Основные направления культурологии
Уч. г.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Грушевицкая Т.Г. Культурология / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. – М.: Юнити, 2010. – 687 с.
2. Культурология / Н.Г. Кулинич, Е.Ю. Потапчук, В.И. Потапчук,
Е.А. Мельничук. – Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2015 – 211 с.
Дополнительная
1. Багдасарьян Н.Г. Культурология / Н.Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт, 2010. – 495 с.
2. Багновская Н.М. Культурология / Н.М. Багновская. – М.: Дашков и К°, 2011. – 420 с.
3. Викторов В.В. Культурология / В.В. Викторов. – М.: Вузовский учебник, 2010. – 411 с.
4. Гуревич П.С. Культурология / П.С. Гуревич. – М.: КноРус, 2011. – 448 с.
5. Данильян О.Г. Культурология / О.Г. Данильян. – М.: Инфра-М, 2013. – 240 с.
6. Доброхотов А.Л. Культурология / А.Л. Доброхотов, А.Т. Калинкин. –
М.: Форум, 2010. – 480 с.
7. Золкин А.Л. Культурология / А.Л. Золкин. – М.: Юнити, 2009. – 585 с.
8. Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин. – СПб.: Лань, 2011. – 928 с.
9. Костина А.В. Культурология / А.В. Костина. – М.: КноРус, 2008. – 336 с.
10. Кравченко А.И. Культурология / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2013. – 288 с.
11. Культурология для студентов технических вузов / под ред.
Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высшая школа, 2010. – 638 с.
12. Культурология / под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. – М.: Проспект, 2011. – 528 с.
13. Культурология / под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2003. – 304 с.
14. Мухина З.З. Культурология / З.З. Мухина. – Старый Оскол: ТНТ, 2012. – 440 с.
15. Немировская Л.З. Культурология / Л.З. Немировская. – М.: Проспект, 2013. – 296 с.
16. Пивоев В.М. Культурология / В.М. Пивоев. – М.: КноРус, 2011. – 528 с.
17. Попова Т.В. Культурология / Т.В. Попова. – М.: Форум, 2015. – 256 с.
18. Садохин А.П. Культурология / А.П. Садохин, И.И. Толстикова. – М.: ЮНИТИ, 2011. – 295 с.
19. Силичев Д.А. Культурология / Д.А. Силичев. – М.: Вузовский учебник, 2011. – 400 с.
20. Столяренко Л.Д. Культурология / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин,
Л.В. Илюхина, Е.П. Ларькова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 352 с.
Справочная
1. Бачинин В.А. Культурология: энцикл. словарь / В.А. Бачинин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. – 288 с.
2. Культура и культурология: словарь / сост. А.И. Кравченко. – М.: Академический проект, 2003. – 928 с.
3. Культурология. ХХ век: энциклопедия: в 2-х тт. / сост. и ред. С.Я. Левит. – СПб.: РОССПЭН, 2007. – 1392 с.
4. Культурология. Краткий тематический словарь / под ред. Г.В. Драча,
Т.П. Матяш. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 192 с.
5. Махлина С.Т. Словарь по семиотике культуры / С.Т. Махлина. – СПб.: Искусство-СПБ, 2009. – 752 с.
6. Рождественский Ю.В. Словарь терминов: общество, семиотика, экономика, культура, образование / Ю.В. Рождественский. – М.: Флинта: Наука, 2007. – 112 с.
7. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века / В.П. Руднев. – М.: Аграф, 1997. – 384 с
8. Федоров А.А. Введение в теорию и историю культуры: словарь /
А.А. Федоров. – М.: Флинта, 2005. – 464 с.
9. Человек и общество (Культурология). Словарь / под ред. О.М. Штомпель. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 544 с.
