Классификация культурных норм

Привычки и манеры

Этикет

Обычаи, традиции и обряды

Церемония и ритуал

Нравы и запреты

Закон и право

Мода и увлечения

Инкультурация

Культура и культурная картина мира

Культура – это продукт совместной жизнедеятельности людей, система согласованных способов их коллективного существования, упорядоченных норм и правил удовлетворения групповых и индивидуальных потребностей и т.п.

Антропологическое определение культуры состоит в том, что культура есть мир вещей, созданный человеком и противостоящий природе.

Функции культуры

Можно выделить следующие функции культуры:

1) социализации – формирования человека как продукта общества и культуры;

2) познавательную (информационную) – познания мира;

3) трансляционную – передачи культурных достижений;

4) регулятивную – создания норм поведения;

5) ценностную – создания системы ценностей, воспринимаемых человеком;

6) знаковую – создания языка культуры;

7) синтезирующую – соединения больших масс населения в единое целое;

8) смысловую – обретения смысла жизни посредством приобщения к достижениям культуры.

К основным функциям культуры относятся функции информационная и социализации.

Культурный ландшафт – земное пространство, включающее все присущие ему природные и антропогенные компоненты.

Культурный ландшафт формируется в результате сознательной, целенаправленной деятельности человека для удовлетворения тех или иных практических потребностей.

Культурный ландшафт включает в себя агросферу и техносферу.

По мере развития человеческой цивилизации взаимная зависимость природы и культуры усиливается.

Культура в обществе проявляется в социальных технологиях.

Своеобразие культуры может проявляться в самых разных сторонах человеческой жизнедеятельности.

Так, по наблюдениям этнографов, народы, живущие в сходных географических условиях и по соседству друг с другом, часто строят дома по-разному.

Балкарцы, осетины, карачаевцы много веков живут на Кавказе по соседству.

Однако первые строят каменные одноэтажные дома, вторые – двух- этажные, а третьи –деревянные.

Раньше одна лишь тюбетейка узбека позволяла определить, из какой местности происходит ее владелец, а одежда русской крестьянки XIX в. точно указывала, в какой губернии она родилась.

Культурная картина мира

Своеобразие любой локальной или этнической культуры получает свое завершение вкультурной картине мира (ККМ).

ККМ– это система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в нем, единая для определенной социальной общности.

Ее содержательной основой является система ценностных ориентаций данной социальной общности (понимание ею добра и зла, счастья, справедливости и т.п.), ее представление о времени и пространстве, мироздании и т.д.

Ядром культурной картины мира является менталитет.

Выражение культурной картины мира

Культурная картина мира находит свое выражение в различном отношении к тем или иным явлениям культуры.

Так, например, на Мадагаскаре похороны отражают оценку достигнутого при жизни человеком статуса и уважение к умершему.

Поэтому для прощания с одними стекаются тысячи людей, а к другим приходят единицы.

У некоторых народов прощание с покойником растягивается на целые недели.

И, напротив, в современной России, Европе или США похороны занимают всего несколько часов.

Различное отношение к одному и тому же событию у разных народов можно объяснить только различиями их культурных картин мира, в которых это событие имеет разную ценность и значение.

Нормы и ценности культуры

Ценности культуры

Ценность понимается как общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами.

Именно в соответствии с ними происходит выбор информации в процессе взаимодействия с окружающей действительностью, складываются социальные отношения, формируются эмоции и чувства, навыки общения и т.д.

Виды ценностей

Все множество ценностей можно условно классифицировать, акцентируя те сферы жизни, в которых они реализуются:

– витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни, уровень потребления, экологическая безопасность;

– экономические ценности: наличие равных условий для товаропроизводителей и благоприятных условий для развития производства товаров и услуг, предприимчивость;

– социальные ценности: общественное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;

– политические ценности: патриотизм, гражданская активность, гражданские свободы, гражданский мир;

– моральные ценности: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, честность, верность, любовь к детям, справедливость, порядочность, взаимопомощь, уважение к старшим;

– религиозные ценности: Бог, вера, спасение, благодать, Священное писание и предание;

– эстетические ценности: красота, гармония, стиль и т.д.

Из всей системы ценностей человека и общества выделяются культурные ценности, которые в свою очередь подразделяются на две основные группы:

1) совокупность выдающихся произведений интеллектуального, художественного и религиозного творчества.

Кроме того, эта группа включает уникальные архитектурные сооружения, значительные произведения ремесла, археологические и этнографические раритеты.

2) доказавшие на практике свою эффективность принципы совместного сосуществования людей: обычаи, нравы, стереотипы сознания и поведения и т.п., которые объединяют общество, способствуют росту взаимопонимания между людьми.

Обе группы культурных ценностей составляют стержень любой культуры, определяя ее неповторимый характер.
Различия в восприятии культурных ценностей

Обычно обнаруживаются значительные различия в восприятии одних и тех же ценностей представителями различных культур.

Например, такая социальная ценность, как равенство полов, принимается не всеми государствами.

Страны арабского мира, как известно, отрицают равенство возможностей для женщин.

Они даже были предупреждены в отчёте ООН 2008 г. о том, что это бесправие является одним из важнейших факторов, не позволяющих этим странам вернуть положение глобальных лидеров в сфере торговли, образования и культуры.

Нормы культуры

Культурные нормы – определенные образцы, правила поведения.

Культурные нормы поведения отражаются в понятиях мораль и нравственность.

Мораль подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, церковь и т.д.).

Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения.

Андрей Яковлевич Флиер делит нормы на:

– институциональные – зафиксированные в официальных документах и поддерживаемые силой государства (государственные законы, декреты, уголовный кодекс);

– этнографические – такие нормы складываются в виде массового обычая, но их неофициальный характер не означает либерального отношения к нарушителю (национальные традиции);

– конвенциональные – рожденные в процессе общественного договора, но не имеющие силу закона.

Эти нормы тяготеют то к институциональным, то к этнографическим, но исполнение этих норм в целом отдано на усмотрение самого человека (дружеские, соседские взаимоотношения).

Наши рекомендации