Эволюция древнегреческой культуры
Эволюция древнегреческой культуры
В эволюции культуры Древней Греции обычно выделяют пять периодов:
1. Эгейская культура (2800-1100 до н.э.).
2. Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.).
3. Архаическая культура (VIII-VI вв. до н.э.).
4. Классический период (V-IV вв. до н.э.).
5. Эпоха эллинизма (323-146 до н.э.).
Эгейская культура
Эгейскую культуру нередко называют крито-микенской, считая при этом остров Крит и Микены главными ее центрами.
Ее также называют минойской культурой – по имени легендарного царя Миноса, при котором остров Крит, занимавший ведущие позиции в регионе, достиг своего наивысшего могущества.
В конце III тыс. до н.э. на юге Балканского полуострова.
Пелопоннесе и острове Крит складывались раннеклассовые общества и возникали первые очаги государственности.
Несколько быстрее этот процесс шел на острове Крит, где к началу II тыс. до н.э. появились первые четыре государства с центрами-дворцами в Кноссе, Фесте, Малии и Като-Закро.
Учитывая особую роль дворцов, возникшую цивилизацию иногда называют «дворцовой».
В наибольшей степени известным памятником критской культуры стал Кносский дворец, вошедший в историю под именем «Лабиринт», от которого сохранился только первый этаж.
Дворец представлял собой грандиозное многоэтажное сооружение, включавшее 300 помещений на общей платформе, занимавшей более 1 га.
Он был снабжен превосходной системой водоснабжения и канализации, имел терракотовые ванны.
Дворец одновременно был религиозным, административным и торговым центром, в нем находились ремесленные мастерские. С ним связан миф о Тезее и Минотавре.
Высокого уровня на Крите достигла скульптура малых форм. В тайнике Кносского дворца найдены статуэтки богинь со змеями в руках, которые полны грации, изящества и женственности.
Лучшим достижением критского искусства будет живопись, о чем свидетельствуют сохранившиеся фрагменты росписей Кносского и других дворцов.
В качестве примера можно указать на такие яркие, красочные и сочные рисунки, как «Собиратель цветов», «Кошка, подстерегающая фазана», «Игра с быком».
Наивысший расцвет критской цивилизации и культуры приходится на XVI-XV вв. до н.э., особенно на время правления царя Миноса.
При этом в конце XV в. до н.э. цветущая цивилизация и культура неожиданно погибают.
Причиной катастрофы, скорее всего, стало извержение вулкана.
Возникшая на юге Балкан часть эгейской культуры и цивилизации была близка к критской.
Она также покоилась на центрах-дворцах, которые сложились в Микенах, Тиринфе, Афинах, Фивах.
При этом данные дворцы заметно отличались от критских: они представляли собой мощные цитадели-крепости, обнесенные высокими (более 7 м) и толстыми (более 4,5 м) стенами.
Вместе с тем эту часть эгейской культуры можно считать более греческой, поскольку именно сюда, на юг Балкан, в III тыс. до н.э. пришли собственно греческие племена – ахейцы и данайцы.
В силу особой роли ахейцев эту культуру и цивилизацию часто называют ахейской.
Каждый центр-дворец являлся самостоятельным государством; между ними существовали самые разные отношения, включая противоречия и конфликты.
Иногда они объединялись в союз – как это было сделано для похода на Трою.
Гегемония среди них чаше принадлежала Микенам.
Как и на Крите, основу экономики ахейской цивилизации составляли земледелие и скотоводство.
В наибольшей степени ранние памятники ахейской культуры носили культовый, заупокойный характер.
К ним относятся прежде всего так называемые «шахтовые гробницы», выдолбленные в скалах, где сохранилось множество прекрасных изделий из золота, серебра, слоновой кости, а также огромное количество оружия.
Здесь также обнаружены золотые погребальные маски ахейских правителей.
Позднее (XV-XIII вв. до н.э.) ахейцы строят более грандиозные заупокойные сооружения – «купольные гробницы», одна из которых – «гробница Агамемнона» – включала несколько помещений.
