Тема 1. проблема «культурология».
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ
Автор: кандидат философских наук,
доцент кафедры «Социология,
психология и культурология»
Компаниец Э.Н.
Ижевск 2014
Данные вопросы составлены по курсу культурологии; они отражают материал лекций и содержание учебных пособий - П. А. Сапронова «Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры» (СПб., 2003) и А. И. Пигалева «Культурология» (Волгоград, 2008).
Данные контрольные вопросы:
· во-первых, способствуют усвоению и систематизации изучаемого на лекциях и семинарских занятиях материала по курсу культурологии;
· во-вторых, служат методическими рекомендациями при подготовке выступлений на семинарских занятиях, помогая студентам структурировать материал и выделять главные моменты при рассмотрении вопросов изучаемой темы (вопросы каждой темы даны либо сразу после формулировки темы, либо выделены в теме под буквенными обозначениями: А), Б), В) и т.д.);
· в-третьих, повышают активность студентов на семинарских занятиях, поскольку ответы на контрольные вопросы на семинарских занятиях оцениваются в соответствии с балльно-рейтинговой системой;
· в-четвертых, являются проверкой самостоятельной работы студента при изучении тем курса культурологии, которые выделяются для самостоятельного изучения студентами (итогом самостоятельной работы студента является письменная работа – ответы на контрольные вопросы темы, предназначенной для самостоятельного изучения);
· в-пятых, формируют навык работы с культурологическим материалом, который отражает понимающую установку в изучении феноменов мира людей (межкультурная коммуникация);
· в-шестых, формируют навык составления вопросов и ответов на вопросы, активизируя и совершенствуя мыслительные способности студента для его дальнейшей исследовательской работы - работы с текстом и восприятие текста в качестве источника проблемных ситуаций, структурирование материала, выделение ключевых моментов в материале, использование методов анализа, дедукции, индукции, сравнения, обобщения, интерпретации (герменевтического метода) при освоении материала и разработке какой-либо темы.
ЗАДАНИЕ.
1. Выбрать соответствующую тему (раздел) в данных контрольных вопросах по курсу культурологии.
2. Письменно ответить на вопросы, составленные по данной теме.
3. Обязательно ответить на вопросы тем 1 и 2 (по мере изучения данных тем).
4. На вопросы к остальным темам допускается работать группами из 3-6 человек в зависимости от объема материала темы в среднем по 25 вопросов на каждого. При ответе на вопросы пользуйтесь лекционным материалом, материалом соответствующих учебных пособий (см. ниже: п. 7) и источниками из теоретической части каждой темы.
5. Оформить работу следующим образом:
а) титульный лист по образцу;
б) в содержании работы указывать название темы и формулировки вопросов, ответ помещать сразу же после соответствующего вопроса (образец см. нижев Прим. к п. 5);
в) шрифт Times New Roman 14;
г) оставлять промежуток для возможных замечаний между вопросом и ответом (2 интервала) и между соседними вопросами и ответами (3 интервала).
6. Отправлять задание в виде файла Word 1997-2003 (doc.) не позднее 10 дней после изучения соответствующей темы (см. изменения по срокам выполнения задания в эл. курсе, изменения будут внесены преподавателем в рабочем порядке). Для заданий по темам, предназначенным для самостоятельного изучения, начальный срок выполнения не установлен, предельный – не позднее второй недели декабря.
7. Для ответов на вопросы к:
· к темам 1, 2использовать лекционный материал по данным темам, статьи Компаниец Э.Н. «Проблема «культурология» и «К вопросу о времени возникновения культурологии» (из теоретической части курса), работы А.Я. Гуревича (помещенные в теоретической части) и «Введение» учебника П.А. Сапронова «Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры».
· к теме 5использовать материал «Визуальная поддержка лекционного материала по теме «Древнееврейская культура», лекции Э.Н. Компаниец «Древнееврейская культура», параграфы 11-13 темы «Культура Древнего Востока» учебного пособия А.И. Пигалева «Культурология».
· к теме 7использовать материал«Визуальная поддержка лекционного материала по теме «Христианская культура», темы 5 «Истоки и своеобразие культур Древней Греции и Древнего Рима: возникновение христианства» учебника А. И. Пигалева «Культурология».
