Психологические правила безопасного вождения
Психологические правила безопасного вождения
(эффективный способ профилактики ДТП)
УДК 159.9:629 ББК 88.4 К89
Козлов В.В.
Психологические правила безопасного вождения (эффективный способ профилактики ДТП).- М.: Компания
"Автополис-плюс". 2005 г. - 64 с. ISBN 5-9670-0018-6
В брошюре сформулированы в виде психологических правил безопасного вождения автомобиля основные закономерности психической регуляции деятельности водителя, незнание которых негативно отражается на его профессиональной культуре и становится одной из частых причин агрессивного поведения и аварий на дорогах. Написание Книги предопределили результаты медико-психологического анализа дорожно-транспортных происшествий, который провел автор по оригинальной методике. Есть уверенность, что знакомство с психологическими правилами будет способствовать формированию предусмотрительного стиля вождения, профилактике агрессивного поведения и сделает деятельность каждого водителя более безопасной.
Книга адресована в первую очередь водителям, преподавателям и инструкторам автошкол, специалистам по безопасности дорожного движения и всем тем, чей труд связан с обеспечением надежного функционирования автотранспортной системы.
Компания "Автополис-ппюс" 125480, Москва, ул. Героев Панфиловцев, 24.
Тел.:(095) 496-8570,496-6766, 944-1604. E-mail: infot@autopolis. Наш сайт: www.autopolis.ru. Заказ книг тел./факс: (095)944-1604 (торговый зал) Подписано в печать 03.06.2005. Формат 84x108/32. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л.2,0.
Тираж 500 экз. Зак. 3610. Отпечатано в 12-й ЦТ МО РФ 119019, Москва, Староваганьковский пер., 17, 203-7348
Козлов В.В., 2005 Оформление, Компания " Автополис-ппюс ", 2005
ФОНД БЕЗОПАСНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Человеческий фактор"
Наш девиз:
Отличный водитель - это водитель, который, используя отличное мышление, избегает ситуаций, требующих отличного умения.
Уважаемые дамы и господа!
Обеспечение нашей безопасности в автомобиле в условиях высокой и продолжающей стремительно нарастать интенсивности движения, сопровождающейся постоянным увеличением количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП), может быть достигнуто только на основе максимального учета "человеческого фактора" при вождении. Этот принципиально новый и высоко эффективный способ предотвращения ДТП и гибели людей (водителей, пассажиров, пешеходов) разработан на базе современной технологии профилактики катастроф и аварий в авиации и впервые в мировой практике реализуется на автомобильном транспорте нашим Фондом.
Поэтому, если вы хотите:
■ расстаться с чувством постоянной неуверенности при вождении автомобиля;
■ понять психологию безопасного вождения и стать отличным водителем; научиться предвидеть и предотвращать возникновение опасных дорожных ситуаций;
■ прервать цепь преследующих вас ДТП и разобраться в их причинах;
■ получить консультацию по всем вопросам, связанным с "человеческим фактором" в деятельности водителя и обеспечении безопасности дорожного движения, то Фонд безопасности деятельности - ваш надежный партнер в решении всех этих вопросов! Добро пожаловать в наш Фонд. Для вас:
Консультативные курсы «Человеческий фактор и безопасность дорожного движения» по программам:
Психология безопасного вождения.
Анти-аварийная психологическая подготовка водителя.
Повышение безопасности вождения автомобиля вам гарантировано!