К ЗАЧЕТУ
Термины (примерный список)
Агон, аккультурация, аксиология, анимизм, антиклерикализм, антикультура, античность, амбивалентность, антропология культурная, антропосоциогенез, антропоцентризм, артефакт, архетип, ассимиляция культурная
Бескультурье, бессознательное («оно»)
Варварство, Возрождение
Гносеология, гуманизм
Дикость, диффузионизм, диффузия культурная, доминирующая культура
Знак (знак-икона, знак-индекс)
Игра, идеальный тип, иерархия, инициация, инкультурация, инновации культурные, интериоризация, искусство
Карнавал, картина мира, коллективное бессознательное, контркультура, конфликт ценностей, Космос (античность), космоцентризм, креационизм, кризис ценностей, культура, культурно-исторический тип, культурогенез, культурология
Либидо
Магия, маргинальность, масса и массовая культура, механистическая картина мира, мифология, мультикультурализм, мутагенез
Наука, Новое время, норма
Образ мира, обряд, обычай, осевое время
Пайдейя,панспермия, пассионарность, полис, Просвещение, психоанализ
Рационализм, религия, Ренессанс, Реформация, ритуал
Сакральное и профанное, секуляризация, семиотика, синкретизм, сверхсознание («сверх-Я»), символ, символические формы, сознание («Я»), социализация, средневековье, субкультура, сублимация, суггестия
Табу, теория культурных кругов, теоцентризм, тотемизм, традиция, труд, тип коммуникации (слуховой, книжно-письменный и экранный), тип ценностей (чувственный (сенситивный), идеационный и идеалистический)
Фетишизм, фрейдизм и неофрейдизм, функционализм
Ценность, цивилизация
Шаманизм, шок культурный
Эволюционизм, элита и элитарная культура
Языки естественные и искусственные
Персоналии к зачету (примерный список)
Баховен И. | Кассирер Э. | Пуфендорф С. | Тоффлер Э. |
Белл Д. | Леви-Строс К. | Радклифф-Браун А. | Уайт Л.Э. |
Бердяев Н.А. | Маккенна Т. | Ратцель Ф. | Фрейд З. |
Боас Ф. | Маклюэн М. | Риккерт Г. | Фробениус Л. |
Вебер М. | Малиновский Б. | Роззак Т. | Фромм Э. |
Гердер И.Г. | Мид М. | Руссо Ж.-Ж. | Цицерон |
Гребнер Ф. | Морган Л. | Сорокин П.А. | Шпенглер О. |
Гроф С. | Мэмфорд Л. | Спенсер Г. | Энгельс Ф. |
Гумилев Л.Н. | Ницше Ф. | Тайлор Э. | Юнг К. |
Данилевский Н.Я. | Поршнев Б.Ф. | Тойнби А. | Ясперс К. |
Вопросы
1. Предмет, цели и задачи культурологической науки. Культурология как интегративная наука. Специфика культурологического знания. Структура культурологии. Основные задачи культурологии. Ее практическое применение.
2. Происхождение и история слова «культура». Подходы к определению культуры в современной науке.
3. Развитие представлений о культуре (античность, средневековье, Возрождение, Новое время, Просвещение). Критика культуры и цивилизации (Ж.-Ж. Руссо, Ф. Ницше и др.).
4. Значение культурной антропологии XIX в. (эволюционизм, диффузионизм, функционализм) в становлении понятия «культура». Возникновение циклических теорий культуры.
5. Смысл и сущностные характеристики культуры. Основные значения выражения «культурный человек». Бескультурье. Антикультура.
6. Строение и функции культуры.
7. Мифология, искусство, религия, философия и наука как феномены культуры.
8. Понятие субкультуры и ее значение в жизни общества. Традиционная культура и субкультура. Контркультура.
9. Символическая концепция культуры Э. Кассирера.
10. Игровая концепция культуры (Й. Хейзинга, Г. Гессе, Х. Ортега-и-Гассет, Э. Финк, Ф. Ницше и др.).
11. Культура как регулятор бессознательных желаний человека в учении
З. Фрейда.
12. Учение К. Юнга о коллективном бессознательном. Понятие архетипа.
13. Социальная и культурная природа бессознательного в учении неофрейдизма (Э. Фромм, А. Адлер, К. Хорни, Г. Маркузе, С. Гроф и др.).
14. Понятие ценности. Типы ценностей. Классификация ценностей и уровни культуры. Общечеловеческие ценности. Ценности и нормы.
15. Ценностно-нормативная концепция культуры (Г. Риккерт,
В. Виндельбанд и др.). Культура как система ценностей и норм. Традиция. Обычай, обряд, ритуал.
16. Типология культур П. Сорокина.
17. Проблема культурогенеза в современной науке. Креационизм. Эволюционизм. Мутагенетическая версия происхождения культуры (Т. Маккена).
18. Орудийно-трудовая теория возникновения человека (Ф. Энгельс).
