Тема 4. культура древнего востока
А) Древний Восток как культурная целостность.
1. Что подразумевается под понятием «Древний Восток»?
2. Какие культуры входят в данную культурную целостность?
3. Доказать, что географический критерий не является основополагающим для определения культуры Древнего Востока.
4. Что находится в основе культурной целостности «Древний Восток»?
5. Какие термины встречаются в литературе для обозначения культуры Древнего Востока? Что берется в основу каждого термина?
6. Каковы основные черты культуры Древнего Востока?
Б) Монументализм древневосточной культуры.
7. Где, как правило, возникли культуры Древнего Востока? В чем состоит главная особенность их местоположения?
8. В чем проявляется наглядное отличие древневосточной культуры от первобытной культуры?
9. Какую человеческую установку в отношении человека в мире демонстрирует монументализм культуры Древнего Востока?
10. Что относится к монументальным сооружениям? Чем можно объяснить их непомерную громадность, в частности, древнеегипетских пирамид?
11. В чем заключается сущность мировоззренческого переворота в культуре Древнего Востока?
12. Кто является источником монументальных сооружений в культуре Древнего Востока?
В) Фигура божественного царя на Древнем Востоке.
13. Чем обусловлено рассмотрение фигуры божественного царя в курсе культурологии при выявлении специфики древневосточной культуры?
14. В чем сходство и различие между царем-жрецом и царем-богом?
15. Что обуславливает божественность фараона?
16. Каковы взаимоотношения между фараоном и богами, фараоном и людьми?
17. Как осмысливались завоевательные походы фараона?
18. Что символизируют драгоценные металлы и камни, и что означало украшение человека ими в культуре Древнего Востока?
19. В чем видится особенность положения египетских жрецов?
20. Какое именование фараона сближало его с подданными, уменьшая степень его божественности, абсолютности?
21. Кто являлся царями в городах-государствах Месопотамии, и как это укладывается в рамки типологического сходства в отношении понимания сакрального на Древнем Востоке?
22. В чем выражается особенность вавилонского царя Хаммурапи в аспекте божественности?
23. В чем заключается особенность возникновения ассирийского государства?
24. В чем видится парадоксальность ассирийского царя?
25. Как можно трактовать ассирийские рельефы со сценами охоты, агонии и гибели животных?
26. Какой принцип лежит в основе войны, и как трактовалось убийство чужих в Первобытности и на Древнем Востоке?
27. В чем заключается особенность статуса вавилонского и ассирийского царей в аспекте божественности?
28. По каким аспектам можно рассматривать фигуры правителей на Древнем Востоке? Распределить фигуры царей по данным аспектам.
29. Как изменяется осмысление человеческого, профанного бытия в связи с появлением фигуры божественного царя?
Г) Раб и рабство как измерение древневосточной культуры.
30. Дать определение раба.
31. Из чего проистекает ничтожество человека?
32. Кто относился к рабам в Первобытности и на Древнем Востоке?
33. Каков критерий градации рабства на Древнем Востоке?
34. В чем состояло земное счастье для древневосточного раба?
35. С кем соотносил себя древневосточный раб, и как в связи с этим проявлялась тенденция к индивидуализации на Древнем Востоке (как происходила идентификация человека)?
36. Проанализировать рассказ Синухета в аспекте тенденции индивидуализации человека.
37. В чем выражалась главная заслуга подданного на Древнем Востоке?
38. На какие две группы можно разделить живописные и скульптурные изображения египтян? Дать их краткую характеристику.
39. Как осмыслялась деятельность подданных, в частности, сановников, жрецов, чиновников, на Древнем Востоке?
40. При каких обстоятельствах раб на Древнем Востоке мог изменить свою природу и статус в профанном мире?
Д) Душа древневосточного человека.
41. Как можно определить статус души согласно древнеегипетским представлениям о ней?
42. Из какого количества оболочек состоит человек, по представлениям древних египтян? Дать их название и охарактеризовать каждую оболочку. Соотнести представление о человеке у древних египтян с современными представлениями о человеке.
43. Почему египтяне сохраняли тело после смерти человека, мумифицируя его?
44. Почему при бальзамировании сердце не извлекали из тела в отличие от других органов, а мозг удаляли?
45. О каком понимании человека свидетельствует наличие у человека души, нескольких оболочек и нечеткость в понимании их функций?
46. Что было заменителем души египтян в Месопотамии? Поясните, в чем в связи с этим состоит различие в понимании человека в Древнем Египте и Месопотамии.