Медицинские сестры и философия

По сообщению пресс-службы национал-социалистской партии, национал-социалистские медицинские сестры региона Кельн — Аахен впервые принесли клятву в верности фюреру и рейхсканцлеру. Региональный руководитель Грохе, организовавший прием этой присяги в присутствии председателя женского союза Шольц-Клинк и управляющего администрацией региона Хильгенфельдта, разъяснил, почему возникла необходимость в образовании национал-социалистского союза медицинских сестер.

Дело в том, что численность допущенных до исполнения своих обязанностей медицинских сестер упала настолько, что квалифицированное обслуживание больных уже нельзя было гарантировать. Более того, в будущем могут возникнуть задачи, которые смогут выполнить люди, полностью разделяющие философские взгляды национал-социализма. К тому же епископы запретили хирургическим сестрам принимать участие в определенных операциях. Вот в связи с этим в интересах пациентов возникла необходимость образования такого союза.

(Франкфуртер цайтунг. 1936. 6 октября.)

Раздел восьмой

КЛЮЧЕВОЙ ВОПРОС: ОБРАЗОВАНИЕ

И ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ

Нацизм, подобно любому другому революционному движению, ставил перед собой задачу привлечения на свою сторону молодого поколения и использования его в своих целях. Движение обрабатывало молодежь даже ценой потери старого поколения, жившего еще представлениями о либерализме и социализме. Постановка образования и воспитания в Третьем рейхе может наиболее отчетливо показать нам принципиальные направления этого культурного воздействия. Нацисты произвели изменение школьной системы, хотя это вначале и давалось им с трудом, поскольку государственная система носила федеральный характер. Пока еще не была упразднена самостоятельность отдельных земель, своеобразной лабораторией запланированных изменений стала Пруссия. Высшие учебные заведения, специализировавшиеся в области естественных наук, а также работавшие по неклассической учебной программе, были приравнены к старинным и престижным гуманитарным гимназиям. Нацисты намеревались унифицировать школьную систему так же, как и все «приводные ремни» в любой другой жизненной сфере.

В результате изменения учебных программ все школы были приближены друг к другу. Введение расовой биологии и усиленное внимание к немецкой истории оставило меньше времени на изучение других дисциплин — древних языков и даже наук. При изучении наук большое внимание уделялось идеологии. До пяти часов в день отводилось на физическую подготовку, учитывая ее значение в формировании характера учащихся, укрепления дисциплины и требований будущей воинской службы. Вместе с тем была предпринята попытка дать девушкам совершенно иное образование, исходя из нацистского идеала женщины. Из их подготовки исключались предметы, необходимые для поступления в университет, поскольку женщине предназначалось быть дома.

Трудно сказать, насколько успешным на практике были эти перемены в образовании. Оказалось, что постановка дела в разных школах была различной и зависела в значительной степени от преподавателей и школьного руководства. Так, например, до 1 марта 1938 года школьные учебники и пособия не были еще едиными, а в отдельных школах даже определялись самостоятельно. Только после этого дня была задействована централизованная цензура, которую осуществляла нацистская партия совместно с министерством образования. Новые учебники были пронизаны духом национал-социализма, преподаватели распределены по армейским полкам. Небезынтересно, что часть молодежи восприняла все эти изменения с энтузиазмом.

Свидетельства такого энтузиазма шли со всех сторон. Некоторые примеры, подобранные нами, представляют собой интерес, так как написаны оппонентами режима. Инга Шолль рассказывает о себе, своем брате и сестре, которые образовали группу сопротивления из числа сокурсников-студентов Мюнхенского университета, которую назвали «Белая роза». София и Ханс Шолль дорого заплатили за свои убеждения — оба были казнены в 1943 году. А вначале они тоже с энтузиазмом поддерживали нацистское движение. Причины этого, по свидетельству Инги, были типичными для многих молодых людей. В то же время они дают представление о методах нацистского контроля за положением дел и поддержки необходимого энтузиазма.

