Основные аспекты организации работы по правовому воспитанию обучающихся

Храни порядок, и порядок сохранит тебя.

Латинское изречение

Сегодня в нашей стране идет активная работа по формированию правового государства. Это не только цель, но и средство решения по существу многих задач, стоящих перед обществом, а главное - создание условий правовой защищенности каждого гражданина Донецкой Народной Республики.

Ни одно правовое отношение не реализуется на практике, если оно не имеет соответствующей социально-психологической основы в сознании индивидов. Поэтому государство нуждается в формировании нового подхода к правовому воспитанию, как одному из краеугольных камней законности и правопорядка в обществе.

Становление Донецкой Народной Республики как правового, демократического государства возможно только в случае повышения уровня правовой культуры ее граждан, формирования в общественном сознании идеалов законности, отношения к праву как к универсальной ценности общества. Очевидно, что добиться этих целей невозможно без продуманных и эффективных механизмов воспитания.

Одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе является правовое воспитание обучающихся.

Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей практикой и поведением людей, должностных лиц - представителей государственного аппарата в правовой сфере. Правовое воспитание в узком смысле отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требований, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения обучающихся – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Отсюда, правовое воспитание обучающихся - планомерный, управляемый, организованный, систематический процесс воздействия на сознание, психологию детей совокупностью многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной школы, с цельюформирования в правосознании детей глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.

Задачи правового воспитания:

§ выработка устойчивых, твердых социальных качеств личности и социальных обязанностей, которые можно в целом охарактеризовать как высокую правовую культуру, включающую в себя все элементы правосознания и правового поведения;

§ овладение обучающимися необходимыми правовыми знаниями;

§ выработка навыков и умений, осознанного стремления к правомерному поведению и самостоятельной правовой оценке действительности;

§ утверждение в сознании молодого гражданина ДНР взглядов и убеждений, обеспечивающих высокое уважение к законам государства, нетерпимость к правонарушителям;

§ содействие проявлению высокой правовой активности, творческому участию в применении норм права и их совершенствованию, охране правопорядка;

§ постоянное совершенствование правовой культуры и правосознания обучающихся.

Приоритетные ценностные ориентиры в правовом воспитании:

· Ученик как личность в своей неповторимости и уникальности, его мир в единстве внешних проявлений и внутренних переживаний, его права и жизненные интересы, настоящее и будущее.

· Честь и Достоинство как нравственный критерий и регулятор жизненного и профессионального самоопределения личности, ее деятельности и отношений всех субъектов образовательного процесса, как нравственная основа творческой социально направленной самореализации.

· Личное и Общественное благо как ключевая жизненная цель гражданина Донецкой Народной Республики, как гармоническое соединение в жизни обучающегося личностного и коллективистского начал.

· Созидание как основа достойной жизни; созидание мира, правовой культуры, себя самого, другого, базирующееся на гражданско-правовой грамоте, творчестве и сотрудничестве всех субъектов образовательного процесса.

· Свобода и Ответственность, право выбора как важнейшая предпосылка успешной созидательной деятельности и поддержка в образовательной организации демократического уклада жизни.

· Развитие как основной смысл деятельности педагогического коллектива, способствующее развитию творческой индивидуальности обучающегося.

Способы достижения поставленных целей и задач:

§ Правовое воспитание реализуется классным руководителем на классных часах. Повысить интерес обучающихся к классным часам возможно, если они будут основаны на позитивном взаимодействии друг с другом и с педагогом. Такое взаимодействие будет эффективным только в том случае, если оно основано на сотворчестве, сопереживании, соучастии, т. е. совместной деятельности.

§ Наиболее эффективны активные и интерактивные формы работы с детьми, такие как деловая игра, практикум, конкурс, викторина, круглый стол, защита проектов, тренинги и т.д. Такие формы работы позволяют обучающимся приобрести теоретические знания и отработать практические умения и навыки.

§ Систематическое тестирование обучающихся с целью выявления склонности к правонарушениям.

§ Система родительских собраний и цикл лекций для родителей по правовой тематике. К сожалению, сегодня наблюдается рост количества неблагополучных семей, а также семей, находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся должным образом воспитанием, содержанием детей. Это является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения не только обучающихся, но и их родителей.

