Изменение позиции власти руководителя
Для усиления позиции власти руководителю рекомендуется:
1. С помощью организационных мероприятий постоян
но демонстрировать подчиненным свои властные воз
можности.
2. Быть уверенным, что он в курсе всех событий, про
исходящих в организации.
Для ослабления позиции власти руководителю рекомендуется:
1. Приглашать всех своих подчиненных к участию в
составлении плана работ и принятии решений.
2. Предоставлять своим подчиненным большую неза
висимость в действиях.
На мой взгляд, Ф. Фидлеру в его программе тренинга руководителей, кстати сказать, успешно апробированной в десятках исследований [Ayman et al., 1995], удалось добиться довольно редко встречающегося в социально-психологической практике эффекта - сочетания теоретико-эмпирического подхода с разработкой базирующейся на его основе системы обучения элементам конкретного социального поведения.
Однако разработкой «вероятностной модели эффективности руководства» исследовательская активность Ф. Фидлера не ог-
322_________ Глава 7. ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВ
раничивается, и, как уже говорилось выше, спустя приморий четверть века после первой крупной презентации в специаль ной печати своего подхода [Fiedler, 1964] ученый предстанлн-ет на суд научной общественности еще одну теоретическую разработку. Речь идет о «теории когнитивного ресурса» [Fiedler & Garcia, 1987], представляющей дальнейшее развитие идей вероятностного подхода.
Теория когнитивного ресурса.Как отмечалось в 5.1, они | была разработана Ф. Фидлером в связи с выяснением роли интеллекта руководителя в эффективности управленчески К деятельности. Со временем к числу когнитивных ресурсом ученый добавил еще опыт и компетентность . Правда, в коп кретных исследованиях эти переменные берутся им обычно как взаимозаменяемые, причем чаще всего речь идет об оиы те руководителя.
Изучая соотношение между когнитивными ресурсами и :>ф фективностью руководства, Ф. Фидлер обратил внимание т следующее любопытное противоречие. В реальной практике успешного подбора управленческих кадров учет интеллекту альных способностей, опыта и компетентности претендентом на руководящие посты играет первостепенную роль. В то ж г время данные научных исследований, представленные, в ч;\ стности, обзорами ведущих специалистов [Bass, 1990; Fiedlet & Garcia, 1987; Ghiselli, 1963; Stogdill, 1948], содержат на этт счет малоутешительную информацию. Так, от исследовании к исследованию обнаруживаются удивительно низкие корре ляции между интеллектуальными способностями и эффсп тивностью руководства, и практически полностью отсутствукн корреляции между опытом (или квалификацией) руководи теля и эффективностью его действий. В поисках объяснения столь странного несоответствия наум ных данных реальной практике подбора управленцев ученый
2. В более поздних работах, например: [Fiedler, 1995], используется уже тер мин «когнитивные ресурсы».
1.2. Вероятностная модель эффективности руководства
обратился к анализу ситуационных переменных, которые, по его предположению, опосредуют связь между когнитивными ресурсами руководителя и его эффективностью. Таких переменных было названо две: ситуационный контроль руководителя над групповыми процессами и стрессогенность ситуации, и которой действует руководитель. Однако реально, на уровне эмпирической проработки, речь в «теории когнитивных ресурсов» идет о переменной второго типа, т.е. о факторе стресса, а точнее, о его влиянии на использование руководителем интеллектуальных способностей и управленческого опыта.
И обсуждаемой теоретической схеме фактор стресса фактически выполняет ту же самую (подчеркну - вероятностную) функцию, которая в предыдущей модели Ф. Филлера отведена ситуационному контролю. Таким образом, согласно центральному постулату обсуждаемой модели, связь между когнитивными ресурсами руководителя (т.е. интеллектом и опытом) и эффективностью его деятельности носит вероятностный характер, будучи во многом обусловлена степенью ситуационного стресса. При этом речь идет о двух типах стресса: рабочем и межличностном.
Рабочий стресс порождается спецификой выполняемой рабо-i ы: например, лимитом времени, сложностью рабочих заданий, ролевой неопределенностью или вредными условиями i руда. Межличностный стресс вызывается неблагоприятными отношениями в организации: например, конфликтами между работниками или чрезмерными требованиями, поступающими в адрес конкретного менеджера от вышестоящих руководителей либо авторитетных подчиненных.