В мемуарах Пауля Эстрайха, отрывок из которых мы также приводим, дается обзор его многолетней прогрессивной деятельности, пока нацисты не положили этому конец. В 1919 году он основал «Союз решительных реформаторов школы», целью которого было преодоление классовых противоречий. Будучи социалистом, он верил, что ученики смогут научиться ценить важность и необходимость «продукции», приобретая некоторый опыт в работе. Позже он возлагает вину за пронацистские настроения студентов высшей школы на их родителей, рисуя убедительную картину социального давления нацистов на молодежь, которое помогало им избавляться от влияния старого поколения. Большую роль при этом играла и все укреплявшаяся нацистская дисциплина.

Ильза Макки написала о своих школьных годах, находясь уже в Англии. Она описала все, что происходило в школе в первые годы нацистского правления и как это отражалось в сознании школьницы. Выйдя замуж за англичанина, Ильза относится к своему прошлому скептически, а ведь в свое время кричала во всю мощь своих легких: «Зиг хайль!» (Да здравствует победа!)

Какого рода дети считались «идеальными» в этой системе образования и воспитания? Ведь нацисты строили ее на основе старых традиций. Прежде всего — характер обучения, а уж потом — изучение книг. Инспектор по вопросам национально-политического образования, один из эсэсовских руководителей, Хайсмайер объяснил, например, что система эта зиждилась на старых прусских традициях и традициях частной английской школы. Следует, однако, учитывать, что Хайсмайер был довольно заметной фигурой (вплоть до начала войны он возглавлял один из отделов центрального правления СС), поэтому идеальный ученик в его глазах был существом, готовым беспрекословно служить Третьему рейху. А что означала эта служба, директор одной из высших школ охарактеризовал следующим образом: «Характер — это еще не самоуверенность и независимость, но закалка и подготовка к службе и повиновению во имя фюрера и народа».

И неудивительно, что часы, отведенные на физическую подготовку в школах, были увеличены по распоряжению министерства образования уже в 1933 году, так как именно физическая подготовка наилучшим образом соответствовала выполнению этих задач. Кроме того, это соответствовало и нацистскому мировоззрению. Так что изучению книг в системе образования Третьего рейха отводилось второстепенное значение.

Антиинтеллектуализм является составной частью любого движения, основанного на иррационализме. Ханс Шемм, руководитель «Национал-социалистского союза учителей», стал после 1933 года министром образования Баварии. Его высказывания в отношении «грамотеев» звучали авторитетно. Погиб он в авиакатастрофе в 1934 году и вошел в плеяду легендарных нацистских героев.

Чтобы привить ученику готовность к службе и повиновению, его индивидуализм и энтузиазм направлялись и контролировались путем внушения ему понятия народной общности. Либеральный идеал «культурного человека» заменялся идеалом «боевого товарищества». Это хорошо просматривается в инструкциях министерства образования. Понятие «товарищества» проистекало из расовой общности людей, сплоченной «реальной борьбой» с внешними и внутренними врагами. Министерство образования требовало внедрения этой доктрины во все школы и изучения ее на занятиях по расовой биологии и истории. В этом плане характерны истории и рассказы, написанные детской писательницей Люсией Александер. Она была активным членом нацистской партии и даже организовала в 1931 — 1932 годах «союз немецких девушек» в Восточной Пруссии. (Впоследствии союз этот был распространен на всю Германию и входил в состав гитлерюгенда.) Учась в докторантуре по журналистике и литературе, Люсия писала книгу, отрывок из которой мы приводим. В качестве сюжета она использовала службу труда, к которой привлекались все члены нацистских молодежных организаций и союзов, чтобы показать весь ужас того положения, в котором оказывается человек, попытавшийся оторваться от народа.

Мальчишки любят героев, и нацисты незамедлительно представили им сразу нескольких. Одним из них был Херберт Норкус, любитель подраться «за народ». Молодой парень был убит коммунистами, когда выступал за партию. Рудольф Рамлов, театральный критик, написал книгу, прославляющую Норкуса, которая выдержала двадцать пять переизданий за шесть лет. В книге показывается не только идеал товарищества, но и антиинтеллектуализм нацистского движения. Ведь молодой парнишка, еще не закончивший образования, был переполнен эмоциями, голосом крови. Норкус стал героем одного из наиболее известных нацистских кинофильмов «Молодой Квекс», показанного Гитлеру уже в 1933 году. Парень стал героем и мучеником гитлеровской молодежи, которая даже создала его культ. В приводимом отрывке из книги Рамлова имя Норкуса прямо не упоминается, но делается соответствующий вывод из жизни и смерти юного нацистского святого.