В последние годы теория правового воспитания активно развивалась наукой. Различные его аспекты нашли отражение в работах Е.В. Аграновской, П.П. Баранова, А.Б. Венгерова, Н.В. Витрука, В.И. Гоймана, Н.Л. Гранат, В.П. Казимирчука, Д.А. Керимова, Н.М. Кейзерова, Б.А. Кистяковского, В.Н. Кудрявцева, Э.В. Кузнецова, Е.А. Лукашевой, Н.И. Матузова, А.В. Мицкевича, B.C. Нерсесянца, В.В. Оскамытного, М.Ф. Орзих, Т.Н. Радько, А.Р. Ратинова, И.Ф. Рябко, В.П. Сальникова, Л.П. Семитко, Е.Н. Трубецкого, И.Е. Фарбера, Б.Н. Чичерина, В.А. Шегорцова, Л.С. Явича. Разработке основ организации и управления правовым воспитанием посвящены работы таких ученых, как В.В. Головченко, Г.А. Голубева, B.C. Каптарь, С.Н. Кожевникова, А.А. Погорадзе, В.П. Федорина, О.Р. Шапиевой.

Многие ученые сходятся на том, что формирование правосознания обучающихся означает создание таких условий, при которых у них появляется положительное отношение к праву, повышается авторитет закона как непреложной социальной ценности, создается устойчивая ориентация на правомерное поведение, формируются установки и привычки законопослушания, навыки и умения участвовать в правосудии и иных формах правовой деятельности, а также создается атмосфера протеста и нетерпимости ко всем случаям нарушения закона, неотвратимости ответственности.

Составляющие правового воспитания - правовое просвещение (информирование, обучение), вовлечение обучающихся в практическую правовую деятельность – т. е. применение полученных знаний на практике, самовоспитание.

Правовое просвещение является основой правового воспитания обучающихся. Правовые знания содействуют правильному пониманию общественных явлений, способствуют развитию социальной активности граждан, дают возможность правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать законные пути и средства защиты личных прав и интересов.

Правовое просвещение должно способствовать образованию специфического правового понятийного аппарата мышления, при помощи которого производятся отбор, классификация и переработка поступающей извне правовой информации. Формирование такого понятийного аппарата — одна из важнейших задач правового просвещения обучающихся школы; только с его помощью можно развить способность к самостоятельному, правильному и сознательному усвоению правовых знаний. Способность правильно и сознательно воспринимать правовую информацию и явления правовой действительности составляет необходимое условие, как правовой образованности, так и правовой воспитанности личности.

Содержание правового просвещения несовершеннолетних включает в себя изучение Конституции ДНР, а также разных отраслей права, знакомство с которыми наиболее важно для обучающихся, вступающих в самостоятельную жизнь. Это административное, трудовое, брачно-семейное и уголовное законодательства. Именно на их содержании следует раскрывать смысл и значение конституционных принципов и положений.

Кроме того, существует ряд подзаконных актов, знакомство с которыми обязательно. Это Устав школы, Правила для обучающихся, Правила поведения несовершеннолетних в общественных местах, Правила дорожного движения, Правила купания и поведения у водоемов, Правила техники безопасности во время работы, Правила обращения со взрывоопасными и легковоспламеняющимися предметами и т.п.

Принципы организации правового воспитания обучающихся:

§ наличие системного и дифференцированного подхода к воспитанникам;

§ активизация интереса обучающихся к приобретению правовых знаний;

§ связь правовой информации с фактами из повседневной жизни обучающихся, приучение их к сознательной оценке своих поступков;

§ обеспечение сознательного усвоения правовых знаний;

§ учет психологических и возрастных особенностей обучающихся.

Правовое просвещение и воспитание начинается с раннего возраста. Школа и другие типы образовательных организаций должны стать первым опытом участия детей и молодежи в общественной жизни, целенаправленно включать своих воспитанников в систему общественных отношений, формируя у них чувство гражданственности, потребность иметь свою жизненную позицию, умение и желание ее выражать, заботясь не только о собственном благополучии, но и о процветании своего Отечества.

Детские годы - это такой период в развитии человека, когда в его сознании и психике закладывается основа общественного разумного существа, намечаются и получают развитие черты характера, проявляется понимание интереса, формируются воля и стремления, симпатии и антипатии.