Информация для контакта: www.humanfactor.ru; e-mail: info® humanfactor.ru; тел. (095)740-85-54
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ...................................................................................................................................... 2
От автора............................................................................................................................................ 2
Обращение к водителям..................................................................................................................... 4
Введение........................................................................................................................................... 5
Глава 1. Как правильно вести себя при вождении................................................................................ 8
Глава 2. Как правильно думать при вождении................................................................................... 21
Глава 3. Как правильно действовать при вождении........................................................................... 29
Глава 4. СВОД психологических правил.............................................................................................. 36
Как правильно вести себя при вождении........................................................................................... 36
Как правильно думать при вождении................................................................................................ 37
Как правильно действовать при вождении........................................................................................ 38
Береженого бог бережет
Народная поговорка
От автора
Эпиграфом этой брошюры была выбрана замечательная старинная народная поговорка: «Береженого бог бережет». И это не случайно. Если вдуматься в ее содержание, то станет ясно, что Бог бережет того, кто сам заботиться о сохранении собственной жизни. Человека, который пренебрегает этой заповедью, трудно сберечь даже Всевышнему. Поэтому, находясь за рулем автомобиля или другого транспортного средства (ТС), необходимо, прежде всего, проявлять заботу о безопасности дорожного движения и не подвергать риску ни себя, ни других его участников. И помочь в этом может строгое соблюдение психологических правил, обеспечивающих безаварийное вождение, которые изложены в данной брошюре.
Следует подчеркнуть, что правила разработаны на основе результатов медико-психологического анализа тех дорожно-транспортных происшествий, которые ежедневно в большом количестве «ксерокопируются» на улицах наших городов и дорогах, унося жизни или причиняя тяжелые физические и психические травмы сотням людей.
Берегите себя!
Обращение к водителям
Уважаемые коллеги!
Брошюра, которую вы держите в руках, - первая попытка изложить в доступной форме некоторые психологические закономерности регуляции деятельности водителей при вождении транспортного средства (ТС), без понимания которых быть надежным водителем невозможно. И практика тому яркое доказательство. Каждый день на дорогах России регистрируется более 500 тяжелых дорожно-транспортных происшествий (ДТП), уносящих жизни в среднем 100 человек.
Высокий уровень аварийности на дорогах, вышедший из-под контроля государственных структур, свидетельствует об одном: существующая система профилактики ДТП, построенная на "технократических" принципах, себя исчерпала и сегодня демонстрирует свою полную несостоятельность. Поэтому требуется принципиально новая идеология обеспечения безопасности на дорогах, учитывающая менталитет россиянина, резко возросшие возможности транспортных средств, плотность и интенсивность движения, социально-экономическое положение страны и др. Одним из приоритетных направлений данной идеологии, без сомнения, должна стать разработка современной программы обучения вождению, построенной на передовых психологических и педагогических концепциях и глубоком знании психофизиологических закономерностей деятельности водителей. Особое внимание в программе следует уделить формированию психологии безопасного вождения, основанной на учении «человеческий фактор». Нельзя оставлять без психологической поддержки и водителей, побывавших в ДТП. Анти-аварийная (контраварийная) психологическая подготовка водителей обязана быть важнейшим мероприятием по профилактике ДТП.
К сожалению, все это - в перспективе и зависит от государственных структур, которые настойчиво придерживаются «технократического» подхода в обеспечении безопасности на дорогах. Что делать с водителями (кроме как ужесточать санкции!), они не знают. Поэтому, пока автотранспортная система функционирует по-старому, профилактика аварийности, связанной с ошибками при вождении, остается в руках самих водителей. Другими словами, по-прежнему «работает» известный российский лозунг: «Спасение утопающего - дело рук самого утопающего». Исходя из сложившейся ситуации, водителям остается лишь самостоятельно совершенствовать свою психологическую подготовку. Возникает справедливый вопрос: с чего начать?
Все мы, водители, хорошо знаем, что для обеспечения безопасности вождения существуют правила дорожного движения. Но, к глубокому сожалению, далеко не все мы следуем требованиям этих правил. Последнее объясняется тем, что между знаниями правил и их выполнением находятся внутренние (психические) механизмы, регулирующие деятельность водителя. Те, у кого эти механизмы работают исправно, соблюдают правила дорожного движения, а те, у кого эти механизмы дают сбой, их нарушают. Закономерности работы внутренних (психических) механизмов могут быть сформулированы тоже в виде правил, получивших определение «психологические правила безопасного вождения». Если знать эти правила и руководствоваться ими при вождении, то вероятность нарушения ПДД резко снизиться. Помните, что нет людей хороших и плохих, а есть люди с правильными и неправильными программами поведения. Измените свою программу поведения за рулем (если в этом есть необходимость) и Вы станете надежным водителем. Данная брошюра, надеюсь, поможет вам в решении этой проблемы.
