Лекция 1. «Физическая культура в древнем мире и в средние века»

ИСТОРИЯ физической культуры

И СПОРТА

Рабочая тетрадь

киров

УДК 796(091)(075.8)

ББК 75.3я73-4

И90

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Вятского государственного университета

Рецензенты:

Бандаков М. П. – доктор педагогических наук, профессор кафедры адаптивной физической культуры и методики обучения ВятГГУ

Шишкин А. Б. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Физического воспитания КФМГЭИ

Составитель: Анфилатова О. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин и методики обучения ВятГГУ

И90 История физической культуры и спорта [Текст]: рабочая тетрадь для студентов бакалавриата ф-та физич. культуры / О. В. Анфилатова. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2015. – 52 с.

Рабочая тетрадь содержит 3 раздела ИФКиС, план разделов и тем лекционного материала, задания с профессиональной направленностью и предназначена для проведения самостоятельной работы, текущего и промежуточного контроля знаний для выполнения домашних заданий, а также для подготовки к семинарским занятиям, зачету и экзамену.

«История физической культуры и спорта» является дисциплиной предметной подготовки для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 49.03.01 Физическая культура, 44.03.01 Педагогическое образование направленность (профиль) «Физическая культура» и 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура).

Рабочая тетрадь предназначена для студентов высших и средних учебных заведений, аспирантов, преподавателей факультетов физической культуры.

УДК 796(091)(075.8)

ББК 75.3я73-4

© Вятский государственный университет, (ВятГУ), 2016

© О. В. Анфилатова

 
  Лекция 1. «Физическая культура в древнем мире и в средние века» - student2.ru

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дисциплина «История физической культуры и спорта» (ИФКиС) занимает видное место в подготовке бакалавра по физической культуре.

Самостоятельную работу студентов по курсу «ИФКиС трудно переоценить в подготовке будущего педагога по физической культуре. Обширный учебный материал разделов ИФКиС по эволюции конкретных национально-региональных и интернациональных физкультурно-спортивных движений является одним из самых сложных в теории и практике физической культуры. Наибольшие трудности вызывают у студентов анализ и обобщение практики, изучение опыта физического воспитания и спортивной деятельности по первоисточнику, а также выявление возможных связей с другими дисциплинами учебного плана, без чего невозможно овладеть теоретическим материалом физической культуры и спорта.

Теоретический материал по ИФКиС значительно повышает уровень профессиональной подготовки студентов – будущих педагогов физической культуры.

Учебный материал рабочей тетради направлен на закрепление и углубление знаний студентов по истории физической культуры и спорта, активизацию их познавательной деятельности, формирование навыков самостоятельной работы с учебной и методической литературой, привлечению студентов к самоподготовке, саморазвитию.

Каждое занятие включает в себя следующие виды работы: план лекции;

контрольные вопросы, часть из которых используется для формирования заданий по проверке знаний; задания для самостоятельной работы.

Рабочая тетрадь предназначена для целенаправленной работы студентов (самостоятельная работа, текущий и промежуточный контроль знаний, а также для подготовки к семинарским занятиям, зачётам и экзаменам по данной учебной дисциплине (самоконтроль знаний).

Учебная деятельность студентов в процессе работы рабочей тетрадью строится с расчётом на их автономную работу, преподаватель выполняет лишь организующую и консультативную функцию, заключающуюся в количественном и качественном анализе и оценке выполнения контрольных тестов и заданий.

Рабочая тетрадь по ИФКиС призвана обеспечить профессионально-педагогическое формирование будущих педагогов по физической культуре и спорту; развитие у них устойчивого интереса к избранной специальности.

Рабочая тетрадь содержит следующие разделы: «Физическая культура и спорт в зарубежных странах», «История физической культуры и спорта в дореволюционной России, СССР и Российской Федерации», «Олимпийское движение».