19. Социально-психологические концепции культурогенеза: фрейдистская, игровая (Й. Хейзинга, Э. Финк), символическая (Э. Кассирер,
Л. Мэмфорд), магическая (Т. Роззак), суггестивная (Б.В. Поршнев) и пр.
20. Знаково-семиотическая концепция культуры. Различные подходы к определению и описанию знака. Свойства и функции знаков. Типы знаков. Понятия индекса и символа.
21. М. Маклюэн о типах культурной коммуникации.
22. Проблемы динамики культуры. Циклические, волновые и эволюционные модели социокультурной динамики. Теория культурного взрыва
Ю.М. Лотмана. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева. Идеи синергетики в культурологии.
23. Проблема типологии культуры. Различные подходы к построению типологии культуры. «Аполлоническое» и «дионисическое» начало в культуре (Ф. Ницше).
24. Элитарная и массовая культура. Предпосылки появления массовой культуры. Основные характеристики массовой культуры. Понятие элиты и специфические черты элитарной культуры.
25. Теория культурно-исторических типов типология Н.Я. Данилевского.
26. Теория «замкнутых культур» О. Шпенглера.
27. Теория локальных цивилизаций А. Тойнби.
28. Теория «осевого времени» К. Ясперса.
29. Смысл понятия «цивилизация»: история и основные значения термина, основные характеристики.
30. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация» (О. Шпенглер,
Н.А. Бердяев и др.).
31. Типы цивилизаций. Особенности современной цивилизации. Проблемы техногенной цивилизации.
32. Основные черты первобытной культуры.
33. Особенности древневосточных культур.
34. Общая характеристика античной культуры.
35. Особенности западноевропейской культуры эпохи средневековья
36. Причины возникновения и особенности западноевропейской культуры эпохи Возрождения.
37. Основные черты культуры Нового времени и Просвещения.
38. Основные тенденции современной культуры. Постмодернизм.
39. Этапы развития и основные черты русской культуры.
40. Дихотомия «Запад» – «Восток» в культуре.
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
Теоретические вопросы
1. Понятие культуры. Основные подходы к определению культуры.
2. Функции культуры.
3. Строение культуры. Понятие субкультуры.
4. Предмет, задачи и специфика культурологии. Практическое применение культурологических знаний.
Вопросы для анализа
1. Почему культурология считается кризисной наукой?
2. Почему Ж.-Ж. Руссо выступил с критикой культуры?
3. Проанализируйте предложенные ниже определения культуры. Какие подходы к определению культуры в них отразились?
Культура – это все созданное людьми в процессе физического и умственного труда для удовлетворения разнообразных материальных и духовных потребностей общества.
Культура – это социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы жизни людей.
Культура – это поток идей, переходящий от индивида к индивиду посредством символических действий, слов или подражания.
Культура – это сумма всех видов деятельности людей, обычаев, верований, знаний.
4. Какие из нижеперечисленных элементов принадлежат миру культуры? Ответ обоснуйте.
Этические нормы, философия, уголовный кодекс, производственное оборудование, орудия убийства, созвездие Большой Медведицы, научные исследования, рыночный обмен, представления о смерти, тело человека, сады и парки, природный ландшафт, девственный лес
5. Объясните, почему культура – амбивалентное явление. Заполните таблицу, добавьте в нее свои примеры и сделайте вывод о сущности культуры.
Амбивалентность культуры
Явление | Конструктивное значение | Деструктивное значение |
Нормы культуры | ||
Образование | ||
Техника | ||
Религия | ||
Спорт | ||
(Свой пример) |
Работа со словарем: выпишите, уясните и запомните краткие определения ниже перечисленных понятий.
Аксиология, амбивалентность, антикультура, артефакт, гносеология, инкультурация, искусство, контркультура, маргинальность, мифология, наука, религия, семиотика, социализация, субкультура
Работа с текстом: прочитайте отрывки из книги и ответьте на вопросы.
Клиффорд Гирц (1926-2006)
Интерпретация культур
…я хочу предложить две идеи. Первая заключается в том, что культуру лучше рассматривать не как комплексы конкретных моделей поведения – обычаев, традиций, практик, совокупностей привычек, – как это в общем и целом было принято до сих пор делать, а как набор контрольных механизмов – планов, рецептов, правил, инструкций (того, что в компьютерной инженерии называют «программами»), – управляющих поведением. Вторая идея заключается в том, что человек – это животное, наиболее безнадежно зависящее от таких внегенетических контрольных механизмов, от таких культурных программ, в деле упорядочения своего поведения.
