Имплицитная теория» лидерства как механизм выдвижения в позицию лидера
Термином « "имплицитная теория"лидерства», малознакомым отечественному читателю, фактически обозначается феномен, представляющий собой частный случай более общего когнитивного явления - «имплицитной теории» личности. Напомню читателю, что понятие .имплицитной теории» личности было введено в научный оборот Дж. Брунером и Р. Таджиури [Вшпег & Та§тп, 1954] применительно к процессам социальной перцепции. Этим понятием описывается склонность людей усматривать связь между определенными человеческими типами и личностными чертами. Что же касается «имплицитной теории» лидерства, то одними из первых к ней обратились Е. Холландер и Д. Джулиан [НоПапйег & ТиНап, 1969]. Рассматривая механизмы лидерства, ученые полагали, что люди воспринимаются в группах как лидеры в той мере, в какой их характеристики (например, интеллект, черты личности, ценности) соответствуют представлениям других о лидере.
Несколько позднее Б. Калдер [СаЫег, 1977] утверждал, что лидерство - феномен, во многом существующий в атрибуциях последователей, а Д. Пфеффер [Рпзйег, 1977] назвал лидерство большой иллюзией, порождаемой людьми, нуждающимися в героях.
Наконец, Р. Лордом с сотрудниками [Ъоп! е! а1., 1984; ЬогА & МаЬег, 1991] экспериментально было показано, что люди дей-
3.1. Механизмы ор|НР,..___ ...................................
пвительно формируют некие абстрактные представления о лидере (а точнее, если воспользоваться терминологией социально-когнитивного подхода, о наиболее типичных признаках когнитивной категории «лидер»), хранящиеся в их долговременной памяти. Эти представления получили название прототипов лидерства. В групповом взаимодействии происходит сличение индивидуальных прототипов лидерства с моделями поведения, демонстрируемыми членами группы и позволяющими судить о степени их соответствия лидерской роли.
Небольшое эмпирическое отступление.Давайте вернемся к фрагменту исследования ролевой дифференциации лидерства в спортивных командах, включенному в 2.3. Хотя речь о прототипах лидерства там не шла, тем не менее в описании норм делового и эмоционального лидерства, несомненно, содержатся «прото-типные» черты. Напомню, что эти нормы (т. е. требования к тому, каким должен быть лидер спортивной команды) были представлены в виде набора качеств-антонимов.
Такие качества, как, например, «смелый в игре», «инициативный», «эффективный в игре», «играет на команду», «волевой», «способен в тяжелую минуту взять игру на себя», «уверенный в себе», вполне, на мой взгляд, можно рассматривать в качестве элементов прототипа инструментального лидера спортивной команды. В то же время качества типа «способен своими действиями в игре зажечь команду», «надежный как товарищ», «доверяет товарищам по команде», «справедливый» вполне можно отнести к элементам прототипа экспрессивного лидера. И отнюдь не случайна высокая степень связи между баллами, полученными спортсменами по шкале норм, и их ранговыми показателями в структурах делового и эмоционального лидерства. Иными сло-3. Подробнее с содержанием понятий «прототип» и «паттерн», часто встречающихся при рассмотрении когнитивных процессов, читатель может ознакомиться в следующих работах: [Первин и Джон, 2000; Солсо, 1996; Хьюстон и др., 2001].
Глава 3. МЕХАНИЗМЫ И ДИНАМИКА ЛИДЕРСТВА
3.1. Механизмы выдвижения в позицию лидера
вами, высокие лидерские ранги получали те игроки, чьи действия более всего соответствовали представлениям членов команды о лидере.
По мнению исследователей [Ьогй ег. а1., 2001], прототипы лидерства далеко не однородны. Они могут быть классифицированы по трем иерархическим уровням. Наивысший из них представлен наиболее общими категориями (например, лидер в сравнении с нелидером). Средний уровень содержит более дифференцированные категории в зависимости от соответствующих сфер деятельности лидеров (например, лидеры в спорте, сфере бизнеса, в вооруженных силах и т.д.). Наконец, низший уровень классификации предполагает дифференциацию лидеров в рамках конкретной предметной области (например, дифференциация военных лидеров по званию). Однако замечу, что в последнем случае речь фактически идет о руководстве. В связи с этим несколько ниже (см. гл. 8) я вернусь к работам Р. Лорда.
Как полагают исследователи [Н ег. а1., 1998; Ьогй ег. а1., 1999; 2001], применительно к прототипам лидерства важно также учитывать специфику перцептивного анализа лидерского процесса. Подобный анализ носит поуровневый характер. Например, если речь идет только о свойствах личности или поведении лидеров, в таком случае мы имеем дело с индивидуальным уровнем анализа. По данным Р. Лорда и других авторов, на этом уровне анализа с проявлениями лидерства принято связывать реализацию индивидами в группах таких свойств, как интеллект, маскулинность, доминантность, решительность и самоконтроль. А в самое последнее время к числу предикторов (т. е. предваряющих факторов) появления лидерства учеными отнесена также поведенческая гибкость.
Иной характер носит следующий уровень анализа, получивший название диодного. Применительно к этому уровню речь идет не только об устоявшихся прототипах лидерства, но также и о возможных их изменениях в зависимости от опыта и состояния воспринимающих. Иными словами, прототипы лидерства
рассматриваются как динамические образования, типичные для нзаимодействия в системе «лидер - последователь».