Раздел 1

«Физическая культура и спорт в зарубежных странах»

В первом разделе рассматриваются следующие темы:

- «Физическая культура в древнем мире и в средние века»;

-«Создание и развитие систем физической культуры в странах Востока»;

- «Зарубежные системы физической культуры и спорта в с XVIII века до настоящего времени»

Эпохи возрождения

Ф. И. О. заполнить инициалы и годы жизни Педагогические взгляды
Я А Коменский      
В Фельтре    
Ф Рабле    
Т Мор    
Т Кампанелла    
И Меркуриалис    
А Везалия    
У Гарвей    

III.Заполните таблицу 3.

Таблица 3

Комнаты Шаолиня

комнаты какие развиваются качества, описать особенности каждой комнаты
Комната радости и грусти  
Комната могущества  
Комната мрака  
Комната от­мщения    
Галерея – коридор смерти  

IV. Заполните таблицу 5.

Заповедь боевого искусства (запишите)________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица 5

Единоборства

Приз-наки Значение понятия Место и время зарождения Осново-положник Особенности (постулаты, разновидности)    
1.   Й О Г А              
2. У Ш У            
3. Джиу-джитсу            
4. Та йц-зи-цю-ань        
5. Та-эк-вандо          
6. Кэмпо          
7. Джиу-джитсу в России   САМОЗ        

Лекция 3. «Зарубежные системы физической культуры и спорта в с XVIII века до настоящего времени»

План лекции:

1. Особенности развития физической культуры и спорта в странах Западной Европы после буржуазных революций ХVII и XVIII в.

2. Вопросы физического воспитания детей и молодежи в педагогических сочинениях Д. Локка, Ж. Ж. Руссо, Я. А. Коменского, И. Песталоцци и др. Движение филантропизма в Германии, его роль в развитии физического воспитания в школе.

3. Гимнастическое и спортивно-игровое направления – специфическая черта развития физического воспитания в XIX – начале XX в. в Англии, США и др. странах.

4. Немецкое и шведское гимнастические движения.

5. Возникновение и развитие сокольской гимнастики.

6. Подразделение средств физического воспитания на спорт, гимнастику и игры.

7. Профессионально-прикладная физическая подготовка. Внешкольное физическое воспитание.

8. Развитие скаутского движения.

9. Естественная гимнастика.

10. Джорж Демени.

Контрольные вопросы:

1. Что нового внес в буржуазную систему физического воспитания Ж. Демени?

2. Кто стоял у основ реформы физического воспитания в Англии?

3. Перечислите двигательные действия, на которых акцентировал внимание Жан Жак Руссо.

4. Дайте определение термину «филантропизм».

5. Перечислите снаряды, которые применял на занятиях гимнастики Иоганн Кристоф Гутс-Мутс.

6. Назовите основоположника гимнастики в Германии.

7. В каком году в Германии гимнастика введена во всех учебных заведениях?

8. Назовите основоположника гимнастики в Швеции.

9. Кто был основоположником гимнастики в Чехии?

10. В чем заключаются особенности немецкой системы физического воспитания?

11. Какой вклад в развитие физического воспитания внесли Пер и Ялмар Линг?

12. Каковы особенности английской системы физического воспитания?

13. Расскажите о гимнастических направлениях (шведская, немецкая, сокольская).

14. Заслуга Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо в развитии физического воспитания.

Задания для самостоятельной работы:

I. Заполните таблицу 6.

Таблица 6

Российские Олимпиады

  I Российская олимпиада IIРоссийская олимпиада
Место проведения    
Программа соревнований    
Количество участников    
Наибольшее количество участников в виде спорта    
Условия проведения соревнований    
Кто выделял деньги на проведение соревнований    
Значение олимпиад    

Школьные программы

Школьные программы Особенности, изменения
Первые советские программы по физической культуре в общеобразова-тельной школе (1917-1930)                       Т.О.    
Школьные программы по физической культуре в предвоенные, военные и послевоенные (1940-е) годы     1942-43   99 часов     140 часов   послевоенные годы      
Школьные программы по физической культуре 1950-1980-е годы                 1985–86        
Программы школьной физической культуры Российской Федерации в 1990-е годы   Начало 1990-х гг.          

