Тема 2. культурология как «философия» эпохи, народа, региона

Культурология как самостоятельная дисциплина. Истоки отечественной культурологии. Предмет и метод культурологии. Мировоззренческая функция культурологии.

1. Как оценивает ситуацию, связанную с культурологией, культуролог П.А. Сапронов?

2. Какие истоки отечественной культурологии выявляет П.А. Сапронов? Охарактеризуйте каждый исток.

3. Что, по мнению П.А. Сапронова, является прообразом отечественной культурологии? Ответ пояснить.

4. Как определяет культурологию П.А. Сапронов? Каков характер культурологического знания? (В чем сходство и различие культурологического знания с одной стороны и исторического и философского знания с другой стороны?)

5. Что составляет предмет культурологии, какова ее исследовательская установка и метод/методы, в понимании П.А. Сапронова?

6. Кто в отечественной традиции впервые предложил исследовать данную реальность, которую П.А. Сапронов делает предметом культурологии? Ответ прокомментировать.

7. Каков исследовательский путь культуролога?

8. В чем, с точки зрения П.А. Сапронова, заключается трудность в построении целостного курса культурологии?

9. Что кладет в основу построения целостного курса культурологии П.А. Сапронов и почему?

10. Какой принцип использует П.А. Сапронов для структурирования материала в своем учебном курсе культурологии?

11. В чем заключается мировоззренческая функция культурологии?

ТЕМА 3. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА

А) Душа первобытного человека.

1. Что является важнейшей характеристикой души, внутреннего мира первобытного человека?

2. Какое наказание человека, сопоставимое со смертной казнью, было характерно для первобытности и почему?

3. Как мыслилась смерть первобытным человеком?

4. Что означает гроб в своем исконном понимании?

5. С чем отождествлялась первобытная община? Чему можно уподобить первобытную общину и в связи с этим, как мыслился источник, движущая сила поступков людей?

6. Как проявлялась индивидуальность в первобытном человеке?

7. Как в общине воспринимали проявление индивидуальности и почему?

8. Как можно назвать первобытного и современного человека, исходя из местоположения центра, к которому человек прикреплял мысли, поступки, действия?

9. Какова фундаментальная особенность самоощущения и мировосприятия первобытного человека?

10. Как воспринимал внешний и внутренний мир первобытный человек? С чем отождествлялся душевный аффект? Зарактерно ли современному человеку овнешнение внутреннего мира?

11. Как оценивался сон в первобытности?

12. Что есть многояйность? Приведите примеры проявления многояйности первобытного человека. Характерена ли современному человеку многояйность? Приведите примеры.

Б) Первобытные представления о пространстве и времени.

13. Через какие оппозиции мыслил мир первобытный человек?

14. Что есть хаос и космос для первобытного человека?

15. Как соотносились между собою хаос и космос в мировосприятии первобытного человека?

16. Что есть сакральный и профанный мир?

17. Как соотносились между собою сакральный и профанный мир в мировосприятии первобытного человека?

18. Какова мера восприятия окружающего мира у первобытного человека?

19. Перечислите принципы организации пространства первобытным человеком и дайте их краткую характеристику.

20. В чем принципиальное различие между современным и первобытным восприятием пространства?

21. Какой образ наиболее отчетливо отражает вертикальное устроение мира в первобытной мифологии?

22. Чем обусловлена вертикальная космология первобытности?

23. Почему «проклятые» места присутствовали в освоенном пространстве-космосе, и почему боги могли оставить сакральные места, отдав их во власть демонов?

24. Какова структура времени согласно первобытной мифологии? Охарактеризуйте каждое временное измерение.

25. Поясните выражение: «Пространство временится, а время пространственно или простирается».

26. Какая концепция времени характерна для первобытности: субстанциальная или реляционная?

27. Почему первобытная культура не знает будущего, а есть лишь прошлое и настоящее? (В каком смысле первобытный человек выводил за скобки будущее?)

В) Миф и мифологическое мироотношение.

28. Как переводится с греческого слово «миф»? Соотнесите миф и сказку.

29. Какую реальность отражает миф?

30. Какие аспекты в рассмотрении мифа можно выделить?

31. Что значит гносеологический аспект мифа?

32. Каков язык мифа, или с помощью чего мыслит миф, что отличает миф от науки и сближает с поэзией?

