Механизмы формирования образа Я
Среди основных механизмов формирования образа Я, т. е. собственно самосознания личности, являются феномены субъективного уподобления и дифференциации. В. В. Столин выделяет следующие феномены:
— принятие точки зрения другого на себя (прямое усвоение или опосредование другой точки зрения);
— прямое и косвенное внушения ребенку со стороны родителей как способы усвоения ребенком транслируемых ему оценок, норм, стандартов, способов поведения и т. д.;
— трансляция ребенку со стороны родителей конкретных оценок, стандартов, что формирует у ребенка уровень ожиданий и уровень притязаний;
— система контроля за ребенком;
— система межкомплиментарных отношений (система трансакций по Э. Берну);
— семейная идентичность, т. е. вовлечение ребенка в реальные взаимоотношения в семье;
— механизм идентификации.
Действие данных механизмов помогают ответить на вопросы: "Как происходит процесс наполнения образа Я? Посредством чего усваиваются и присваиваются представления о самом себе?" В работах В. А. Аверина1 представлен комментарий к действию выделенных механизмов.
1 Аверин В.А. Психология личности: Учеб. пособие. СПб., 1999. С. 83—84.
1) Принятие точки зрения на себя
В процессе межличностного взаимодействия ребенок усваивает значимые для него точки зрения других людей и, присваивая их себе, формирует представления о себе. В процессе принятия точки зрения других ребенок оценивает и себя, опираясь на отношения других людей. При этом он усваивает следующее:
— ценности, параметры оценок и самооценок, нормы;
— образ самого себя как носителя определенных способностей и качеств;
— отношение к себе родителей, выражаемое ими посредством эмоциональных и когнитивных оценок;
— самооценки самих родителей (т. е. самооценка родителей или одного их них может стать самооценкой ребенка);
— способ регуляции его поведения родителями и другими взрослыми, который становится способом саморегуляции.
2) Прямое и косвенное внушение
В процессе взаимодействия детей и взрослых предметом внушения могут стать различные феномены. Назовем лишь некоторые из них: волевые и моральные качества, дисциплинированность, интересы, оценочные характеристики и др.
В) Трансляция ребенку оценок, стандартов Взрослые, воспитывающие ребенка, всегда вооружают его конкретными оценками, способами, стандартами достижения действий. Если все они реалистичны, т. е. соответствуют возможностям ребенка, то, достигая их, он повышает и свою самооценку, свой уровень притязаний, формируя тем самым позитивный образ Я.
4) Система контроля
Контроль над поведением ребенка может осуществляться либо по линии предоставления автономии ребенку, либо по линии жесткого контроля. С точки зрения формирующегося самосознания, важно понимать, как система контроля, используемая родителями, трансформируется в систему самоконтроля за поведением у самого ребенка. Можно утверждать, что система
контроля за ребенком, используемая взрослыми, влияет на становление образа Я дошкольника.
5) Система комплиментарных отношений
Речь идет о характере отношений, складывающихся между взрослыми и ребенком, которые могут предполагать следующее:
— равенство общающихся;
— функциональное неравенство, т. е. неравенство, задаваемое ситуацией, статусами общающихся и т. п.;
— систему трансакций — действий субъекта, направленных на другого с целью вызвать в нем желаемое субъектом состояние и поведение.
6) Вовлечение ребенка в реальные взаимоотношения
в семье
Семья играет значимую роль в формировании образа Я ребенка. В. А. Аверин подчеркивает, что важная роль в этом процессе принадлежит семейной идентичности, т. е- совокупности представлений, взаимообязанностей, намерений и др., которые создают семейное "МЫ". Именно семейное "МЫ", входит в содержание индивидуального Я ребенка.
7) Идентификация
Одним из механизмов формирования самосознания является идентификация, т. е. уподобление себя в форме переживаний и действий другому лицу.
Методологическим принципом самосознания в психологии является принцип личностного подхода. Суть этого подхода, по мнению К. К. Платонова, "заключается в понимании личности как воедино связанной совокупности внутренних условий, которые являются структурой ее свойств и качеств, через которые преломляются все внешние воздействия".1
Напряженные условия могут стать фактором актуализации или усиления рефлексии, стимулирующей самопознание, открыть перед человеком не только новые стороны его внутрен-
1 Платонов К. К. Личностный подход как принцип психологии /,/ Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1968. С. 198.
него мира, его возможностей, но и новые способы самопознания и произвольного самоизменения. Каждый человек может определить самого себя как особое человеческое существо, с присущим только ему набором качеств.
Ощущение своей определенности, которая выражается и в Я-концепции, создается непрерывностью переживаний во времени и опыта человека в целом. Я-концепция может быть обнаружена при исследовании устойчивых ориентации человека на действия в отношении самого себя.
Многоступенчатый и сложный процесс самопознания сопряжен с разнообразными переживаниями, которые в дальнейшем обобщаются в эмоционально-ценностное отношение личности к себе.