…Новая формулировка концепции культуры и роли культуры в жизни человека в свою очередь приводит к новому определению человека, в котором основной упор делается не на общих эмпирических аспектах его поведения в разных местах и в разные времена, но на механизмах, при посредстве которых широта и неопределенность его врожденных способностей оказываются редуцированными до узости и конкретности его реальных достижений.
…Понимание культуры как «контрольного механизма» начинается с предположения, что человеческая мысль в основе имеет одновременно общественный и публичный характер: естественная для нее среда обитания – это двор, рынок, городская площадь. Мышление состоит не из «случайностей в голове» (правда, случаться что-то непременно должно как в ней, так и за ее пределами, чтобы мышление могло иметь место), а из постоянных движений того, что Д.Г. Мид и другие называли значимыми символами. Главным образом в роли таковых выступают слова, но могут выступать также и жесты, рисунки, музыкальные звуки, механические устройства вроде часов или предметы вроде драгоценных камней – в общем, все то, что вырывается из рамок обычной реальности и задействуется, чтобы придать смысл опыту. Что касается любого конкретного индивида, такие символы являются по большей части данными ему. Он находит их уже существующими в обществе, когда рождается, и они продолжают существовать после его смерти с некоторыми прибавлениями, убавлениями и частичными изменениями, к которым он мог приложить, а мог и не приложить руку. Пока живет, он пользуется ими (или некоторыми из них) – иногда обдуманно и с осторожностью, но чаще всего спонтанно и с легкостью и всегда с одной и той же конечной целью: возвести некое сооружение на основе событий, через последовательность которых он проживает, сориентироваться в «непрекращающемся течении предстающих перед опытом вещей», если выразиться образной фразой Джона Дьюи.
Эти символы, как источники света, столь необходимы человеку для ориентирования в мире потому, что несимволические источники, органически заложенные в его теле, дают освещение слишком рассеянное. Низшим животным инструкции поведения передаются – по крайней мере, передаются в гораздо более значительной степени – вместе с их физическим строением; генетические источники информации упорядочивают их действия в пределах намного более узкой сферы вариаций, причем сфера эта является тем более узкой и строго предписывающей, чем ниже ступень развития животного. Что касается человека, то в нем заложены лишь самые общие реакции, которые, хотя и делают возможной большую пластичность, сложность и – в тех отдельных случаях, когда все происходит так, как положено, – эффективность поведения, тем не менее регулируют это поведение гораздо меньше. Обратная сторона нашей аргументации, стало быть, состоит в следующем: не руководимое моделями, поставляемыми культурой, – упорядоченными системами значимых символов, – поведение человека было бы практически неуправляемым (в самом деле, было бы просто хаосом бессмысленных действий и спонтанных эмоций), а его опыт – практически неоформленным. Культура, аккумулируемая совокупность таких моделей, представляет собой не простое украшение человеческого существования, но главную основу его специфичности и необходимое его условие.
…Все это означает, что культура была не прибавлена, если можно так выразиться, к уже готовому или практически готовому животному, но была причастна, и притом самым существенным образом, к производству этого животного. В ледниковый период медленное, методичное, подобное наступлению самого ледника развитие культуры изменило баланс факторов, влияющих на естественный отбор у эволюционирующего Homo, таким образом, что именно оно само стало играть главную направляющую роль в эволюции последнего. Совершенствование орудий труда, усвоение организованных принципов охоты и собирательства, зарождение настоящего семейного устройства, открытие огня и, что критически важно (хоть это пока что чрезвычайно трудно исследовать в деталях), все большая опора на системы значимых символов (язык, искусство, миф, ритуал) для ориентирования в мире, общения и самоконтроля – все это создавало для человека новую окружающую среду, к которой он был вынужден адаптироваться. По мере того как культура, бесконечно медленно, шаг за шагом, накапливалась и развивалась, преимущества отбора давались тем индивидам в популяции, которые были наиболее способны успешно воспользоваться ей, – удачливым охотникам, упорным собирателям, умелым производителям орудий труда, находчивым вожакам, – и так продолжалось до тех самых пор, пока проточеловеческий австралопитек, обладавший малым мозгом, не превратился в абсолютно человеческого, наделенного большим мозгом Homo sapiens. Между культурной информацией, телом и мозгом возникла система обратной связи, в которой каждый из элементов определял развитие других; система, в которой взаимовлияние использования орудий труда, изменения анатомического строения руки и отражения на коре головного мозга все увеличивающегося отстояния большого пальца – лишь один из наиболее наглядных примеров подобной связи. Отдав себя во власть символически опосредованных программ в деле производства предметов, организации общественной жизни или выражения эмоций, человек предопределил, даже если и непреднамеренно, кульминационные стадии своей биологической судьбы. Он буквально – но невольно – сам себя создал.