Великолепным памятником светской архитектуры был Микенский дворец, украшенный колоннами и фресками. Высокого уровня достигла также живопись, о чем свидетельствуют росписи сохранившихся стен Микенского и других дворцов. К числу наиболее ярких примеров росписей можно отнести фрески «Дама с ожерельем», «Борющиеся мальчики», а также изображения сцен охоты и сражений, стилизованных животных – обезьяны, антилопы.
Апогей культуры ахейской Греции приходится на XV-ХШ вв. до н.э., однако уже к концу XIII в. до н.э. она начинает приходить в упадок, а в течение XII в. до н.э. все дворцы оказываются разрушенными.
В наибольшей степени вероятной причиной гибели стало вторжение северных народов, среди которых были греки-дорийцы, но точные причины катастрофы не установлены.
Гомеровский период
Период XI-IX вв. до н.э. в истории Греции принято называть гомеровским. поскольку главными источниками сведений о нем служат знаменитые поэмы «Илиада» и «Одиссея».
Его также называют «дорийским», имея в виду особую роль дорийских племен в завоевании ахейской Греции.
Не стоит забывать, что важно будет сказать, что сведения из гомеровских поэм нельзя считать вполне достоверными и точными, так как в них фактически оказались смешанными повествования о трех разных эпохах:
– финальной стадии ахейской эпохи, когда совершался поход на Трою (XIII в. до н.э.);
– дорийском периоде (XI-IX вв. до н.э.);
– ранней архаики, когда жил и творил сам Гомер (VIII в. до н.э.).
К этому надо добавить характерный для эпических произведений художественный вымысел, гиперболизацию и преувеличения, временные и другие смешения и т.д.
Однако при всем этом можно считать, что дорийский период означал откат назад, поскольку некоторые элементы уже достигнутого уровня цивилизации были утрачены.
В частности, была утрачена государственность, а также городской, или дворцовый уклад жизни, письменность.
Эти элементы греческой цивилизации фактически рождались заново.
При всем этом возникшее и ставшее широким применение железа способствовало ускоренному развитию цивилизационного начала.
Стоит отметить, что основным занятием дорийцев по-прежнему было земледелие и скотоводство.
Что касается духовной культуры, то здесь преемственность была сохранена.
Об этом убедительно говорят гомеровские поэмы, из которых видно, что мифология ахейцев, составляющая основу духовной жизни, оставалась той же.
Судя по поэмам, шло дальнейшее распространение мифа как особой формы сознания и восприятия окружающего мира.
Происходило также упорядочивание греческой мифологии, которая приобретала все более законченные, совершенные формы.
Архаическая культура
Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.) стал временем быстрого и интенсивного развития Древней Греции, в ходе которого были созданы все необходимые условия и предпосылки для последующего удивительного взлета и расцвета.
Курос и кора, статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора)
Город-государство, греческий полис становится основной формой социально-политической организации общественной жизни.
Общество как бы пробует все возможные формы государственного устройства и правления – монархию, тиранию, олигархию, аристократическую и демократическую республики.
Интенсивное развитие сельского хозяйства ведет к высвобождению людей, что способствует росту ремесел.
Поскольку и это не решает «проблему занятости», усиливается начавшаяся еще в ахейский период колонизация ближних и дальних территорий, вследствие чего территориально Греция разрастается до внушительных размеров.
Начавшаяся чеканка монет ускоряет данные процессы.
Еще более впечатляющие успехи и достижения имеют место в духовной культуре.
В ее развитии исключительную роль сыграло создание алфавитного письма, ставшего величайшим достижением культуры архаической Греции.
Оно было разработано на базе финикийской письменности и отличаюсь удивительной простотой и доступностью, что позволило создать на редкость эффективную систему образования, благодаря которой в античной Греции не было неграмотных, что также явилось огромным достижением.
В период архаики формируются основные этические нормы и ценности античного общества, в которых утверждающееся чувство коллективизма сочетается с агонистическим (состязательным) началом, с утверждением прав индивида и личности, духом свободы.
Особое место занимают патриотизм и гражданственность.
Зашита полиса воспринимается как высшая доблесть гражданина.
В этот период также рождается идеал человека, в котором дух и тело находятся в гармонии.
Воплощению данного идеала способствовали возникшие в 776 г. до н.э. Олимпийские игры.
Они проводились каждые четыре года в городе Олимпии и продолжались пять дней, в течение которых соблюдался «священный мир», прекращавший всякие военные действия.