· к темам 3, 4, 6, 9, 10использовать материал учебника П. А. Сапронова «Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры» (части 3, 4, 5, 8, 10 соответственно).
· к теме 8использовать материал:
- учебника А. И. Пигалева «Культурология»: вопросы А) соответствуют параграфу 1 темы 6 «Основные черты средневековой культуры», вопросы Ж) соответствуют параграфу 4 темы 6 «Основные черты средневековой культуры» в данном учебнике;
- учебника П. А. Сапронова «Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры»: вопросы Б), В), Г), Д), Е) соответствуют часть 6 в данном учебнике и З) – часть 7.
8. Каждому студенту! ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ УСЛОВИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ, ИЗЛОЖЕННЫЕ ВЫШЕ В ПП. 1 – 7.
Прим. к п. 5. Оформить титульный лист к выполненной работе по образцу. Вид работы указать как "Самостоятельная работа по курсу культурологии". В самой работе обязательно указать (напечатать) название темы, параграфа и формулировки вопросов для облегчения проверки работы преподавателем.
ОБЯЗАТЕЛЬНО: сначала напечатать вопрос и ниже дать ответ на него, т.е., например,
1. В чем заключается сущность проблемы «культурология»?
- ответ.
2. Как большинство отечественных культурологов объясняют наличие
проблемы «культурология»?
-ответ
и т.д.
А) Душа первобытного человека.
1. Что является важнейшей характеристикой души, внутреннего мира первобытного человека?
2. Какое наказание человека, сопоставимое со смертной казнью, было характерно для первобытности и почему?
3. Как мыслилась смерть первобытным человеком?
4. Что означает гроб в своем исконном понимании?
5. С чем отождествлялась первобытная община? Чему можно уподобить первобытную общину и в связи с этим, как мыслился источник, движущая сила поступков людей?
6. Как проявлялась индивидуальность в первобытном человеке?
7. Как в общине воспринимали проявление индивидуальности и почему?
8. Как можно назвать первобытного и современного человека, исходя из местоположения центра, к которому человек прикреплял мысли, поступки, действия?
9. Какова фундаментальная особенность самоощущения и мировосприятия первобытного человека?
10. Как воспринимал внешний и внутренний мир первобытный человек? С чем отождествлялся душевный аффект? Зарактерно ли современному человеку овнешнение внутреннего мира?
11. Как оценивался сон в первобытности?
12. Что есть многояйность? Приведите примеры проявления многояйности первобытного человека. Характерена ли современному человеку многояйность? Приведите примеры.
Б) Первобытные представления о пространстве и времени.
13. Через какие оппозиции мыслил мир первобытный человек?
14. Что есть хаос и космос для первобытного человека?
15. Как соотносились между собою хаос и космос в мировосприятии первобытного человека?
16. Что есть сакральный и профанный мир?
17. Как соотносились между собою сакральный и профанный мир в мировосприятии первобытного человека?
18. Какова мера восприятия окружающего мира у первобытного человека?
19. Перечислите принципы организации пространства первобытным человеком и дайте их краткую характеристику.
20. В чем принципиальное различие между современным и первобытным восприятием пространства?
21. Какой образ наиболее отчетливо отражает вертикальное устроение мира в первобытной мифологии?
22. Чем обусловлена вертикальная космология первобытности?
23. Почему «проклятые» места присутствовали в освоенном пространстве-космосе, и почему боги могли оставить сакральные места, отдав их во власть демонов?
24. Какова структура времени согласно первобытной мифологии? Охарактеризуйте каждое временное измерение.
25. Поясните выражение: «Пространство временится, а время пространственно или простирается».
26. Какая концепция времени характерна для первобытности: субстанциальная или реляционная?
27. Почему первобытная культура не знает будущего, а есть лишь прошлое и настоящее? (В каком смысле первобытный человек выводил за скобки будущее?)
В) Миф и мифологическое мироотношение.
28. Как переводится с греческого слово «миф»? Соотнесите миф и сказку.
29. Какую реальность отражает миф?
30. Какие аспекты в рассмотрении мифа можно выделить?