…Грубо говоря, это наводит на мысль о том, что человеческой природы, которая была бы независимой от культуры, не существует. …Так как наша центральная нервная система – в особенности неокортекс, ее высшая слава и проклятие – развивалась в значительной мере во взаимодействии с культурой, она не способна направлять наше поведение или организовывать наш опыт без руководства, обеспечиваемого системами значимых символов. Что произошло с нами в ледниковый период – это то, что мы были вынуждены отказаться от систематичности и точности детального генетического контроля над нашим поведением в пользу гибкости и приспособляемости более общего, хотя, конечно, не менее реального, генетического контроля над ним. Чтобы восполнить недостаток информации, требующейся для того, чтобы мы были в состоянии действовать, мы были вынуждены, в свою очередь, все в большей и большей степени полагаться на культурные источники – аккумулируемый фонд значимых символов. Таким образом, данные символы – не просто выражения, инструменты или абстрактные корреляты нашего биологического, психологического и социального бытия; они – его необходимые условия. Без людей нет культуры, это несомненно; но в равной степени – что более примечательно – без культуры нет людей.
В общем, мы неполные, незавершенные животные, которые дополняют, завершают себя посредством культуры – причем не посредством абстрактной культуры, а посредством ее очень конкретных форм: добуанской или яванской, хопи или итальянской, культурой высших классов или низших, академической или коммерческой. На выдающуюся способность человека к обучению, его гибкость, указывали неоднократно, но еще более примечательна его чрезвычайная зависимость от специфического типа обучения – обучения усвоению понятий, восприятию и применению конкретных систем значимых символов. Бобры строят плотины, птицы вьют гнезда, пчелы находят пищу на расстоянии, мыши спариваются, а бабуины организуются в социальные группы при помощи форм обучения, основывающихся главным образом на инструкциях, закодированных в их генах и вызываемых к жизни соответствующими внешними стимулами: физическими ключами, вставляющимися в органические замки. Люди же строят плотины и укрытия, находят себе пищу, организуют свои социальные группы и находят сексуальных партнеров, руководствуясь инструкциями, закодированными в картах рек и планах, в знаниях об охоте, в системе морали и эстетических суждениях: в концептуальных структурах, отливающих в форму бесформенные таланты.
Мы живем, как остроумно подметил один писатель, в «информационной яме». Между тем, что говорит нам наше тело, и тем, что мы должны знать, чтобы функционировать, находится вакуум, который мы должны сами заполнить, и мы заполняем его информацией (или дезинформацией), поставляемой нашей культурой. ...Наша способность говорить является, конечно, врожденной; но наша способность говорить по-английски является, конечно, культурно приобретенной. …Между базовыми схемами нашего существования, которые заложены генетически (способность говорить или улыбаться), и тем конкретным образом поведения, который мы на деле демонстрируем (говорим по-английски определенным тоном или загадочно улыбаемся, попав в деликатную социальную ситуацию), находится сложный комплекс значимых символов, под руководством которых мы трансформируем первое во второе, базовые схемы в деятельность.
Наши идеи, наши ценности, наши действия, даже наши эмоции, так же как и сама наша нервная система, являются продуктами культуры – продуктами, изготовленными, конечно же, из материала тех тенденций, возможностей и склонностей, с которыми мы родились, но тем не менее изготовленными. …То же самое можно сказать в отношении людей: они все до последнего являются артефактами культуры.
1973
Гирц К. Интерпретация культур. –
М., 2004. – С. 43-63
Вопросы:
1) Какого подхода к пониманию культуры придерживается К. Гирц? Какие аргументы он приводит?
