Раннее земледелие в Северной Франции

Поскольку Бретань в основном привлекала исследователей благодаря своим мегалитическим монументам, наши сведения о прочих характеристиках здешнего неолита остаются весьма неполными. По всей видимости, к середине—концу VI тыс. до н.э. население северо-западных районов Франции не только собирало моллюсков, но и одомашнило некоторых животных. Во всяком случае останки домашних собак, овец и коз были обнаружены в слоях Тевьека, а крупного рогатого скота — на острове Оэдик (департамент Морбиан)16. Более того, похоже, что в Диссиньяке (департамент Атлантическая Луара), на ост­рове Карн (департамент Финистер) и в Ле-Фуайяже (о. Гернси, Нормандские острова) мегалитические памятники возводились на расчищенных землях: там была найдена пыльца зерновых культур.

Целый ряд территорий Восточной и Северной Франции вплоть до Нормандии и Нормандских островов представляют собой крайнее западное ответвление культуры линейно-ленточ­ной керамики, о которой шла речь в главе П.

Средний и поздний неолит

Пришедшая на смену кардиал культура во Франции имену­ется шассе, в Швецарии - кортайо, в Северной Италии - ке­рамикой с квадратным горлом (ее затем сменит керамика ла-гоцца), а в окрестностях испанской Барселоны она представ­лена ямными погребениями в каменных цистах. Характерной чертой этих культур являются мегалитические гробницы (о них речь ниже), которые рассыпаны вдоль всего Атлантического побережья. В целом все эти группы родственны друг другу: не­даром археологи порой рассматривают культуры шассе-лагоц-ца-кортайо как единый феномен. Это тот этап развитого не­олита, когда жизнь людей становится все более оседлой и все более зависимой от выращивания плодов, а их керамическая и каменная индустрия достигает достаточно высокого техноло­гического уровня.

Лучше всего последовательную смену культур можно про­следить по ряду стратифицированных отложений в пещерах, где имеются остатки керамики кардиал, эпикардиал, изделий ранней и развитой культуры шассе (Франция) или керамики с квадратным горлом и лагоцца (Италия) (рис. 6-5В). Согласно радиоуглеродным датировкам, это V— начало IVтыс. до н.э. (Табл. 19, 20).



Рис. 6-5В В Лигурии и в Южной Фран­ции поверх слоев с краами­кой эпикардиал лежачи ыи средненеолитической ульь­туры с характерными оорш­ками с квадратным гор.» Приводимые здесь обрам найдены в стратифициро­ванной пещере Арене-К» диде, Лигурия. Конец V-начало IV тыс. до н. э.

[.ш еI. ЗаЗадноевропейский неолит






Культура шассе во Франции

В V-IVTbic. до н.э. почти вся территория Фран­ции входила в ареал распространения шассе — уди­вительно гомогенной культуры, почти не знавшей ни временных, ни географических вариаций (Табл. 19). Своим названием она обязана Камп-де-Шассе, позд­нему поселению культуры шассе, стоявшему на вер­шине холма (департамент Соны и Луары).

Ранняя культура шассе

Самые древние поселения культуры шассе, или, как их называют, «протошассе», были расположены кзападу от Роны. Можно предположить, что эта куль­тура распространялась вверх по Роне, затем колони­зовала Гран-Косе и в конце концов достигла Париж­ского бассейна и территории Юры-Бургундии. Для нее был характерен постоянный рост численности населения и количества поселений. На интенсифи­кацию земледелия указывают такие находки, как зер­наэммера, мягкой пшеницы, ячменя, бобов и вики, шкже каменные жернова и зернотерки, кремневые вкладыши для серпов с кварцевым блеском. Возрос-лои количество каменных топоров: это свидетельст­вует отом, что люди все больше рубили деревья, рас­чищая землю ПОД ПОЛя. Однако они по-прежнему не отказывались от охоты, рыбной ловли и сбора мол­люсков

Каменные изделия и торговый обмен

Почти во всех поселениях культуры шассе нахо-
ш кремневые наконечники охотничьих стрел,
имеющие скошенную, ромбовидную и листообраз­
ную форму. Считается, что высококачественный
светлый кремень, который в большом количестве шел
на изготовление орудий, имел местное происхожде­
ние: его добывали в бассейне Нижней Роны. Для из­
готовления крупных каменных инструментов исполь­
зовались твердые пиренейские породы, а разнообраз­
ные цветные минералы — нефрит, металазит, ,кллзит
ипироксенит - прибывали в эти места от подножий
Альп через Лигурию. Широко применявшийся для
изготовления бус варисцит (калле) добывали в
окрессностях Барселоны (Can Tintore а Gava). Обси­
диан поступал с Монте-Арчи (Сардиния) и изЛипа-
рн". Раскопки в Плюссюльене (центральная часть
Бретани), где расположено месторождение долери­
та из кототоро озготавливалл иаменные еопоры ,о-
шали, что на протяжении всего IV тыс. до н.э. здесь
веласьпланомерная добыча камня Долеритовыето-
гаш зафиксированы почти по всей Франции атак-
« в Юго-Западной Британии. ,

Помимо обсидиановых инструментов и каменных топоров носители культуры шассе умели искусно ырезать и отшлифовывать каменные шарики (по

всей видимости, ритуального назначения) и делать браслеты из известняка: последние встречаются в целом ряде поселений на юге Франции.

