Язык культуры как вторичная моделирующая система

Лекция № 6

Культура как система знаков

План:

Культура как система знаков

Язык культуры как вторичная моделирующая система

Знаки

Естественные знаки

Функциональные знаки

Иконические знаки

Конвенциональные (условные) знаки

Вербальные знаковые системы

Знаковые системы записи

Культурные коды

Культура как система знаков

Семиотика культуры –это знаковые средства культуры, а также рассмотрение всех культурных феноменов как текстов.

В таком случае исходят из того, что необходимым компонентом любой культуры является информация, которая всегда хранится и передается с помощью знаков, в совокупности составляющих текст.

При этом «текстом» называют не только письменные сообщения, но любой артефакт, рассматриваемый как носитель информации.

Языктоже понимается в широком смысле – не только как естественный язык (первичные моделирующие системы), но и как вторичная моделирующая система.

Язык культуры как вторичная моделирующая система

Языки культуры называют вторичными моделирующими системами, так как именно они выступают теми средствами, с помощью которых человек познает, объясняет и пытается изменить мир вокруг себя.

Язык мифологии можно отнести к вторичным моделирующим знаковым системам.

Язык культуры – это универсальная форма познания действительности, обслуживающая человека во всех сферах его жизни и деятельности.

Язык культуры – это знаки, формы, символы.

Языком культуры называется представление культуры в словах, образах, жестах.

Т.е. язык культуры – это те средства, знания, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникации друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры.

С помощью языка осуществляется понимание, диалог как между культурами разных эпох, так и между культурами, существующими одновременно.

Проблему языка культуры относят к фундаментальным проблемам.

Во-первых, освоить культуру, ее ценности невозможно, не овладев системой ее языка.

Во-вторых, именно через язык человек усваивает представления, оценки, ценности, все то, что определяет культурную картину мира.

В-третьих, понимание языка культуры и овладение им дает человеку свободу, помогает осознать свое место в культуре.

Язык выступает и продуктом культуры, и структурным ее элементом, и условием.

Он концентрирует и воплощает в единстве все основы человеческой жизни.

Язык – явление социальное.

Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия, т.е. без общения с другими людьми.

Язык организует опыт людей.

Поэтому, как и вся культура в целом, он вырабатывает общепринятые значения.

Коммуникация возможна только лишь при наличии знаний, которые принимаются, используются ее участниками и поняты ими.

Но в языках бывает много варваризмов, то есть неоправданных иноязычных слов.

Во Франции налагается штраф за их употребление.

Знаки

Знак – это материальный предмет (явление, событие), объективно заменяющий другой предмет, свойство или отношение и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.

Выделяют шесть типов знаков и знаковых систем:

–естественные,

–функциональные,

–иконические,

–конвенциальные,

–вербальные, системы записи.

Естественные знаки

Естественные знаки – это вещи и явления природы в том случае, когда они указывают на какие-то иные предметы или явления и рассматриваются в качестве носителя информации о них.

Естественные знаки – это знаки-признаки, например дым – знак огня.

Чтобы понимать естественные знаки, нужно знать, признаком чего они являются, и уметь извлекать содержащуюся в них информацию.

Функциональные знаки

Функциональные знаки – это вещи и явления, имеющие непосредственное прагматическое предназначение, а знаками они становятся, потому что включены в человеческую деятельность и несут информацию о ней.

Например действия учителя, водящего пальцем по списку учеников в журнале, становятся знаком начинающегося опроса.

Функциональные знаки нередко имеют вторичные значения, приписываемые им по аналогии, что особенно хорошо видно в суевериях: подкова – к счастью, женщина с пустыми ведрами – к несчастью и т.д.

Иконические знаки

Иконические знаки – знаки-образы, внешний вид которых отражает облик обозначаемых ими вещей.

Так, в музыке имитируются гром, морские волны и т.п.; в этом случае знаки схожи с обозначаемыми предметами по материалу.

Художественные образы, созданные писателями, художниками или скульпторами, очень точно описывают людей, животных или события, хотя они в большей или меньшей степени условны.

Виды символов

В зависимости от характера ценностного значения выделяют различные виды символов:

– исторические(Бородинское поле как символ славы русского оружия);

– религиозные (крест, иконы);

– мифологические (Гея – Земля, Кронос – время и т.д.);

– идеологические и пропагандистскиесимволы (программы, конституции, лозунги);

– нравственные символы (белый цвет – чистота);

– художественные символы (произведения искусства).