Остановимся на рассмотрении самопознания как самого начального звена и основы существования и проявления самосознания. Через самопознание человек приходит к определенному знанию о самом себе. Эти знания входят в содержание самосознания как его сердцевина.
Выявление особенностей процесса самопознания должно раскрыть то, как человек получает знание о себе, как развивается это знание, как из отдельных единичных ситуативных образов оно формируется в понятие, отражающее сущность человека, в которой и выражается степень его общественной ценности. Соотнесение же знания о себе с социальными требованиями и нормами дает ему возможность определить и свое место в системе общественных отношений (Л. С. Выготский, В. А. Петровский, Д. И. Фельдштейн и др.).
В процессе взаимодействия с внешним миром человек выступает активно действующим лицом, познает его и вместе с ним познает и себя. Если любая вещь, явление могут быть познаны только через соотношение с другими вещами и явлениями, только через процесс выявления их многочисленных взаимодействий, то и самопознание человека может осуществляться лишь через отношение данного человека к другим людям, через разнообразные формы связи его Я с Я других. По этому поводу С. Л. Рубинштейн писал: "Я действительно не может быть раскрыто только как объект непосредственного осознания, через отношение только к самому себе, обособленно от отношения к другим людям (другим конкретным Я). В этих взаимоотношениях каждое конкретное Я выступает как объект
другого конкретного Я, которое точно так же является объектом для меня".1
Для общей характеристики процесса самопознания необходимо учитывать и следующее важное положение. Самопознание как всякая другая форма познания не приводит к конечному, абсолютно завершенному знанию. Любой объект познания, а человек в этом качестве особенно, является неисчерпаемым. Поэтому всякое знание о себе является относительным и одновременно абсолютным. Относительность знаний о себе обусловлена постоянными изменениями во времени реальных условий жизнедеятельности и самого человека.
Постоянная изменчивость знаний о себе в процессе самопознания не означает, что эти знания не могут быть истинными. Знания, которые на данном этапе развития человека верны и только отражают представление о своем реальном месте в обществе, во взаимоотношениях с людьми, являются истинными и подчеркивают момент объективности познания человеком самого себя.
Итак, самопознание как процесс проявляется в непрерывном движении от одного знания о себе к другому знанию, его уточнению, углублению, расширению и т. д.
Основным же условием, определяющим непрерывность изменения знания о себе, является динамизм самой реальной действительности и взаимодействий с другими людьми. В связи с необходимостью адекватной адаптации человека в окружающих его социальных условиях, он должен все время обращаться к своему Я, совершенствовать знания о себе, прежде всего с целью более дифференцированного регулирования поведения.
Тот факт, что познание человеком себя на протяжении его жизни является постоянно совершенствующимся процессом, подчеркивает, с одной стороны, огромные психологические ресурсы человека как личности, а с другой — неисчерпаемые возможности самого процесса самопознания как его содержательной, так и функциональной стороны.
С раннего детства человек находится в системе межперсональных отношений; по мере его развития число их увеличивается, усложняются типы взаимоотношений. В каждой системе межяерсональных отношений складываются специфические, присущие только ей типы взаимоотношений. В связи с этим,
1 Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 335.
включаясь в ту или иную систему отношений, человек реализует соответствующие этой системе стороны своей психики. Общение становится важнейшим условием существования человека, его потребностью.
Вступая в общение в процессе деятельности или в других формах взаимодействия, люди одновременно познают друг друга. Познание другого начинается с наблюдения- за внешними его проявлениями в деятельности, поведении. С. Л. Рубинштейн отмечал, что в повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы "читаем" его, т.е. расшифровываем значение его внешних данных и рассматриваем смысл получаемого т^аким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это "чтение" протекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими у нас вырабатывается определенный, более или менее автоматически функционирующий психологический подтекст к их поведению.1
Таким образом, познавая особенности другого в процессе общения, мы выделяем и свое отличие от него. Идя от познания другого, человек начинает всматриваться в себя, сравнивать себя с ним.
Уровни самопознания
Рассматривая самопознание как сложный многоуровневый процесс, индивидуализированно развернутый по времени, И. И. Чес-нокова условно выделяет в нем два уровня.
На первом уровне самопознание осуществляется через различные формы соотнесения самого себя с другими людьми. Основными внутренними приемами такого самопознания являются самовосприятие и самонаблюдение. В итоге наблюдения поведения одного человека или многих в сходных ситуациях вырабатывается представление, а затем и понятие о некотором психологическом качестве, свойстве человека.
На втором уровне осуществляется перенос этого качества на себя. Широкое применение этого процесса переноса предполагает предварительное упрочение точки зрения на себя как
1 Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. С. ISO.
