Мифология и древнейшая религия Рима

В легендах и сказания навеки закреплен обряд основания Рима.

По легенде, Нумитор, царь древнего города Альба Лонга, был свергнут с престола братом Амулием, а Рею Сильвию, дочь Нумитора, свою племянницу он заставил уйти в весталки, которые обязаны были поддерживать священный огонь богини Весты и хранить целомудрие.

Но вскоре Рея родила двух близнецов и клялась, что их отец – бог войны Марс.

Тогда Амулий велел убить Рею, а ее детей утопить в Тибре.

Но корзину с мальчиками унесли быстрые воды Тибра, а потом выбросило на берег волной, где ее подобрала волчица, которая вскормила их.

Позже детей нашёл пастух, он дал им имена Ромул и Рем и воспитал их отважными и сильными.

Когда же братья стали взрослыми и узнали всю правду о своем рождении, они убили Амулия, вернули власть Нумитору, а сами возвратились к тому месту, где были вскормлены волчицей, чтобы основать там город.

Ромул начал строить оборонительную стену, а Рем в насмешку перепрыгнул через неё, за что Ромул убил своего брата и сказал:

«Так да погибнет всякий, нарушивший границы города!»

Ром основал город и назвал его своим именем Roma – Рим и стал первым римским царем. Еще в древности римские ученые определили дату основания Рима как 754 – 753 годы до нашей эры.

Наряду с такими богами, как Юпитер и Марс, могущество которых все более возрастало, существовало неисчислимое множество менее значительных богов, духов, опекающих различные действия в жизни и хозяйстве.

Их влияние касалось лишь определенных моментов в обработке земли, росте злаков, выращивании скота, в бортничестве и жизни человека.

Ватикан открывал уста ребенка для первого крика,

Кунина была покровительницей колыбели,

Румина заботилась о пище младенца,

Потина и Эдуса учили ребенка пить и есть после отлучения от груди,

Куба наблюдала за переносом его из колыбели в постель,

Оссипаго следила, чтобы кости ребенка правильно срастались,

Статан учил его стоять,

Фабулин – говорить,

Итердука и Домидука вели ребенка, когда он первый раз выходил из дома.

Римлянин знал богиню лихорадки – Фебрис, бога Вермина, насылающего паразитов на скот, он отмечал праздник моли и мышей, ставил часовню богине кашля.

Эта суеверная мелочность неоднократно вызывала насмешки.

«Каждый в своем доме, – говорит Августин, – имеет одного привратника, и этого, в общем, достаточно, так как он человек.

Но они поместили здесь аж трех богов: створки отдали под опеку Форкула, петли – богине Кардеа, а порог – богу Лименту.

По-видимому, этот Форкул не умел одновременно стеречь петли и порог».

Чужие боги легко приживались в Риме, так как у римлян было обыкновение после завоевания какого-либо города переселять богов побежденных в свою столицу, чтобы заслужить их расположения и уберечься от их гнева.

Наука

Характерной чертой мышления римлян был практицизм, любовь не к теоретическим, а к прикладным наукам.

Так, например, высокого уровня развития достигла в Риме агрономия.

Сохранилось несколько сельскохозяйственных трактатов – Марка Порция Катона (II в. до н.э.), Теренция Варрона (I в. до н. э.), где тщательно и глубоко исследуются различные агрономические проблемы.

Римский архитектор Витрувий написал специальный трактат «Об архитектуре» в 10 книгах, свидетельствующий о высоком уровне римской архитектурной мысли.

Римское искусство рано научилось льстить и притворятся.

Уже в героизированных статуях Августа, изображаемого в виде полководца, театрально простирающего руку к войскам, есть натянутость и фальшь.

Развитие римской архитектуры было тесно связано с ходом римской истории, усложнением общественных отношений, с ростом города; оно происходило под греческим и этрусским влиянием: здесь не обошлось без заимствований.

Крупными общественными зданиям были лишь храмы, например храм Юпитера на Капитолийском холме, построенный в VI в. до н. э., небольшой храм Весты на форуме.

Внутри города сохранились пустыри и незастроенные участки, дома знати окружали сады.

Сточные канавы сначала были открытыми, но затем их перекрыли деревянным настилом, а позднее и каменным сводом.

Пожар Рима после взятия его галлами уничтожил большую часть городских зданий.

После пожара Рим вновь застраивался стихийно, сохранив основные линии прежних улиц и площадей.

Разросшийся город был обнесен новыми, так называемыми Сервиевыми стенами, представлявшими замечательное сооружение.

Благоустраивается центр города – римский форум, он расширяется, вокруг него строят новые общественные здания и храмы, портики его мостят плиткой.

Появляются новые типы общественных зданий.

Очень плотная застройка городской территории, скученность и теснота не могла не вызвать необходимости в специальных зеленых зонах – парках, расположенных на окраинах города.

Так появились роскошные сады Саллюстия и Лукулла.

Город был разбит на кварталы, кварталы группировались в районы.

В результате римских завоеваний разного рода богатства потекли в Рим и италийские города.

Другой особенностью римской архитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатому декоративному убранству, ко множеству украшений, больший (чем у греков) интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд (мосты, акведуки, театры, амфитеатры, термы).

Римские дороги имели важное стратегическое значение, они объединяли различные части страны.

Ведущая к Риму Аппиева дорога (VI-III вв. до н. э.) для движения когорт и гонцов была первой из сети дорог, покрывших позже всю Италию.

Наши рекомендации