Вербальные знаковые системы

Вербальные знаковые системы – это разговорные языки, которых в мире насчитывается несколько тысяч.

Именно они составляют основу культуры говорящего на нем народа.

Естественный язык – это открытая знаковая система.

В отличие от искусственных формализованных языков он способен к неограниченному развитию.

История развития культуры отражается в истории развития языка.

Так, новые явления в жизни людей, открытия в науке и технике пополняют словарный запас языка (радио, электрон, компьютер и т.д.), а уходящие процессы и явления приводят к устареванию и исчезновению слов (половой – слуга в трактире, криница – родник и т.д.).

При этом базисный словарь (слова, обозначающие части тела человека, Солнце, Луну, звезды, простейшие глаголы и числительные до десяти, а также личные местоимения) остается неизменным очень долго, в течение сотен лет.

Знаковые системы записи

Знаковые системы записи – письмо, ноты и т.п. – в истории человечества появились довольно поздно.

Они возникли на базе других знаковых систем – разговорного языка, музыки и т.д. и вторичны по отношению к ним.

Появление и развитие письма сыграло особенно большую роль в истории культуры.

Без письма невозможно развитие науки, техники, права и т.д.

Появление письма ознаменовало начало цивилизации.

Культурные коды

Культурный код – это набор символов, передающих информацию внутри группы, ключ к пониманию данного типа культуры; уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков; это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру.

Необходимость в культурном коде возникает тогда, когда происходит переход от мира сигналов к миру смысла.

Мир сигналов – это мир дискретных единиц, которые рассчитываются в битах информации, а мир смысла – это те значащие формы, которые связывают человека с миром идей, образов и ценностей данной культуры.

Код позволяет проникнуть на смысловой уровень культуры, без знания кода культурный текст окажется закрытым, непонятным, невоспринятым.

Человек будет видеть систему знаков, а не систему значений и смыслов.

В соответствии с классификацией типов культуры выделяют:

– коды дописьменных культур;

– коды письменных культур;

– коды экранных культур.

Дописьменная культура охватывает огромный «доисторический» период, включающий «дикость» и «варварство» (по терминологии Г.Л. Моргана и Э.Б. Тэйлора).

Примитивнейшие основания культурного кода закладывались еще в нижнем палеолите (от 1 млн. до 40 тыс. лет назад).

В дописьменных культурах культурным доминантным кодом был мифологический.

В первобытном обществе миф – это не только способ понимания жизни, но и способ ее переживания, как в предметных, так и в знаковых формах.

По легенде, Зевс явился Европе, игравшей с подругами на берегу моря, в виде белого быка и похитил её, увезя на своей спине на остров Крит. На острове Крит Зевс принял вид прекрасного юноши и овладел Европой. От этого союза родились Минос, Радаманф, Сарпедон.

Пример научной теории

Дэвид Бушнелл (1740-1824) – американский изобретатель.

Считается создателем первой в мире подводной лодки, когда-либо использованной в военных целях. Лодка под названием «Черепаха» была создана в 1775 году во время обучения конструктора в Йельском университете. Предложенный Бушнеллом принцип заполнения балластных цистерн забортной водой для погружения лодки и винтовой движитель до сих пор используются в конструкциях современных субмарин.

В XX веке начинают формироваться коды экранной культуры, по-новому организуя взаимодействие основных компонентов культурного кода.

Предметность, которая в прошлых культурных типах была направлена на освоение природы, практически полностью замыкается на «вторичную предметность» – компьютеры, информационные системы связи, информационные банки и т.д.

Знаковость также существенно расширяет область своего действия: слово, модель, символ на экране реализуются по-новому, давая простор творческой деятельности в поисках знака-изображения.

Идеальность,формируемая экранной культурой, также существенно обновляется.

Для нового мышления характерно «сращение» логического и образного, синтез понятийного и наглядного, формирование «интеллектуальной образности» и чувственного моделирования.

Лекция № 6

Культура как система знаков

План:

Культура как система знаков

Язык культуры как вторичная моделирующая система

Знаки

Естественные знаки

Функциональные знаки

Иконические знаки

Наши рекомендации