Лекция 1. «Физическая культура в древнем мире и в средние века»
ИСТОРИЯ физической культуры
И СПОРТА
Рабочая тетрадь
киров
УДК 796(091)(075.8)
ББК 75.3я73-4
И90
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Вятского государственного университета
Рецензенты:
Бандаков М. П. – доктор педагогических наук, профессор кафедры адаптивной физической культуры и методики обучения ВятГГУ
Шишкин А. Б. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Физического воспитания КФМГЭИ
Составитель: Анфилатова О. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин и методики обучения ВятГГУ
И90 История физической культуры и спорта [Текст]: рабочая тетрадь для студентов бакалавриата ф-та физич. культуры / О. В. Анфилатова. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2015. – 52 с.
Рабочая тетрадь содержит 3 раздела ИФКиС, план разделов и тем лекционного материала, задания с профессиональной направленностью и предназначена для проведения самостоятельной работы, текущего и промежуточного контроля знаний для выполнения домашних заданий, а также для подготовки к семинарским занятиям, зачету и экзамену.
«История физической культуры и спорта» является дисциплиной предметной подготовки для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 49.03.01 Физическая культура, 44.03.01 Педагогическое образование направленность (профиль) «Физическая культура» и 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура).
Рабочая тетрадь предназначена для студентов высших и средних учебных заведений, аспирантов, преподавателей факультетов физической культуры.
УДК 796(091)(075.8)
ББК 75.3я73-4
© Вятский государственный университет, (ВятГУ), 2016
© О. В. Анфилатова
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дисциплина «История физической культуры и спорта» (ИФКиС) занимает видное место в подготовке бакалавра по физической культуре.
Самостоятельную работу студентов по курсу «ИФКиС трудно переоценить в подготовке будущего педагога по физической культуре. Обширный учебный материал разделов ИФКиС по эволюции конкретных национально-региональных и интернациональных физкультурно-спортивных движений является одним из самых сложных в теории и практике физической культуры. Наибольшие трудности вызывают у студентов анализ и обобщение практики, изучение опыта физического воспитания и спортивной деятельности по первоисточнику, а также выявление возможных связей с другими дисциплинами учебного плана, без чего невозможно овладеть теоретическим материалом физической культуры и спорта.
Теоретический материал по ИФКиС значительно повышает уровень профессиональной подготовки студентов – будущих педагогов физической культуры.
Учебный материал рабочей тетради направлен на закрепление и углубление знаний студентов по истории физической культуры и спорта, активизацию их познавательной деятельности, формирование навыков самостоятельной работы с учебной и методической литературой, привлечению студентов к самоподготовке, саморазвитию.
Каждое занятие включает в себя следующие виды работы: план лекции;
контрольные вопросы, часть из которых используется для формирования заданий по проверке знаний; задания для самостоятельной работы.
Рабочая тетрадь предназначена для целенаправленной работы студентов (самостоятельная работа, текущий и промежуточный контроль знаний, а также для подготовки к семинарским занятиям, зачётам и экзаменам по данной учебной дисциплине (самоконтроль знаний).
Учебная деятельность студентов в процессе работы рабочей тетрадью строится с расчётом на их автономную работу, преподаватель выполняет лишь организующую и консультативную функцию, заключающуюся в количественном и качественном анализе и оценке выполнения контрольных тестов и заданий.
Рабочая тетрадь по ИФКиС призвана обеспечить профессионально-педагогическое формирование будущих педагогов по физической культуре и спорту; развитие у них устойчивого интереса к избранной специальности.
Рабочая тетрадь содержит следующие разделы: «Физическая культура и спорт в зарубежных странах», «История физической культуры и спорта в дореволюционной России, СССР и Российской Федерации», «Олимпийское движение».
