Проверил: преподаватель русского

Туризм»

по программе базовой подготовки

Организация-разработчик: «Уральский колледж бизнеса. управления и технологии красоты»

Разработчики:

Прахова Юлия Владимировна, преподаватель русского языка и литературы, первая квалификационная категория

Согласовано на заседании ПМО

Протокол № от « » _______ 2016 г.

Руководитель _________________

Рекомендовано научно – методическим советом

Протокол № от « » __________ 2016 г.

Председатель _____________________

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

ГБПОУ СО «Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты»

  Контрольная работа по русскому языку и культуре речи  

студент(-а/-ки) _______ курса _____________группы

заочного отделения

________________________________________________________________

 

(ФИО в родительном падеже)

Проверил: преподаватель русского

Языка и культуры речи

Прахова Ю.В.

Дата сдачи: ____________________

Екатеринбург, 2016

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа по дисциплине ««Русский язык и культура речи», выполняется в ходе подготовки к экзаменационной сессии и сдается преподавателю в сроки, определенные учебным планом.

Для успешного выполнения работы рекомендуется использовать учебники, учебные пособия, справочники и словари по русскому языку, список которых приводится в данном издании. Полезно также обратиться к материалу, изложенному в установочных лекциях по предмету.

Каждый студент выполняет работу на листах формата А4.

Контрольная работа состоит из двух блоков. Первый блок –теоретический; второй – практический, состоит из уровней, соответствующих уровневому членению языка. Каждый блок оценивается отдельно, итоговая отметка за контрольную работу выводится средним арифметическим.

БЛОК I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ.

Изучите языковые явления самостоятельно, выполните предлагаемые задания. Оценивается точность понятий.

1.Дайте определение понятию «культура речи».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Чем отличаются понятия «язык» и «речь»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Дайте определение понятию «речевая ошибка».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 . Дайте определения понятиям «орфоэпия» и «акцентология».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Дайте определение понятию «языковая норма». ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Русский литературный язык-________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Функциональная стилистика –________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Официально-деловой стиль –

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Публицистический стиль –

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Художественный стиль –

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.Научный стиль –

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________

12. Разговорный стиль –

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13.Речевой этикет –

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Орфография-

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Морфология-

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Пунктуация-

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. Лексика-

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка преподавателя _______________________

БЛОК 2.ПРАКТИЧЕСКИЙ.

ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Содержит задание, отражающее проблемы, связанные с нормами постановки ударения (акцентологические нормы). Для выполнения данных заданий необходимо использовать нормативные словари русского литературного языка, перечисленные в списке литературы.

Проверьте акцентологическую грамотность (расставьте ударения).

Процент , эпилог, свекла, принять, языковые, понял, туфля, премировать, газопровод, хвоя, жалюзи, кухонный, углубить, алфавит, алкоголь, баловать, воспринять, гербовый, диспансер, добыча, договор, заиндеветь, зубчатый, издавна, инструмент, искра, исподволь, каталог, квартал, колледж, километр, красивее, медикамент, мизерный, мышление, намерение, обеспечение, облегчить, одновременно, призыв, принудить, предвосхитить, ремень, симметрия, средства, статуя, столяр, тотчас, украинец, усугубить, упомянуть, ходатайствовать, щавель, эксперт.

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

В заданиях необходимо правильно образовать слово при помощи предложенных морфем.

Образец: оглашать – возглашать.

С помощью приставок ^ ВОЗ- (ВОС-), ПРЕ-, ПРЕД-, СО- образуйте от приведенных глаголов синонимы, относящиеся к высокому (книжному) стилю.

Гореть ________________________, известить______________________,

жечь________________________, исполнить_____________________,

любить____________________, начертать_________________________,

переживать________________________, пылать____________________,

сиять__________________, скрыть_______________________________,

соединить____________________, терпеть________________________,

уведомить_____________________________.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

В данном блоке представлен комплекс заданий на проверку знания морфологических норм.

Определите род существительных (подпишите сверху).

Картофель, кофе, тюль, толь, молодежь, кафе, рельс, туфля, какаду,

шимпанзе, пальто, шоссе, метро, мозоль, табель, депо, купе, какао, л еди,

пианино, меню, такси, фойе, бюро, пари, жюри, Сочи, Тбилиси.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Данный блок включает задания, связанные с лексическими нормами, а именно: проблемы лексической сочетаемости, связанной с употреблением омонимов, омографов, фразеологизмов. Кроме того, в нем представлены задания, связанные с использованием новой и устаревшей лексики, с употреблением слов иноязычного происхождения.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Данный блок включает задания, связанные с орфографическими нормами, а именно: правильное написание слов. Здесь проверяются орфограммы: безударные гласные в корнях слов, проверяемые ударением;

написание приставок, оканчивающихся на -з -/-с-.

СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

В данном блоке представлены задания, связанные с нормами уместности употребления слов и словосочетаний в соответствии с функциональным стилем, а также с правилами языкового оформления текстов официально-делового, научного и публицистического стилей. Выполняющему задание следует знать, что в русском языке существует 5 функциональных стилей: разговорный, художественный, официально-деловой, научный и публицистический. Их языковое оформление различается прежде всего лексикой. В сфере употребления лексики выделяют слова нейтральные (межстилевые),которые употребляются всеми и при любых условиях,например, делать, слово, нормальный и т.д., истилистически окрашенные, которые закреплены за определенными формами языка (письменно-книжной или устной) и стилями, например, сертификат – книжная окраска, употребляется в официально-деловом стиле, стабилизатор – книжная окраска, употребляется в научном стиле, гласность – книжная окраска, употребляется в публицистическом стиле, очи – книжная окраска, употребляется в художественном стиле, барахло – разговорная окраска, употребляется в разговорном стиле.

При выполнении задания воспользуйтесь предложенными ниже теоретическими сведениями.

Образец выполнения задания.

Одним из возможных механизмов, обеспечивающих сокращение периода реализации объекта, является понижение его цены при информированности об этом снижении потенциальных покупателей. В этом случае происходит повышение объема спроса на этот объект, что при прочих равных условиях, как правило, увеличивает вероятность скорейшей реализации объекта, то есть сокращает ожидаемый период реализации.

Данный текст относится к научному стилю, потому что в нем используются:

1) термины: механизм, период реализации, объект, цена, объем спроса и т.п.;

2) абстрактные существительные, не являющиеся терминами: случай, условие, правило, вероятность и т.п.;

3) отглагольные существительные: сокращение, реализация, понижение, снижение и т.п.;

4) причастный оборот: «механизмов, обеспечивающих сокращение периода реализации объекта»;

5) вводное словосочетание: как правило.

6) цепочки слов в родительном падеже: «сокращение периода реализации объекта», «повышение объема спроса» и т.д.

Язык научного стиля

Лексический уровень

– узкоспециальная терминология (специфические термины данной науки), например, процессор, лизинг, девиантное поведение и т.п.;

– общенаучная лексика (термины, употребляющиеся в разных областях науки), например, фактор, цель, эксперимент и т.п.;

– абстрактные существительные (не являющиеся терминами), например, возможность, обстоятельство, интерес и т.п.

Морфологический уровень

– глаголы несовершенного вида в форме настоящего времени (отвечают на вопросы: что делаем? что делаете? что делает? что делают?), например, играете, решаем, использует, объясняют и т.п.;

– глаголы в страдательной форме (глаголы с – СЯ), например, используются, усложняются, рассматриваются и т.п.;

– отглагольные существительные (слова отвечают на вопросы: кто? что? – и образованы от глаголов);

– причастия (слова отвечают на вопрос какой? и называют признак по совершаемому действию);

– деепричастия (слова отвечают на вопросы: что делая? что сделав? – и обозначают дополнительное действие).

Синтаксический уровень

– авторское «МЫ» (личная конструкция: мы + глагол в личной форме, автор (о себе) + глагол в личной форме; безличная конструкция, страдательная конструкция), например, Далее мы представим классификацию затрат; Автор занимается данной проблемой долгое время (личные формы); На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод (безличная форма); В процессе проведения анализа принимаются следующие допущения (страдательная форма);

– сложные предложения с союзным словом который (в такой конструкции не меньше двух основ (подлежащее + сказуемое), например, Статьи затрат, которые мы не можем учесть отдельно, будут отражены в статье «прочие затраты» (в данном предложении две основы: статьи будут отражены и мы не можем учесть);

– причастные и деепричастные обороты (причастия и деепричастия с зависимыми словами), например, затраты, связанные с работой подразделения; уровень можно определить, оценив возможные затраты;

– однородные члены предложения (слова отвечают на один вопрос и являются одним членом предложения), например, Интонация перечисления, пояснения и противопоставления оформляет речь в текстовое единство;

– цепочки слов в форме родительного падежа (существительные связаны вопросами родительного падежа: кого? чего?);

– вводные слова и словосочетания (слова, грамматически не связанные с другими членами предложения).

Язык официально-делового стиля

Лексический уровень

– профессиональные термины, например, контракт, налог, истец, страховое возмещение и т.п.;

– номенклатурная лексика (названия организаций, должностей, договоров, товаров), например, РГППУ, исполнительный директор и т.п.;

– канцеляризмы (слова, уместные только в официально-деловом стиле), например, вышестоящие инстанции, головные уборы и т.п.;

– слова, выражающие рациональную оценку (слова нейтральной окраски и канцеляризмы), например, достаточный уровень знаний, работа признана неудовлетворительной.