2) Как, по мнению К. Гирца, возник человек?
3) На какие сущностные черты человека обращает внимание автор? Найдите в отрывке определение человека.
4) Какую роль выполняет культура? Как она влияет на поведение человека?
Практические задания
1. Приведите примеры проявления коммуникативной, защитной (адаптивной), познавательной (гносеологической), интегративной функций культуры.
2. Приведите примеры применения культурологических знаний в сфере вашей профессиональной деятельности.
3. Назовите, какие функции культуры реализуются в указанных элементах культуры.
Средства массовой информации, одежда, дом, транспорт, библиотека, компьютер, телефон, государство, закон, университет, музей, фильм, театр, парк, фитнес, студенческая группа, народ, язык
Тест
1. Культурология – это
а) интегративное знание,
б) философская дисциплина,
в) синтез философии и исторической науки,
г) раздел социологии.
2. К первоначальным значениям слова «культура» не относится
а) обработка,
б) поклонение,
в) воспитание,
г) украшение.
3. Подход, рассматривающий культуру как систему знаков, называется
а) деятельностный,
б) семиотический,
в) аксиологический,
г) технологический.
4. Наиболее широкое определение термина «культура» – это
а) воспитание и образование,
б) искусство,
в) внутренний мир человека,
г) искусственная среда.
5. Первое научное определение культуры принадлежит
а) В. фон Гумбольдту,
б) И. Канту,
в) К. Марксу,
г) Э.Б. Тайлору.
Закончите высказывание.
1) Препятствием для развития культурологии является отсутствие ___________________________________________.
2) Конкретная свадьба или реальные похороны – это _____________________________.
3) Овладение человеком своей культурой, ее нормами и ценностями, стереотипами поведения – это процесс ___________________________.
4) Овладение человеком общими знаниями жизни в обществе, овладение им различными социальными практиками – это _________________________.
5) Социокультурные установки, противостоящие фундаментальным принципам, лежащим в основе той или иной культуры, – это ____________________________.
Учебная литература по теме
1. Грушевицкая Т.Г. Культурология / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. – М.: Юнити, 2010. – Главы 1, 2, 5, 6.
2. Культурология / Н.Г. Кулинич, Е.Ю. Потапчук, В.И. Потапчук, Е.А. Мельничук. – Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2015 – Главы 1, 3.
Дополнительная литература по теме
1. Астафьева О.Н. Культурология. Теория культуры / О.Н. Астафьева. – М.: Юнити, 2012. – 487 с.
2. Гуревич П.С. Философия культуры / П.С. Гуревич. – М.: Аспект-Пресс, 1994. – 317 с.
3. Дианова В.М. История культурологии / В.М. Дианова, Ю.Н. Солонин. – М.: Юрайт, 2013. – 461 с.
4. История культурологии / под ред. А.П. Огурцова. – М.: Гардарики, 2006. – 383 с.
5. Иконникова С.Н. История культурологических теорий / С.Н. Иконникова. – СПб.: Питер, 2005. – 474 с.
6. Ионин Л.Г. Социология культуры / Л.Г. Ионин. – М.: Логос, 2000. – 432 с.
7. Межуев В.М. Идея культуры / В.М. Межуев. – М.: Университетская книга, 2012. –
406 с.
8. Теория культуры / под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. – СПб.: Питер, 2008. – 592 с.
9. Флиер А.Я. Культурология для культурологов / А.Я. Флиер. – М.: Академический проект, 2000. – 496 с.
10. Шендрик А.И. Теория культуры / А.И. Шендрик. – М.: Юнити-Дана, 2002. – 519 с.
Тема 2. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ
Теоретические вопросы
1. Представления о культуре в эпохи античности, средневековья, Возрождения и Нового времени (краткая характеристика).
2. Антропологические концепции культуры XIX в.:
а) эволюционизм (Э. Тайлор, Г. Спенсер, Л. Морган);
б) диффузионизм (Ф. Ратцель, Л. Фробениус, Ф. Гребнер);
в) функционализм (Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун)).
3. Циклические теории культуры:
а) теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского;
б) теория «замкнутых культур» О. Шпенглера;
в) теория локальных цивилизаций А. Тойнби;
г) теория пассионарности Л.Н. Гумилева.
Вопросы для анализа
1. Каковы причины формирования в науке эволюционистского взгляда на культуру?