В начальной школе у ребенка не только складываются основы научных представлений об окружающем мире, но и зарождаются в сознании первые проявления гражданственности, выкристаллизовываются психологические категории долга, обязанности, понимания своего права на определенные блага. Поэтому в его душе надо заронить добрые семена и воспитать его в благородных понятиях чести и совести, нравственности и справедливости, добра и гуманности. Без этого даже самое высокое образование, полученное им впоследствии, ничего не будет стоить.

Всем комплексом воспитательных форм ребенку прививаются уважение и любовь к политическому строю, к правилам поведения людей и порядкам их взаимоотношений, к общественным богатствам, в нем воспитывается дух равноправия, альтруизма, нетерпимости к плохому. Это могут быть игровые ситуации с элементами правовых знаний, практические мероприятия, направленные на знакомство с деятельностью правоохранительных и судебных органов, органов социальной защиты; игры, профилактические беседы на правовые темы для детей, разбор проблемных ситуаций, в которые могут попасть дети, совместная выработка правил поведения в школе.

С целью повышения правовой культуры обучающихся, прав личности ребенка в школе могут проводиться традиционные правовые уроки, викторины, встречи с представителями правоохранительных органов. Детские арбитражи, юридические консультации, деловые игры с правовым содержанием, активные формы пропаганды правовых знаний - все это действительные формы повышения правовой культуры детей.

Подростки- очень сложные личности, жадно впитывающие впечатления, фиксирующие в своем сознании все и вся, тянущиеся к самостоятельности, «взрослости» и при этом далеко не застрахованные от опрометчивых решений и поступков, от серьезных ошибок. Но они уже имеют определенный жизненный опыт, взгляды и оценки окружающих явлений и событий, ясно обнаруживают интересы и стремления, проявляют известную политическую и гражданскую зрелость, понимание своих общественных обязанностей. Они также чутки к проявлениям общественных противоречий, к явлениям, которые мешают становлению верных и прочных правовых представлений и убеждений. Именно в этом возрасте у молодых людей формируется мировоззрение, складывается позитивное либо негативное отношение к государственным и правовым институтам.

Правовое воспитание подростков складывается в первую очередь из формирования у них на базе правовой идеологии правильного понимания существа и задач политической и правовой организации общества, воспитания уважения к закону, стоящему на страже общественных интересов, внушения им необходимости соблюдения действующих в обществе и охраняемых государством правил поведения.

Правовое воспитание обучающихся старшей школы - юношества - должно логически и практически завершать становление их правового сознания и подготовить к общественной жизни и полноценному участию в профессиональной деятельности. С этим периодом связано включение в сферу трудовых, семейных отношений, завершение формирования мировоззрения, характера, привычек, убеждений. Нельзя забывать о противоречивости и сложности процесса развития юношества, когда одинаково опасны и излишняя опека, и увлечение административными мерами, толкающими к развитию негативных и нигилистических черт в характере, порождающих ложные понятия и представления в сознании.

Массовое познание молодежью основных законодательных документов Донецкой Народной Республики, таких как Конституция, Уголовный кодекс и др. позволит им взаимодействовать с другими людьми и с государством, согласно принципам и нормам, называемым правами, свободами и обязанностями граждан ДНР.

Не менее важно и то, что правовое воспитание даст возможность молодежи активно участвовать в законотворческих процессах со своими законодательными инициативами. В условиях глобальных социальных перемен именно молодежь ориентирована на строительство законодательства с учетом инновационных явлений в технологических и социальных сферах. Кроме того, правовая грамотность сориентирует молодежь в существующих информационных потоках и подскажет ей правильное направление её гражданского выбора.

Формы и методы правового воспитания обучающихся средней и старшей школы:

¾ классные часы (в школе разрабатывается система обязательных классных часов);

¾ уроки;

¾ факультативы;

¾ лекции, семинары-практикумы, конференции, форумы;

¾ рефераты по правовой тематике;

¾ социальные проекты, акции;

¾ конкурсы проектов по правовой тематике;

¾ экскурсии, в ходе которых теоретические положения наглядно иллюстрируются местным материалам;

¾ правовые итнтерактивные беседы, беседы-обсуждения;

¾ обсуждение книг и статей, которое позволяет не только пополнить запас правовых знаний, но и сформировать свое отношение к ним;

¾ использование материалов кино, телевидения;

¾ вечера встреч и тематические вечера;

¾ вечера вопросов и ответов;

¾ диспуты, предметом которых являются важные морально-правовые проблемы;