Ниже мы приводим некоторые примеры школьных учебников и книг, издававшихся при нацистах, типичных для того периода. Рассказы для начальных классов, когда дети только начинают читать, так или иначе восхваляют Гитлера, в книгах же для старших классов явно просматривается идеологический подтекст. В популярной серии книг для чтения для начальных классов проводится параллель между ростом молодого дуба и становлением характера человека. Много книг для чтения предусматривалось для средних и старших классов. Из двух из них мы приводим отрывки. Бальдур фон Ширах, руководитель гитлерюгенда, считал себя писателем и поэтом. Его история затрагивает две темы — экзальтацию совместной общественной деятельности и вытекающий из нее энтузиазм, которые ассоциируются у него с восходящим солнцем. Для нацистов особое значение имело солнце, взятое ими из романтических и из германских традиций: это был символ неба, светило, дающее тепло и свет всему живому на земле, а также связующее человека с космосом. Рассказ Бальдура фон Шираха, предназначенный для школьников, был в основе своей языческим и прославлял идеалы народного сообщества.

Отто Дитрих, ведавший вопросами имперской прессы, неоднократно сопровождал Гитлера в его пропагандистских поездках еще до прихода нацистов к власти. Его рассказ «Полет в штормовую погоду» вошел почти во все школьные книги для чтения. Мораль рассказа не нуждается в разъяснениях, но в нем отчетливо видна параллель между человеком и природой. Этот излюбленный нацистский прием указывал на «подлинность» эмоций и их коренную связь с идеологией. Вместе с тем это было использование еще одной древней романтической традиции. Такие рассказы и истории вызывали у школьников интерес к приключениям и способствовали вовлечению молодежи в нацистскую партию.

Список литературы для чтения в различных классах школы, а также в университетах 1935 года свидетельствует о целях образования и воспитания молодежи. В каждом рассказе давался готовый ответ, не оставляя места для раздумий. Освободительные войны против Наполеона представлялись глазами историка-националиста Эриха Марка и обязательно увязывались с Третьим рейхом. «Песнь о Нибелунгах», несомненно относящаяся к величайшим творениям народного эпоса, была уже в XIX веке лишена элементов христианства романтиком Фридрихом Геббелем, поддержавшим Рихарда Вагнера. Вальтер фон Фогельвайде, средневековый миннезингер, временами затрагивал темы, которые можно считать патриотическими. Образ крестьянской дочери, приносящей себя в жертву, в повести Гартмана фон Ауэ «Бедный Генрих» настраивал молодежь на соответствующий лад, внушая необходимость самопожертвования во имя народа и родины. Невинная девушка пожертвовала собой, чтобы спасти своеro хозяина от суетности и тщеславия и направить его на праведный путь.

Однако в нацистской деятельности по руководству молодежью школа была только частью. Ильза Макки показывает характер этой деятельности во внеучебное время. Тут главную роль играла организация гитлерюгенда, о структуре, задачах и идеалах которой рассказывает ее руководитель Бальдур фон Ширах. Надо отметить, что именно эта организация доминировала в жизни молодежи. Идея службы народному сообществу проходит через всю книгу Бальдура фон Шираха «Гитлерюгенд», отрывок из которой приведен ниже. В этой книге для чтения он и не скрывает политических целей своих групповых экскурсий, которым придает сентиментальный смысл. Несомненно, важно и то, что он говорит о связях гитлеровской молодежи с семьей и школой. Вообще-то нацисты хотели сохранить семью в качестве «священной ячейки», но эта молодежная организация отвлекала школьников от дома. Ширах намеревался добиться «разделения службы», и если родители противились этому, то в проигрыше оставались они. В связи с этим необходимо вспомнить об идеологических разногласиях между детьми и родителями, возникших в связи с нацистской обработкой молодежи, и об отречении многих родителей, о чем пишет Эстрайх. Четкого различия функций между школой и гитлерюгендом так и не было достигнуто. Ширах даже приводит примеры противодействия учителей тем или иным мероприятиям молодежной организации. Вместе с тем в его книге просматривается нацистская концепция «идеального» учителя, ведь в ходе обучения у школьников должны были вырабатываться, главным образом, характер и стремление к лидерству. Наконец, из приведенного отрывка явствует та роль, которую отводила нацистская партия молодежи, и просматривается опасение, что старое поколение может оказаться ненадежным. Поэтому основной задачей, стоявшей перед гитлерюгендом совместно со школой, было формирование мужчин и женщин, готовых на идейной основе надежно служить нацистскому государству и полностью разделять нацистское мировоззрение.