Раздел 1
«Физическая культура и спорт в зарубежных странах»
В первом разделе рассматриваются следующие темы:
- «Физическая культура в древнем мире и в средние века»;
-«Создание и развитие систем физической культуры в странах Востока»;
- «Зарубежные системы физической культуры и спорта в с XVIII века до настоящего времени»
Эпохи возрождения
Ф. И. О. заполнить инициалы и годы жизни | Педагогические взгляды |
Я А Коменский | |
В Фельтре | |
Ф Рабле | |
Т Мор | |
Т Кампанелла | |
И Меркуриалис | |
А Везалия | |
У Гарвей |
III.Заполните таблицу 3.
Таблица 3
Комнаты Шаолиня
комнаты | какие развиваются качества, описать особенности каждой комнаты |
Комната радости и грусти | |
Комната могущества | |
Комната мрака | |
Комната отмщения | |
Галерея – коридор смерти |
IV. Заполните таблицу 5.
Заповедь боевого искусства (запишите)________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица 5
Единоборства
Приз-наки | Значение понятия | Место и время зарождения | Осново-положник | Особенности (постулаты, разновидности) |
1. Й О Г А | ||||
2. У Ш У | ||||
3. Джиу-джитсу | ||||
4. Та йц-зи-цю-ань | ||||
5. Та-эк-вандо | ||||
6. Кэмпо | ||||
7. Джиу-джитсу в России САМОЗ |
Лекция 3. «Зарубежные системы физической культуры и спорта в с XVIII века до настоящего времени»
План лекции:
1. Особенности развития физической культуры и спорта в странах Западной Европы после буржуазных революций ХVII и XVIII в.
2. Вопросы физического воспитания детей и молодежи в педагогических сочинениях Д. Локка, Ж. Ж. Руссо, Я. А. Коменского, И. Песталоцци и др. Движение филантропизма в Германии, его роль в развитии физического воспитания в школе.
3. Гимнастическое и спортивно-игровое направления – специфическая черта развития физического воспитания в XIX – начале XX в. в Англии, США и др. странах.
4. Немецкое и шведское гимнастические движения.
5. Возникновение и развитие сокольской гимнастики.
6. Подразделение средств физического воспитания на спорт, гимнастику и игры.
7. Профессионально-прикладная физическая подготовка. Внешкольное физическое воспитание.
8. Развитие скаутского движения.
9. Естественная гимнастика.
10. Джорж Демени.
Контрольные вопросы:
1. Что нового внес в буржуазную систему физического воспитания Ж. Демени?
2. Кто стоял у основ реформы физического воспитания в Англии?
3. Перечислите двигательные действия, на которых акцентировал внимание Жан Жак Руссо.
4. Дайте определение термину «филантропизм».
5. Перечислите снаряды, которые применял на занятиях гимнастики Иоганн Кристоф Гутс-Мутс.
6. Назовите основоположника гимнастики в Германии.
7. В каком году в Германии гимнастика введена во всех учебных заведениях?
8. Назовите основоположника гимнастики в Швеции.
9. Кто был основоположником гимнастики в Чехии?
10. В чем заключаются особенности немецкой системы физического воспитания?
11. Какой вклад в развитие физического воспитания внесли Пер и Ялмар Линг?
12. Каковы особенности английской системы физического воспитания?
13. Расскажите о гимнастических направлениях (шведская, немецкая, сокольская).
14. Заслуга Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо в развитии физического воспитания.
Задания для самостоятельной работы:
I. Заполните таблицу 6.
Таблица 6
Российские Олимпиады
I Российская олимпиада | IIРоссийская олимпиада | |
Место проведения | ||
Программа соревнований | ||
Количество участников | ||
Наибольшее количество участников в виде спорта | ||
Условия проведения соревнований | ||
Кто выделял деньги на проведение соревнований | ||
Значение олимпиад |
Школьные программы
Школьные программы | Особенности, изменения |
Первые советские программы по физической культуре в общеобразова-тельной школе (1917-1930) | Т.О. |
Школьные программы по физической культуре в предвоенные, военные и послевоенные (1940-е) годы | 1942-43 99 часов 140 часов послевоенные годы |
Школьные программы по физической культуре 1950-1980-е годы | 1985–86 |
Программы школьной физической культуры Российской Федерации в 1990-е годы | Начало 1990-х гг. |
В конце XIX – начале XX вв.
