до н.э.
Гимбутас М. Цившизацяя Великой Богини