Подготовка расовой элиты — СС — начиналась с восемнадцати лет, когда парни брались непосредственно из молодежной организации. При этом об академической подготовке ничего не говорилось. В отрывке из книги д'Альквена об СС говорится, что решение о пригодности парней к службе в СС принималось на основе характеристики из гитлерюгенда.

Особую проблему для нацистского руководства представляли студенты университетов, воздействовать на которых было не так просто. Учитывая это, нацисты проводили среди них определенную работу еще до прихода к власти. Так, Герхард Крюгер, руководитель национал-социалистского студенческого союза был избран президентом национальной студенческой организации еще за два года до того, как Гитлер стал рейхсканцлером. Начиная с 1933 года все студенты должны были вступать в эту организацию. В ее официальном органе — журнале «Немецкий студент» — Крюгер призывал к созданию нового университетского сообщества, в котором предусматривалась ликвидация всего прежнего либерального наследства. На этом уровне можно видеть, как была поставлена антиинтеллектуальная работа, нацеленная на то, чтобы студенты не считали себя привилегированной кастой. С этой целью нацисты включили в название своей партии слово «социализм», что должно было означать отсутствие привилегированных личностей в сообществе, в котором главным постулатом была борьба за «народные интересы». Ценность личности определялась тем, насколько хорошо она служила нацистскому государству, а не ее интеллектом, который, как опасались, мог привести ее в ряды оппозиции.

Идея «службы народу» воплощалась в реальный труд по линии организации «Немецкий трудовой фронт», где бок о бок работали представители и рабочей, и крестьянской молодежи, и интеллигенции. Это был в основном физический труд на полях или на стройках, который уравнивал студентов со всеми другими, заставляя их понимать, что академический труд — это еще не вся жизнь. Подобно Михелю в новелле Геббельса, студенты вливались в ряды трудового народа. Вернер Боймельбург идеализировал эти трудовые лагеря. В книгах этого писателя изображалась война и «слабость» Веймарской республики. Критерии для поступления, например, в Берлинский университет показывают, каким образом обеспечивался необходимый нацистам отбор студентов. Тем самым заранее гарантировался и студенческий контингент, как этого требовал Крюгер. Подобная же практика проводилась и во всех других университетах Германии.

Университетское сообщество рассматривалось как органическое целое. Все преподаватели должны были вступить в национал-социалистскую ассоциацию университетских доцентов и профессоров. Руководителем этой ассоциации с 1935-го по 1943 год был доктор медицины Вальтер Шультце, который приветствовал в 1939 году ее членов, собравшихся на свое первое заседание. Одновременно он возглавлял департамент народного здравоохранения в баварском министерстве внутренних дел. В своей вступительной речи он изложил официальную доктрину. Главным было не углубленное занятие какой-либо проблемой и не специализация в определенной области, а «связующая идеология». Академическая свобода не допускалась. Неизменными остались только организация самих университетов да студенческое братство. Везде главенствовал новый дух, ибо трансформация университетской жизни преследовала цель формирования нового человека. Необходимые черты характера и отношение к действительности закладывались еще в начальной школе и совершенствовались в дальнейшем. Достижение победы «связующей идеологии» имело первостепенное значение: нацистская культура должна была разрешить все злободневные вопросы, поскольку веку либерализма был положен конец. Квинтэссенцию идеологии составляло превращение индивидуальных идей в идеи и понятия общенационального плана, которые вносились в сознание молодежи нацистской культурой. Мировоззрение для Гитлера было основополагающим, а вся остальная деятельность, включая партийную, должна была лишь активизировать идеологию.