В конце XIX – начале XX вв.

Вид спорта Название международного объединения Год создания
Гимнастика    
Гребля    
Конькобежный спорт    
Боулинг (кегли)    
Велоспорт    
Футбол    
Автомобильный спорт    
Авиационный спорт    
Стрелковый спорт    
Парусный спорт    
Плавание    
Хоккей на льду    
Легкая атлетика    
Борьба    
Мотоспорт    
Теннис      
Фехтование    

III. Заполнить таблицу 19.

Таблица 19

РУССКИЕ СПОРТСМЕНЫ

Ф.И.О. спортсмена, года жизни Описать заслуги данных спортсменов
Г Гаккеншмидт    
С Елисеев      
И Поддубный      
А Паншин      
Н Струнников      
Написать когда и в каких крупных международных соревнований спортсмены СССР впервые приняли участие  

Третий раздел посвящен Олимпийскому движению и представлен следующей темой:

- «Международное спортивное движение».

Возрождение Олимпийских игр

Ф.И.О. ученого (годы жизни) Опишите значение каждого ученого, особенности и годы в которых происходило событие
Д Вест      
П Тиханович      
Пьер де Кубертен    
Хуан Антонио Самаранч    

II. Заполните таблицу 22.

Таблица 22

I Учредительный конгресс

Вопросы Дай ответы на поставленные вопросы
1. Когда проходил I Учреди-тельный конгресс  
2. Кол-во участвующих стран, перечислить  
3. Что было создано на конгрессе    
4. Кто был выбран первым президентом МОК  
5. Что было принято на конгрессе  
6. Где должны быть состояться I Олимпийские игры  
7. Через сколько лет забвения Олимпийские игры вновь были возвращены человечеству  
8. Современное олимпийское движение очень много заимст-вовало от древнегреческих агон (перечислите)    
9. Представитель МОК для России был  
10. Перечислите разделы Олимпийской хартии    

III. Заполните таблицу 23, в каждой Олимпиаде прописать количество золотых медалей.

Таблица 23

Зимние Олимпийские игры

ОИ, год, страна, кол-во участни- ков Кол-во комплектов наград, видов спорта Олимпийские чемпионы, виды спорта
I ОИ, 1924 Шамони, Франция      
VII ОИ, 1956 Кортина де Ампецио, Италия       Впервые   Первая Олимпийская чемпионка   СССР - место
VIII ОИ, 1960         Дмитрий Кочкин –   СССР - место
  IX ОИ, 1964     Владимир Меланьин   Вячеслав Дрягин     СССР - место
XI ОИ, 1972           Иван Бяков     Александр Мальцев   Юрий Скобов     СССР - место
XII ОИ, 1976           Евгений Беляев   Людмила Баранова (Дулова)     Алексей Боровитин     СССР - место    
XIII ОИ, 1980       СССР - место
XIV ОИ, 1984       Фигуристы:   Владимир Мышкин     Любовь Лядова (Коробова)     Андрей Бобров     СССР - место
XV ОИ, 1988   Последнее выступление     Фигуристы:   СССР - место
XVI ОИ, 1992   Россия Р. Сметанина - Е. Вяльбе -   Фигуристы:   Андрей Трефилов   Россия - место    
XVII ОИ, 1994   Впервые     Фигуристы:     Алексей Солодянкин     Россия - место  
XVIII ОИ, 1998       Фигуристы:   Россия - место
XIX ОИ, 2002   Фигуристы: И. Слуцкая   Россия - место
XX ОИ, 2006       Фигуристы:   Россия - место
XXI ОИ, 2010   3 золота (перечислите):   Фигуристы:     Оксана Домнина   Екатерина Шихова     Тимофей Скопин   Россия - место
XXII ОИ, 2014     золотых медалей, серебряных и бронзовых Перечислите всех золотых медалистов   А. Суворов -     Россия - место
XXII I ОИ, 2018      

