Механизмы формирования образа Я

Среди основных механизмов формирования образа Я, т. е. собственно самосознания личности, являются феномены субъек­тивного уподобления и дифференциации. В. В. Столин выде­ляет следующие феномены:

— принятие точки зрения другого на себя (прямое усвоение или опосредование другой точки зрения);

— прямое и косвенное внушения ребенку со стороны роди­телей как способы усвоения ребенком транслируемых ему оце­нок, норм, стандартов, способов поведения и т. д.;

— трансляция ребенку со стороны родителей конкретных оценок, стандартов, что формирует у ребенка уровень ожида­ний и уровень притязаний;

— система контроля за ребенком;

— система межкомплиментарных отношений (система трансакций по Э. Берну);

— семейная идентичность, т. е. вовлечение ребенка в ре­альные взаимоотношения в семье;

— механизм идентификации.

Действие данных механизмов помогают ответить на вопросы: "Как происходит процесс наполнения образа Я? Посредством чего усваиваются и присваиваются представления о самом себе?" В работах В. А. Аверина1 представлен комментарий к действию выделенных механизмов.

1 Аверин В.А. Психология личности: Учеб. пособие. СПб., 1999. С. 83—84.

1) Принятие точки зрения на себя

В процессе межличностного взаимодействия ребенок усваива­ет значимые для него точки зрения других людей и, присваи­вая их себе, формирует представления о себе. В процессе приня­тия точки зрения других ребенок оценивает и себя, опираясь на отношения других людей. При этом он усваивает следующее:

— ценности, параметры оценок и самооценок, нормы;

— образ самого себя как носителя определенных способно­стей и качеств;

— отношение к себе родителей, выражаемое ими посред­ством эмоциональных и когнитивных оценок;

— самооценки самих родителей (т. е. самооценка родите­лей или одного их них может стать самооценкой ребенка);

— способ регуляции его поведения родителями и другими взрослыми, который становится способом саморегуляции.

2) Прямое и косвенное внушение

В процессе взаимодействия детей и взрослых предметом вну­шения могут стать различные феномены. Назовем лишь неко­торые из них: волевые и моральные качества, дисциплиниро­ванность, интересы, оценочные характеристики и др.

В) Трансляция ребенку оценок, стандартов Взрослые, воспитывающие ребенка, всегда вооружают его конкретными оценками, способами, стандартами достижения действий. Если все они реалистичны, т. е. соответствуют воз­можностям ребенка, то, достигая их, он повышает и свою са­мооценку, свой уровень притязаний, формируя тем самым по­зитивный образ Я.

4) Система контроля

Контроль над поведением ребенка может осуществляться либо по линии предоставления автономии ребенку, либо по линии жесткого контроля. С точки зрения формирующегося самосоз­нания, важно понимать, как система контроля, используемая родителями, трансформируется в систему самоконтроля за по­ведением у самого ребенка. Можно утверждать, что система

контроля за ребенком, используемая взрослыми, влияет на ста­новление образа Я дошкольника.

5) Система комплиментарных отношений

Речь идет о характере отношений, складывающихся между взрослыми и ребенком, которые могут предполагать следующее:

— равенство общающихся;

— функциональное неравенство, т. е. неравенство, задавае­мое ситуацией, статусами общающихся и т. п.;

— систему трансакций — действий субъекта, направленных на другого с целью вызвать в нем желаемое субъектом состоя­ние и поведение.

6) Вовлечение ребенка в реальные взаимоотношения

в семье

Семья играет значимую роль в формировании образа Я ре­бенка. В. А. Аверин подчеркивает, что важная роль в этом процессе принадлежит семейной идентичности, т. е- совокуп­ности представлений, взаимообязанностей, намерений и др., которые создают семейное "МЫ". Именно семейное "МЫ", вхо­дит в содержание индивидуального Я ребенка.