31. Что значит гносеологический аспект мифа?
32. Каков язык мифа, или с помощью чего мыслит миф, что отличает миф от науки и сближает с поэзией?
33. Чем отличается миф от поэзии?
34. Какие приемы использует миф для познания явлений?
35. Какова познавательная установка мифа?
36. Что подразумевается под онтологическим аспектом мифа?
37. Каков характер бытия по мифу?
38. Что есть космогония и космология? Как решает миф проблему космогонии?
39. Что стоит за убийством первосуществ и богов в космогонии мифа?
40. Почему в мифе божественное, человеческое и животное соединено?
41. Почему необходимо убийство и последующее расчленение первосуществ и богов при возникновении мира?
42. Какую функцию выполняют боги, полубоги (герои), демоны, карлики согласно космологии мифа?
43. Почему невозможно установить строгую иерархию богов и у богов имеет место смешение функций и вбирание одними богами функций других богов?
44. Кто считался демонами?
45. Почему невозможен культ демонов?
46. Что представляет собой аксиологический аспект мифа?
47. Назовите ценностные шкалы мифа.
48. Соотнести ценностные шкалы мифа с базовой ценностной и онтологической шкалой.
49. Почему Добро нельзя однозначно соотносить с Космосом в мифологической картине мира?
50. Почему у богов нет запретов? В каких поступках богов проявляется отсутствие запретов? Чем руководствуются боги при свершении своих поступков?
51. Почему запреты есть у людей? Как трактуется в мифе нарушение запрета человеком?
52. Почему нет однородности в пантеоне богов с точки зрения добра и онтологического позитива (пример с Локки, богом из скандинавской мифологии).
53. С чем ассоциируется зло в мифологической картине мира?
Г) Первобытный ритуал?
54. Как мы сегодня воспринимаем ритуал, и чем являлся ритуал для первобытности?
55. В чем заключается сходство и различие ритуала и театра?
56. В чем заключается сходство и различие ритуала и мифа?
57. В чем заключается сходство и различие ритуала и науки?
58. На какие сферы жизнедеятельности первобытного человека распространялся ритуал?
59. Какой аспект изучения ритуала является самым важным с точки зрения культурологии?
60. Каков принцип первобытного ритуала?
61. Кому адресован первобытный ритуал?
62. Какова цель первобытного ритуала?
63. Чем чревато несоблюдение ритуала первобытными людьми?
64. В чем заключается парадоксальность ритуала?
65. Каковы этапы ритуала?
66. Что представляет собой очищение и какова его смысловая подоплека?
67. Какова первоначальная семантика процессии?
68. В чем заключается сакральность жертвы? Почему жертву необходимо убить?
69. Как можно определить онтологический статус жертвы? Каков принцип принесения жертвы?
70. В чем проявляется парадоксальность принесения человеком жертвы?
71. Каким образом можно преодолеть парадоксальность ритуала жертвоприношения?
72. Назовите наиболее известные теории, объясняющие ритуал жертвоприношения. Пояснить суть каждой.
73. Почему первобытные ритуалы требовали постоянного повторения?
74. Что являлось вершиной ритуала? В виде чего это происходило и почему?
75. Каким образом быт и бытие в ритуале совпадали?
76. Посредством чего человек причащался к божеству?
77. В чем заключается двойственность вина на стадии трапезы?
78. В чем заключается специфика власти для первобытности?
79. Какую тенденцию в отношении человеческого существования открывал ритуал?
80. Какую функцию выполняет жрец?
81. Что соединяет жреца и жертву? Каким образом жертва связана с жертвователем?
82. Почему жрец, в конечном счете, должен стать жертвой?
83. Почему жрец должен был самоопределяться в первобытной общине?
Д) Магия и магизм.
84. Каковы принципы магии, по Фрезеру?
85. В чем проявляется сходство магии и религии?
86. Что (кто) свидетельствует о первоначальной слитности магии и религии?
87. В чем кроется причина сосуществования магии и религии?
88. К каким областям сакрального мира обращается магия и религия?
89. Посредством чего жрец и маг обращаются к сакральному миру?
90. Каков характер метода каждого?