Керамиаа

Керамику шассе отличает высокое качество лоще­ния — у нее почти глянцевая поверхность — и, как правило, свинцовый (с уклоном в темно-коричне­вый) или же бежевый цвет с желтым или кирпично-красным оттенком. Самые распространенные ее фор­мы — низкие чаши, килеобразные чаши и мешковид­ные горшки с круглым дном. Благодаря примеси зерен кальцита или кварца изделия культуры шассе отличает особая текстура. По мере развития культу­ры разнообразие форм и декора изделий продолжало возрастать: у них появились «плечики» и «кили»; кро­ме того, к ним присоединились шаровидные горшки с цилиндрическим горлом и блюда с широким и пло­ским горизонтальным краем. Последние - больше всего их на юге Франции — напоминали мелкие су­повые тарелки; их широкий край украшал прекрас-ный геометрический узор Отличительной чертой культуры шассе также являлись полые подставки для сocvnOH с круглым дном Они как правило имели круглую или квадратную Форму и были украшены сложным геометрическим узором Его наносили пои помощи тонкой резьбы сперва наносился геометои-ческий рисунок затем его заполняли линиями или

точками рядамитре\лпльников «rem* ромбпиигш

оалТкрасную илГбелую краску чтобы добиться аЬ ^ет^н^^Г^ошикмннй^^тт^­^^о^йоб^пГ^^ашо™™^2^ б^с^сляшов^и«ы ZL -^п™™™

?рис 6 6) пшдних стадиях данной культуры

Поселения и жилища

Стоянки располагались у лагун, у высохших болот или на террасах и сильно отличались друг от друга своими размерами. Одни занимали от 4 до 5 га, дру­гие — территорию в 20 или даже в 30 га. Среди самых крупных из раскопанных стоянок— Сен-Мишель-дю-Туш, которая располагалась на реке Гаронна, не-




Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Бт



Раннее земледелие в Северной Франции - student2.ru

Рис. 6-6

Рис. 6-6 Артефакты культуры шага Южная Франция. (1-7) Наи нечники стрел и буры, (!■ 12) цилиндрические конич! ские сосуды с (9) ручками виде «флейты Пана», (10, II перфорированными ушш) Пещера в, очаг 7, Бодш (Вар), район г. Марсель.


Раннее земледелие в Северной Франции - student2.ru


Гди VI. Западноевропейский неолит




Раннее земледелие в Северной Франции - student2.ru подпеку от Тулузы. Ее прямоугольные постройки имели приблизительно 12 м в длину и 2,5 м в шири­ну; их полы были вымощены булыжником. В Сен-Мишель-дю-Туш удалось найти более 300 полов жи-ищ, относящихся к разным эпохам существования поселения (радиоуглеродные датировки указывают на то, что длилось оно приблизительно тысячелетие, 5500-4500 до н.в.: см. Табл. 19). Стены, скорей всего, были глинобитными или обмазанными глиной18. Кроме того, там были найдены две ограды, отделяв­шие поселок от края мыса, на котором он располо­жен; они отстояли друг от друга на 50 м. Судя по его размерам, не исключено, что это было что-то вроде ентра области. В ряде других поселений также зафик-с,|рованы небольшие полуземлянки.

Дома с мощеными полами строили и в эпоху позд­него неолита. Поселок из 9 таких домов был раско­пан в Дорио, Фелин-Минервуа (Южная Франция): ■н принадлежит к культурной группе феррьер, охва-,швшей департаменты Эро, Гар и Ардеш. Это были большие прямоугольные постройки размером 5 на '.А м - 5,8 на 2,8 м с массивными опорными ссолба-ипо угллм19.

Погребения в каменных цистах

Ямные погребения в каменных цистах (sepulcros iefosa) датируются IV— началом мII ттс. дд о.э.э :и много в окрестностях Барселоны (провинция Ката­лония). Среди сделанных там находок следует выде­лить неорнаментированные горшки и чаши, порой с трубчатыми ручками и ручками-пуговицами. Свои­ми формами они напоминают керамику групп шассе илагоцца. Обычный погребальный инвентарь - бусы и:з кости и раковин, нуклеусы из кремня и обсидиа­на, полированные топоры и трапециевидные нако­нечники стрел.

На юге Франции покойников хоронили в скорчен-ной или в вытянутой позе в ямах овальной формы, которые внутри могли быть облицованы булыжни­ком. Погребальный инвентарьбыл скудным: по боль­шей части сосуды и предметы, имевшие символиче-™ значимость. В Сен-Мишель-дю-Туш в одной «некой могиле были обнаружены 4 челюсти ежей, арядом с ними — сосуд, в котором лежала крохотная чашка. В другой могиле был найден просверленный резец кабана.

В слоях шассе встречается мало глиняных стату­эток или более крупных скульптур, в особенности если сравнивать с Юго-Восточной Европой, где они исчисляются сотнями. Возможно, что в здешней тра­диции статуэтки были деревянными, поэтому до нас просто ничего не дошло. Однако в этих местах ино­гда встрееаются довольно крупные каменные скульп­туры. Один из самых впечатляющих образцов дати­руется приблизительно 4000 г. до н.э., имеет 50 см в шеоту и выполнен из аркоза, местного камня из Ка-

денак-ле-О, провинция Ло. У статуи большая грудь, над которой вырезан знак в виде «V», круглые глаза и рот и огромные трехпалые руки. Эти черты позволя­ют идентифицировать ее как изображение Богини-птицы, дарительницы жизни, кормилицы и источни­ка возрождения (воспроизведение данного артефак­та см. в моей книге «Язык Богини» (1989), рис. 50). Судя по этим примечательным скульптурам, по вы­резанным на сосудах символам и известняковым, ус­ловным антропоморфным статуэткам, культуре шас­се была свойственна та же система религиозной сим­волики, что и большей части Древней Европы. И хотя культура шассе относится к домегалитическому пе­риоду, такая скульптура, как Богиня из Каденак-ле-О, имеет близкое сходство с более поздними камен­ными статуями, которые около 3000 г. до н.э. встали у входов в мегалитические гробницы Южной Фран­ции.

Наши рекомендации