IV. Заполните таблицу 24, в каждой Олимпиаде прописать количество золотых медалей.

Таблица 24

Летние Олимпийские игры

ОИ, год, страна, кол-во участни- ков Кол-во комплектов наград, видов спорта Олимпийские чемпионы, виды спорта Особенности проведения
I ОИ, 1896 Афины, Греция          
II ОИ, 1900      
III OИ, 1904          
IV ОИ, 1908     Россия впервые     Н. Панин-Коломенкин   Россия - место
V ОИ, 1912     Участие России было     Россия - место
VII ОИ, 1920        
IX ОИ, 1928        
X ОИ, 1932        
XI ОИ, 1936        
XV ОИ, 1952       СССР впервые Первая Олимпийская чемпионка -     СССР - место
XVI ОИ, 1956     Лариса Латынина –   СССР - место  
XVII ОИ, 1960     Валерий Брумель -   Впервые легкоатлеты ___________________________ ________________________________________________   Вера Крепкина -     Тревожный сигнал ___________________________     СССР - место
XVIII ОИ, 1964     Впервые велась   Галина Прозуменщикова -   ЮАР -   СССР - место
XIX ОИ, 1968   Олимпиада впервые проводится ________________ ______________________________________________ Виктор Санеев -   По предложению НОК СССР произносится ______________________________________ Впервые на Играх появился _____________________ Начиная с Олимпийских игр 1968 г. вводится обязательная процедура – ________________________ ________________________________________________     СССР - место
XX ОИ, 1972       Достижения техники   Людмила Турищева   Валерий Борзов –   Игры прерваны на 1 день -   СССР - место
XXI ОИ, 1976       Штангисты –   Борцы -   Василий Алексеев -   Марина Кошевая –   Расовая проблема -     СССР - место
XXII ОИ, 1980     Было построено   Владимир Сальников   Николай Андриянов     Ольга Курагина –   Кол-во медалей -   СССР - место  
XXIII ОИ, 1984       СССР   Григорий Дектярев -    
XXIV ОИ, 1988     Последнее участие команды Спортивная гимнастика – Легкая атлетика – Велогонка – Тяжелая атлетика - Допинг –   Любовь Гурина –   Наталья Трефилова –   СССР - место    
XXV ОИ, 1992   РФ участвует в составе   Евгений Садовый –     - место
XXVI ОИ, 1996       Олимпиада проводится Россия впервые   Александр Карелин   Алексей Немов   Александр Попов   Денис Панкратов   Светлана Мастеркова   Россия - место
XXVII ОИ, 2000     Алексей Немов   Елена Замолодчикова   Ольга Брусникина   Мария Киселева   Евгений Кафельников   На Олимпиаде состоялись выборы 8 новых членов МОК из числа выдающихся спортсменов: среди них российский _____________________________________   Камиль Джамалудинов   Россия - место
XXVIII ОИ, 2004       Один вид программы – толкание ядра проходил на   ________________________________________________   Юрий Борзаковский   М. Фэлпс - Россия - место
XXIX ОИ, 2008       23 золота (перечислить): Лариса Ильченко - Евгения Канаева –   Юрий Патрикеев –   Анна Альминова -     Россия - место
XXX ОИ, 2012   24 золота (перечислить) – Евгения Канаева – Мужская команда     Россия - место
XXXI ОИ, 2016       Россия - место
XXXII ОИ, 2020      

Рекомендуемая литература

1. Голощапов, Б. Р. История физической культуры и спорта [Текст]: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Б. Р. Голощапов. – М.: Изд. центр Aкадемия, 2014. – 312 с.

2. Воронцов, О. В. Первая Российская Олимпиада [Текст] / О. В. Воронцов. – М.: Физкультура и Спорт, 2006. – 128 с.

3. Олимпийцы земли Вятской [Текст] /сост. В. Чудиновских. – Киров, 2010. – 200 с.

4. Столбов, В. В. История физической культуры [Текст]: учебник / В. В. Столбов. – М., 2001.

5. Твой Олимпийский учебник [Текст]: учебное пособие для олимпийского образования / В. С. Родиченко и др. – М.: Советский спорт, 2009. – 144 с.