Победивший на играх пользовался большим почетом и имел значительные социальные привилегии (освобождение от налогов, пожизненная пенсия, постоянные места в театре и на праздниках).
Трижды победивший в играх заказывал у прославленного скульптора свою статую и ставил ее в священной роще, окружавшей главную святыню города Олимпии и всей Греции – храм Зевса.
Ведущим типом постройки выступает сакральный храм как обитель бога.
Самым известным и почитаемым становится храм Аполлона в Дельфах.
Возникает также монументальная скульптура – сначала деревянная, а затем каменная.
Наибольшее распространение получают два типа: обнаженная мужская статуя, известная под именем «курос» (фигура юноши – атлета), и задрапированная женская, примером которой была кора (прямо стоящая девушка).
Настоящий расцвет в эту эпоху переживает поэзия. Величайшими памятниками античной литературы стали уже упомянутые выше эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Немного позднее Гомера творил еще один знаменитый греческий поэт Гесиод.
Его поэмы «Теогония», т.е. родословная богов, и «Каталог женщин» дополняли и завершали созданное Гомером, после чего античная мифология приобретала классический, совершенный вид.
Среди других поэтов особого внимания заслуживает творчество Архилоха, основателя лирической поэзии, произведения которого наполнены личными страданиями и переживаниями, связанными с трудностями и невзгодами жизни.
Такого же внимания заслуживает лирика Сапфо, великой античной поэтессы с острова Лесбос, пережившей чувства любящей, ревнующей и страдающей женщины.
Творчество Анакреонта, воспевавшего красоту, любовь, радость, веселье и наслаждение жизнью, оказало большое влияние на европейскую и русскую поэзию, в частности на А.С. Пушкина.
Классический период
Классический период (V – IV вв. до н.э.) стал временем наивысшего подъема и расцвета древнегреческой цивилизации и культуры.
Полис становится одной из высших ценностей для эллинов.
Наивысшего расцвета достигает также демократия, чем она обязана прежде всего Периклу – выдающемуся политическому деятелю древности.
Высочайшего уровня достигает философия.
Именно в этот период творят такие великие умы древности, как Сократ, Платон и Аристотель.
Сократ первым сосредоточил внимание не на вопросах познания природы, но на проблемах человеческой жизни, проблемах добра, зла и справедливости, проблемах познания человеком самого себя.
Он также стоял у истоков одного из главных направлений всей последующей философии – рационализма, действительным создателем которого стал Платон.
У последнего рационализм в полной мере становится абстрактно-теоретическим способом мышления и распространяется на все сферы бытия.
Аристотель продолжил линию Платона и в то же время стал основателем второго главного направления философии – эмпиризма, согласно которому действительным источником знаний будет чувственный опыт, непосредственно наблюдаемые данные.
Наряду с философией также успешно развиваются другие науки – математика, медицина, история.
Невиданный расцвет в эпоху классики переживает художественная культура, и в первую очередь –архитектура и градостроительство.
Значительный вклад в развитие градостроительства внес Гипподам – архитектор из Милета, разработавший концепцию регулярной планировки города, согласно которой в нем выделялись функциональные части: общественный центр, жилая зона, а также торговая, производственная и портовая зоны.
Основным типом монументальной постройки по-прежнему остается храм.
Афинский Акрополь стал подлинным триумфом древнегреческой архитектуры, одним из величайших шедевров мирового искусства.
Этот ансамбль включал парадные ворота – Пропилеи, храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы), Эрехтейон и главный храм Афин Парфенон – храм Афины Парфенос (Афины- Девы).
Акрополь, построенный архитекторами Иктином и Каликратом, находился на высоком холме и как бы парил над городом, был далеко виден с моря.
Стоит отметить, что особое восхищение вызывал Парфенон, который украшали 46 колонн и богатое скульптурное и рельефное убранство.
Плутарх, писавший о своих впечатлениях об Акрополе, отмечал, что в него входили здания, «грандиозные по величине и неподражаемые по красоте».
Среди знаменитых архитектурных памятников также находились два сооружения, отнесенные к семи чудесам света.
