Е) Древневосточные представления о смерти и загробном существовании.

47. Какую тенденцию в осмыслении человеческого бытия удостоверяет проблема смерти?

48. Какие факты в древнеегипетских представлениях о смерти и загробном существовании свидетельствуют об индивидуализации человека?

49. Как мыслилось египтянами загробное блаженство и от чего зависело достижение его согласно концепции жизни как нравственной миссии?

50. Какие противоречия можно обнаружить в древнеегипетских представлениях о смерти и загробном существовании?

51. К каким приемам прибегали египтяне, чтобы обеспечить себе благоприятные показания на загробном суде?

52. Какие концепции жизни, смерти и загробного существования были разработаны в Древнем Египте?

53. Почему в Древнем Египте нигилизм в отношении загробного существования человека не стал доминирующей тенденцией?

54. Какие факторы обусловили иное понимание профанного мира в культуре Древнего Востока?

ТЕМА 5. ДРЕВНЕЕВРЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА

А) Древние евреи: становление культурной целостности.

1. На каком основании древнееврейскую культуру традиционно рассматривают в рамках культуры Древнего Востока?

2. Какие черты культуры Древнего Востока не характерны древнееврейской культуре? (Что свидетельствует о древнееврейской культуре как ином типе культуры?)

3. Что является «механизмом» создания древнееврейской культуры?

4. В чем заключается специфика культурологического подхода к Библии?

5. Что представляет собой Библия? Какова ее структура?

6. Каковы фундаментальные факты Ветхого завета, что отражает специфику древнееврейской культуры? (Назвать факты и дать их краткое изложение.)

7. Перечислите Десять заповедей.

8. Какие факты и заповеди наиболее ярко характеризуют специфику древнееврейской культуры?

9. В связи с какими обстоятельствами появились у Израиля Судьи, какие функции они выполняли, и почему на смену Судей пришли цари?

10. Кто были царями единого Израильского царства? Чем они знамениты и в чем был грех каждого?

11. Назовите основные этапы становления древнееврейской культуры.

Б) Радикальный монотеизм и качественное своеобразие древнееврейской культуры.

12. Что лежит в основе культуры рода (первобытной культуры) и культуры «территориального царства» (культуры Древнего Востока)?

13. Какой эпизод Ветхого завета наиболее ярко свидетельствует об отмежевании от Израиля от культуры рода? Прокомментируйте этот эпизод как основное установление родовой организации жизни. В чем проявилась новизна Израиля через данный эпизод?

14. Какой эпизод Ветхого завета наиболее ярко свидетельствует об отмежевании Израиля от культуры «территориального царства»? Ответ прокомментировать.

15. Какое представление является фундаментальным в Библии, которое обуславливает все ее другие представления?

16. Что понимается под небом и землей 1-го стиха Библии?

17. Какое представление в Библии указывает на выход из космического цикла как модели времени?

18. Что указывает в Библии на преодоление обожествления человеком мироздания?

19. Как понимается творение в Ветхом завете?

20. Какой характер времени создает Израиль?

21. Что символизирует еврейская суббота? Почему суббота является важным установлением Израиля?

22. Каким образом в субботу человек становится творцом?

23. Как соотносятся Бог Израиля и человек, воля Бога и воля человека, что наиболее выражено еврейской субботой?

24. Почему Бог Израиля не имеет определенной формы?

25. Что понимается под Откровением в Библии? Как понимается будущее?

26. Охарактеризуйте Бога Израиля.

27. Как можно определить веру, характерную для Израиля?

28. Какой ежегодный еврейский праздник соответствует еврейской субботе? Каков смысл этого праздника?

29. Какой институт древнееврейской культуры призван освободить человека от власти прошлого и настоящего в пользу будущего? Дайте характеристику этому институту. Какой путь богопознания явили представители этого института Израиля?

30. Что подразумевается под эсхатологизмом и мессианизмом древнееврейской культуры?

31. Почему евреи не приняли Иисуса в качестве Мессии?

32. Как оцениваются все вещи, все существующее в древнееврейской культуре?

33. Почему возможен и необходим диалог человека и Бога согласно Израилю?

34. Чем создано качественное своеобразие древнееврейской культуры?

В) Израиль и проблема единства человеческого рода.

35. Кого евреи называли язычниками?

36. Каковы два аспекта язычества?

37. Как выглядит история у язычников?