6. Штейнбах, В. Л. Век Олимпийский [Текст]: Книга I / В. Л. Штейнбах. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2002. – 344 с.

7. Штейнбах, В. Л. Век Олимпийский [Текст]: Книга II / В. Л. Штейнбах. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2002. – 584 с.

Вопросы к экзамену

1. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: Структура и функции государственных и общественных органов управления физической культурой и спортом в Российской Федерации.

2. Физическое воспитание в период рабовладельческого строя: составьте таблицу об Олимпийских играх Древней Греции и проанализируйте ее.

3. Зарубежные системы физической культуры: Бойскаутское движение.

4. Школьные программы по физической культуре 1950–80 гг.

5. Физическое воспитание в России в период IV–IX вв.: приготовьте беседу «Казачество – народные формы воспитания».

6. Физическое воспитание в России в период IV–IX вв.: реформы Петра I в области военно-физического воспитания.

7. Спартанская система физического воспитания.

8. Гуманистические идеи физического воспитания (Я. А. Коменский, Ф. Рабле, Т. Мор и др.) – средние века.

9. Школьные программы по физической культуре в предвоенные, военные и послевоенные 1940-е годы.

10. Научно-методические основы советской системы физического воспитания

11. Физическое воспитание в России в период IV–IX вв.: приготовьте беседу о традициях кулачного боя на Руси.

12. Афинская система физического воспитания.

13. Рыцарская система физического воспитания в Западной Европе – средние века.

14. Первые советские программы по физической культуре в общеобразовательной школе (1917–1930-е годы).

15. Зарубежные системы физической культуры: спортивно-игровое направление и сокольская гимнастика.

16. Физическое воспитание в Древнем Риме.

17. Античная гимнастика.

18. Зарубежные системы физической культуры: немецкая и шведская гимнастики.

19. Физическое воспитание в первобытнообщинном строе.

20. Зарубежные системы физической культуры: Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, филантропизм.

21. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» (1999 г.).

22. Программы школьной физической культуры Российской Федерации в 1990-е годы.

23. Составьте таблицу об участии советских и российских спортсменов на летних Олимпийских играх 1952, 1980, 1988, 1992, 1996, 2008, 2012 гг.

24. Приготовьте беседу о Международном спортивном движении: МСД, МСФ.

25. Приготовьте беседу о возрождении Олимпийского движения и о Пьере де Кубертене.

26. Составьте таблицу об участии спортсменов на Олимпийских играх 1896, 1924 гг. и проанализируйте ее.

27. Составьте таблицу о физической культуре в государствах Востока (виды единоборств: йога, ушу, шаолинь, самоз, кэмпо – Россия) и проанализируйте ее.

28. Приготовьте беседу об А. В. Суворове в области военно-физического воспитания, его заслуги.

29. Составьте таблицу о Российской Олимпиаде 1913 года и проанализируйте ее.

30. Составьте таблицу о зарождение современных видов спорта и проанализируйте ее.

31. Приготовьте беседу о системе физического воспитания П. Ф. Лесгафта.

32. Приготовьте беседу об образование Российского Олимпийского комитета.

33. Составьте таблицу о становление педагогических и естественно-научных основ отечественной физической культуре и проанализируйте ее.

34. Составьте таблицу о всесоюзном физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне СССР» и проанализируйте ее.

35. Составьте таблицу об участии спортсменов на Олимпийских играх 1900, 1904, 1908, 1912 гг. и проанализируйте ее.

36. Составьте таблицу об участии советских и российских спортсменов в зимних олимпийских играх 1956, 1988, 1992, 1994, 2006, 2010, 2014 гг и проанализируйте ее.

37. Составьте таблицу об «Естественной гимнастике» К. Гаульгофера и Д. Демени и проанализируйте ее.

38. Составьте таблицу о Российской Олимпиаде 1914 года и проанализируйте ее.