Первым являлся храм Артемиды в Эфесе, построенный на месте прекрасного храма-предшественника, носившего то же имя и сожженного Геростратом, который решил прославиться таким чудовищным образом.
Как и прежний, восстановленный храм имел 127 колонн, внутри был украшен великолепными статуями работы Праксителя и Скопаса, а также прекрасными живописными картинками.
Вторым памятником стала гробница Мавсола, правителя Карий, получившая позднее наименование «Мавзолей в Галикарнасе».
Сооружение имело два этажа высотой по 20 м, первым из которых была сама гробница Мавсола и его жены Артемисии. Во втором этаже, окруженном колоннадой, хранились жертвоприношения.
Крыша мавзолея представляла собой пирамиду, увенчанную мраморной квадригой, в колеснице которой стояли скульптуры Мавсола и Артемисии.
Вокруг гробницы находились статуи львов и скачущих всадников.
В эпоху классики наивысшего совершенства достигает греческая скульптура.
В этом жанре искусства за Элладой признается бесспорное превосходство.
Античную скульптуру представляет целая плеяда гениальных мастеров.
Самым великим среди них будет Фидий. Его статуя Зевса, имевшая высоту 14 м и украшавшая храм Зевса в Олимпии, также входит в число семи чудес света. Он создал и статую Афины Парфенос высотой 12 м., которая находилась в центре Афинского Акрополя.
Помимо названных творений, Фидий также принимал участие в проектировании Афинского Акрополя и в создании его пластического убранства.
Среди других скульпторов наиболее известными будут Пифагор Регийский, создавший статую «Мальчик, вынимающей занозу»;
Мирон – автор скульптур «Дискобол» и «Афина и Марсий»;
Поликлет – мастер бронзовой скульптуры, создавший «Дорифора» (Копьеносца) и «Раненую амазонку», а также написавший первый теоретический труд о пропорциях человеческого тела – «Канон».
Позднюю классику представляют ваятели Пракситель, Скопас, Лисипп. Праксителя прославила прежде всего статуя «Афродита Книдская», ставшая первой обнаженной женской фигурой в греческой скульптуре.
Искусству Праксителя присуще богатство чувств, изысканная и тонкая красота, гедонизм. Эти качества проявились в таких его произведениях, как «Сатир, наливающий вино».
Скопас участвовал вместе с Праксителем в пластическом оформлении храма Артемиды в Эфесе и мавзолея в Галикарнасе. Одним из известных его творений является статуя «Вакханка».
Лисипп создал бюст Александра Македонского, при дворе которого он состоял художником.
Из других произведений можно указать на статуи «Отдыхающий Гермес», «Гермес, подвязывающий сандалию», «Эрот». В своем искусстве он выражал внутренний мир человека, его чувства и переживания. В эпоху классики высшей своей точки достигает греческая литература.
Поэзию представлял прежде всего Пиндар, который создал гимны и оды в честь победителей Олимпийских и Дельфийских игр.
Пиндар
ЭПИНИКИИ ПИФИЙСКИЕ (МИДАСУ АКРАГАНТСКОМУ, победителю на флейте, год 490)
Услышь мою мольбу,
Богиня блеска,
Лучшая из обителей людских,
Гостеприимница Персефоны,
От крепкого холма
Пасущая паству над Акрагантом,
Владычица,
Милостиво прими
Пифийский этот венок
Мидаса, осененного славою,
Любимца людей и богов,
Победившего Элладу
В том умении,
Которое выплела некогда Паллада
Из смертного стона дерзостных Горгон...
Главным литературным событием становится рождение и расцвет греческой трагедии и театра.
Отцом трагедии был Эсхил.
Главным его произведением является «Прикованный Прометей», герой которого стал воплощением мужества и силы человека, его богоравности и готовности пожертвовать жизнью ради ϲʙᴏбоды и благополучия людей.
В творчестве Софокла, прославлявшего демократию, греческая трагедия достигает классического уровня.
Герои его произведений будут сложными натурами, они сочетают в себе приверженность идеалам свободы с богатством внутреннего мира, глубиной психологических и нравственных переживаний, духовной тонкостью.
Самой знаменитой его трагедией стал «Эдип-царь».
В искусстве Еврипида – третьего великого трагика Эллады – отразился кризис греческой демократии. Его отношение к ней было двойственным.