2. Что обозначают понятием «культурные круги» теоретики диффузионализма?
3. Каковы причины развития культуры, по мнению функционалистов?
4. Н.Я. Данилевский говорит об «уединенных» и «преемственных» культурно-исторических типах. Что является основанием для их выделения? Назовите культуры, относящиеся к каждому типу.
5. Какие виды взаимодействия культурно-исторических типов называет Н.Я. Данилевский? Приведите примеры каждого типа взаимодействия культур.
6. Что является причиной возникновения культуры в концепции
О. Шпенглера?
7. Какова роль творческого меньшинства в существовании локальной цивилизации, по мнению А. Тойнби?
8. Кто такие пассионарии? Каково их значение в развитии культуры?
Работа со словарем: выпишите, уясните и запомните краткие определения ниже перечисленных понятий.
Аккультурация, ассимиляция культурная, антропология культурная, диффузионизм, диффузия культурная, инкультурация, культурно-исторический тип, пайдейя, пассионарность, теория культурных кругов, функционализм, эволюционизм
Работа с текстом: прочитайте отрывки из книги и ответьте на вопросы.
Освальд Шпенглер (1880-1936)
Закат Европы
…Вместо монотонной картины линейнообразной всемирной истории, … я вижу феномен множества культур, с первобытной силой вырастающих из недр породившей их страны, к которой они строго привязаны на всем протяжении своего существования, и каждая из них налагает на свой материал – человечество – свою собственную форму и у каждой своя собственная идея, собственные страсти, собственная жизнь, желания, чувствования и, наконец, собственная смерть… Есть расцветающие и стареющие культуры, народы. Языки, истины, боги, страны, как есть молодые и старые дубы и пинии, цветы, ветки и листья, но нет стареющего человечества. У каждой культуры есть свои собственные возможности, выражения, возникающие, зреющие, вянущие и никогда вновь не повторяющиеся. Есть многочисленные, в самой своей сути друг от друга отличные, пластики, живописи, математики, физики, каждая с ограниченной жизненной деятельностью, каждая замкнутая в себе, подобно тому, как у каждого вида растений есть свои собственные цветы и плоды, свой собственный тип роста и смерти. Культуры эти, живые существа высшего порядка, вырастают со своей возвышенной бесцельностью, подобно цветам в поле. Подобно растениям и животным, они принадлежат к живой природе Гете, а не к мировой природе Ньютона. Во всемирной истории я вижу картину вечного образования и изменения, чудесного становления и умирания органических форм. А присяжный историк видит в ней подобие какого-то ленточного червя, неутомимо наращивающего эпоху за эпохой.
…Культуры суть организмы. История культуры – их биография… Феноменами отдельных, следующих друг за другом, рядом вырастающих, соприкасающихся, затемняющих и подавляющих одна другую культур исчерпывается все содержание истории…
Я различаю идею культуры, ее внутренние возможности, от ее чувственного проявления в картине истории. Это равносильно отношению души к телу, как ее проявлению в области протяженного и ставшего. История культуры ест осуществление ее возможностей. Завершение равнозначаще концу…
…Как вполне созревшие образования, каждое из которых, следовательно, является телом достигшей своего полного завершения душевной стихии, можно рассматривать китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, арабскую, западную культуру и культуру Майя. В качестве находящейся в возникновении перед нами культура русская…
Они [великие культуры] возникают внезапно, распространяются в великолепных линиях, вновь выравниваются и пропадают, и зеркало пучины опять лежит перед нами одинокое и дремлющее.