Оглавление

Предисловие …………………………………………………………....…..3

Раздел 1. Физическая культура и спорт в зарубежных странах

1. Физическая культура в древнем мире и в средние века……………...........4

2. Создание и развитие систем физической культуры в странах

Востока………………………………………………………………..…..…..8

3. Зарубежные системы физической культуры и спорта в

с XVIII века до настоящего времени………………….……………..….…11

Раздел 2. История физической культуры и спорта в дореволюционной

России, СССР и Российской Федерации»

4. Физическая культура и спорт в России с древнейших времен

до второй половины XIX века………………………………………….…….…17

5. Создание и развитие в России системы физического

воспитания (образования) и современных видов спорта

во второй половине XIX–XX в…………………………………………..….…..20

6. Становление и развитие советской системы

физического воспитания……………………………………….…………...25

7. Становление и развитие физической культуры как учебного

предмета в общеобразовательной школе……………………………………....30

8. Физическая культура и спорт в Российской Федерации………...………....33

Раздел 3. Олимпийское движение

9. Международное спортивное движение……………………………...…...…37

Рекомендуемая литература………………………………………….……49

Вопросы к экзамену………………………………………………………49

Учебное издание

Анфилатова Ольга Викторовна

ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

И СПОРТА

Редактор Т. Н. Котельникова

Компьютерная верстка К. А. Ашихминой

Подписано в печать 25.10.2015 г.

Формат 60×84/8.

Бумага офсетная.

Усл. печ. л. 6,5.

Тираж 100 экз.

Заказ № 293.

Издательство

Вятского государственного гуманитарного университета,

Лекция 1. «Физическая культура в древнем мире и в средние века» - student2.ru 610002, г. Киров, ул. Красноармейская, 26, т. (8332) 673-674

www.vggu.ru

Текст отпечатан с оригинал-макетов,

изготовленных ООО «Полекс»

по электронной версии, предоставленной заказчиком.

Изготовлено - ООО «Полекс»

610000, г. Киров, ул. Горбуновой, 23

тел./факс (8332) 22-61-99, тел. 46-88-85

Лекция 1. «Физическая культура в древнем мире и в средние века» - student2.ru

ИСТОРИЯ физической культуры

И СПОРТА

Рабочая тетрадь

киров

УДК 796(091)(075.8)

ББК 75.3я73-4

И90

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Вятского государственного университета

Рецензенты:

Бандаков М. П. – доктор педагогических наук, профессор кафедры адаптивной физической культуры и методики обучения ВятГГУ

Шишкин А. Б. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Физического воспитания КФМГЭИ

Составитель: Анфилатова О. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин и методики обучения ВятГГУ

И90 История физической культуры и спорта [Текст]: рабочая тетрадь для студентов бакалавриата ф-та физич. культуры / О. В. Анфилатова. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2015. – 52 с.

Рабочая тетрадь содержит 3 раздела ИФКиС, план разделов и тем лекционного материала, задания с профессиональной направленностью и предназначена для проведения самостоятельной работы, текущего и промежуточного контроля знаний для выполнения домашних заданий, а также для подготовки к семинарским занятиям, зачету и экзамену.

«История физической культуры и спорта» является дисциплиной предметной подготовки для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 49.03.01 Физическая культура, 44.03.01 Педагогическое образование направленность (профиль) «Физическая культура» и 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура).

Рабочая тетрадь предназначена для студентов высших и средних учебных заведений, аспирантов, преподавателей факультетов физической культуры.

УДК 796(091)(075.8)

ББК 75.3я73-4

© Вятский государственный университет, (ВятГУ), 2016

© О. В. Анфилатова

 
  Лекция 1. «Физическая культура в древнем мире и в средние века» - student2.ru

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дисциплина «История физической культуры и спорта» (ИФКиС) занимает видное место в подготовке бакалавра по физической культуре.

Самостоятельную работу студентов по курсу «ИФКиС трудно переоценить в подготовке будущего педагога по физической культуре. Обширный учебный материал разделов ИФКиС по эволюции конкретных национально-региональных и интернациональных физкультурно-спортивных движений является одним из самых сложных в теории и практике физической культуры. Наибольшие трудности вызывают у студентов анализ и обобщение практики, изучение опыта физического воспитания и спортивной деятельности по первоисточнику, а также выявление возможных связей с другими дисциплинами учебного плана, без чего невозможно овладеть теоретическим материалом физической культуры и спорта.