Морфологический уровень

– существительные, называющие лиц по производимому действию, например, квартиросъемщик, ответчик, производитель и т.п.;

– сложные слова (состоящие из двух основ), например, вышеуказанный, жизнеобеспечение, водоснабжение и т.п.;

– отглагольные формы слов (отглагольные существительные, причастия, деепричастия, глаголы в страдательной форме), например, компенсация (отглаг. сущ), определяющий (причастие.;

– сложные отыменные предлоги и предложные сочетания, например, согласно договору, по прибытии на место, в течение указанного времени, ввиду сложившихся обстоятельств и т.п.

Синтаксический уровень

– предложения с цепочками однородных членов, например, Жилищное законодательство регулирует отношения по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения…;

– причастные обороты, например, Лицо, ответственное за радиационную безопасность, назначается приказом Генерального директора;

– деепричастные обороты, например, Учитывая размер уставного капитала, мы оставляем за собой право корректировки взноса;

– цепочки слов в форме родительного падежа, например, для применения (р.п.) мер (р.п.) общественного воздействия (р.п.).

Лексический уровень

– книжные общеупотребительные слова и выражения разных тематических групп (выбор зависит от темы);– газетно-публицистические штампы (устойчивые словосочетания, используемые в СМИ), например, встреча в верхах, пульс эпохи;

– средства выразительности (метафора, сравнение, эпитет; фразеологизмы, пословицы, афоризмы);

– разговорная лексика (часто просторечие и жаргон), например, Видимо, решать проблему будет уралмашевская братва.

Морфологический уровень

– глаголы в личной форме (Наш корреспондент побывал на месте событий);

– глаголы в повелительном наклонении, например, представьте, подумайте, решайте и т.п.;

– существительные на -ИЯ, -ЦИЯ, -АЦИЯ, -ИЗМ, например, революция, монетизация, историзм и т.п.;

– слова оценочного характера с суффиксом -ЩИНА, например, военщина, дедовщина и т.п.;

– прилагательные в превосходной степени с суффиксами -ЕЙШ, -АЙШ, например, легчайший, труднейший;

– категория собирательных существительных и местоимений .

Синтаксический уровень

– соединение книжных (полных предложений с причастными и деепричастными оборотами) и разговорных (неполных, безличных, с пропуском союза) конструкций;

– использование средств выразительности, например, антитезы (Дума решает – народ расхлебывает), риторического вопросавосклицательные предложения ;

– включение цитат, ссылок, прямой речи.

Список литературы

Основная литература:

Введенская Л. А., Павлова Л. Г.Риторика и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов-н/Д.: Феникс, 2010. 538 с.

Евтюгина А.А. Словарь-справочник по культуре речи. - Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ МОСКВА, 2009. – 352 с.

Максимов В.И., Голубева А.В. Русский язык и культура речи: учебник для технических вузов. М.: Юрайт-Издат, 2009. 356 с.

Максимов В.И., Казаринова Н.В., Барабанова Н.Р., Иванов А. Ф.Русский язык и культура речи. М.: Гардарики. 2008. 413 с.

Федосюк М. Ю., Ладыженская Т. А., Михайлова О. А., Николина Н. А.Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. 13-е изд. М.: Флинта, Наука, 2008. 256 с.

Дополнительная литература:

Голуб И. Б. Стилистика русского языка. Учебное пособие для вузов. М.: Айрис-пресс: Рольф, 2001.

Данцев А. А., Нефедова Н. В. Русский язык и культура речи для технических вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2001.

Евтюгина А. А. Русский язык и культура речи: Курс лекций: учеб. пособие. Екатеринбург, 2007. 245 с.

Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Савова М. Р.Русский язык и культура речи в вопросах и ответах: учеб. пособие / Под ред. Н. А. Ипполитовой. М.: Изд-во Проспект, 2005. 344 с.

Культура русской речи: Учеб. для вузов / Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н Ширяева. М.: Изд-во Норма, 2001.

Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Толковый словарь современного русского языка / В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. – М.: Эксмо, 2009. – 928 с.

Мандель Б. Р. Русский язык и культура речи: история, теория, практика. М.: Вузовский учебник, 2011. 267 с.

Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова; РАН. Ин-т рус.яз. – 9-е изд., стереотип. – М.: рус. яз., 2001. – 688 с.

Туризм»

по программе базовой подготовки

Организация-разработчик: «Уральский колледж бизнеса. управления и технологии красоты»

Разработчики:

Прахова Юлия Владимировна, преподаватель русского языка и литературы, первая квалификационная категория

Согласовано на заседании ПМО

Протокол № от « » _______ 2016 г.

Руководитель _________________

Рекомендовано научно – методическим советом

Протокол № от « » __________ 2016 г.

Председатель _____________________

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

ГБПОУ СО «Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты»

  Контрольная работа по русскому языку и культуре речи  

студент(-а/-ки) _______ курса _____________группы

заочного отделения

________________________________________________________________

 

(ФИО в родительном падеже)

Проверил: преподаватель русского

Языка и культуры речи

Прахова Ю.В.

Дата сдачи: ____________________

Екатеринбург, 2016

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Наши рекомендации