на существо такого же рода, как все остальные люди, т. е. представления о себе как существе, в основном похожем на всех остальных людей, хотя и отличающемся индивидуальными особенностями. Иногда такая точка зрения не вполне ясна, существует как некое дифференцированное, диффузное самоощущение. Но даже в этом случае она руководит всем поведением человека в общении с другими, являясь основой его многообразных отношений к миру, людям.
На первом уровне самопознания складываются единичные образы самого себя и своего поведения, "как бы привязанные" к конкретной ситуации, к конкретному общению. На данном уровне, отмечает Д. И. Фельдштейн, формируются некоторые относительно устойчивые стороны представления о своем Я, но еще нет целостного, истинного понимания себя, связанного с понятием о своей, сущности. Рассматриваемый уровень самопознания выступает в качестве основного и единственного на ранних онтогенетических ступенях развития человека примерно до подросткового возраста.
Для второго уровня самопознания специфично то, что соотнесение знаний о себе происходит не в рамках "Я" и "другой человек", а в рамках "Я и Я", когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, сформированными в разное время, в разных ситуациях. Ведущими внутренними приемами данного уровня самопознания являются самоанализ и самоосмысливание, которые опираются на самовосприятие и самонаблюдение.
Мы полагаем, что такая теоретическая градация самопознания на уровни необходима, поскольку она дает возможность увидеть интегральную направленность самопознания, которая выражается как во все более обобщенном характере знаний, получаемых в результате самопознания, их движения от внешних характеристик к формированию понятий о своей сущности, так и в существовании, усложнении приемов самопознания.
Итак, для второго уровня самопознания специфично усложнение способов изучения собственного внутреннего мира. Анализируя свое поведение, человек пытается соотнести его с той мотивацией, которую оно реализует и которая его детерминирует. Выделенные мотивы оцениваются человеком с точки зрения понимания требований общества к нему и собственных требований к себе. В результате соотнесения форм поведения с
определенной мотивацией, анализа их оценки происходит и осознание себя как субъекта.
Взаимосвязи человека с миром богаты и разносторонни. В системе этих взаимосвязей ему приходится выступать в разных качествах, в разных ролях, быть субъектом самых разнообразных видов деятельности. И из каждого взаимодействия с миром людей человек "выносит" образ своего Я во всем богатстве, сложности и противоречивости его проявлений. В процессе самоанализа своего Я происходит как бы внутреннее обсуждение с самим собой своей личности, ее ценностей. Каждый раз в результате самоанализа образ Я,' подчеркивал С. Л. Рубинштейн, "включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях: из объектов, таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание; он как бы поворачивается другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства".1
Так постепенно возникает образ Я , который как бы сплавляется из многих единичных конкретных образов Я в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа.
Сформировавшееся на втором уровне самопознания понятие о себе не есть нечто раз и навсегда данное, застывшее: ему присуще постоянное внутреннее движение; его зрелость, адекватность проявляются и корректируются практикой. Понятие о себе, своей истинной сущности и ценности существует у человека не в виде статично-констатирующего феномена; оно в значительной степени влияет на мировосприятие в целом, обусловливает основную линию его поведения.
В работах Б. Ф. Панова также выделены два уровня самопознания (самопознание в системе "Я и другой человек" и "Я и Я", т. е. в системе соотнесения себя с другими и в системе соотнесения себя с самим собой), а также основные приемы самопознания (самовосприятие, самонаблюдение, самоанализ и самоосмысливание) рассмотрены в контексте наиболее существенного источника самопознания — непосредственно взаимодействия людей в процессе общения, в котором формирование Я развивается и проявляется в системе отношений "субъект — субъект".2 В деятельности через общение человек познает мир вокруг себя и вместе с тем опосредованно познает и самого себя.
1 Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1959. С. 99.
2 Панов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии // Методические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 126.
ной самости и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей.
Результатом самопознания человека является выработка им системы представлений о самом себе, или образа Я.
Выделив самопознание из всей сложной системы процессов самосознания, мы пытались подчеркнуть его общие особенности и значимость как ведущего психологического механизма построения образа Я ребенка-дошкольника.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем заключается сущность процесса самопознания?
2.' Раскройте генезис процесса самопознания.
3. Каковы механизмы формирования образа Я личности? Раскройте их на примере исследований В. В. Столина и В. А. Аверина.
4. Дайте характеристику уровням самопознания, ссылаясь на исследования отечественных психологов.
5. В чем заключается субъективизм и объективизм познания себя?
Литература для самообразования
Личность: внутренний мир и самореализация // Сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. СПб., 1996.
Люблинская А. А. Очерки психологии развития ребенка. М., 1976.
Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. М., 1994.
Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д. И. Фельд-штейна. М., 1994.
Чеснокова И. И. Проблемы самосознания в психологии. М., 1976.
Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000.
Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995.
Люблинская А. А. Очерки психологического развития ребенка. М., 1976.
Рубинштейн С. Л. Общая психология. М., 1999.