С одной точки зрения, она привлекала его ценностями свободы и равенства.
При всем этом она пугала его тем, что позволяла неразумной толпе граждан по своему настроению решать слишком важные вопросы.
В трагедиях Еврипида люди показаны не «какими они должны быть», как это было, по его мнению, у Софокла, а «каковыми они были на самом деле».
В наибольшей степени известным его творением стала «Медея».
Наряду с трагедией успешно развивается комедия, «отцом» которой является Аристофан.
Комедии Аристофана были доступны простому люду и пользовались большой популярностью.
Эллинизм
Эллинизм (323-146 до н.э.) стал заключительным этапом древнегреческой культуры.
В этот период высокий уровень эллинской культуры в целом сохраняется.
При всем этом происходит экспансия эллинской культуры на территории множества восточных государств, возникших после распада империи Александра Македонского, где она соединяется с восточными культурами.
Именно этот синтез греческой и восточной культур и образует то, что именуется культурой эллинизма.
Примечательно, что процесс распространения греческой культуры продолжался и после того, как Греция попала в зависимость от Рима (146 г. до н.э.).
Политически Рим покорил Грецию, но греческая культура покорила Рим.
Из областей духовной культуры наиболее успешно в эпоху эллинизма развиваются наука и искусство.
В науке ведущие позиции по-прежнему занимает математика, где работают такие великие умы, как Евклид и Архимед.
Легенда об Евклиде
Египетский царь Птолемей I спросил у Евклида, нет ли более короткого пути для понимания геометрии, чем тот, который содержится в «Началах» (в современном издании эта книга имеет более 500 страниц, и, конечно, для ее изучения нужно немало времени и усердия).
Евклид гордо ответил Птолемею, что в «геометрии нет царской дороги».
В искусстве наибольший успех сопутствует архитектуре и скульптуре.
В архитектуре наряду с традиционными сакральными храмами широко строятся гражданские общественные здания – дворцы, театры, библиотеки, гимнасии и т.д.
В частности, в Александрии была построена знаменитая библиотека, где хранилось около 799 тыс. свитков.
Интересно отметить, что там же был построен Мусейон, ставший крупнейшим центром науки и искусства древности.
Из других архитектурных сооружений заслуживает выделения Александрийский маяк высотой в 120 м, включенный в число семи чудес света.
Его автором был архитектор Сострат.
Скульптура также продолжает классические традиции, хотя в ней побудут новые черты: усиливаются внутренняя напряженность, динамика, драматизм и трагизм.
Монументальная скульптура иногда принимает грандиозные размеры.
Таковой, в частности, была статуя бога солнца Гелиоса, созданная ваятелем Хересом и известная как Колосс Родосский.
Статуя также входит в число семи чудес света.
Она имела высоту 36 м., стояла на берегу гавани острова Родос, но разбилась при землетрясении.
Отсюда пошло выражение «колосс на глиняных ногах».
Знаменитыми шедеврами являются Афродита (Венера) Милосская и Ника Самофракийская.
В 146 г. до н.э. Древняя Эллада перестала существовать, однако древнегреческая культура существует и поныне.
Древняя Греция оказана огромное влияние на всю мировую культуру.
Без нее не было бы современной Европы.
Восточный мир без эллинской культуры был бы совсем иным.
Наука
Характерной чертой мышления римлян был практицизм, любовь не к теоретическим, а к прикладным наукам.
Так, например, высокого уровня развития достигла в Риме агрономия.
Сохранилось несколько сельскохозяйственных трактатов – Марка Порция Катона (II в. до н.э.), Теренция Варрона (I в. до н. э.), где тщательно и глубоко исследуются различные агрономические проблемы.
Римский архитектор Витрувий написал специальный трактат «Об архитектуре» в 10 книгах, свидетельствующий о высоком уровне римской архитектурной мысли.
Римское искусство рано научилось льстить и притворятся.
Уже в героизированных статуях Августа, изображаемого в виде полководца, театрально простирающего руку к войскам, есть натянутость и фальшь.
Развитие римской архитектуры было тесно связано с ходом римской истории, усложнением общественных отношений, с ростом города; оно происходило под греческим и этрусским влиянием: здесь не обошлось без заимствований.