Вид спорта | Название международного объединения | Год создания |
Гимнастика | ||
Гребля | ||
Конькобежный спорт | ||
Боулинг (кегли) | ||
Велоспорт | ||
Футбол | ||
Автомобильный спорт | ||
Авиационный спорт | ||
Стрелковый спорт | ||
Парусный спорт | ||
Плавание | ||
Хоккей на льду | ||
Легкая атлетика | ||
Борьба | ||
Мотоспорт | ||
Теннис | ||
Фехтование |
III. Заполнить таблицу 19.
Таблица 19
РУССКИЕ СПОРТСМЕНЫ
Ф.И.О. спортсмена, года жизни | Описать заслуги данных спортсменов |
Г Гаккеншмидт | |
С Елисеев | |
И Поддубный | |
А Паншин | |
Н Струнников | |
Написать когда и в каких крупных международных соревнований спортсмены СССР впервые приняли участие |
Третий раздел посвящен Олимпийскому движению и представлен следующей темой:
- «Международное спортивное движение».
Возрождение Олимпийских игр
Ф.И.О. ученого (годы жизни) | Опишите значение каждого ученого, особенности и годы в которых происходило событие |
Д Вест | |
П Тиханович | |
Пьер де Кубертен | |
Хуан Антонио Самаранч |
II. Заполните таблицу 22.
Таблица 22
I Учредительный конгресс
Вопросы | Дай ответы на поставленные вопросы |
1. Когда проходил I Учреди-тельный конгресс | |
2. Кол-во участвующих стран, перечислить | |
3. Что было создано на конгрессе | |
4. Кто был выбран первым президентом МОК | |
5. Что было принято на конгрессе | |
6. Где должны быть состояться I Олимпийские игры | |
7. Через сколько лет забвения Олимпийские игры вновь были возвращены человечеству | |
8. Современное олимпийское движение очень много заимст-вовало от древнегреческих агон (перечислите) | |
9. Представитель МОК для России был | |
10. Перечислите разделы Олимпийской хартии |
III. Заполните таблицу 23, в каждой Олимпиаде прописать количество золотых медалей.
Таблица 23
Зимние Олимпийские игры
ОИ, год, страна, кол-во участни- ков | Кол-во комплектов наград, видов спорта | Олимпийские чемпионы, виды спорта |
I ОИ, 1924 Шамони, Франция | ||
VII ОИ, 1956 Кортина де Ампецио, Италия | Впервые Первая Олимпийская чемпионка СССР - место | |
VIII ОИ, 1960 | Дмитрий Кочкин – СССР - место | |
IX ОИ, 1964 | Владимир Меланьин Вячеслав Дрягин СССР - место | |
XI ОИ, 1972 | Иван Бяков Александр Мальцев Юрий Скобов СССР - место | |
XII ОИ, 1976 | Евгений Беляев Людмила Баранова (Дулова) Алексей Боровитин СССР - место | |
XIII ОИ, 1980 | СССР - место | |
XIV ОИ, 1984 | Фигуристы: Владимир Мышкин Любовь Лядова (Коробова) Андрей Бобров СССР - место | |
XV ОИ, 1988 | Последнее выступление Фигуристы: СССР - место | |
XVI ОИ, 1992 | Россия Р. Сметанина - Е. Вяльбе - Фигуристы: Андрей Трефилов Россия - место | |
XVII ОИ, 1994 | Впервые Фигуристы: Алексей Солодянкин Россия - место | |
XVIII ОИ, 1998 | Фигуристы: Россия - место | |
XIX ОИ, 2002 | Фигуристы: И. Слуцкая Россия - место | |
XX ОИ, 2006 | Фигуристы: Россия - место | |
XXI ОИ, 2010 | 3 золота (перечислите): Фигуристы: Оксана Домнина Екатерина Шихова Тимофей Скопин Россия - место | |
XXII ОИ, 2014 | золотых медалей, серебряных и бронзовых Перечислите всех золотых медалистов А. Суворов - Россия - место | |