Евреи были оппонентами и врагами новых людей, которые формировались в ходе обучения и воспитания. Мальчики и девочки должны были научиться распознавать их расовые характеристики, как говорится, с одного взгляда. Постоянное использование образа еврея в качестве абстракции (Гитлер как-то назвал евреев «первопричиной») лишил их индивидуальности, превратив в образец враждебности арийскому идеалу. Список выпускников франкфуртской гимназии имени кайзера Фридриха демонстрирует это, показывая не только исключение евреев из состава нации, но и из системы образования, формировавшего членов сообщества. Гимназия эта отражает проблему, стоявшую перед Третьим рейхом, поскольку в Германии было довольно много бывших учеников и студентов, евреев по национальности. Что же было делать? В качестве решения этой проблемы, столь типичного для нацистской Германии, они были просто-напросто превращены в абстрактные номера. Таким образом, школа соблюдала чистоту системы образования, что явилось своеобразным тестом способности тысячелетнего рейха выполнить свои задачи и цели.

В СТЕНАХ ШКОЛЫ

Инга Шалли

Быть частью движения!

Как-то утром, входя в школу, я услышала, как одна девочка говорила другой: «А ведь Гитлер только что возглавил правительство». Радио и газеты провозглашали: «Теперь в Германии наступят улучшения. У руля государства встал Гитлер».

Так впервые политика вторглась в нашу жизнь. Хансу в это время было пятнадцать лет, Софии — двенадцать. Часто мы слышали разговоры об отечестве, товариществе, народном сообществе и любви к родине. Все это производило на нас большое впечатление, и мы с энтузиазмом прислушивались к тому, о чем говорилось в школе и на улице. Мы действительно любили свою родину — леса, большие реки и сохранившиеся остатки древних сооружений, заметных тут и там среди фруктовых садов и виноградников. Мы привыкли к запаху болот, испарениям, исходившим от земли, к вкусу яблок — вот с чем ассоциировались наши представления о родине. Каждая пядь ее была нам очень дорога и хорошо знакома. Отечеством же была родина всех людей, говоривших на одном языке. Мы любили отечество, но вряд ли сказали бы, за что. Раньше мы об этом и не говорили. Теперь же это слово было написано огромными сияющими буквами на небесах. А Гитлер, о чем мы слышали на каждом шагу, хотел принести стране величие, счастье и хорошую жизнь. Он хотел обеспечить всех работой и хлебом и не намеревался почивать на лаврах, пока каждый немец не станет независимым, свободным и счастливым в своем отечестве. Мы считали эти намерения хорошими и были твердо настроены оказывать в этом посильную помощь. Но было и еще одно явление, которое воздействовало на нас с мистической силой, притягивая нас к себе, — марширующие колонны молодежи с развевающимися знаменами, с устремленными вперед взглядами, с музыкой и песнями. Разве это ощущение товарищества не было просто великолепным и ошеломляющим? Поэтому неудивительно, что все мы — Ханс, София и все остальные — вступили в гитлерюгенд.

Мы были там душой и телом, не понимая, почему отец не разделяет ваших восторгов. Даже наоборот, он был против этой молодежной организации и как-то к слову сказал:

— Не очень-то верьте им, это — волки, дикие бестии, которые используют в своих корыстных целях немецкий народ.

Что же касалось Гитлера, то отец считал его своего рода гамаюнским крысоловом, который игрой на свирели увлекал за собой ребятишек на погибель. Но слова отца оказались брошенными на ветер, и его попытка удержать нас была отвергнута нашим неудержимым энтузиазмом.

С товарищами по гитлерюгенду мы ходили в дальние походы по родным швабским Альпам.

Самое деятельное участие принимали мы и в многочисленных маршах. Они требовали довольно больших .усилий, но мы с энтузиазмом воспринимали их, несмотря на утомительность. Разве неудивительно было приобрести нечто общее, новых друзей среди ребят, которых мы прежде даже не знали? По вечерам мы собирались в пещере, кто-нибудь что-либо громко читал или же мы пели, играли в различные игры, а то и принимались за физическую работу. Нам говорили, что мы должны жить для великих дел и свершений. Нас воспринимали вполне серьезно, хотя и своеобразно, что придавало дополнительную душевную энергию. Мы считали себя членами большой сплоченной организации, которая охватывала всю молодежь, начиная с десятилетних ребятишек и до вполне совершеннолетних. Мы чувствовали себя частицей некоего процесса движения, формирующего личности из массы народа. Отдельные явления, как нам казалось противоречившие здравому смыслу и производившие тягостное впечатление, должны были, по нашему мнению, исчезнуть сами по себе. Однажды, когда мы разместились для отдыха в палатках после длительной

велосипедной прогулки под необычно ярким звездным небом, одна пятнадцатилетняя одноклассница сказала совершенно неожиданно:

— Все было бы хорошо, но вот историю с евреями я абсолютно не понимаю.