7) Идентификация

Одним из механизмов формирования самосознания являет­ся идентификация, т. е. уподобление себя в форме пережива­ний и действий другому лицу.

Методологическим принципом самосознания в психологии является принцип личностного подхода. Суть этого подхода, по мнению К. К. Платонова, "заключается в понимании лично­сти как воедино связанной совокупности внутренних условий, которые являются структурой ее свойств и качеств, через кото­рые преломляются все внешние воздействия".1

Напряженные условия могут стать фактором актуализации или усиления рефлексии, стимулирующей самопознание, от­крыть перед человеком не только новые стороны его внутрен-

1 Платонов К. К. Личностный подход как принцип психологии /,/ Мето­дологические и теоретические проблемы психологии. М., 1968. С. 198.

него мира, его возможностей, но и новые способы самопозна­ния и произвольного самоизменения. Каждый человек может определить самого себя как особое человеческое существо, с присущим только ему набором качеств.

Ощущение своей определенности, которая выражается и в Я-концепции, создается непрерывностью переживаний во вре­мени и опыта человека в целом. Я-концепция может быть обна­ружена при исследовании устойчивых ориентации человека на действия в отношении самого себя.

Многоступенчатый и сложный процесс самопознания сопря­жен с разнообразными переживаниями, которые в дальнейшем обобщаются в эмоционально-ценностное отношение личности к себе.

Остановимся на рассмотрении самопознания как самого начального звена и основы существования и проявления само­сознания. Через самопознание человек приходит к определен­ному знанию о самом себе. Эти знания входят в содержание самосознания как его сердцевина.

Выявление особенностей процесса самопознания должно рас­крыть то, как человек получает знание о себе, как развивается это знание, как из отдельных единичных ситуативных образов оно формируется в понятие, отражающее сущность человека, в которой и выражается степень его общественной ценности. Со­отнесение же знания о себе с социальными требованиями и нор­мами дает ему возможность определить и свое место в системе общественных отношений (Л. С. Выготский, В. А. Петровский, Д. И. Фельдштейн и др.).

В процессе взаимодействия с внешним миром человек вы­ступает активно действующим лицом, познает его и вместе с ним познает и себя. Если любая вещь, явление могут быть познаны только через соотношение с другими вещами и явле­ниями, только через процесс выявления их многочисленных взаимодействий, то и самопознание человека может осуществ­ляться лишь через отношение данного человека к другим лю­дям, через разнообразные формы связи его Я с Я других. По этому поводу С. Л. Рубинштейн писал: "Я действительно не может быть раскрыто только как объект непосредственного осо­знания, через отношение только к самому себе, обособленно от отношения к другим людям (другим конкретным Я). В этих взаимоотношениях каждое конкретное Я выступает как объект

другого конкретного Я, которое точно так же является объек­том для меня".1

Для общей характеристики процесса самопознания необхо­димо учитывать и следующее важное положение. Самопозна­ние как всякая другая форма познания не приводит к конечно­му, абсолютно завершенному знанию. Любой объект познания, а человек в этом качестве особенно, является неисчерпаемым. Поэтому всякое знание о себе является относительным и одно­временно абсолютным. Относительность знаний о себе обуслов­лена постоянными изменениями во времени реальных условий жизнедеятельности и самого человека.

Постоянная изменчивость знаний о себе в процессе самопоз­нания не означает, что эти знания не могут быть истинными. Знания, которые на данном этапе развития человека верны и только отражают представление о своем реальном месте в обще­стве, во взаимоотношениях с людьми, являются истинными и подчеркивают момент объективности познания человеком са­мого себя.

Итак, самопознание как процесс проявляется в непрерыв­ном движении от одного знания о себе к другому знанию, его уточнению, углублению, расширению и т. д.

Основным же условием, определяющим непрерывность из­менения знания о себе, является динамизм самой реальной дей­ствительности и взаимодействий с другими людьми. В связи с необходимостью адекватной адаптации человека в окружающих его социальных условиях, он должен все время обращаться к своему Я, совершенствовать знания о себе, прежде всего с целью более дифференцированного регулирования поведения.