XXII I ОИ, 2018 |
IV. Заполните таблицу 24, в каждой Олимпиаде прописать количество золотых медалей.
Таблица 24
Летние Олимпийские игры
ОИ, год, страна, кол-во участни- ков | Кол-во комплектов наград, видов спорта | Олимпийские чемпионы, виды спорта Особенности проведения |
I ОИ, 1896 Афины, Греция | ||
II ОИ, 1900 | ||
III OИ, 1904 | ||
IV ОИ, 1908 | Россия впервые Н. Панин-Коломенкин Россия - место | |
V ОИ, 1912 | Участие России было Россия - место | |
VII ОИ, 1920 | ||
IX ОИ, 1928 | ||
X ОИ, 1932 | ||
XI ОИ, 1936 | ||
XV ОИ, 1952 | СССР впервые Первая Олимпийская чемпионка - СССР - место | |
XVI ОИ, 1956 | Лариса Латынина – СССР - место | |
XVII ОИ, 1960 | Валерий Брумель - Впервые легкоатлеты ___________________________ ________________________________________________ Вера Крепкина - Тревожный сигнал ___________________________ СССР - место | |
XVIII ОИ, 1964 | Впервые велась Галина Прозуменщикова - ЮАР - СССР - место | |
XIX ОИ, 1968 | Олимпиада впервые проводится ________________ ______________________________________________ Виктор Санеев - По предложению НОК СССР произносится ______________________________________ Впервые на Играх появился _____________________ Начиная с Олимпийских игр 1968 г. вводится обязательная процедура – ________________________ ________________________________________________ СССР - место | |
XX ОИ, 1972 | Достижения техники Людмила Турищева Валерий Борзов – Игры прерваны на 1 день - СССР - место | |
XXI ОИ, 1976 | Штангисты – Борцы - Василий Алексеев - Марина Кошевая – Расовая проблема - СССР - место | |
XXII ОИ, 1980 | Было построено Владимир Сальников Николай Андриянов Ольга Курагина – Кол-во медалей - СССР - место | |
XXIII ОИ, 1984 | СССР Григорий Дектярев - | |
XXIV ОИ, 1988 | Последнее участие команды Спортивная гимнастика – Легкая атлетика – Велогонка – Тяжелая атлетика - Допинг – Любовь Гурина – Наталья Трефилова – СССР - место | |
XXV ОИ, 1992 | РФ участвует в составе Евгений Садовый – - место | |
XXVI ОИ, 1996 | Олимпиада проводится Россия впервые Александр Карелин Алексей Немов Александр Попов Денис Панкратов Светлана Мастеркова Россия - место | |
XXVII ОИ, 2000 | Алексей Немов Елена Замолодчикова Ольга Брусникина Мария Киселева Евгений Кафельников На Олимпиаде состоялись выборы 8 новых членов МОК из числа выдающихся спортсменов: среди них российский _____________________________________ Камиль Джамалудинов Россия - место | |
XXVIII ОИ, 2004 | Один вид программы – толкание ядра проходил на ________________________________________________ Юрий Борзаковский М. Фэлпс - Россия - место | |
XXIX ОИ, 2008 | 23 золота (перечислить): Лариса Ильченко - Евгения Канаева – Юрий Патрикеев – Анна Альминова - Россия - место | |
XXX ОИ, 2012 | 24 золота (перечислить) – Евгения Канаева – Мужская команда Россия - место | |
XXXI ОИ, 2016 | Россия - место | |
XXXII ОИ, 2020 |
Рекомендуемая литература
1. Голощапов, Б. Р. История физической культуры и спорта [Текст]: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Б. Р. Голощапов. – М.: Изд. центр Aкадемия, 2014. – 312 с.
2. Воронцов, О. В. Первая Российская Олимпиада [Текст] / О. В. Воронцов. – М.: Физкультура и Спорт, 2006. – 128 с.
3. Олимпийцы земли Вятской [Текст] /сост. В. Чудиновских. – Киров, 2010. – 200 с.