91. Какой статус имеет жрец и маг в первобытной общине и почему?
92. Какова цель религиозного и магического ритуала?
93. В чем жрец и маг черпают свои знания для контакта с сакральной реальностью?
94. Каково отношение к источнику знаний в религии и магии?
95. Какова цель всей деятельности жреца и мага?
А) Древний Восток как культурная целостность.
1. Что подразумевается под понятием «Древний Восток»?
2. Какие культуры входят в данную культурную целостность?
3. Доказать, что географический критерий не является основополагающим для определения культуры Древнего Востока.
4. Что находится в основе культурной целостности «Древний Восток»?
5. Какие термины встречаются в литературе для обозначения культуры Древнего Востока? Что берется в основу каждого термина?
6. Каковы основные черты культуры Древнего Востока?
Б) Монументализм древневосточной культуры.
7. Где, как правило, возникли культуры Древнего Востока? В чем состоит главная особенность их местоположения?
8. В чем проявляется наглядное отличие древневосточной культуры от первобытной культуры?
9. Какую человеческую установку в отношении человека в мире демонстрирует монументализм культуры Древнего Востока?
10. Что относится к монументальным сооружениям? Чем можно объяснить их непомерную громадность, в частности, древнеегипетских пирамид?
11. В чем заключается сущность мировоззренческого переворота в культуре Древнего Востока?
12. Кто является источником монументальных сооружений в культуре Древнего Востока?
В) Фигура божественного царя на Древнем Востоке.
13. Чем обусловлено рассмотрение фигуры божественного царя в курсе культурологии при выявлении специфики древневосточной культуры?
14. В чем сходство и различие между царем-жрецом и царем-богом?
15. Что обуславливает божественность фараона?
16. Каковы взаимоотношения между фараоном и богами, фараоном и людьми?
17. Как осмысливались завоевательные походы фараона?
18. Что символизируют драгоценные металлы и камни, и что означало украшение человека ими в культуре Древнего Востока?
19. В чем видится особенность положения египетских жрецов?
20. Какое именование фараона сближало его с подданными, уменьшая степень его божественности, абсолютности?
21. Кто являлся царями в городах-государствах Месопотамии, и как это укладывается в рамки типологического сходства в отношении понимания сакрального на Древнем Востоке?
22. В чем выражается особенность вавилонского царя Хаммурапи в аспекте божественности?
23. В чем заключается особенность возникновения ассирийского государства?
24. В чем видится парадоксальность ассирийского царя?
25. Как можно трактовать ассирийские рельефы со сценами охоты, агонии и гибели животных?
26. Какой принцип лежит в основе войны, и как трактовалось убийство чужих в Первобытности и на Древнем Востоке?
27. В чем заключается особенность статуса вавилонского и ассирийского царей в аспекте божественности?
28. По каким аспектам можно рассматривать фигуры правителей на Древнем Востоке? Распределить фигуры царей по данным аспектам.
29. Как изменяется осмысление человеческого, профанного бытия в связи с появлением фигуры божественного царя?
Г) Раб и рабство как измерение древневосточной культуры.
30. Дать определение раба.
31. Из чего проистекает ничтожество человека?
32. Кто относился к рабам в Первобытности и на Древнем Востоке?
33. Каков критерий градации рабства на Древнем Востоке?
34. В чем состояло земное счастье для древневосточного раба?
35. С кем соотносил себя древневосточный раб, и как в связи с этим проявлялась тенденция к индивидуализации на Древнем Востоке (как происходила идентификация человека)?
36. Проанализировать рассказ Синухета в аспекте тенденции индивидуализации человека.
37. В чем выражалась главная заслуга подданного на Древнем Востоке?
38. На какие две группы можно разделить живописные и скульптурные изображения египтян? Дать их краткую характеристику.
39. Как осмыслялась деятельность подданных, в частности, сановников, жрецов, чиновников, на Древнем Востоке?
40. При каких обстоятельствах раб на Древнем Востоке мог изменить свою природу и статус в профанном мире?
Д) Душа древневосточного человека.
41. Как можно определить статус души согласно древнеегипетским представлениям о ней?
