Описание эффективных технологий работы

В течение учебного года ребёнок целый день сидит за партой и усваивает знания. Процесс такого обучения требует активизации только одной функции – запоминания. Вот и получается, что душа его во время урока грезит о «подвигах и славе», а ноги под партой воспроизводят те подачи, что он продемонстрирует товарищам на футбольном поле.

А если мы ставим перед собой цель развивать личность, способную творчески решать поставленные задачи и вообще решать преобразовывать окружающую среду, то ответ на вопрос «как это сделать?» становится очевидным. Игра!

Попадая в игровое поле, ребёнок перестаёт скучать, начинает действовать в свободном пространстве. Игра вносит дух состязательности, стремление найти в себе что-то новое, то, что можно с радостной гордостью предъявить другим. То есть она помогает найти ту самую бесценную и безусловную индивидуальность. В игре ребёнок открывает самого себя и сам, добровольно, подчиняясь правилам игры вплетает своё «я» в эту игру.

Использование игры в моей работе является основной формой создания и развития разновозрастного отряда, реализации интересов и потребностей детей в самосовершенствовании, саморазвитии.

В летний период ребята выступали в роли путешественников, исследователей, первооткрывателей. Игра позволяет каждому ребенку попробовать свои силы, проявить свои способности, как в роли организатора, так и в роли исполнителя.

Игра помогает объединить временный коллектив детей в одну дружную семью, где каждый готов прийти на помощь, организовать и провести интересное, увлекательное путешествие. Через игру ребята раскрывают свой творческий потенциал.

Организация летнего отдыха через познавательные, социальные игры-праздники, деловые игры, конкурсы, викторины, наполняет жизнь отряда особой атмосферой сотрудничества, общения, радости. Коллективная игровая деятельность дает возможность быть рядом в делах детям с различными интеллектуальными способностями, одинаково расти организаторами и быть интересными друг другу.

Приобретение опыта общения через игру позволяет расширить кругозор, повысить интеллект. Игроку все время нужна информация. Приходится искать разные источники, выспрашивать друзей, взрослых, советоваться, обмениваться опытом, помогать другим игрокам - одним словом, общаться. В результате возникает единый дружный коллектив, который принимает совместные решения, делит ответственность.

Игра- самое интересное, что придумано человеком. Она стимулирует познавательный процесс, трудовую активность, волю, стремление к победе. Она раскрепощает личность, помогая ее самовыражению, самоосуществлению, самоутверждению. Игра снимает психологический барьер между взрослыми и детьми, она вноси живую струю творчества, яркость в любое дело, в любую форму (независимо от того, какая игра).

В своей работе я использовала самые различные игры:

-дидактические

-подвижные

-деловые

-игры на общение

-творческие

-интеллектуальные и другие.

И тогда летняя работа превращалась в доверительный разговор близких людей, тогда каждая наша встреча становилась долгожданной. Каждый день начинался с часа размышления (это далеко не обязательная форма летней работы). Но разве может заинтересованный в судьбах своих детей вожатый отказаться от возможности поразмышлять с ними над важнейшими нравственными проблемами, помочь уже своим, родным детям в поисках истины, в познании своего «я»?

Наше время – время активных, предприимчивых, деловых людей. Приветствуется проявление творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения мыслей, убеждений, оценок. Всё это требует развития коммуникативных возможностей современного человека.

Важнейшим средством коммуникации является слово. Человек, владеющий «искусством слова» - риторикой, - чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях социального, делового и игрового общения. Такому человеку намного легче установить контакт и найти взаимопонимание с родными людьми, друзьями, со знакомыми и незнакомыми людьми. Это очень важно для успеха в любом деле.

Занятия по теме «Психология общения» помогают подростку приобрести определённые умения в общении, а также уверенность в себе.

Задачи:

- способствовать самопознанию личности в общении;

- способствовать развитию коммуникативной культуры подростков;

- продемонстрировать детям различные способы общения.

Занятия рассчитаны на детей любого возраста.

Цель: познакомить с понятием «общение», его видами и сторонами.

Хочешь быть умным - научись разумно

спрашивать, внимательно слушать,

спокойно отвечать и перестань говорить,

что тебе нечего сказать.

Лафатер

Проведение этого часа должно быть потребностью, органично вплетать в систему воспитательной деятельности в летний период.

Театральное представление – это форма воспитательной работы, при которой дети принимали участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру. Можно выделить следующие воспитательные функции театрализованного представления: просветительскую, ориентирующую, направляющую и формирующую.Смысл просветительской функции состоит в том, что театрализованное представление позволяет расширить круг знаний учащихся, которые не отражены в учебных программах. Какие это знания? Это экология, литература, этикет. Словом – обо всем, что интересует ребят, заставляет их задуматься и переживать. Ориентирующая функция театрализованного представления заключается в формировании у детей определенных отношений к объектам окружающего мира и выработке у них системы ценностей. Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного мероприятия в практический опыт детей. Формирующая функция заключается в формировании у детей потребностей в самооценке, выработке умений вести диалог, договариваться, аргументировать, отстаивать свое мнение. Правильно организованная деятельность формирует отношения между детьми в отряде, положительное и действенное общественное мнение.