4. Столбов, В. В. История физической культуры [Текст]: учебник / В. В. Столбов. – М., 2001.
5. Твой Олимпийский учебник [Текст]: учебное пособие для олимпийского образования / В. С. Родиченко и др. – М.: Советский спорт, 2009. – 144 с.
6. Штейнбах, В. Л. Век Олимпийский [Текст]: Книга I / В. Л. Штейнбах. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2002. – 344 с.
7. Штейнбах, В. Л. Век Олимпийский [Текст]: Книга II / В. Л. Штейнбах. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2002. – 584 с.
Вопросы к экзамену
1. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: Структура и функции государственных и общественных органов управления физической культурой и спортом в Российской Федерации.
2. Физическое воспитание в период рабовладельческого строя: составьте таблицу об Олимпийских играх Древней Греции и проанализируйте ее.
3. Зарубежные системы физической культуры: Бойскаутское движение.
4. Школьные программы по физической культуре 1950–80 гг.
5. Физическое воспитание в России в период IV–IX вв.: приготовьте беседу «Казачество – народные формы воспитания».
6. Физическое воспитание в России в период IV–IX вв.: реформы Петра I в области военно-физического воспитания.
7. Спартанская система физического воспитания.
8. Гуманистические идеи физического воспитания (Я. А. Коменский, Ф. Рабле, Т. Мор и др.) – средние века.
9. Школьные программы по физической культуре в предвоенные, военные и послевоенные 1940-е годы.
10. Научно-методические основы советской системы физического воспитания
11. Физическое воспитание в России в период IV–IX вв.: приготовьте беседу о традициях кулачного боя на Руси.
12. Афинская система физического воспитания.
13. Рыцарская система физического воспитания в Западной Европе – средние века.
14. Первые советские программы по физической культуре в общеобразовательной школе (1917–1930-е годы).
15. Зарубежные системы физической культуры: спортивно-игровое направление и сокольская гимнастика.
16. Физическое воспитание в Древнем Риме.
17. Античная гимнастика.
18. Зарубежные системы физической культуры: немецкая и шведская гимнастики.
19. Физическое воспитание в первобытнообщинном строе.
20. Зарубежные системы физической культуры: Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, филантропизм.
21. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» (1999 г.).
22. Программы школьной физической культуры Российской Федерации в 1990-е годы.
23. Составьте таблицу об участии советских и российских спортсменов на летних Олимпийских играх 1952, 1980, 1988, 1992, 1996, 2008, 2012 гг.
24. Приготовьте беседу о Международном спортивном движении: МСД, МСФ.
25. Приготовьте беседу о возрождении Олимпийского движения и о Пьере де Кубертене.
26. Составьте таблицу об участии спортсменов на Олимпийских играх 1896, 1924 гг. и проанализируйте ее.
27. Составьте таблицу о физической культуре в государствах Востока (виды единоборств: йога, ушу, шаолинь, самоз, кэмпо – Россия) и проанализируйте ее.
28. Приготовьте беседу об А. В. Суворове в области военно-физического воспитания, его заслуги.
29. Составьте таблицу о Российской Олимпиаде 1913 года и проанализируйте ее.
30. Составьте таблицу о зарождение современных видов спорта и проанализируйте ее.
31. Приготовьте беседу о системе физического воспитания П. Ф. Лесгафта.
32. Приготовьте беседу об образование Российского Олимпийского комитета.
33. Составьте таблицу о становление педагогических и естественно-научных основ отечественной физической культуре и проанализируйте ее.
34. Составьте таблицу о всесоюзном физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне СССР» и проанализируйте ее.
35. Составьте таблицу об участии спортсменов на Олимпийских играх 1900, 1904, 1908, 1912 гг. и проанализируйте ее.
36. Составьте таблицу об участии советских и российских спортсменов в зимних олимпийских играх 1956, 1988, 1992, 1994, 2006, 2010, 2014 гг и проанализируйте ее.
37. Составьте таблицу об «Естественной гимнастике» К. Гаульгофера и Д. Демени и проанализируйте ее.