¾ тренинги на темы права, морали;

¾ наглядная агитация (тематические стенды, вырезки газетных и журнальных статей, специальная литература, видео и аудиозаписи);

¾ оформление постоянно обновляющихся стендов о праве, включающих информацию об изменениях в нормативно-правовой базе Республики;

¾ правовой уголок (включает информацию о правах и обязанностях школьников, телефоны служб, куда можно обратиться обучающимся, попавшим в трудную жизненную ситуацию);

¾ издание пособий, буклетов и памяток по правовой тематике;

¾ проведение конкурсов рисунков, плакатов, сочинений и т. п. по правовой тематике;

¾ совет профилактики (оказание помощи обучающимся с проблемами в поведении и обучении, осуществление контроля воспитания детей в асоциальных семьях);

¾ встречи с работниками прокуратуры, паспортного стола, специалистами по правам потребителя и т.п.;

¾ неделя, декада, месячник права;

¾ школьные правовые олимпиады;

¾ работа кружков «Молодой юрист», «Юные друзья полиции» и т.д.;

¾ самостоятельная самообразовательная деятельность;

¾ индивидуальная работа и т.д.

Важной составной частью процесса правового воспитания обучающихся является участие их в активной правоохранительной деятельности. Вовлечение детей в такую деятельность решает две взаимосвязанные задачи: с одной стороны, они участвуют в конкретных мероприятиях по поддержанию дисциплины и правопорядка среди обучающихся в школе, с другой — у них вырабатываются правовые убеждения и навыки правомерного поведения. Именно в процессе активной правоохранительной деятельности они учатся практически применять нормы действующего законодательства в повседневной жизни, приобретают опыт использования их в борьбе против правонарушений.

Таким образом, правовое воспитание обучающихся следует сосредоточить на формировании в правосознании молодых граждан Донецкой Народной Республики такой совокупности, которая включает:

а) знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения;

б) глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку;

в) умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою практическую деятельность с полученными правовыми знаниями;

г) привычку поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;

д) прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм.

Условия педагогически правильной организации правового воспитания:

1. Создание положительного эмоционального отношения к правоохранительной деятельности обучающихся. Этому способствуют раскрытие ее общественной значимости и интересное содержание самой деятельности.

2. Обеспечение условий каждому воспитаннику для проявления активной позиции, т. е. предоставление возможности проявлять инициативу, предприимчивость, самостоятельность, независимость и т. д. Это позволяет им самоутвердиться в коллективе сверстников, завоевать авторитет у окружающих. Активная позиция способствует более глубокому осознанию и усвоению обучающимися правовых норм, обостряет чувство ответственности, укрепляет связь с коллективом. Пассивная же позиция рядового исполнителя, от которого мало что зависит и мнение которого никого не интересует, вызывает у обучающихся чувство острой неудовлетворенности и побуждает их в конечном итоге отойти от участия в мероприятиях такого рода.

3. Систематический анализ и оценка уже выполненной работы. Любое мероприятие должно завершаться его анализом и оценкой действий каждого участника. Это способствует улучшению организации такой деятельности и формированию здорового коллектива, оптимизирует процесс формирования нравственного и правового сознания обучающихся.

4. Направленность деятельности на поддержание дисциплины и правопорядка среди несовершеннолетних, осуществление ее при обязательном участии, контроле и руководстве со стороны взрослых.

5. Педагогическая позиция учителя. Эффективность правового воспитания обучающихся во многом зависит от целенаправленной и систематической работы педагогов по повышению собственной правовой культуры.

Подводя итог вышесказанного, можно сделать некоторые краткие выводы.

Проблемы, связанные с организацией правового воспитания, являются несомненно актуальными, так как их теоретическое, правовое и практическое разрешение позволяет поднять престиж права и воспитать уважение к закону у обучающихся, создать условия для развития их гражданской и правовой активности, организовать изучение права на всех ступенях образования, расширить информирование молодого населения о законодательстве Донецкой Народной Республики, сформировать основы правовой культуры личности.

Правовое воспитание - это система мер, направленных на внедрение в сознание обучающихся демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости норм.

Система правового воспитания ориентирована на достижение такого уровня правового сознания, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением обучающегося.

Правовое воспитание должно иметь практическую направленность. Формирование законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно владеть правовой информацией, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека.

Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества.


Наши рекомендации