Тот факт, что познание человеком себя на протяжении его жизни является постоянно совершенствующимся процессом, подчеркивает, с одной стороны, огромные психологические ре­сурсы человека как личности, а с другой — неисчерпаемые воз­можности самого процесса самопознания как его содержатель­ной, так и функциональной стороны.

С раннего детства человек находится в системе межперсо­нальных отношений; по мере его развития число их увеличи­вается, усложняются типы взаимоотношений. В каждой систе­ме межяерсональных отношений складываются специфические, присущие только ей типы взаимоотношений. В связи с этим,

1 Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 335.

включаясь в ту или иную систему отношений, человек реализу­ет соответствующие этой системе стороны своей психики. Об­щение становится важнейшим условием существования чело­века, его потребностью.

Вступая в общение в процессе деятельности или в других формах взаимодействия, люди одновременно познают друг дру­га. Познание другого начинается с наблюдения- за внешними его проявлениями в деятельности, поведении. С. Л. Рубин­штейн отмечал, что в повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы "чи­таем" его, т.е. расшифровываем значение его внешних данных и рассматриваем смысл получаемого т^аким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это "чтение" протекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими у нас вырабатывается определенный, более или менее автоматически функционирующий психологический под­текст к их поведению.1

Таким образом, познавая особенности другого в процессе общения, мы выделяем и свое отличие от него. Идя от позна­ния другого, человек начинает всматриваться в себя, сравни­вать себя с ним.

Уровни самопознания

Рассматривая самопознание как сложный многоуровневый про­цесс, индивидуализированно развернутый по времени, И. И. Чес-нокова условно выделяет в нем два уровня.

На первом уровне самопознание осуществляется через различные формы соотнесения самого себя с другими людьми. Основными внутренними приемами такого самопознания яв­ляются самовосприятие и самонаблюдение. В итоге наблюде­ния поведения одного человека или многих в сходных ситуа­циях вырабатывается представление, а затем и понятие о неко­тором психологическом качестве, свойстве человека.

На втором уровне осуществляется перенос этого каче­ства на себя. Широкое применение этого процесса переноса пред­полагает предварительное упрочение точки зрения на себя как

1 Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. С. ISO.

на существо такого же рода, как все остальные люди, т. е. пред­ставления о себе как существе, в основном похожем на всех остальных людей, хотя и отличающемся индивидуальными осо­бенностями. Иногда такая точка зрения не вполне ясна, суще­ствует как некое дифференцированное, диффузное самоощуще­ние. Но даже в этом случае она руководит всем поведением человека в общении с другими, являясь основой его многооб­разных отношений к миру, людям.

На первом уровне самопознания складываются единичные образы самого себя и своего поведения, "как бы привязанные" к конкретной ситуации, к конкретному общению. На данном уровне, отмечает Д. И. Фельдштейн, формируются некоторые относительно устойчивые стороны представления о своем Я, но еще нет целостного, истинного понимания себя, связанного с понятием о своей, сущности. Рассматриваемый уровень само­познания выступает в качестве основного и единственного на ранних онтогенетических ступенях развития человека примерно до подросткового возраста.

Для второго уровня самопознания специфично то, что соот­несение знаний о себе происходит не в рамках "Я" и "другой человек", а в рамках "Я и Я", когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, сформированными в разное время, в разных ситуациях. Ведущими внутренними приемами дан­ного уровня самопознания являются самоанализ и самоосмыс­ливание, которые опираются на самовосприятие и самонаблю­дение.

Мы полагаем, что такая теоретическая градация самопозна­ния на уровни необходима, поскольку она дает возможность увидеть интегральную направленность самопознания, которая выражается как во все более обобщенном характере знаний, получаемых в результате самопознания, их движения от внеш­них характеристик к формированию понятий о своей сущности, так и в существовании, усложнении приемов самопознания.