Хотя традиционно принято усматривать причины организационного стресса главным образом в специфике выполняемой работы, Ф. Фидлер сосредоточивает внимание преимущест-иенно на роли стресса, источником которого является выше-( тоящий руководитель (в дальнейшем для краткости - босс). Недь именно от его оценки выполняемых подчиненными за-иший, от его деловой характеристики сотрудников и т.п. во
Глава 7. ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ
7.2. Вероятностная модель эффективности руководства
многом зависит, как сложится их карьера, в том числе и и сфере управления. И, видимо, не случайно специалисты в ofi ласти менеджмента [Мескон и др., 1995] относят поведение руководителя (в том числе босса) к числу наиболее сильных источников организационного стресса.
Подчиненные, имеющие дело с неприязненно, а то и прост враждебно относящимся начальником, обычно испытываю! чувство тревоги. Оно вызывает ряд неприятных личностны х последствий, в частности нарушает когнитивную активность индивида, отвлекая его внимание от работы [Гринберг, 2002; Saranson, 1984]. По этой причине, полагает Ф. Фидлер, ип теллект (как проявление сложной аналитической деятельное ти, сопряженной с элементами творчества) может не коррелл ровать с эффективностью. В условиях стресса обнаруживается стремление индивидов возвращаться к таким более «элемел тарным» формам когнитивной активности, как опора на преж ние знания, опыт, использовать разного рода «безопасные» дей ствия, получавшие в прошлом одобрение окружающих.
Эти соображения автора «теории когнитивных ресурсов» пер воначально [Fiedler & Garcia, 1987] нашли подтверждение и следующих исследовательских фактах. Было обнаружено, что, когда стресс, вызываемый боссом, низок, руководители в сво их действиях в большей степени опираются на интеллекту альные ресурсы, нежели используют опыт. Когда же стресс, вызываемый боссом, высок, руководители предпочитают апел-лировать к опыту, нежели опираться на интеллект.
Методическое отступление. Следует отметить, что по давляющее большинство исследований в рамках «тео рии когнитивного ресурса» проводится среди америкап ских военнослужащих (сухопутные войска, пожарная служба, береговая охрана и т.д.) - излюбленном объек те ее создателя. Интеллект обычно измеряется тестом Е. Вандерлика [Wonderlic, 1977], а опыт - управление ским стажем. О степени стресса исследователи чаще всего судят по ответам самих руководителей, заполняющих специальный опросник. Что же касается эффек-
тивности руководства, то она, как правило, выявляется экспертным путем (экспертами обычно являются вышестоящие руководители).
Результаты последующих исследований Ф. Фидлера и его сотрудников [Fiedler, 1993; 1995] позволили сделать более обобщенный вывод, касающийся взятых в совокупности когнитивных ресурсов, различных источников ситуационного стресса и эффективности руководства. Конкретно было показано, что в условиях низкого стресса эффективность негативно коррелирует с опытом руководителя. Когда же уровень стресса высок, эффективность негативно коррелирует с интеллектом руководителя.
Иными словами, при высоком стрессе опора на интеллект (развернутую аналитическую деятельность, связанную с оценкой, прогнозом, принятием решений, сменой приоритетов и т.п.) препятствует эффективности работы руководителя (например, эффективности принимаемых им решений). Напротив, при низком стрессе, позволяющем руководителю в полной мере задействовать свой интеллектуальный потенциал, аналитические способности, преимущественная опора на опыт (как накопленные ранее знания, умения, поведенческие модели) обнаруживает тенденцию к блокированию эффективности.
Кроме того, в одном из исследований (лабораторный эксперимент, проведенный на курсантах военного училища) обнаружилось, что стресс относительно слабо влияет на кристаллизованный интеллект, связанный с выполнением достаточно рутинных управленческих функций (типа коммуникации или контроля работы подчиненных). В то же время стресс весьма ощутимо сказывается на текучем интеллекте, принимающем участие в выполнении сложных аналитических функций (типа оценки ситуаций или принятия решений), заметно снижая его связь с эффективностью3.
3. Напомню, что, согласно современным представлениям, текучий интеллект предполагает гибкость мышления, способность решать новые проблемы, а кристаллизованный интеллект характеризует накопленные знания [Стерн-берг, 2002].
Глава 7. ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ
7.2. Вероятностная модель эффективности руководства
Как и в случае «вероятностной модели», Ф. Фидлер уделяет внимание прикладным моментам разрабатываемого подхода В частности, под его руководством выполнено несколько дис сертационных работ [Fiedler, 1995], авторы которых использовали специальные тренинговые программы по максимиза ции интеллектуальных способностей. Одна из таких программ имела целью редукцию ситуационного стресса путем мышеч ной релаксации, специальных дыхательных упражнений и ког нитивных переструктурирований (в виде, например, изменения взгляда на ситуацию, собственные возможности, действия включенных в ситуацию людей и т. п.). В другой программе, предназначенной исключительно для боссов, делался акцент на знакомстве последних с приемами получения обратной связи о стрессе, вызываемом их поведением у подчиненных. Обе про граммы оцениваются в целом как довольно успешные.