С уважением, профессор В. Козлов
Введение
Обеспечение безопасности дорожного движения - глобальная проблема России. Достаточно напомнить, что ежегодно более 35 тыс. соотечественников погибает на дорогах страны. Это в 2,5 раза больше, чем было убито советских солдат и офицеров за 10 лет войны в Афганистане!!!
К глубокому сожалению, расследование многочисленных ДТП укладывается, как правило, всего в две казенные формулировки «водитель нарушил правила дорожного движения» или «водитель не справился с управлением», которые ничего на дают для понимания истинных причин произошедшего, а, следовательно, не позволяют разработать эффективные профилактические мероприятия по предотвращению ДТП. В результате авто-маховик человеческого горя в нашей стране ускоренно набирает свои смертоносные обороты, жестоко демонстрируя бессилие перед ним определенных государственных структур.
В то же время проведенный нами медико-психологический анализ ДТП показывает, что довольно часто их причинами становятся не слабые знания водителем правил дорожного движения (ПДД) или низкая его подготовка по управлению ТС, а нарушения функционирования внутренних (психических) механизмов регуляции деятельности, о которых водители в подавляющем своем большинстве ничего не знают. Это проявляется в агрессивном поведении при вождении, а также выполнении действий, не адекватных возникающей ситуации и приводящих к нарушению ПДД или небезопасному управлению ТС. Автотранспортная статистика изобилует подобными примерами. Достаточно вспомнить такие типовые случаи, как выезд на полосу встречного движения, разворот с пересечением двойной сплошной разметки, проезд железнодорожного переезда при закрытом шлагбауме и (или) включенной красной сигнализации, сокращение дистанции до впереди движущегося ТС, пренебрежение скоростным режимом движения с последующей потерей управления ТС, несоблюдение очередности проезда перекрестка, перестроение без оценки ситуации в смежном ряду и др.
Часто сам водитель не понимает, почему он не смог укротить свою агрессивность при движении или выполнил ошибочное действие, которое стало причиной аварии. К сожалению, не могут помочь ему в этом разобраться и сотрудники ГИБДД, т. к. внутренние механизмы регуляции деятельности при расследовании не анализируются. Вместе с тем без их понимания построить эффективную профилактику ДТП невозможно. Что это за внутренние механизмы, в чем их суть? На данном вопросе следует остановиться подробнее.
При вождении человек, как известно, мотивирован на достижение конкретной цели (совершить поездку в заданное место) и опирается на определенные знания, включающие особенности работы систем ТС, маршрут, организацию и управление дорожным движением (ПДД, действие светофоров, знаков, разметки и др.), а также профессиональные умения и навыки вождения. Именно на формирование указанных слагаемых водительского мастерства нацелено обучение в автошколе. Но, как показывает практика, для обеспечения безопасного вождения этого крайне недостаточно. Оказывается, что при управлении ТС водитель наряду со знаниями, умениями и навыками использует (не всегда даже осознанно!):
• психические установки (уступать дорогу - не уступать; пропускать ТС - не пропускать; нарушать - не нарушать; оповещать других водителей об опасности - не оповещать; помогать в беде - не помогать другим участникам дорожного движения и т. д.);
• убеждения (я всегда прав или я тоже бываю не прав; я один умею правильно водить ТС или мне надо быть осторожнее в силу недостаточного опыта и т.п.);
• суждения (я спешу, поэтому могу нарушить ПДД, или я спешу, но нарушать ПДД не буду, т.к. это до добра не доведет; я - на роскошной иномарке и мне все должны уступать дорогу или мы все на дороге равны; я сейчас отомщу за «подрез» или меня «подрезали» случайно, по неопытности и т.п.), которые являются важным компонентом психических механизмов регуляции. В данном компоненте отражено отношение водителя к своим коллегам и пешеходам, требованиям нормативных документов, средствам организации и управления дорожным движением. Все это в совокупности составляет основу профессиональной культуры водителя и обеспечивает безопасное вождение ТС.