38. Какой метод использует Израиль для отмежевания от язычества и более-менее мирного сосуществования с языческими народами? (Какова суть отношения Израиля к языческим культурам?)

39. Что заимствует Израиль у:

а) родовой культуры;

б) культуры Древнего Востока;

в) античной культуры?

40. В виде какого образа представлено в Библии единство человеческого рода?

41. Что является внутренним импульсом языческой культуры?

42. Что является внутренним импульсом Израиля?

43. Что/кто находится в начальном моменте:

а) каждой языческой истории;

б) истории, согласно Израилю?

44. Какую мировоззренческую установку удостоверяет культурный герой язычников?

45. Как, с точки зрения Израиля, изначально существовало человечество и почему?

46. Что является высшей ценностью у язычников? Что означает принесение первенцев в жертву у язычников с точки зрения высшей ценности язычников?

47. В чем состоит замысел древнееврейской культуры?

48. Как можно истолковать расселение евреев по всему миру и их пристрастие к торговле, с точки зрения исторической миссии Израиля?

49. О чем в народе или человеке свидетельствует антисемитизм?

50. Как охарактеризовал Вл. Соловьев материализм, присущий менталитету Израиля?

51. Как рассматривалась материя в древнееврейской культуре?

52. К чему, по мнению Вл. Соловьева, была направлена вся религиозная история евреев?

ТЕМА 6. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

А) Античная культура и полис.

1. Чем отличаются античные государства от древневосточных государств в аспекте социально-политического устройства?

2. Какими должны быть оптимальные размеры государства, с точки зрения Платона и Аристотеля, и почему?

3. Почему греческие полисы-победители не присоединяли побежденные полисы?

4. Каков критерий деления на «своих» и «чужих» у греков?

5. Каково отношение греков к древневосточным народам?

6. Кто являлся источником полиса?

7. Как понимался царь у греков?

8. Когда прекращалось царствование граждан в полисе?

9. Что является фундаментальной характеристикой царственности и божественности человека в представлении греков?

10. Как понималась греками свобода?

11. Каковы основные проявления полисной жизни?

12. Поему в греческих полисах не было бюрократии? Чем обусловлено появление бюрократии?

13. Какие занятия не входили в полисную жизнь?

14. Кем являлся исходно полисный человек?

15. Что входило в досуг?

16. Как понимался греками досуг?

Б) Тема судьбы в Античности.

17. О какой тенденции в человеческом бытии свидетельствует появление представления о судьбе?

18. Как изменилось представление о реальности в Античности по сравнению с Первобытностью и культурой Древнего Востока? Как новая реальность изменила представление античного человека о мире?

19. В чем проявляется противоречие греков в отношении понимания феномена рабства?

20. В чем заключается парадоксальность судьбы?

21. Почему, с точки зрения греков, не родиться лучше, чем появиться на свет?

22. В чем заключается вина индивида, живущего под знаком судьбы?

23. Какими способами греки «приручали» судьбу?

24. Почему греки ассоциировали судьбу с женскими образами?

25. О чем свидетельствует нумерическая неопределенность мойр?

26. Какое обстоятельство заставляло усомниться в могуществе языческих богов?

27. Как соотносятся принцип божественности и судьбы у Гомера?

28. Как греки пытались преодолеть непознаваемость судьбы, и какие трудности на этом пути возникали? (Пояснить на примере мифа об Эдипе и истории с лидийским царем Крезом.)

29. В чем заключается законченное выражение судьбы?

30. Как можно совладать с судьбой? (Прокомментировать на примере Ахилла.)

31. Чем можно объяснить сжигание умерших у греков в рамках темы судьбы?

В) Герой, раб, человек «золотой середины».

32. На каком пути в Античности могла быть преодолена зависимость человека от судьбы и созданы предпосылки для его свободы?

33. Каковы предпосылки появления героя? (Каковы варианты трансформации царя-жреца в послепервобытной культуре?)

34. В чем состоит основное сходство и различие между героем, царем-жрецом и царем-богом?

35. Какого рода жертвоприношение характерно для героя?

36. Как появление фигуры героя (царя-героя) способствует процессу индивидуализации в позднепервобытной общине?

37. Каков статус царя-бога в пространстве и во времени?

38. Каким по своему статусу должен быть герой?

39. В чем заключается особенность индивидуализма по линии героя? (Как происходит идентификация героя? С кем должен соотносить себя герой?)

40. Почему Геракла нельзя отнести к героям?