Итак, для второго уровня самопознания специфично услож­нение способов изучения собственного внутреннего мира. Ана­лизируя свое поведение, человек пытается соотнести его с той мотивацией, которую оно реализует и которая его детермини­рует. Выделенные мотивы оцениваются человеком с точки зре­ния понимания требований общества к нему и собственных тре­бований к себе. В результате соотнесения форм поведения с

определенной мотивацией, анализа их оценки происходит и осознание себя как субъекта.

Взаимосвязи человека с миром богаты и разносторонни. В системе этих взаимосвязей ему приходится выступать в разных качествах, в разных ролях, быть субъектом самых разнообраз­ных видов деятельности. И из каждого взаимодействия с ми­ром людей человек "выносит" образ своего Я во всем богатстве, сложности и противоречивости его проявлений. В процессе са­моанализа своего Я происходит как бы внутреннее обсуждение с самим собой своей личности, ее ценностей. Каждый раз в ре­зультате самоанализа образ Я,' подчеркивал С. Л. Рубинш­тейн, "включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых поняти­ях: из объектов, таким образом, как бы вычерпывается все но­вое содержание; он как бы поворачивается другой своей сторо­ной, в нем выявляются все новые свойства".1

Так постепенно возникает образ Я , который как бы сплав­ляется из многих единичных конкретных образов Я в ходе са­мовосприятия, самонаблюдения и самоанализа.

Сформировавшееся на втором уровне самопознания понятие о себе не есть нечто раз и навсегда данное, застывшее: ему при­суще постоянное внутреннее движение; его зрелость, адекват­ность проявляются и корректируются практикой. Понятие о себе, своей истинной сущности и ценности существует у челове­ка не в виде статично-констатирующего феномена; оно в значи­тельной степени влияет на мировосприятие в целом, обуслов­ливает основную линию его поведения.

В работах Б. Ф. Панова также выделены два уровня само­познания (самопознание в системе "Я и другой человек" и "Я и Я", т. е. в системе соотнесения себя с другими и в системе соот­несения себя с самим собой), а также основные приемы само­познания (самовосприятие, самонаблюдение, самоанализ и са­моосмысливание) рассмотрены в контексте наиболее существен­ного источника самопознания — непосредственно взаимодей­ствия людей в процессе общения, в котором формирование Я развивается и проявляется в системе отношений "субъект — субъект".2 В деятельности через общение человек познает мир вокруг себя и вместе с тем опосредованно познает и самого себя.

1 Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1959. С. 99.

2 Панов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии // Методические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 126.

ной самости и оценку человеком самого себя, и шкалу значи­мых ценностей.

Результатом самопознания человека является выработка им системы представлений о самом себе, или образа Я.

Выделив самопознание из всей сложной системы процессов самосознания, мы пытались подчеркнуть его общие особенно­сти и значимость как ведущего психологического механизма построения образа Я ребенка-дошкольника.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем заключается сущность процесса самопознания?

2.' Раскройте генезис процесса самопознания.

3. Каковы механизмы формирования образа Я личности? Раскройте их на примере исследований В. В. Столина и В. А. Аве­рина.

4. Дайте характеристику уровням самопознания, ссылаясь на исследования отечественных психологов.

5. В чем заключается субъективизм и объективизм позна­ния себя?

Литература для самообразования

Личность: внутренний мир и самореализация // Сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. СПб., 1996.

Люблинская А. А. Очерки психологии развития ребенка. М., 1976.

Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. М., 1994.

Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д. И. Фельд-штейна. М., 1994.

Чеснокова И. И. Проблемы самосознания в психологии. М., 1976.

Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000.

Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995.

Люблинская А. А. Очерки психологического развития ребен­ка. М., 1976.

Рубинштейн С. Л. Общая психология. М., 1999.


Наши рекомендации