Легкоатлетические упражнения

Бег, прыжки и метания, будучи естественными видами дви­жений, занимают одно из главных мест в физическом воспита­нии младших школьников. Применяя эти упражнения, учитель решает две задачи. Во-первых, он содействует освоению основ рациональной техники движений, необходимой в средних и стар­ших классах. Во-вторых, обогащает двигательный опыт ребенка, используя для этого всевозможные варианты упражнений и меняя условия их проведения. В результате освоения данного раздела программы (табл. 4) ученики приобретают основы уме­ний бега на короткие и на длинные дистанции, прыжков в дли­ну и в высоту с места и с разбега, метаний в цель и на даль­ность.

Бег, прыжки и метания отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях, поэтому они оказывают существенное воздействие на развитие прежде всего координационных способностей.

Одновременно велико их значение в развитии кондиционных способностей (скоростных, скоростно-силовых и выносливости). Следует учесть, что одно и то же упражнение можно использо­вать как для обучения двигательному умению, так и для разви­тия координационных и кондиционных способностей. Их преи­мущественное воздействие в этом возрасте на умения или спо­собности определяется только методической направленностью.

Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить пре­имущественно в игровой и соревновательной форме, что доста­вит детям радость и удовольствие, а также позволит овладеть простейшими формами соревнований и правилами, а грамотная, объективная оценка их достижений явится стимулом для даль­нейшего улучшения результатов.

Все это в совокупности будет содействовать формированию морально-волевых качеств личности ребенка, таких, как дисцип­линированность, уверенность, выдержка, честность, чувство то­варищества и коллективизма.

Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить пре­имущественно на открытом воздухе, благодаря чему достигается выраженный оздоровительный эффект.

1.4.5. Лыжная подготовка

В задачи лыжной подготовки и содержание уроков входит ознакомление детей с простейшими правилами обращения с лыжным инвентарем, обучение основным строевым приемам с лыжами, видам построений, перестроений и передвижений в строю, самым необходимым способам передвижения (табл. 5). К числу основных способов передвижений в период начального обучения относятся: попеременный двухшажный ход, подъемы ступающим шагом и «лесенкой», спуск в основной стойке, по-" ворот переступанием вокруг пяток лыж и вокруг носков лыж.

В учебной работе большое место должно быть отведено иг­рам на лыжах и передвижению по местности, совершенствова­нию в технике, но главное содержание занятий составляет выра­ботка необходимых качеств — ловкости, силы, быстроты, вынос­ливости. При этом, конечно, должны учитываться особенности развития детей этого возраста.

Уроки лыжной подготовки проводятся только в тихую погоду при слабом ветре (не более 2 м/с), при температуре не ниже — 15 °С. В северных районах эта температурная норма может быть понижена на 5°, в южных — примерно на столько же по­вышена.

Задачи учителя: предусмотреть максимальную занятость уча­щихся в течение всего урока, постоянно контролировать и регу­лировать физическую нагрузку, держать по возможности всех уча­щихся в поле своего зрения, обеспечить порядок и дисциплину.

Учебные лыжни могут иметь форму круга, гребенки, отдель­ных дорожек. Спуски и повороты выполняются по разным на­правлениям.

проведение вышеназванных форм физкультурно-оздоровительных мероприятий, а также изменять и дополнять их.

Все занятия, как правило, проводятся на открытом воздухе (в зимнее время при температурных режимах, соответствующих ги­гиеническим нормам конкретной территории).

ЧАСТЬ II

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ

МЕРОПРИЯТИЯ В РЕЖИМЕ УЧЕБНОГО

И ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

К физкультурно-оздоровительным мероприятиям в режиме учебного и продленного дня относятся: гимнастика до учебных занятий, физкультминутки во время уроков, физические упраж­нения и подвижные игры на удлиненных переменах, ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня.

Каждая школа в соответствии с собственными условиями мо­жет самостоятельно разнообразить содержание, организацию и проведение вышеназванных форм физкультурно-оздоровительных мероприятий, а также изменять и дополнять их.

Все занятия как правило проводятся на открытом воздухе.

Гимнастика до учебных занятий(вводная гимнастика). Ее цель — повысить умственную работоспособность учащихся, настроить их на предстоящую учебную деятельность и предупредить негатив­ные сдвиги в организме, связанные с длительным нахождением в неподвижной позе. Она состоит из 4—6 общеразвивающих уп­ражнений низкой интенсивности, требующих сосредоточенного внимания на точном выполнении упражнений. Продолжитель­ность ее 5—7 мин. Гимнастика до учебных занятий проводится под наблюдением учителя-предметника, ведущего первый урок в данном классе. Содержание комплексов разрабатывается учите­лем физической культуры или по его заданию старшеклассника­ми и меняется один раз в две недели. Целесообразно проводить гимнастику до учебных занятий под музыкальное сопровождение.

Физкультминутки.Они проводятся во время уроков и состоят из 2—3 упражнений, направленных на снятие напряжения мышц спины, пальцев рук и плечевого пояса. Время проведения и со­держание физкультминутки определяется учителем, ведущим урок. Содержание должно варьироваться, его необходимо дово­дить до сведения учителей-предметников и учащихся. Физкульт­минутки рекомендуется проводить также во время выполнения домашних заданий.

Физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах(«час здоровья»). Их целью является активный отдых, укрепление здоровья, закаливание, повышение умственной и фи­зической работоспособности, выработка привычки к систематиче­ским занятиям физическими упражнениями. Во время удлинен­ной перемены рекомендуются упражнения с мячами, скакалкой, лазанья и перелезания, элементы танцев, катание на лыжах, санках, коньках, самокатах, подвижные игры, элементы спортивных игр, спортивные аттракционы и др. Продолжительность подвижных перемен 15 – 45 мин.

Наши рекомендации