42. Из какого количества оболочек состоит человек, по представлениям древних египтян? Дать их название и охарактеризовать каждую оболочку. Соотнести представление о человеке у древних египтян с современными представлениями о человеке.
43. Почему египтяне сохраняли тело после смерти человека, мумифицируя его?
44. Почему при бальзамировании сердце не извлекали из тела в отличие от других органов, а мозг удаляли?
45. О каком понимании человека свидетельствует наличие у человека души, нескольких оболочек и нечеткость в понимании их функций?
46. Что было заменителем души египтян в Месопотамии? Поясните, в чем в связи с этим состоит различие в понимании человека в Древнем Египте и Месопотамии.
А) Древние евреи: становление культурной целостности.
1. На каком основании древнееврейскую культуру традиционно рассматривают в рамках культуры Древнего Востока?
2. Какие черты культуры Древнего Востока не характерны древнееврейской культуре? (Что свидетельствует о древнееврейской культуре как ином типе культуры?)
3. Что является «механизмом» создания древнееврейской культуры?
4. В чем заключается специфика культурологического подхода к Библии?
5. Что представляет собой Библия? Какова ее структура?
6. Каковы фундаментальные факты Ветхого завета, что отражает специфику древнееврейской культуры? (Назвать факты и дать их краткое изложение.)
7. Перечислите Десять заповедей.
8. Какие факты и заповеди наиболее ярко характеризуют специфику древнееврейской культуры?
9. В связи с какими обстоятельствами появились у Израиля Судьи, какие функции они выполняли, и почему на смену Судей пришли цари?
10. Кто были царями единого Израильского царства? Чем они знамениты и в чем был грех каждого?
11. Назовите основные этапы становления древнееврейской культуры.
Б) Радикальный монотеизм и качественное своеобразие древнееврейской культуры.
12. Что лежит в основе культуры рода (первобытной культуры) и культуры «территориального царства» (культуры Древнего Востока)?
13. Какой эпизод Ветхого завета наиболее ярко свидетельствует об отмежевании от Израиля от культуры рода? Прокомментируйте этот эпизод как основное установление родовой организации жизни. В чем проявилась новизна Израиля через данный эпизод?
14. Какой эпизод Ветхого завета наиболее ярко свидетельствует об отмежевании Израиля от культуры «территориального царства»? Ответ прокомментировать.
15. Какое представление является фундаментальным в Библии, которое обуславливает все ее другие представления?
16. Что понимается под небом и землей 1-го стиха Библии?
17. Какое представление в Библии указывает на выход из космического цикла как модели времени?
18. Что указывает в Библии на преодоление обожествления человеком мироздания?
19. Как понимается творение в Ветхом завете?
20. Какой характер времени создает Израиль?
21. Что символизирует еврейская суббота? Почему суббота является важным установлением Израиля?
22. Каким образом в субботу человек становится творцом?
23. Как соотносятся Бог Израиля и человек, воля Бога и воля человека, что наиболее выражено еврейской субботой?
24. Почему Бог Израиля не имеет определенной формы?
25. Что понимается под Откровением в Библии? Как понимается будущее?
26. Охарактеризуйте Бога Израиля.
27. Как можно определить веру, характерную для Израиля?
28. Какой ежегодный еврейский праздник соответствует еврейской субботе? Каков смысл этого праздника?
29. Какой институт древнееврейской культуры призван освободить человека от власти прошлого и настоящего в пользу будущего? Дайте характеристику этому институту. Какой путь богопознания явили представители этого института Израиля?
30. Что подразумевается под эсхатологизмом и мессианизмом древнееврейской культуры?
31. Почему евреи не приняли Иисуса в качестве Мессии?
32. Как оцениваются все вещи, все существующее в древнееврейской культуре?
33. Почему возможен и необходим диалог человека и Бога согласно Израилю?
34. Чем создано качественное своеобразие древнееврейской культуры?
В) Израиль и проблема единства человеческого рода.
35. Кого евреи называли язычниками?
36. Каковы два аспекта язычества?
37. Как выглядит история у язычников?
38. Какой метод использует Израиль для отмежевания от язычества и более-менее мирного сосуществования с языческими народами? (Какова суть отношения Израиля к языческим культурам?)