Кстати сказать, что касается изменений прототипов лидерст-на, то они, по данным диссертационной работы Е. М. Трофимовой [1997], имеют место уже в онтогенезе. В методически весьма изобретательном исследовании, проведенном на выборке дошкольников в возрасте от 3 до 7 лет, было показано что достаточно отчетливые прототипы лидера-сверстника наблюдаются у 5-6-летних детей, особенно у девочек.
Наконец, третий уровень анализа трактуется исследователям! как групповой. На этом уровне индивидуальные прототипы ли дерства могут быть подвержены действию различных внутри групповых влияний. Впрочем, данный уровень анализа в ре альности может быть значительно расширен за счет включени в прототипы лидерства требований, проистекающих со сторс ны национальной и организационной культуры, гендерного фаг тора, специфики групповой деятельности и т. п.
Вот несколько примеров влияния контекстуальных факторе на прототипы лидерства. По данным американских авторов [Аутап, 1997], в последние два десятилетия возросла маскулинизация образа лидера у американских детей. При этом отмечаются различия гендерного плана. Так, у мальчиков прототипы включают лидерскую схему, присущую мужчине, тогда как лидерская схема девочек включает в равной мере мужские и женские черты .
Согласно другим данным [Ра^епзоп, 19901, взрослые американцы и японцы описывают роль организационного лидера (т. е. руководителя) в маскулинных терминах. Однако качества, связываемые теми и другими с этой ролью, несколько различны. Например, в Японии такая черта, как заботливость (стереотипно причисляемая в США к категории феминин-
4. Схема - структурированное знание о какой-либо социальной категории, например о категории «лидер». Подробнее с содержанием понятия «схема» читатель может познакомиться в книгах: [Андреева, 1997; Хьюстон и др., 2001].
Глава 3. МЕХАНИЗМЫ И ДИНАМИКА ЛИДЕРСТВА
3.1. Механизмы выдвижения в позицию лидера
ных), обычно относится к достоинствам руководства, соседствуя с маскулинными характеристиками руководителя. Наличие подобной черты в лидерских прототипах американцев практически исключено.
Еще один любопытный пример межкультурных различий в лидерских прототипах - результаты сравнительного исследования, проведенного недавно в Колумбии и Швейцарии [АсШ;уа & Ноше, 2002]. Для колумбийцев такие личностные черты, как хитрость и коварство, - залог эффективного лидерства. Напротив, швейцарцы рассматривают подобные черты как препятствующие эффективному лидерству.
Методическое отступление. Интересно, что, по мнению специалистов [ЗгаЬо е1 а1., 2001], судить о культурной детерминации «имплицитной теории» лидерства, а значит, и лидерских прототипов можно, основываясь, в частности, на самоописаниях лидеров. Так, М. Чемерс [СЬетегз, 1993] приводит следующий исследовательский пример: если характерная для некоей культуры «имплицитная теория» эффективного лидерства предполагает в качестве желаемого образца соучаствующий стиль принятия решений (см. о нем 6.3), то люди, притязающие на лидерские роли, склонны описывать себя в значениях именно этого стиля.
Недавний анализ соотношения индивидуальных различий и организационного контекста в процессах лидерства, проведенный Р. Фоти и Д. Майнером [Рой & Мтег, 2003], также указывает на контекстуальную детерминацию лидерских прототипов. Эмпирически была показана зависимость последних от специфики тендера и задачи, выполняемой в так называемых безлидерских (геайеНезз) малых группах. Например, задачи, решаемые в фемининной среде, делают больший акцент на таких качествах, как гибкость и экстраверсия (в плане общительности), а задачи, решаемые в маскулинной среде, делают больший акцент на таких качествах, как доминантность и решительность. Те и другие качества соответствующим образом сказываются на восприятии кого-то из членов группы лидером.
Таким образом, прототипы лидерства выступают как достаточно сложные когнитивные образования, не сводимые исключительно лишь к индивидуальному когнитивному опыту отдельного субъекта, но испытывающие разнообразные контекстуальные влияния.
Псе вышесказанное позволяет рассматривать «имплицитную теорию» лидерства в качестве когнитивного (или, следуя терминологии Р. Лорда, социально-когнитивного) механизма выдвижения в позицию лидера, дополняющего действие аналогичного по функции поведенческого механизма - психологического обмена. Следовательно, чтобы «заработать» лидерский статус, одного только ценностного вклада в жизнедеятельность группы недостаточно. Необходимо, чтобы содержание этого вклада от-иечало имеющимся у членов группы прототипам лидерского поведения, т. е. даже и эффективный «вкладчик» должен быть еще воспринят как лидер.
Подобный взгляд на соотношение механизмов выдвижения в позицию лидера хорошо согласуется с мнением специалистов |Ьоп1 е1 а1., 2001; 2ассаго ет. а1., 1991] о том, что лидерство не может быть понято исключительно либо с точки зрения действий лидера, либо с точки зрения абстрактных когнитивных прототипов последователей. Скорее лидерство является результатом взаимодействия ряда факторов, к которым Р. Лорд и другие авторы относят:
• поведение лидера,
• представления о лидерстве,
• социальное влияние.
Из указанных факторов первые два в той или иной мере рассмотрены мной в настоящем параграфе. Что же касается третьего из них - социального влияния, или механизма влияния в лидерстве, то его обсуждение проводится ниже.
Глава 3. МЕХАНИЗМЫ И ДИНАМИКА ЛИДЕРСТВА
3.2. Механизм влияния в лидерстве