Крупными общественными зданиям были лишь храмы, например храм Юпитера на Капитолийском холме, построенный в VI в. до н. э., небольшой храм Весты на форуме.
Внутри города сохранились пустыри и незастроенные участки, дома знати окружали сады.
Сточные канавы сначала были открытыми, но затем их перекрыли деревянным настилом, а позднее и каменным сводом.
Пожар Рима после взятия его галлами уничтожил большую часть городских зданий.
После пожара Рим вновь застраивался стихийно, сохранив основные линии прежних улиц и площадей.
Разросшийся город был обнесен новыми, так называемыми Сервиевыми стенами, представлявшими замечательное сооружение.
Благоустраивается центр города – римский форум, он расширяется, вокруг него строят новые общественные здания и храмы, портики его мостят плиткой.
Появляются новые типы общественных зданий.
Очень плотная застройка городской территории, скученность и теснота не могла не вызвать необходимости в специальных зеленых зонах – парках, расположенных на окраинах города.
Так появились роскошные сады Саллюстия и Лукулла.
Город был разбит на кварталы, кварталы группировались в районы.
В результате римских завоеваний разного рода богатства потекли в Рим и италийские города.
Другой особенностью римской архитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатому декоративному убранству, ко множеству украшений, больший (чем у греков) интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд (мосты, акведуки, театры, амфитеатры, термы).
Римские дороги имели важное стратегическое значение, они объединяли различные части страны.
Ведущая к Риму Аппиева дорога (VI-III вв. до н. э.) для движения когорт и гонцов была первой из сети дорог, покрывших позже всю Италию.
Эволюция древнегреческой культуры
В эволюции культуры Древней Греции обычно выделяют пять периодов:
1. Эгейская культура (2800-1100 до н.э.).
2. Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.).
3. Архаическая культура (VIII-VI вв. до н.э.).
4. Классический период (V-IV вв. до н.э.).
5. Эпоха эллинизма (323-146 до н.э.).
Эгейская культура
Эгейскую культуру нередко называют крито-микенской, считая при этом остров Крит и Микены главными ее центрами.
Ее также называют минойской культурой – по имени легендарного царя Миноса, при котором остров Крит, занимавший ведущие позиции в регионе, достиг своего наивысшего могущества.
В конце III тыс. до н.э. на юге Балканского полуострова.
Пелопоннесе и острове Крит складывались раннеклассовые общества и возникали первые очаги государственности.
Несколько быстрее этот процесс шел на острове Крит, где к началу II тыс. до н.э. появились первые четыре государства с центрами-дворцами в Кноссе, Фесте, Малии и Като-Закро.
Учитывая особую роль дворцов, возникшую цивилизацию иногда называют «дворцовой».
В наибольшей степени известным памятником критской культуры стал Кносский дворец, вошедший в историю под именем «Лабиринт», от которого сохранился только первый этаж.
Дворец представлял собой грандиозное многоэтажное сооружение, включавшее 300 помещений на общей платформе, занимавшей более 1 га.
Он был снабжен превосходной системой водоснабжения и канализации, имел терракотовые ванны.
Дворец одновременно был религиозным, административным и торговым центром, в нем находились ремесленные мастерские. С ним связан миф о Тезее и Минотавре.
Высокого уровня на Крите достигла скульптура малых форм. В тайнике Кносского дворца найдены статуэтки богинь со змеями в руках, которые полны грации, изящества и женственности.
Лучшим достижением критского искусства будет живопись, о чем свидетельствуют сохранившиеся фрагменты росписей Кносского и других дворцов.
В качестве примера можно указать на такие яркие, красочные и сочные рисунки, как «Собиратель цветов», «Кошка, подстерегающая фазана», «Игра с быком».
Наивысший расцвет критской цивилизации и культуры приходится на XVI-XV вв. до н.э., особенно на время правления царя Миноса.
При этом в конце XV в. до н.э. цветущая цивилизация и культура неожиданно погибают.
Причиной катастрофы, скорее всего, стало извержение вулкана.
Возникшая на юге Балкан часть эгейской культуры и цивилизации была близка к критской.
Она также покоилась на центрах-дворцах, которые сложились в Микенах, Тиринфе, Афинах, Фивах.