Подготовка этого материала строилась по следующему плану:

- определение темы

- формулировка целей и задач мероприятия

- подбор необходимых материалов

- создание инициативной группы

- распределение ролей между детьми

- подготовка декораций, оформление костюмов

- определение целесообразности участия в театрализованном представлении родителей, бабушек.

Каждое театрализованное представление неповторимо, и невсегда есть целесообразность придерживаться определенной структуры, все зависит от конкретного содержания и заинтересованности детей. Театрализованное представление – это совместное творчество вожатого, детей, родителей. Чтобы дети ждали нового выступления, они должны принимать активное участие не только в подготовке и в проведении праздника, но и в обсуждении этого мероприятия.

Очень важно создать комфортный микроклимат в отряде, такой психологический настрой, чтобы у детей было желание высказать свое мнение, они не боялись ошибиться или быть непонятыми.

Вожатый должен предложить ребятам выработать правила общения:

- с уважением относиться друг к другу;

- любое мнение заслуживает внимания;

- признаем право каждого на любой вопрос;

- у каждого есть право быть выслушанным и понятым;

- пока один говорит, все его слушают.

1. В отряде была создана такая атмосфера сотрудничества, толерантности и поддержки, которая:

- помогала детям ощутить собственную значимость, уникальность;

- способствовала укреплению дружбы, развитию элепатии, уважению потребностей других детей;

- формировались условия, в которых ребята могли выступать и играть, успешно взаимодействуя;

- создавались условия для развития социальных навыков в ходе различных игр.

2. Моделировалось позитивное поведение, которому хотелось научить детей:

- позитивная самооценка, эмпатия, толерантность;

- конструктивное отношение к конфликтам и конструктивное взаимодействие;

- умение слушать, уважать другое мнение.

3. Учила, укрепляла, поощряла:

- развитие навыков социального взаимодействия

- позитивную самооценку;

- развитие навыков конструктивного разрешения конфликтов.

4.Организовала специально такие виды деятельности, как посредничество при разрешении конфликтов между детьми, оказывала помощь и поддержку.

Одной из эффективных форм работы в летний период является организация деятельности «творческих мастерских». Основным принципом этой работы становится инициатива, идущая снизу, от самих детей. Каждый ребенок имеет возможность выявить свои интересы ми способности, почувствовать стремление к тому или иному виду деятельности, реализовать его под руководством взрослых.

Задачи Творческих мастерских:

- приобретение подростком определенных умений и навыков;

- формирование представлений подростка о возможностях применения полученных знаний в лагере и дома.

Подростки выбирают Творческие мастерских исходя из своего интереса. Это серии разовых занятий, поэтому каждый день подросток выбирает интересное для него направление. Таким образом, каждый ребенок сможет посетить несколько различных Творческих мастерских. Получив конкретные знания, каждый участник смены принимает участие в разработке различных этапов Маршрута и Большой игры:

- На каждом этапе маршрута предполагается индивидуально и коллективное участие.

- Каждый представлен несколькими этапами. Ребёнок, делая выбор, сам определяет, в каком этапе он будет принимать участие.

Каждый ребёнок мог принять участие в подготовке итогового дела Маршрута и стать организатором Большой игры.

Система симулирования выстроена по двум позициям:

- коллективное участие;

- индивидуальность;

Получить статус «Классной компании» реальная и интересная задача для всех компаний. Желание принимать участие в делах отряда не пропало в конце смены, так как достигнув успеха на одном этапе, нужно стремиться получить задание следующего этапа. Кроме коллективного успеха каждый участник смены добивается и собственного, индивидуального результата.

Конкурсная программа

Конкурсная программа – средство вовлечения подростков в формы развивающего досуга, освоения ими способов организации своего свободного времени. Содержание работы направляется на организацию системы деятельности по достижению успеха в творческом, культурном, спортивном, интеллектуальном и других видах и способах организации досуга. Подростки самостоятельно определяют свою роль (организатор, участник, наблюдатель) в этот период смены. Команды для участия в конкурсах формируются по принципу добровольности и личностного интереса ребёнка. Они создаются с целью его самореализации, получения знаний и умений, освоения ценностей общечеловеческого характера. Задача педагога на этот период – помочь в ребенку в выборе объединения, обеспечивающего удовлетворение личного интереса ребёнка, комфортность его пребывания; помочь в создании своего собственного проекта, конкурса, в поиске собственного места и роль совместной деятельности.

Наши рекомендации