33. Чем отличается миф от поэзии?

34. Какие приемы использует миф для познания явлений?

35. Какова познавательная установка мифа?

36. Что подразумевается под онтологическим аспектом мифа?

37. Каков характер бытия по мифу?

38. Что есть космогония и космология? Как решает миф проблему космогонии?

39. Что стоит за убийством первосуществ и богов в космогонии мифа?

40. Почему в мифе божественное, человеческое и животное соединено?

41. Почему необходимо убийство и последующее расчленение первосуществ и богов при возникновении мира?

42. Какую функцию выполняют боги, полубоги (герои), демоны, карлики согласно космологии мифа?

43. Почему невозможно установить строгую иерархию богов и у богов имеет место смешение функций и вбирание одними богами функций других богов?

44. Кто считался демонами?

45. Почему невозможен культ демонов?

46. Что представляет собой аксиологический аспект мифа?

47. Назовите ценностные шкалы мифа.

48. Соотнести ценностные шкалы мифа с базовой ценностной и онтологической шкалой.

49. Почему Добро нельзя однозначно соотносить с Космосом в мифологической картине мира?

50. Почему у богов нет запретов? В каких поступках богов проявляется отсутствие запретов? Чем руководствуются боги при свершении своих поступков?

51. Почему запреты есть у людей? Как трактуется в мифе нарушение запрета человеком?

52. Почему нет однородности в пантеоне богов с точки зрения добра и онтологического позитива (пример с Локки, богом из скандинавской мифологии).

53. С чем ассоциируется зло в мифологической картине мира?

Г) Первобытный ритуал?

54. Как мы сегодня воспринимаем ритуал, и чем являлся ритуал для первобытности?

55. В чем заключается сходство и различие ритуала и театра?

56. В чем заключается сходство и различие ритуала и мифа?

57. В чем заключается сходство и различие ритуала и науки?

58. На какие сферы жизнедеятельности первобытного человека распространялся ритуал?

59. Какой аспект изучения ритуала является самым важным с точки зрения культурологии?

60. Каков принцип первобытного ритуала?

61. Кому адресован первобытный ритуал?

62. Какова цель первобытного ритуала?

63. Чем чревато несоблюдение ритуала первобытными людьми?

64. В чем заключается парадоксальность ритуала?

65. Каковы этапы ритуала?

66. Что представляет собой очищение и какова его смысловая подоплека?

67. Какова первоначальная семантика процессии?

68. В чем заключается сакральность жертвы? Почему жертву необходимо убить?

69. Как можно определить онтологический статус жертвы? Каков принцип принесения жертвы?

70. В чем проявляется парадоксальность принесения человеком жертвы?

71. Каким образом можно преодолеть парадоксальность ритуала жертвоприношения?

72. Назовите наиболее известные теории, объясняющие ритуал жертвоприношения. Пояснить суть каждой.

73. Почему первобытные ритуалы требовали постоянного повторения?

74. Что являлось вершиной ритуала? В виде чего это происходило и почему?

75. Каким образом быт и бытие в ритуале совпадали?

76. Посредством чего человек причащался к божеству?

77. В чем заключается двойственность вина на стадии трапезы?

78. В чем заключается специфика власти для первобытности?

79. Какую тенденцию в отношении человеческого существования открывал ритуал?

80. Какую функцию выполняет жрец?

81. Что соединяет жреца и жертву? Каким образом жертва связана с жертвователем?

82. Почему жрец, в конечном счете, должен стать жертвой?

83. Почему жрец должен был самоопределяться в первобытной общине?

Д) Магия и магизм.

84. Каковы принципы магии, по Фрезеру?

85. В чем проявляется сходство магии и религии?

86. Что (кто) свидетельствует о первоначальной слитности магии и религии?

87. В чем кроется причина сосуществования магии и религии?

88. К каким областям сакрального мира обращается магия и религия?

89. Посредством чего жрец и маг обращаются к сакральному миру?

90. Каков характер метода каждого?

91. Какой статус имеет жрец и маг в первобытной общине и почему?

92. Какова цель религиозного и магического ритуала?

93. В чем жрец и маг черпают свои знания для контакта с сакральной реальностью?

94. Каково отношение к источнику знаний в религии и магии?

95. Какова цель всей деятельности жреца и мага?

Наши рекомендации