38. Составьте таблицу о Российской Олимпиаде 1914 года и проанализируйте ее.
Оглавление
Предисловие …………………………………………………………....…..3
Раздел 1. Физическая культура и спорт в зарубежных странах
1. Физическая культура в древнем мире и в средние века……………...........4
2. Создание и развитие систем физической культуры в странах
Востока………………………………………………………………..…..…..8
3. Зарубежные системы физической культуры и спорта в
с XVIII века до настоящего времени………………….……………..….…11
Раздел 2. История физической культуры и спорта в дореволюционной
России, СССР и Российской Федерации»
4. Физическая культура и спорт в России с древнейших времен
до второй половины XIX века………………………………………….…….…17
5. Создание и развитие в России системы физического
воспитания (образования) и современных видов спорта
во второй половине XIX–XX в…………………………………………..….…..20
6. Становление и развитие советской системы
физического воспитания……………………………………….…………...25
7. Становление и развитие физической культуры как учебного
предмета в общеобразовательной школе……………………………………....30
8. Физическая культура и спорт в Российской Федерации………...………....33
Раздел 3. Олимпийское движение
9. Международное спортивное движение……………………………...…...…37
Рекомендуемая литература………………………………………….……49
Вопросы к экзамену………………………………………………………49
Учебное издание
Анфилатова Ольга Викторовна
ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
И СПОРТА
Редактор Т. Н. Котельникова
Компьютерная верстка К. А. Ашихминой
Подписано в печать 25.10.2015 г.
Формат 60×84/8.
Бумага офсетная.
Усл. печ. л. 6,5.
Тираж 100 экз.
Заказ № 293.
Издательство
Вятского государственного гуманитарного университета,
610002, г. Киров, ул. Красноармейская, 26, т. (8332) 673-674
www.vggu.ru
Текст отпечатан с оригинал-макетов,
изготовленных ООО «Полекс»
по электронной версии, предоставленной заказчиком.
Изготовлено - ООО «Полекс»
610000, г. Киров, ул. Горбуновой, 23
тел./факс (8332) 22-61-99, тел. 46-88-85
ИСТОРИЯ физической культуры
И СПОРТА
Рабочая тетрадь
киров
УДК 796(091)(075.8)
ББК 75.3я73-4
И90
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Вятского государственного университета
Рецензенты:
Бандаков М. П. – доктор педагогических наук, профессор кафедры адаптивной физической культуры и методики обучения ВятГГУ
Шишкин А. Б. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Физического воспитания КФМГЭИ
Составитель: Анфилатова О. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин и методики обучения ВятГГУ
И90 История физической культуры и спорта [Текст]: рабочая тетрадь для студентов бакалавриата ф-та физич. культуры / О. В. Анфилатова. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2015. – 52 с.
Рабочая тетрадь содержит 3 раздела ИФКиС, план разделов и тем лекционного материала, задания с профессиональной направленностью и предназначена для проведения самостоятельной работы, текущего и промежуточного контроля знаний для выполнения домашних заданий, а также для подготовки к семинарским занятиям, зачету и экзамену.
«История физической культуры и спорта» является дисциплиной предметной подготовки для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 49.03.01 Физическая культура, 44.03.01 Педагогическое образование направленность (профиль) «Физическая культура» и 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура).
Рабочая тетрадь предназначена для студентов высших и средних учебных заведений, аспирантов, преподавателей факультетов физической культуры.
УДК 796(091)(075.8)
ББК 75.3я73-4
© Вятский государственный университет, (ВятГУ), 2016
© О. В. Анфилатова
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дисциплина «История физической культуры и спорта» (ИФКиС) занимает видное место в подготовке бакалавра по физической культуре.
Самостоятельную работу студентов по курсу «ИФКиС трудно переоценить в подготовке будущего педагога по физической культуре. Обширный учебный материал разделов ИФКиС по эволюции конкретных национально-региональных и интернациональных физкультурно-спортивных движений является одним из самых сложных в теории и практике физической культуры. Наибольшие трудности вызывают у студентов анализ и обобщение практики, изучение опыта физического воспитания и спортивной деятельности по первоисточнику, а также выявление возможных связей с другими дисциплинами учебного плана, без чего невозможно овладеть теоретическим материалом физической культуры и спорта.