Теоретический материал по ИФКиС значительно повышает уровень профессиональной подготовки студентов – будущих педагогов физической культуры.

Учебный материал рабочей тетради направлен на закрепление и углубление знаний студентов по истории физической культуры и спорта, активизацию их познавательной деятельности, формирование навыков самостоятельной работы с учебной и методической литературой, привлечению студентов к самоподготовке, саморазвитию.

Каждое занятие включает в себя следующие виды работы: план лекции;

контрольные вопросы, часть из которых используется для формирования заданий по проверке знаний; задания для самостоятельной работы.

Рабочая тетрадь предназначена для целенаправленной работы студентов (самостоятельная работа, текущий и промежуточный контроль знаний, а также для подготовки к семинарским занятиям, зачётам и экзаменам по данной учебной дисциплине (самоконтроль знаний).

Учебная деятельность студентов в процессе работы рабочей тетрадью строится с расчётом на их автономную работу, преподаватель выполняет лишь организующую и консультативную функцию, заключающуюся в количественном и качественном анализе и оценке выполнения контрольных тестов и заданий.

Рабочая тетрадь по ИФКиС призвана обеспечить профессионально-педагогическое формирование будущих педагогов по физической культуре и спорту; развитие у них устойчивого интереса к избранной специальности.

Рабочая тетрадь содержит следующие разделы: «Физическая культура и спорт в зарубежных странах», «История физической культуры и спорта в дореволюционной России, СССР и Российской Федерации», «Олимпийское движение».

Раздел 1

«Физическая культура и спорт в зарубежных странах»

В первом разделе рассматриваются следующие темы:

- «Физическая культура в древнем мире и в средние века»;

-«Создание и развитие систем физической культуры в странах Востока»;

- «Зарубежные системы физической культуры и спорта в с XVIII века до настоящего времени»

Лекция 1. «Физическая культура в древнем мире и в средние века»

План лекции:

1. Возникновение физической культуры как особой сферы общественной деятельности, исторические этапы её развития.

2. Развитие физической культуры и спорта в Древней Греции. Спартанская и афинская системы физического воспитания. Древнегреческие мыслители о физическом воспитании.

3. Развитие физической культуры в Древнем Риме. Военно-физическое воспитание в Древнем Риме, его упадок в период Римской империи.

4. Физическая культура раннего средневековья (V-IX вв.).

5. Развитие физической культуры на этапе развитого средневековья (X-XIV вв.).

6. Образование в Западной Европе рыцарской системы физического воспитания феодалов.

7. Физическая культура эпохи Возрождения и разложения феодализма (XVXVII вв.). Прогрессивная роль гуманистических идей Я. А. Коменского, В. Фильтре, Ф. Рабле, Т. Мора, Т. Кампанеллы, И. Меркуриалиса, А. Везалия и др. в развитии физического воспитания.

Контрольные вопросы:

1. Что изучает история физической культуры и спорта? Каковы её предмет и задача?

2. Какова структура и содержание истории физической культуры и спорта?

3. Когда и в связи, с чем возникло физическое воспитание, занятие физическими упражнениями как специфическая деятельность человека?

4. Каковы особенности развития физической культуры в первобытном обществе?

5. Какие изменения произошли в развитии физической культуры и спорта в период перехода от первобытного к рабовладельческому обществу?

6. Из каких основных разделов состояла древнегреческая гимнастика?

7. Какие различия имелись в системе физического воспитания в Спарте и Афинах?

8. Каковы особенности развития физической культуры в Древнем Риме?

9. Как отражались вопросы физического воспитания в трудах древних философов, врачей, ораторов, скульпторов и поэтов?

Задания для самостоятельной работы

1. Законспектируйте о зарождении физических упражнений в первобытном строе_________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________

Заполните таблицу 1.

Таблица 1

Наши рекомендации