Культура зарождается в тот момент, когда из первобытно-душевного состояния вечно детского человечества пробуждается и выделяется великая душа, некий образ из безобразного, ограниченное и преходящее из безграничного и пребывающего. Она расцветает на почве строго ограниченной местности, к которой она и остается привязанной, наподобие растения. Культура умирает после того, как ее душа осуществит полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств и наук и, таким образом, вновь возвратится в первичную душевную стадию… Каждая культура находится в глубоко символической связи с материей и пространством, в котором и через которое она стремится реализоваться. Когда цель достигнута и идея, т.е. все изобилие внутренних возможностей, завершена и осуществлена во внешнем, когда культура вдруг застывает, отмирает, ее кровь свертывается, силы ее надламываются – она становится цивилизацией. И она, огромное засохшее дерево в первобытном лесу, еще многие столетия может топорщить свои гнилые сучья. Мы наблюдаем это на примерах Египта, Китая, Индии и мусульманского мира…
Всякая культура переживает возрасты отдельного человека. У каждой имеется свое детство, юность, возмужалость и старость. Юная, робеющая, чреватая предчувствиями душа проявляется на рассвете романской эпохи и готики… Чем больше приближается культура к полудню своего существования, тем более мужественным, резким, властным, насыщенным становится ее окончательно утвердившийся язык форм, тем увереннее становится она в ощущении своей силы, тем яснее становятся ее черты. В раннем периоде все это еще темно, смутно, в искании, полно тоскливым стремлением и одновременно боязнью… Наконец при наступлении старости, начинающейся цивилизации, огонь души угасает. Угасающие силы еще раз делают попытку, с половинным успехом – в классицизме, родственном всякой умирающей культуре – проявить себя в творчестве большого размаха; душа еще раз с грустью вспоминает в романтике о своем детстве. Наконец, усталая, вялая и остывшая, она теряет радость бытия и стремится – как в римскую эпоху – из тысячелетнего света обратно в потемки перводушевной мистики, назад в материнское лоно, в могилу…
1918
Шпенглер О. Закат Европы: в 2 т. –
Новосибирск, 1993. – Т.1. – С. 231-255.
Вопросы:
1. Какую модель культурной динамики предлагает автор?
2. Каким образом, по его мнению, возникают культуры?
3. Что такое душа культуры, в понимании О. Шпенглера?
4. Возможно ли, по мнению этого автора, взаимопонимание культур?
5. Какие этапы в своем развитии проходит каждая культура?
6. Каким образом и почему гибнет культура?
Практические задания
А) Заполните таблицу.
Закончите высказывания.
1. Процесс взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, – ________________________.
2. Система образования и воспитания в Древней Греции называлась ____________________________.
3. Переход от низшего, менее совершенного уровня к более высокому – ________________________.
4. Э. Тайлор, А. Бастиан, Г. Спенсер, Л. Морган – представители _________________________________.
5. В основе специфики культурно-исторического типа лежит ___________________________________________________.
6. Народы, создавшие культурно-исторические типы, Н.Я. Данилевский называет ____________________________________.
7. В истории человечества, по мнению О. Шпенглера, сложилось ___________________________.
8. По мнению Б. Малиновского, различие в культурах объясняется _______________________________________________________________.
9. Фаза обскурации – это фаза ____________________________.
10. Автор пассионарной теории этногенеза – ___________________________.
Тест
1. Уподобляли культуру живому организму представители
а) диффузионизма,
б) эволюционизма,
в) функционализма,
г) структурализма.
2. Не разделял идею циклического развития культур
а) А. Тойнби,
б) О. Шпенглер,
в) Н. Я. Данилевский,
г) Ж. А. Н. Кондорсе.
3. Представителями эволюционной школы в культурологии являются
а) Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер;
б) Г. Риккерт, В. Виндельбанд;
в) Э. Б. Тайлор, Л. Морган;
г) И. Гердер, Д. Вико.
4. Стимулом для формирования цивилизации А. Тойнби считает
а) Вызов истории,
б) солнечную энергию,
в) творчество широких народных масс,
г) Провидение.
5. Александр Македонский, по мнению Л. Н. Гумилева, относится
а) к пассионариям,
б) субпассионариям,
в) лунариям,
г) сверхлюдям.
Вопросы для анализа
1. Какую роль играет бессознательное в жизни человека?
2. Каким образом взаимодействия между «ОНО», «Я» и «СВЕРХ-Я» создает внутренний конфликт у человека?
3. Почему у человека и общества возникает недовольство культурой?
Работа со словарем: выпишите, уясните и запомните краткие определения ниже перечисленных понятий.
Бессознательное («оно»), интериоризация, либидо, психоанализ, сверхсознание («сверх-Я»), сознание («Я»), сублимация, фрейдизм
Работа с текстом: прочитайте отрывки из статьи и ответьте на вопросы.
Зигмунд Фрейд (1856-1939)
Будущее одной иллюзии
Если долгое время живешь внутри какой-то определенной культуры и неоднократно принимаешься исследовать, какими были ее истоки и путь развития, то ра