Формирование установок, убеждений и т.п. осуществляется на протяжении всей жизни человека с учетом его индивидуальных особенностей и при активном влиянии той среды, в которой он живет, воспитывается, приобретает профессию и работает. Важную роль в данном процессе играет автошкола, где происходит первоначальное обучение вождению и, что самое главное, закладываются основы профессиональной культуры будущего водителя. Еще раз подчеркнем, что обучение лишь внешне сводится к отработке умений и навыков. С
психологической точки зрения имеет место, прежде всего, формирование психических механизмов регуляции деятельности водителя, важным компонентом которых наряду с мотивацией являются установки водителя, его убеждения, суждения и др. Поэтому, какие механизмы, такая и регуляция, а какая регуляция, такая и надежность водителя, т. е. безопасность его поведения на дорогах.
Конечно, изменить менталитет человека или повысить его культуру за несколько десятков часов обучения в автошколе практически невозможно. Но показать роль профессиональной культуры в обеспечении безопасности дорожного движения, заставить человека о ней задуматься и нацелить его на ее формирование - задача для автошколы вполне посильная. Решить ее можно путем введения специального курса «Человеческий фактор и безопасность дорожного движения» (или «Психология безопасного вождения»). Но коль скоро в автошколах подобного курса нет, то предлагаем каждому водителю изучить изложенные в настоящей брошюре психологические правила безопасного вождения, которые позволят сформировать правильное (разумное!) отношение к автомобилю, скорости движения, другим водителям, пешеходам, требованиям ПДД, дорожным ситуациям и т. д. Нет сомнения, что в ряде случаев внимательное знакомство с правилами безопасного вождения даст возможность водителям внести коррективы в их, уже сформированные жизнью, неправильные установки, убеждения, суждения и др. Благодаря этому вы сможете существенно повысить безопасность вождения автомобиля.
Не менее полезным будет знакомство с психологическими правилами для водителей, переживших ДТП. К сожалению, антиаварийной (контраварийной) психологической подготовки с такими водителями в нашей стране, как отмечалось выше, не проводится, поэтому после аварии они могут, внимательно прочитав правила, самостоятельно определить, какое из них не было выполнено, что и стало первопричиной допущенной ошибки и, как следствие, ДТП.
Есть надежда, что изучение психологических правил окажется серьезной информационной основой для некоторых водителей в профилактике агрессивного поведения на дорогах.
Психологические правила безопасного вождения (ППБВ), представленные в брошюре, условно разделены на три группы:
•
первая группа: психологические правила, формирующие и отражающие общую культуру водителя
(Глава 1);
• вторая группа: психологические правила, формирующие и отражающие культуру мыслительных процессов водителя (Глава 2);
• третья группа: психологические правила, формирующие и отражающие культуру исполнительных действий водителя (Глава 3).
Следует обратить внимание на то, что в брошюре ППБВ излагаются в одной из двух форм: позитивной (как следует действовать) или негативной (как действовать недопустимо). Схема изложения ППБВ такая: сначала дается в лаконичной форме конкретное правило, после чего описывается его роль в регуляции поведения водителя и, наконец, приводятся возможные негативные последствия невыполнения положений этого правила.
В заключение один совет, как правильно изучать ППБВ. Оптимальный вариант следующий: необходимо освободится от всех дел и с карандашом в руках их спокойно прочитать, делая нужные пометки. После прочтения каждого правила целесообразно его осмыслить, а еще лучше «пропустить» через свой водительский опыт (если таковой имеется) или представить возможные ситуации, где прочитанное правило особенно «работает». Такой подход существенно улучшит внедрение правил в психические механизмы регуляции деятельности при вождении ТС, благодаря чему ваша безопасность за рулем станет значительно выше.