Лидер среди наших девочек тут же отреагировала на эти слова, произнеся назидательно, что Гитлер, мол, знает, что делает, и в интересах великого дела необходимо принимать как должное и то, что может казаться непонятным и даже непостижимым. Одну из нас не удовлетворил такой ответ, ее поддержали еще несколько девочек, и в их словах явственно слышалось мнение родителей. Наступила ночь, и все, несмотря на возбуждение, уснули, так как сказывалась усталость. Следующий день был наполнен веселыми приключениями и прошел просто чудесно, так что вечерний разговор был на какое-то время забыт.

В своих группах мы чувствовали себя близкими друзьями. И такое товарищество воспринималось великолепно.

Ханс выучил довольно много народных песен, и его друзья с удовольствием слушали их в его исполнении под гитару. Наряду с немецкими, он знал песни различных стран и народов. Русские и норвежские песни, проникнутые грустью, а порой и унынием, звучали особенно восхитительно. В них говорилось о душе и окружавшем мире этих народов.

Через некоторое время с Хансом произошла разительная перемена: он уже не был прежним беззаботным парнем, что-то нарушило его душевное равновесие. Но это не было влияние отца, так как на его слова он попросту не реагировал. Это было что-то другое. Как оказалось, наш руководитель сказал ему, что он поет запрещенные песни. Когда же он рассмеялся в ответ, ему пригрозили дисциплинарным наказанием. Почему же ему не разрешали петь эти прелестные песни? Только потому, что они принадлежали другим народам? Понять этого он не мог, и это действовало на него угнетающе.

Как раз в то же время ему поручили специальное задание: он должен был нести знамя своей группы на выступлении в честь партийного съезда в Нюрнберге. Его очень обрадовало такое доверие. Когда же он возвратился, мы с трудом поверили своим глазам. Он выглядел очень усталым, а на лице отражалось большое разочарование. Мы не ожидали услышать от него какие-то объяснения и все же узнали, что молодежное движение, которое представлялось ему идеальным, в действительности оказалось совершенно иным. Присущие ему муштра и единообразие проникали во все сферы личной жизни. А он всегда полагал, что каждый мальчик должен развивать данный ему талант. В его бесхитростном воображении и в личном мировосприятии каждый член организации должен был обогащать свою группу. Однако в Нюрнберге все делалось по единому образцу. Разговоры о лояльности шли день и ночь. Но о какой лояльности могла идти речь, если нельзя было быть честным по отношению к самому себе? .. Боже мой! В душе Ханса происходил явный сдвиг.

Вскоре после этого он пришел домой, столкнувшись с еще одним запретом. Один из молодежных руководителей отобрал у него книгу его любимого писателя Стефана Цвейга*, которая была, как ему сказали, запрещена. Почему? Ответа не последовало. Нечто подобное он слышал и о других немецких писателях, книги которых очень любил. Цвейг был даже вынужден бежать из Германии, так как проповедовал пацифистские идеи.

* Цвейг Стефан (1881 — 1942) — популярный немецкий очеркист и писатель-романист. Еврей по национальности, принадлежал к либералам. Речь в данном случае шла о книге «Звездные часы человечества». (Примеч. авт.)

Все это вело к открытому разрыву.

Незадолго до этого Ханса назначили знаменосцем. Вместе с ребятами своей группы он собственноручно изготовил великолепный флаг с неким мифическим существом в середине. Флагу придавалось особое значение: его предполагалось вручить самому фюреру. Мальчишки принесли клятву этому флагу, который воспринимали как символ своего товарищества. Но однажды вечером, когда было назначено построение в связи с ожидавшимся прибытием какого-то высокого начальства, произошло нечто непредвиденное. Визитер неожиданно потребовал отдать ему флаг, добавив:

— Вам не нужен специальный флаг. Пользуйтесь флагами, предназначенными для всех.