39. Что заимствует Израиль у:
а) родовой культуры;
б) культуры Древнего Востока;
в) античной культуры?
40. В виде какого образа представлено в Библии единство человеческого рода?
41. Что является внутренним импульсом языческой культуры?
42. Что является внутренним импульсом Израиля?
43. Что/кто находится в начальном моменте:
а) каждой языческой истории;
б) истории, согласно Израилю?
44. Какую мировоззренческую установку удостоверяет культурный герой язычников?
45. Как, с точки зрения Израиля, изначально существовало человечество и почему?
46. Что является высшей ценностью у язычников? Что означает принесение первенцев в жертву у язычников с точки зрения высшей ценности язычников?
47. В чем состоит замысел древнееврейской культуры?
48. Как можно истолковать расселение евреев по всему миру и их пристрастие к торговле, с точки зрения исторической миссии Израиля?
49. О чем в народе или человеке свидетельствует антисемитизм?
50. Как охарактеризовал Вл. Соловьев материализм, присущий менталитету Израиля?
51. Как рассматривалась материя в древнееврейской культуре?
52. К чему, по мнению Вл. Соловьева, была направлена вся религиозная история евреев?
ТЕМА 6. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
А) Античная культура и полис.
1. Чем отличаются античные государства от древневосточных государств в аспекте социально-политического устройства?
2. Какими должны быть оптимальные размеры государства, с точки зрения Платона и Аристотеля, и почему?
3. Почему греческие полисы-победители не присоединяли побежденные полисы?
4. Каков критерий деления на «своих» и «чужих» у греков?
5. Каково отношение греков к древневосточным народам?
6. Кто являлся источником полиса?
7. Как понимался царь у греков?
8. Когда прекращалось царствование граждан в полисе?
9. Что является фундаментальной характеристикой царственности и божественности человека в представлении греков?
10. Как понималась греками свобода?
11. Каковы основные проявления полисной жизни?
12. Поему в греческих полисах не было бюрократии? Чем обусловлено появление бюрократии?
13. Какие занятия не входили в полисную жизнь?
14. Кем являлся исходно полисный человек?
15. Что входило в досуг?
16. Как понимался греками досуг?
Б) Тема судьбы в Античности.
17. О какой тенденции в человеческом бытии свидетельствует появление представления о судьбе?
18. Как изменилось представление о реальности в Античности по сравнению с Первобытностью и культурой Древнего Востока? Как новая реальность изменила представление античного человека о мире?
19. В чем проявляется противоречие греков в отношении понимания феномена рабства?
20. В чем заключается парадоксальность судьбы?
21. Почему, с точки зрения греков, не родиться лучше, чем появиться на свет?
22. В чем заключается вина индивида, живущего под знаком судьбы?
23. Какими способами греки «приручали» судьбу?
24. Почему греки ассоциировали судьбу с женскими образами?
25. О чем свидетельствует нумерическая неопределенность мойр?
26. Какое обстоятельство заставляло усомниться в могуществе языческих богов?
27. Как соотносятся принцип божественности и судьбы у Гомера?
28. Как греки пытались преодолеть непознаваемость судьбы, и какие трудности на этом пути возникали? (Пояснить на примере мифа об Эдипе и истории с лидийским царем Крезом.)
29. В чем заключается законченное выражение судьбы?
30. Как можно совладать с судьбой? (Прокомментировать на примере Ахилла.)
31. Чем можно объяснить сжигание умерших у греков в рамках темы судьбы?
В) Герой, раб, человек «золотой середины».
32. На каком пути в Античности могла быть преодолена зависимость человека от судьбы и созданы предпосылки для его свободы?
33. Каковы предпосылки появления героя? (Каковы варианты трансформации царя-жреца в послепервобытной культуре?)
34. В чем состоит основное сходство и различие между героем, царем-жрецом и царем-богом?
35. Какого рода жертвоприношение характерно для героя?
36. Как появление фигуры героя (царя-героя) способствует процессу индивидуализации в позднепервобытной общине?
37. Каков статус царя-бога в пространстве и во времени?