БЛАГОДАРЮ ВАС
Самое вредное слово:
Я
Конечно, водитель не сидит в одном ТС с другими водителями как члены экипажа воздушного судна, и, тем не менее, этими правилами целесообразно пользоваться, хотя бы мысленно, но лучше и во внешних действиях. Главное, они формируют культуру взаимодействия на дороге. Не пренебрегайте ими, и вы незамедлительно увидите положительный результат. Кстати, разумно прибегать к использованию вышеперечисленных правил и в любой другой социальной среде (семье, учебном или трудовом коллективе и т.д.).
Высокая культура водителя проявляется в его благородных поступках. Поэтому следующее правило такое:
Благородство – основа безопасности на дорогах
Благородный поступок - это такие действия водителя, которые создают оптимальные условия для передвижения других участников дорожного движения и гарантируют им безопасность. Поэтому благородный поступок не только вызывает справедливое чувство блаженства, но и является основой предотвращения ДТП. В связи со сказанным пользуйтесь и такими правилами:
Высшее удовольствие при вождении - совершение благородного поступка
и
блаженство от собственного благородного поступка - знак предотвращенного ДТП
Стремитесь получать удовольствие от благородных поступков при вождении. Поверьте, что благородное поведение на дороге не менее важное слагаемое профессиональной подготовки и профессиональной надежности, чем умение управлять ТС. Без благородства как высшего проявления духовных качеств водителя безопасного вождения не обеспечить! Вы не раз за свою водительскую карьеру убедитесь (или уже убеждались), как, благодаря благородству одного из водителей, предотвращается (или предотвращалась) трагедия на дороге. Именно это качество водителей европейских государств, особенно скандинавских, позволяет, по-нашему глубокому убеждению, максимально сократить аварийность и смертность на дорогах своих стран. Как ни горько признавать, но благородства у западных водителей значительно больше, чем у нас с вами, мои дорогие соотечественники. И в этом легко убедиться - достаточно хоть раз побывать за границей. Устранить существующую «несправедливость» - наша общероссийская задача! И сделать это не сложно - всего лишь каждому из нас следует стать благородным. Начните с простого: посчитайте, сколько раз в поездке на работу вы совершили благородных поступков в отношении других участников дорожного движения.
Благородство водителя - это, как отмечалось выше, проявление заботы о своих коллегах, пешеходах, создание им оптимальных и безопасных условий для движения. Благородство выражается в следующих действиях:
• уступить дорогу,
• своевременно подать сигнал о маневре,
• затормозить плавно,
• обогнать без «подреза»,
• поставить ТС, не мешая другим;
• отъехать от дома ночью, не нарушая покоя жильцов;
• проехать вдоль тротуара в сильный дождь, не обрызгав пешеходов;
• не клеить на ТС рисунки и надписи, неприятные для других и т.п.
Поэтому одна из характеристик благородного водителя отражена в следующем правиле:
Психологические правила безопасного вождения
(эффективный способ профилактики ДТП)
УДК 159.9:629 ББК 88.4 К89
Козлов В.В.
Психологические правила безопасного вождения (эффективный способ профилактики ДТП).- М.: Компания
"Автополис-плюс". 2005 г. - 64 с. ISBN 5-9670-0018-6
В брошюре сформулированы в виде психологических правил безопасного вождения автомобиля основные закономерности психической регуляции деятельности водителя, незнание которых негативно отражается на его профессиональной культуре и становится одной из частых причин агрессивного поведения и аварий на дорогах. Написание Книги предопределили результаты медико-психологического анализа дорожно-транспортных происшествий, который провел автор по оригинальной методике. Есть уверенность, что знакомство с психологическими правилами будет способствовать формированию предусмотрительного стиля вождения, профилактике агрессивного поведения и сделает деятельность каждого водителя более безопасной.
Книга адресована в первую очередь водителям, преподавателям и инструкторам автошкол, специалистам по безопасности дорожного движения и всем тем, чей труд связан с обеспечением надежного функционирования автотранспортной системы.