Завершая разговор о «теории когнитивного ресурса», подчерк ну, что она еще весьма молода и потому вряд ли может быть сопоставлена с предыдущей моделью Ф. Фидлера, требуя дальнейшего совершенствования. Безусловно, нуждается л значительном содержательном наполнении исходная теоре тическая схема. Есть, по мнению специалистов [Yukl & Van Fleet, 1992], вопросы к используемому в исследованиях методическому инструментарию (речь, в частности, идет о средствах измерения интеллекта, опыта и ситуационного стресса). Впрочем, стоит отдать должное ученому, не боящемуся периодически выносить на суд коллег ключевые положения своей теории и исследовательские результаты ее проверки.
Так, большая часть специального выпуска одного из номеров международного издания «Applied Psychology: an International Review», вышедшего в середине 90-х годов, была полностью посвящена обсуждению новой фидлеровской разработки. В дискуссии участвовали специалисты из США, Англии, Германии, Франции, Японии и Индии. Ряд интересных в научном отношении соображений был высказан в ходе дискуссии известным специалистом в области организационного лидерства С. Заккаро [Zaccaro, 1995].
Он привел сводку данных, свидетельствующих о том, что в условиях стресса эффективность деятельности, в том числе и руководителя, зависит не только от интеллекта и опыта. На нее весьма существенно влияют два других фактора личностного плана, а именно: пластичность Я (буквально - ego-resiliency) и социальный интеллект.
В литературе пластичность Я рассматривается как свойство личности, проявляющееся в «искусной адаптации к меняющимся условиям и случайностям окружающей среды и гибком использовании репертуара стратегий решения проблем» [Mumford, Baughman et al, 1993. P.250]. Подобная характеристика важна для руководителей, поскольку способствует их адаптации к стрессу. Кроме того, согласно данным исследований [McCall & Lombardo, 1983], она повышает эмоциональную устойчивость, что способствует менеджерскому успеху в меняющихся организационных условиях.
Что же касается социального интеллекта, то его трактовка, одним из авторов которой, кстати, является С. Заккаро, приведена в 4.1. Совершенно очевидно, что руководители с высоким уровнем социального интеллекта способны к более точному восприятию требований организационных ситуаций и более адекватно реагируют на них. Эти руководители, полагает ученый, обладают более высокой социальной компетентностью, вследствие чего меньше вовлекаются в ситуации с высоким межличностным стрессом, а при столкновении с конкретным межличностным стрессором (в лице, например, непосредственного начальника) легче противостоят его воздействиям.
Таким образом, пластичность Я и социальный интеллект активизируют успешно противостоящие стрессу эмоциональные механизмы и усиливают способность индивида блокировать действие межличностных стрессоров. Эти личностные свойства значительно дополняют влияние интеллекта (в его традиционном понимании) на деятельность руководителя в условиях стресса. В результате привычный рисунок корреляций в «теории когнитивного ресурса» может, по мнению ученого, претерпеть неожиданные изменения.
Глава 7. ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ
7.3. Мотивационная модель руководства
Замечу, что некоторые участники упомянутой дискуссии [например, Misumi & Maiya, 1995] также ратуют за расширение «списка» когнитивных ресурсов, возражая против исключительного обращения к дихотомии «интеллект - опыт» в объяснении эффективности организационного лидерства.
С. Заккаро, кроме того, подчеркивает, что для решения так называемых плохо определенных проблем, с которыми очень часто сталкиваются менеджеры (особенно на высших управленческих уровнях), одного только опыта, хотя бы и значительного, недостаточно. Подобные проблемы в большинстве своем относятся к категории незнакомых руководителям и требуют для своего решения генерирования новых, оригинальных идей. Как показывает практика решения такого рода проблем [Zaccaro, 1995], успех руководителя во многом зависит от его креативных возможностей, которые вовсе не обязательно сопрягаются с опытом. Поэтому, полагает ученый, руководители с более высоким уровнем интеллекта будут действовать эффективно в решении плохо определенных проблем вне зависимости от уровня ситуационного стресса.
Исследования, стимулированные усилиями Ф. Фидлера и его сотрудников, составляют признанную классику разработок в области организационного лидерства. Без их упоминания не обходится сегодня практически ни один сколько-нибудь серьезный учебник по менеджменту и организационному поведению. Но, как мы увидим далее, этими исследованиями ресурсы вероятностного подхода в разработке проблематики руководства далеко не исчерпываются.