При этом данные дворцы заметно отличались от критских: они представляли собой мощные цитадели-крепости, обнесенные высокими (более 7 м) и толстыми (более 4,5 м) стенами.
Вместе с тем эту часть эгейской культуры можно считать более греческой, поскольку именно сюда, на юг Балкан, в III тыс. до н.э. пришли собственно греческие племена – ахейцы и данайцы.
В силу особой роли ахейцев эту культуру и цивилизацию часто называют ахейской.
Каждый центр-дворец являлся самостоятельным государством; между ними существовали самые разные отношения, включая противоречия и конфликты.
Иногда они объединялись в союз – как это было сделано для похода на Трою.
Гегемония среди них чаше принадлежала Микенам.
Как и на Крите, основу экономики ахейской цивилизации составляли земледелие и скотоводство.
В наибольшей степени ранние памятники ахейской культуры носили культовый, заупокойный характер.
К ним относятся прежде всего так называемые «шахтовые гробницы», выдолбленные в скалах, где сохранилось множество прекрасных изделий из золота, серебра, слоновой кости, а также огромное количество оружия.
Здесь также обнаружены золотые погребальные маски ахейских правителей.
Позднее (XV-XIII вв. до н.э.) ахейцы строят более грандиозные заупокойные сооружения – «купольные гробницы», одна из которых – «гробница Агамемнона» – включала несколько помещений.
Великолепным памятником светской архитектуры был Микенский дворец, украшенный колоннами и фресками. Высокого уровня достигла также живопись, о чем свидетельствуют росписи сохранившихся стен Микенского и других дворцов. К числу наиболее ярких примеров росписей можно отнести фрески «Дама с ожерельем», «Борющиеся мальчики», а также изображения сцен охоты и сражений, стилизованных животных – обезьяны, антилопы.
Апогей культуры ахейской Греции приходится на XV-ХШ вв. до н.э., однако уже к концу XIII в. до н.э. она начинает приходить в упадок, а в течение XII в. до н.э. все дворцы оказываются разрушенными.
В наибольшей степени вероятной причиной гибели стало вторжение северных народов, среди которых были греки-дорийцы, но точные причины катастрофы не установлены.
Гомеровский период
Период XI-IX вв. до н.э. в истории Греции принято называть гомеровским. поскольку главными источниками сведений о нем служат знаменитые поэмы «Илиада» и «Одиссея».
Его также называют «дорийским», имея в виду особую роль дорийских племен в завоевании ахейской Греции.
Не стоит забывать, что важно будет сказать, что сведения из гомеровских поэм нельзя считать вполне достоверными и точными, так как в них фактически оказались смешанными повествования о трех разных эпохах:
– финальной стадии ахейской эпохи, когда совершался поход на Трою (XIII в. до н.э.);
– дорийском периоде (XI-IX вв. до н.э.);
– ранней архаики, когда жил и творил сам Гомер (VIII в. до н.э.).
К этому надо добавить характерный для эпических произведений художественный вымысел, гиперболизацию и преувеличения, временные и другие смешения и т.д.
Однако при всем этом можно считать, что дорийский период означал откат назад, поскольку некоторые элементы уже достигнутого уровня цивилизации были утрачены.
В частности, была утрачена государственность, а также городской, или дворцовый уклад жизни, письменность.
Эти элементы греческой цивилизации фактически рождались заново.
При всем этом возникшее и ставшее широким применение железа способствовало ускоренному развитию цивилизационного начала.
Стоит отметить, что основным занятием дорийцев по-прежнему было земледелие и скотоводство.
Что касается духовной культуры, то здесь преемственность была сохранена.
Об этом убедительно говорят гомеровские поэмы, из которых видно, что мифология ахейцев, составляющая основу духовной жизни, оставалась той же.
Судя по поэмам, шло дальнейшее распространение мифа как особой формы сознания и восприятия окружающего мира.
Происходило также упорядочивание греческой мифологии, которая приобретала все более законченные, совершенные формы.
Архаическая культура
Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.) стал временем быстрого и интенсивного развития Древней Греции, в ходе которого были созданы все необходимые условия и предпосылки для последующего удивительного взлета и расцвета.