Компания "Автополис-ппюс" 125480, Москва, ул. Героев Панфиловцев, 24.
Тел.:(095) 496-8570,496-6766, 944-1604. E-mail: infot@autopolis. Наш сайт: www.autopolis.ru. Заказ книг тел./факс: (095)944-1604 (торговый зал) Подписано в печать 03.06.2005. Формат 84x108/32. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л.2,0.
Тираж 500 экз. Зак. 3610. Отпечатано в 12-й ЦТ МО РФ 119019, Москва, Староваганьковский пер., 17, 203-7348
Козлов В.В., 2005 Оформление, Компания " Автополис-ппюс ", 2005
ФОНД БЕЗОПАСНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Человеческий фактор"
Наш девиз:
Отличный водитель - это водитель, который, используя отличное мышление, избегает ситуаций, требующих отличного умения.
Уважаемые дамы и господа!
Обеспечение нашей безопасности в автомобиле в условиях высокой и продолжающей стремительно нарастать интенсивности движения, сопровождающейся постоянным увеличением количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП), может быть достигнуто только на основе максимального учета "человеческого фактора" при вождении. Этот принципиально новый и высоко эффективный способ предотвращения ДТП и гибели людей (водителей, пассажиров, пешеходов) разработан на базе современной технологии профилактики катастроф и аварий в авиации и впервые в мировой практике реализуется на автомобильном транспорте нашим Фондом.
Поэтому, если вы хотите:
■ расстаться с чувством постоянной неуверенности при вождении автомобиля;
■ понять психологию безопасного вождения и стать отличным водителем; научиться предвидеть и предотвращать возникновение опасных дорожных ситуаций;
■ прервать цепь преследующих вас ДТП и разобраться в их причинах;
■ получить консультацию по всем вопросам, связанным с "человеческим фактором" в деятельности водителя и обеспечении безопасности дорожного движения, то Фонд безопасности деятельности - ваш надежный партнер в решении всех этих вопросов! Добро пожаловать в наш Фонд. Для вас:
Консультативные курсы «Человеческий фактор и безопасность дорожного движения» по программам:
Психология безопасного вождения.
Анти-аварийная психологическая подготовка водителя.
Повышение безопасности вождения автомобиля вам гарантировано!
Информация для контакта: www.humanfactor.ru; e-mail: info® humanfactor.ru; тел. (095)740-85-54
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ...................................................................................................................................... 2
От автора............................................................................................................................................ 2
Обращение к водителям..................................................................................................................... 4
Введение........................................................................................................................................... 5
Глава 1. Как правильно вести себя при вождении................................................................................ 8
Глава 2. Как правильно думать при вождении................................................................................... 21
Глава 3. Как правильно действовать при вождении........................................................................... 29
Глава 4. СВОД психологических правил.............................................................................................. 36
Как правильно вести себя при вождении........................................................................................... 36
Как правильно думать при вождении................................................................................................ 37
Как правильно действовать при вождении........................................................................................ 38
Береженого бог бережет
Народная поговорка
От автора
Эпиграфом этой брошюры была выбрана замечательная старинная народная поговорка: «Береженого бог бережет». И это не случайно. Если вдуматься в ее содержание, то станет ясно, что Бог бережет того, кто сам заботиться о сохранении собственной жизни. Человека, который пренебрегает этой заповедью, трудно сберечь даже Всевышнему. Поэтому, находясь за рулем автомобиля или другого транспортного средства (ТС), необходимо, прежде всего, проявлять заботу о безопасности дорожного движения и не подвергать риску ни себя, ни других его участников. И помочь в этом может строгое соблюдение психологических правил, обеспечивающих безаварийное вождение, которые изложены в данной брошюре.
Следует подчеркнуть, что правила разработаны на основе результатов медико-психологического анализа тех дорожно-транспортных происшествий, которые ежедневно в большом количестве «ксерокопируются» на улицах наших городов и дорогах, унося жизни или причиняя тяжелые физические и психические травмы сотням людей.
Берегите себя!