Теоретический материал по ИФКиС значительно повышает уровень профессиональной подготовки студентов – будущих педагогов физической культуры.
Учебный материал рабочей тетради направлен на закрепление и углубление знаний студентов по истории физической культуры и спорта, активизацию их познавательной деятельности, формирование навыков самостоятельной работы с учебной и методической литературой, привлечению студентов к самоподготовке, саморазвитию.
Каждое занятие включает в себя следующие виды работы: план лекции;
контрольные вопросы, часть из которых используется для формирования заданий по проверке знаний; задания для самостоятельной работы.
Рабочая тетрадь предназначена для целенаправленной работы студентов (самостоятельная работа, текущий и промежуточный контроль знаний, а также для подготовки к семинарским занятиям, зачётам и экзаменам по данной учебной дисциплине (самоконтроль знаний).
Учебная деятельность студентов в процессе работы рабочей тетрадью строится с расчётом на их автономную работу, преподаватель выполняет лишь организующую и консультативную функцию, заключающуюся в количественном и качественном анализе и оценке выполнения контрольных тестов и заданий.
Рабочая тетрадь по ИФКиС призвана обеспечить профессионально-педагогическое формирование будущих педагогов по физической культуре и спорту; развитие у них устойчивого интереса к избранной специальности.
Рабочая тетрадь содержит следующие разделы: «Физическая культура и спорт в зарубежных странах», «История физической культуры и спорта в дореволюционной России, СССР и Российской Федерации», «Олимпийское движение».
Раздел 1
«Физическая культура и спорт в зарубежных странах»
В первом разделе рассматриваются следующие темы:
- «Физическая культура в древнем мире и в средние века»;
-«Создание и развитие систем физической культуры в странах Востока»;
- «Зарубежные системы физической культуры и спорта в с XVIII века до настоящего времени»
Лекция 1. «Физическая культура в древнем мире и в средние века»
План лекции:
1. Возникновение физической культуры как особой сферы общественной деятельности, исторические этапы её развития.
2. Развитие физической культуры и спорта в Древней Греции. Спартанская и афинская системы физического воспитания. Древнегреческие мыслители о физическом воспитании.
3. Развитие физической культуры в Древнем Риме. Военно-физическое воспитание в Древнем Риме, его упадок в период Римской империи.
4. Физическая культура раннего средневековья (V-IX вв.).
5. Развитие физической культуры на этапе развитого средневековья (X-XIV вв.).
6. Образование в Западной Европе рыцарской системы физического воспитания феодалов.
7. Физическая культура эпохи Возрождения и разложения феодализма (XVXVII вв.). Прогрессивная роль гуманистических идей Я. А. Коменского, В. Фильтре, Ф. Рабле, Т. Мора, Т. Кампанеллы, И. Меркуриалиса, А. Везалия и др. в развитии физического воспитания.
Контрольные вопросы:
1. Что изучает история физической культуры и спорта? Каковы её предмет и задача?
2. Какова структура и содержание истории физической культуры и спорта?
3. Когда и в связи, с чем возникло физическое воспитание, занятие физическими упражнениями как специфическая деятельность человека?
4. Каковы особенности развития физической культуры в первобытном обществе?
5. Какие изменения произошли в развитии физической культуры и спорта в период перехода от первобытного к рабовладельческому обществу?
6. Из каких основных разделов состояла древнегреческая гимнастика?
7. Какие различия имелись в системе физического воспитания в Спарте и Афинах?
8. Каковы особенности развития физической культуры в Древнем Риме?
9. Как отражались вопросы физического воспитания в трудах древних философов, врачей, ораторов, скульпторов и поэтов?
Задания для самостоятельной работы
1. Законспектируйте о зарождении физических упражнений в первобытном строе_________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________
Заполните таблицу 1.
Таблица 1