Курос и кора, статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора)
Город-государство, греческий полис становится основной формой социально-политической организации общественной жизни.
Общество как бы пробует все возможные формы государственного устройства и правления – монархию, тиранию, олигархию, аристократическую и демократическую республики.
Интенсивное развитие сельского хозяйства ведет к высвобождению людей, что способствует росту ремесел.
Поскольку и это не решает «проблему занятости», усиливается начавшаяся еще в ахейский период колонизация ближних и дальних территорий, вследствие чего территориально Греция разрастается до внушительных размеров.
Начавшаяся чеканка монет ускоряет данные процессы.
Еще более впечатляющие успехи и достижения имеют место в духовной культуре.
В ее развитии исключительную роль сыграло создание алфавитного письма, ставшего величайшим достижением культуры архаической Греции.
Оно было разработано на базе финикийской письменности и отличаюсь удивительной простотой и доступностью, что позволило создать на редкость эффективную систему образования, благодаря которой в античной Греции не было неграмотных, что также явилось огромным достижением.
В период архаики формируются основные этические нормы и ценности античного общества, в которых утверждающееся чувство коллективизма сочетается с агонистическим (состязательным) началом, с утверждением прав индивида и личности, духом свободы.
Особое место занимают патриотизм и гражданственность.
Зашита полиса воспринимается как высшая доблесть гражданина.
В этот период также рождается идеал человека, в котором дух и тело находятся в гармонии.
Воплощению данного идеала способствовали возникшие в 776 г. до н.э. Олимпийские игры.
Они проводились каждые четыре года в городе Олимпии и продолжались пять дней, в течение которых соблюдался «священный мир», прекращавший всякие военные действия.
Победивший на играх пользовался большим почетом и имел значительные социальные привилегии (освобождение от налогов, пожизненная пенсия, постоянные места в театре и на праздниках).
Трижды победивший в играх заказывал у прославленного скульптора свою статую и ставил ее в священной роще, окружавшей главную святыню города Олимпии и всей Греции – храм Зевса.
Ведущим типом постройки выступает сакральный храм как обитель бога.
Самым известным и почитаемым становится храм Аполлона в Дельфах.
Возникает также монументальная скульптура – сначала деревянная, а затем каменная.
Наибольшее распространение получают два типа: обнаженная мужская статуя, известная под именем «курос» (фигура юноши – атлета), и задрапированная женская, примером которой была кора (прямо стоящая девушка).
Настоящий расцвет в эту эпоху переживает поэзия. Величайшими памятниками античной литературы стали уже упомянутые выше эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Немного позднее Гомера творил еще один знаменитый греческий поэт Гесиод.
Его поэмы «Теогония», т.е. родословная богов, и «Каталог женщин» дополняли и завершали созданное Гомером, после чего античная мифология приобретала классический, совершенный вид.
Среди других поэтов особого внимания заслуживает творчество Архилоха, основателя лирической поэзии, произведения которого наполнены личными страданиями и переживаниями, связанными с трудностями и невзгодами жизни.
Такого же внимания заслуживает лирика Сапфо, великой античной поэтессы с острова Лесбос, пережившей чувства любящей, ревнующей и страдающей женщины.
Творчество Анакреонта, воспевавшего красоту, любовь, радость, веселье и наслаждение жизнью, оказало большое влияние на европейскую и русскую поэзию, в частности на А.С. Пушкина.
Классический период
Классический период (V – IV вв. до н.э.) стал временем наивысшего подъема и расцвета древнегреческой цивилизации и культуры.
Полис становится одной из высших ценностей для эллинов.
Наивысшего расцвета достигает также демократия, чем она обязана прежде всего Периклу – выдающемуся политическому деятелю древности.
Высочайшего уровня достигает философия.
Именно в этот период творят такие великие умы древности, как Сократ, Платон и Аристотель.
Сократ первым сосредоточил внимание не на вопросах познания природы, но на проблемах человеческой жизни, проблемах добра, зла и справедливости, проблемах познания человеком самого себя.
Он также стоял у истоков одного из главных направлений всей последующей философии – рационализма, действительным создателем которого стал Платон.
У последнего рационализм в полной мере становится абстрактно-теоретическим способом мышления и распространяется на все сферы бытия