38. Каким по своему статусу должен быть герой?
39. В чем заключается особенность индивидуализма по линии героя? (Как происходит идентификация героя? С кем должен соотносить себя герой?)
40. Почему Геракла нельзя отнести к героям?
41. Каков путь героя и чем выражалась избранность героя?
42. В чем состоит различие царствования царя-бога и царя-героя?
43. Что значит поединок, битва для героя? (Поясните двойственность поединка, битвы.)
44. Как изменилось представление а) о власти, б) о рабстве (по сравнению с первобытным представлением) с появлением фигуры царя-героя?
45. Как определяет статус раба Аристотель в своем сочинении «Политика»?
46. Как меняется представление о профанном, и в чем состоит парадокс этого представления в связи с появлением царя-героя?
47. Проанализируйте, как соотносятся герой и раб с судьбой:
- соотношение раба и судьбы;
- соотношение раба и героя;
- исходная данность героя и высшее измерение бытия героя.
48. Как понимается человек по преимуществу там, где герой и раб – несовместимые полюсы мира? (Каким путем идет к божественности герой?)
49. Каков принцип бытия человека «золотой середины»?
50. О каком процессе в человеческом бытии свидетельствует появление человека «золотой середины»?
51. В чем состоит своеобразие столкновения человека «золотой середины» с судьбой? (Пояснить путем сравнения отношений с судьбой героя и раба.)
52. В каком отношении к истории находятся человек «золотой средины» и герой?
53.Каковы главные добродетели человека «золотой середины», и, в связи с этим, какая иллюзия о судьбе характерна человеку «золотой средины?
54. Что самое уязвимое в позиции человека «золотой середины»? (Как соотносит принцип божественности и принцип судьбы человек «золотой середины»?)
55. В чем видит цель своего существования человек «золотой середины», и каковы его составляющие? (как пример - ответ Солона о Телле из «Истории» Геродота)
56. Чем герой и человек «золотой середины», с одной стороны, противопоставлены рабу, с другой?
57. С каким/какими из трех типов ассоциировала себя греческая культура? Ответ пояснить.
Г) Древнегреческий эпос.
1. Почему произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея» можно назвать первотекстами Античности? Выявить два смысла данного статуса гомеровских поэм.
2. Поясните, что являлось первотекстом и смысловым центром культуры до и после античной Греции?
3. В каких двух аспектах можно рассматривать вопрос о значимости гомеровского эпоса для Античности?
4. Сравните мифологию, древнеегипетский «Рассказ Синухета» и эпические поэмы Гомера по трактовке божественного и профанно-человеческого.
5. В чем состоит своеобразие взаимоотношение богов и людей «Илиаде» и «Одиссее»? Как можно в этом случае определить характер отношений между богами и людьми? (Ответ сопроводить примерами.)
6. Поясните, что означает взаимозависимость и взаимодополнительность богов и людей в поэмах Гомера?
7. Как соотносятся между собою гармонически-прекрасное, гибель и уничтожение и судьба в космически и гармонично устроенном мире у Гомера?
8. Какой смысл имеет схватка, битва двух индивидов у Гомера? В чем состоит своеобразие взгляда Гомера на момент гибели героя?
9. В чем проявилось принятие и освещение жизни Гомером?
10. Каково представление о божественном у Гомера?
11. Сравните восприятие животных Гомером и Древним Востоком. Как в связи с этнм понимался Гомером профанно-человеческий мир?
12. Почему в поэмах Гомера боги обращаются к миру людей? Какая реальность появилась между миром богов и миром людей? Охарактеризуйте эту реальность.
13. Как события и герои гомеровского эпоса (в частности, Троянская война и Ахиллес) повлияли на самоощущение греков в более позднее время?
14. Каково восприятие гомеровского эпоса самими греками? Какое отношение к Троянской войне характерно последующим эпохам европейской культуры?
15. Каков характер эпического произведения? Соотнесите эпос с историей и мифом.
Д) Возникновение философии.
16. Какие изменения произошли в отношении человеческо-профанного мира и индивидуального самоощущения в Древней Греции?
17. В чем заключается основополагающее сходство между мудрецом и философом?