Ханс был обескуражен. С каких это пор? Разве руководитель отряда не знал, какое значение имел этот флаг для группы? Разве флаг не был чем-то большим, нежели просто куском материи, который можно менять по чьей-то прихоти?

С флагом в этот раз стоял один из ассистентов Ханса, двенадцатилетний паренек. Приезжий руководитель снова потребовал отдать ему флаг, но знаменосец стоял неподвижно. Ханс знал, что происходило в душе парнишки, и понимал, что флаг он не отдаст. Когда же визитер в третий раз угрожающим тоном потребовал отдать ему флаг, Ханс потерял контроль над собой, вышел из шеренги и, подойдя к нему, ударил по лицу. Больше он не был знаменосцем.

(Шолль Инга. Белая роза. Франкфурт, 1961.)

Пауль Эстрайх

Родители отрекаются

Юность была и остается беспомощной. Решения ее лидеров не признаются родителями. Сколь безнадежными, сколь отчаянными были все дискуссии по вопросам воспитания молодежи за прошедшие десять лет! Измученный идеалист, бывший демократический министр народного образования Саксонии Рихард Зайферт написал в 1933 году статью, в которой говорил о прекрасном будущем школы в национал-социалистском государстве, школы, освободившейся, наконец, от политики и способной заниматься специфическими вопросами обучения. Слепец, обманывавший не только людей, но и самого себя!

А родители?! Их беспокоит только «счастье» их детей, их рост, а потом и карьера. Но и они разделяются на две основные группы. Одна делает все возможное, чтобы не навредить детям, порой даже скрывая собственные идеалы и отношение к жизни. Другая отдает их, как говорится, на откуп различным нацистским организациям, тем более что, не будучи членом одной из них, нельзя рассчитывать на получение хорошего образования и профессии, а в последующем и подходящей должности. Вместе с тем молодежи свойственно патологическое стремление к форменной одежде и знакам различия, поскольку она всегда была и есть идеалистически и революционно настроенной. Существенно и то, что нынешняя молодежь начинает изображать из себя «стариков», воспринимая военную выправку и высокомерие, быстро продвигается по служебной лестнице и овладевает жаргоном национал-социалистской верхушки и старых борцов. Многие из них проходят подготовку для шпионской деятельности, доносов и террора. Родители же, поскольку учителя превратились в функционеров, для которых свобода совести преступна, смотрели на все происходящее молча, сокрушенно пожимая плечами. Они даже уклонялись от элементарных родительских обязанностей и скрывали от детей истинную информацию о положении вещей. Они считали, что детям нельзя жить в условиях противоречий между семьей и государством (школой). В действительности такие родители были слишком трусливы, некомпетентны и бестолковы, чтобы решать проблемы образования и уж тем более создавать своим детям разнообразные жизненные ситуации, развивать у них нравственное чувство и понимание трагизма бытия, а также вырабатывать решительность и принципиальность в жизненных проблемах. Они просто были пассивны и смиренны, предоставляя детям возможность идти собственной дорогой. В результате значительная часть молодежи росла заброшенной, обманутой, в унынии и без настоящих родителей. Неудивительно, что это «лидеры» беспрепятственно побуждали молодежь выступать против «старомодных» родителей и поступать по собственному усмотрению. Миллионы семей переживали глубокий раскол, непонимание и даже открытую неприязнь. Культ Гитлера разрушал семью, возвеличивая клан. Никогда ранее семейные узы, родительские привязанности и черты не становились столь поверхностными. После крушения военной машины молодежь с глубокой болью и большим раздражением, но и с радостью должна будет сначала восстановить все богатство и красоту прошлого, очерненного и запачканного лжелидерами. Только после этого она сможет осознать масштабы урона, нанесенного нашему престижу, — людям, которые, подвергаясь гонениям и притеснениям, боролись за право молодежи наслаждаться свободой мысли и получать необходимые знания. Резня евреев сопровождалась уничтожением многих тысяч стариков, безнадежно больных и людей с психическими расстройствами. Во всех сферах жизни, в том числе в сфере милосердия, настоящая любовь, благоговение и даже трепет перед смертью были превращены в пыль под сапогами СА и СС. «Целомудренно» функционировавший аппарат всеобщего «благоденствия» был более не нужен. Тогдашняя молодежь знала лишь институты власти, форменную одежду, знаки различия и идолопоклонство как суррогат настоящей религии.