41. Каков путь героя и чем выражалась избранность героя?

42. В чем состоит различие царствования царя-бога и царя-героя?

43. Что значит поединок, битва для героя? (Поясните двойственность поединка, битвы.)

44. Как изменилось представление а) о власти, б) о рабстве (по сравнению с первобытным представлением) с появлением фигуры царя-героя?

45. Как определяет статус раба Аристотель в своем сочинении «Политика»?

46. Как меняется представление о профанном, и в чем состоит парадокс этого представления в связи с появлением царя-героя?

47. Проанализируйте, как соотносятся герой и раб с судьбой:

- соотношение раба и судьбы;

- соотношение раба и героя;

- исходная данность героя и высшее измерение бытия героя.

48. Как понимается человек по преимуществу там, где герой и раб – несовместимые полюсы мира? (Каким путем идет к божественности герой?)

49. Каков принцип бытия человека «золотой середины»?

50. О каком процессе в человеческом бытии свидетельствует появление человека «золотой середины»?

51. В чем состоит своеобразие столкновения человека «золотой середины» с судьбой? (Пояснить путем сравнения отношений с судьбой героя и раба.)

52. В каком отношении к истории находятся человек «золотой средины» и герой?

53.Каковы главные добродетели человека «золотой середины», и, в связи с этим, какая иллюзия о судьбе характерна человеку «золотой средины?

54. Что самое уязвимое в позиции человека «золотой середины»? (Как соотносит принцип божественности и принцип судьбы человек «золотой середины»?)

55. В чем видит цель своего существования человек «золотой середины», и каковы его составляющие? (как пример - ответ Солона о Телле из «Истории» Геродота)

56. Чем герой и человек «золотой середины», с одной стороны, противопоставлены рабу, с другой?

57. С каким/какими из трех типов ассоциировала себя греческая культура? Ответ пояснить.

Г) Древнегреческий эпос.

1. Почему произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея» можно назвать первотекстами Античности? Выявить два смысла данного статуса гомеровских поэм.

2. Поясните, что являлось первотекстом и смысловым центром культуры до и после античной Греции?

3. В каких двух аспектах можно рассматривать вопрос о значимости гомеровского эпоса для Античности?

4. Сравните мифологию, древнеегипетский «Рассказ Синухета» и эпические поэмы Гомера по трактовке божественного и профанно-человеческого.

5. В чем состоит своеобразие взаимоотношение богов и людей «Илиаде» и «Одиссее»? Как можно в этом случае определить характер отношений между богами и людьми? (Ответ сопроводить примерами.)

6. Поясните, что означает взаимозависимость и взаимодополнительность богов и людей в поэмах Гомера?

7. Как соотносятся между собою гармонически-прекрасное, гибель и уничтожение и судьба в космически и гармонично устроенном мире у Гомера?

8. Какой смысл имеет схватка, битва двух индивидов у Гомера? В чем состоит своеобразие взгляда Гомера на момент гибели героя?

9. В чем проявилось принятие и освещение жизни Гомером?

10. Каково представление о божественном у Гомера?

11. Сравните восприятие животных Гомером и Древним Востоком. Как в связи с этнм понимался Гомером профанно-человеческий мир?

12. Почему в поэмах Гомера боги обращаются к миру людей? Какая реальность появилась между миром богов и миром людей? Охарактеризуйте эту реальность.

13. Как события и герои гомеровского эпоса (в частности, Троянская война и Ахиллес) повлияли на самоощущение греков в более позднее время?

14. Каково восприятие гомеровского эпоса самими греками? Какое отношение к Троянской войне характерно последующим эпохам европейской культуры?

15. Каков характер эпического произведения? Соотнесите эпос с историей и мифом.

Д) Возникновение философии.

16. Какие изменения произошли в отношении человеческо-профанного мира и индивидуального самоощущения в Древней Греции?

17. В чем заключается основополагающее сходство между мудрецом и философом?

18. Как изменился статус знания с проявлением фигуры мудреца и философа? Сравните мудрость и ритуал.

19. Сравните мудрость и сакральное знание.

20. В каком смысле мудроость может быть соотнесена с сакральным (божественным)? Сравните мудреца, философа и героя в аспекте божественности.

21. Как появление фигуры мудреца и философа меняет отношение к человеческому бытию?

22. В каком аспекте проявляется преимущество мудреца и философа перед героем? Ответ пояснить.

Наши рекомендации