18. Как изменился статус знания с проявлением фигуры мудреца и философа? Сравните мудрость и ритуал.
19. Сравните мудрость и сакральное знание.
20. В каком смысле мудроость может быть соотнесена с сакральным (божественным)? Сравните мудреца, философа и героя в аспекте божественности.
21. Как появление фигуры мудреца и философа меняет отношение к человеческому бытию?
22. В каком аспекте проявляется преимущество мудреца и философа перед героем? Ответ пояснить.
Б) Возникновение христианства: историко-культурный обзор.
11. Где и когда возникло христианство? Охарактеризуйте мировоззренческую ситуацию накануне возникновения христианства.
12. Охарактеризуйте социально-политическую и этническую ситуацию, сложившуюся в Палестине накануне возникновения христианства.
13. Из каких групп состояла еврейская общественность? Какие взглядов придерживались представители данных групп?
14. Докажите, что в Палестине в конце 1 в. до Р.Х. – начале 1 в. по Р.Х. усилились эсхатологические и мессианские настроения.
15. Кто такой Иоанн Креститель? Чем он занимался и каких взглядов придерживался? Что служило истоком взглядов Иоанна Крестителя? Как закончилась его жизнь и почему?
16. Каковы основные события, связанные с жизнью и смертью Иисуса?
17. Как воспринимались Иоанн Креститель и Иисус сторонниками античной культуры? В каких событиях это нашло отражение?
18. Как называются первые письменные свидетельства об Иисусе? Что они представляют собой? Как складывалась их дальнейшая судьба?
В) Идейная структура христианского учения.
19. Что представляет собой Новый завет? Что подразумевается под термином «новый завет»? Какова структура Нового завета? Охарактеризуйте коротко каждую часть Нового завета.
20. В чем заключается суть евангельского повествования?
21. Как стоит понимать Евангелия и их язык? Какова действительная цель Евангелий?
22. Поясните тезис: Христианство является авраамической религией, теизмом и монотеизмом, религией спасения. Какие другие религии, помимо христианства, обладают данными характеристиками? В чем заключается сущность подобной классификации?
23. Как понимается спасение в иудаизме? Какие новые элементы в понимании спасения привносит христианство?
24. Какие два догмата являются принципиальной особенностью христианства?
25. Поясните суть первого догмата. Что составляет внутреннюю сущность христианского Бога?
26. Что представляет собой христианская любовь? В какой новозаветной книге содержится настоящий гимн любви «самое совершенное определение любви»? Какому автору принадлежит это определение?
27. Какова главная заповедь жизни человеческой души и межличностных отношений, с точки зрения христианства?
28. Поясните суть второго догмата христианства.
29. Каково понимание сущности Церкви в Новом завете?
30. Поясните, какова функция духа в иудаизме и христианстве. Что значит Святой Дух?
31. В чем заключается принципиальное отличие жертвы Христа от жертвоприношений в дохристианских культурах?
Г) Замысел христианской культуры.
32. Какие положения могут служить предварительным условием для выявления замысла христианской культуры?
33. Каков механизм культуры (механизм установления мира внутри человеческой общности) характерен для родовой организации жизни (первобытной культуры)?
34. Охарактеризуйте механизм культуры в «территориальных царствах» (культуре Древнего Востока)?
35. В чем проявляется сходство в механизмах культуры в роду и «территориальных царствах»?
36. В чем заключается принципиальная новизна Израиля в создании механизма установления мира в человеческой общности? Каков неизменный закон Израиля? Какая общность была в итоге создана на основе этого закона?
37. Какое понятие о «мире» характерно для Древней Греции?
38. Каково главное достижение древнегреческой культуры в аспекте установления мира в человеческой общности?
39. Какой механизм объединения человеческой общности создал Древний Рим? В чем достоинство и недостаток этого механизма?
40. Почему именно в недрах римской империи появился импульс к подлинному объединению различных культур?
41. Как решает проблему создания единства человеческой общности Иисус?
42. Каково отношение Иисуса к предшествующим культурам?
43. Как в Иисусе проявляется Сыновство Бога?
44. Как дохристианские культуры относились к Иисусу