(Эстрайх Пауль. Из жизни педагога: (Автобиография). Берлин, 1947.)

Ильза Макки

Скептицизм и соучастие

После того как Гитлер сделался рейхсканцлером, положение дел в Германии стало меняться. Было много сделано для улучшения условий жизни трудящихся масс. Повсюду строились новые здания и сносились трущобы. Люди получали работу, все меньше безработных собиралось у газетных и пивных киосков и около кинотеатров, споря и возмущаясь. Народ стал одеваться лучше, появилась возможность покупать достаточно продуктов для семьи.

Наживка понемногу срабатывала. Даже те, кто до того выступал против Гитлера, стали его сторонниками. Различные молодежные клубы были закрыты, а вместо них появился гитлерюгенд. Масонство было строго запрещено. Прежние товарищеские и студенческие организации партия прибрала к рукам. Не осталось почти ничего не национал-социалистского.

С течением времени давление на тех, кто не вступил в партию, все более возрастало. И люди эти чувствовали себя париями. Наконец, отец разрешил мне вступить с тяжелым сердцем и после долгих раздумий — в гитлерюгенд, сам же стал членом НСДАП. Тот факт, что у него были расшатаны нервы и довольно часто случались приступы астмы, позволял ему не принимать активного участия в общественных делах.

Мое же положение было совершенно иным. Я, как и все девочки моего возраста, должна была два раза в неделю ходить на обязательные вечерние занятия. Мы были обязаны, кроме того, присутствовать на всех публичных мероприятиях, а также молодежных встречах и спортивных состязаниях. Субботы и воскресенья были заняты экскурсиями, походами с ночевкой в палатках и маршами, во время которых мы несли на спинах тяжелые поклажи. Вообще-то все это проходило довольно весело, различных занятий было более чем достаточно, что отрицательно сказывалось на наших успехах в школе. Для домашних дел времени просто не хватало.

Вечерние занятия проводили молодые девушки, ненамного старше нас. Эти активистки союза немецких девушек обучали нас песням и всякой всячине, требуя от нас высокой дисциплины, что им, однако, удавалось с трудом. Летом нас выводили из помещений и заставляли часами заниматься строевой подготовкой на воздухе. Мы маршировали, как солдаты по плацу, а девицы-руководительницы отдавали команды не хуже полковых унтер-офицеров.

Естественно, в нас впихивали национал-социалистскую идеологию, забивая нам голову. В большинстве случаев молодые руководительницы сами толком не знали того, о чем говорили. С самых ранних лет нас готовили к предстоящему материнству, внушая, что мать в глазах наших любимых вождей и национал-социалистского правительства была самой важной личностью общества. Мы были надеждой Германии, и наша задача заключалась в рождении и воспитании детей — нового поколения сыновей и дочерей, которые понесут далее традиции тысячелетнего рейха.

Вечерние занятия с мальчиками проводились по тому же плану и в том же здании. Довольно часто нас собирали всех вместе в одной большой аудитории, где некие важные личности читали нам лекции по расовым проблемам и необходимости соблюдения чистоты нации. Они также напоминали о наших будущих отцовских и материнских обязанностях. Как ни странно, я с трудом удерживалась, чтобы не рассмеяться, глядя на маленьких прыщеватых петушков с паучьими ногами — будущих отцов наших детей.

Эти лекции вскоре принесли свои плоды в виде нескольких незаконнорожденных сыновей и дочерей рейха, появившихся у девчонок от 13 до 19 лет и зачатых в стенах организации гитлерюгенда. Девчонки эти считали, что уже выполнили свой долг, и беспечно отнеслись к разразившимся скандалам. Возможные отцы с гордостью спорили, чья же это была «работа», не считаясь с тем, что девчонки могли слышать их рассуждения.

Все это мне вскоре порядком надоело, и я изыскивала различные причины, чтобы не ходить на вечерние занятия. В результате я могла уделять больше времени своему образованию. Выполнение школьных домашних заданий и работа по хозяйству доставляли мне гораздо большее удовольствие. Школьные успехи мои значительно улучшились. Такое поведение принесло мне репутацию увиливающей от общих дел, но это меня нисколько не беспокоило. К слову говоря, таких же девочек было довольно много...

Наши рекомендации