Хаммалава саддхатисса - жизнь будды

Хаммалава Саддхатисса - ЖИЗНЬ БУДДЫ

Опубликовано ср, 01/09/2013 - 20:59 пользователем Boris

Перевод Татьяны Морозовой.

  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • СОШЕСТВИЕ БОДХИСАТТВЫ
  • СОН ЦАРИЦЫ МАХАМАЙИ ДЕВИ
  • РОЖДЕНИЕ СИДДХАРТХИ
  • ПРЕДСКАЗАНИЕ МУДРЕЦА О БУДДЕ
  • ДАЖЕ МАЛЬЧИК МОЖЕТ СПАСАТЬ ДРУГИХ
  • ОБРУЧЕНИЕ ЦАРЕВИЧА СИДДХАРТХИ
  • ЧЕТЫРЕ ВОЛНУЮЩИЕ ВСТРЕЧИ
  • ВЕЛИКОЕ ОТРЕЧЕНИЕ
  • ЖИВОЙ СКЕЛЕТ
  • ПОДНОШЕНИЕ СУДЖАТЫ
  • ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА
  • ПОВОРОТ КОЛЕСА ИСТИНЫ
  • ОСНОВЫ БУДДИЗМА
  • КИСАГОТАМИ
  • МУДРЕЦ ИЗ РОДА ШАКЬЕВ УХАЖИВАЕТ ЗА БОЛЬНЫМ
  • АНГУЛИМАЛА
  • БУДДА ПРЕДОТВРАЩАЕТ ВОЙНУ
  • УСМИРЕНИЕ СЛОНА НАЛАГИРИ
  • ПОСЕЩЕНИЕ КАПИЛАВАСТУ
  • ВЕЛИЧАЙШЕЕ БОГАТСТВО
  • ВЕЛИКАЯ КОНЧИНА
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Опубликовано ср, 01/09/2013 - 21:01 пользователем Boris

Книга, которую вы держите в руках, поведает вам сказочную историю. Но эта история не похожа на другие. Хотя она и содержит все то, что обычно присутствует в сказках (царей, принцесс, колесницы и прочее), повествует она о реальной исторической личности – о человеке, который жил в Индии в VI веке до н.э.

Будда учил тому, как идти по жизни, и его путем сегодня следует около одной пятой населения земли. Возможно, собранные в настоящем издании рассказы пробудят интерес к буддизму и позволят читателю приблизиться к пониманию других культур. Потребность в книге по буддизму, которую могли бы читать и дети, ощущается уже довольно давно. Надеюсь, она будет удовлетворена хотя бы отчасти.

Здесь описано двадцать воодушевляющих эпизодов из жизни Будды. Каждый эпизод сопровожден рисунком художника.

Хотя вошедшие в книгу рассказы предназначены детям, они будут интересны и взрослым. Мы надеемся, что любой человек обладающий разумом и воображением, свойственным детям всех стран мира, получит удовольствие, читая эти замечательные строки.

СОШЕСТВИЕ БОДХИСАТТВЫ

Опубликовано ср, 01/09/2013 - 21:06 пользователем Boris

хаммалава саддхатисса - жизнь будды - student2.ru

Бодхисаттва (потенциальный Будда), будучи царем небес Таватимса, решает переродиться принцем Сиддхартхой в мире людей, в царстве Шакьев, в семье царя Шуддходаны и царицы Махамайи Дэви. Белый слон в нижней части изображения символизирует предстоящее рождение, приснившееся царице Махамайе. Четыре божества (Дэвы) – Дэвы-правители, которые с трудом соглашаются с решением Бодхисаттвы, царя Дэвов.

СОН ЦАРИЦЫ МАХАМАЙИ ДЕВИ

Опубликовано ср, 01/09/2013 - 21:08 пользователем Boris

Около двух тысяч шестисот лет назад в Северной Индии у подножия Гималаев существовало множество мелких царств, и каждым из них правил его собственный царь – раджа. Одним из этих царств была земля Шакьев. Шакьи происходили из рода воинов, которым в ту пору повелевал царь Шуддходана. Царь жил в столице – в городе Капилавасту, расположенном близ границы с Непалом.

Однажды ночью царице Махамайе приснился очень странный сон. Она увидела, как в комнату вошел огромный слон, несущий цветок лотоса. Слон трижды обошел вокруг ее кровати, издавая хоботом трубные звуки. Наутро царь созвал во дворец мудрецов, чтобы они истолковали этот сон.

- О, царь! У царицы родится великий и благородный сын, - сказали они.

И царь с царицей обрадовались.

Когда ребенок вот-вот должен был появиться на свет, царица, согласно обычаям того времени, попросила у мужа позволения навестить родителей, которые жили в соседнем царстве. Царь с готовностью дал свое согласие и приказал сделать всё возможное для того, чтобы поездка была легкой и приятной.

РОЖДЕНИЕ СИДДХАРТХИ

Опубликовано ср, 01/09/2013 - 21:09 пользователем Boris

Она отправилась в путь в царском паланкине, сопровождаемая множеством нарядно одетых и блистающих драгоценностями слуг.

По дороге им предстояло пересечь лес и прекрасные сады Лумбини. Когда процессия достигла этого восхитительного места, откуда просматривались увенчанные снежными шапками вершины Гималайских гор, царице захотелось немного отдохнуть в тенистой лесной прохладе. Случилось так, что сидя под деревом сала в мирной роще Лумбини, она родила мальчика. То был день полнолуния весеннего месяца Вешакха (май). Все деревья благоухали цветами, и нежный ветерок подпевал музыке птичьих трелей и криков животных, обитавших в чудесном заповедном саду. Пчелы весело жужжали, перелетая с цветка на цветок и собирая мед. Казалось, сама природа радовалась рождению царевича.

Процессия вернулась в Капилавасту, и город с ликованием приветствовал новорожденного.

Младенец был дивно красив. Его кожа отливала золотом, волосы были черны, а глаза сияли прекрасным глубоким сине-фиолетовым цветом. Сложен он был безупречно.

ЧЕТЫРЕ ВОЛНУЮЩИЕ ВСТРЕЧИ

Опубликовано ср, 01/09/2013 - 21:18 пользователем Boris

Как-то раз Сиддхартхе захотелось выехать за пределы дворца, и он призвал к себе царского колесничего Чанну. Чанна выбрал великолепную колесницу, запряженную белоснежными лошадьми. Народ на улицах города радостно приветствовал своего прекрасного царевича.

Проехав совсем немного, они увидели на обочине дороги согбенного старика. Сиддхартха никогда не видел ничего подобного. Царевич остановил лошадей.

- Кто это? Он похож на человека, но у него белые волосы, впалые щеки, морщинистая кожа и совсем нет зубов. Спина его согнута, он слаб и опирается о палку. Что это за человек?

- Это старик, - ответил Чанна. – Он уже много прожил.

Сиддхартху невероятно взволновала эта встреча.

На другой день они увидели больного. Бедняга так ослаб, что не мог стоять на ногах, и катался по земле, крича от боли. Его тело было покрыто язвами, а на губах выступила пена. Чанна пояснил, что всякий может заболеть в любой момент.

Выехав из дворца в третий раз, они столкнулись с похоронной процессией. Люди, несущие тело, горестно причитали.

- Почему этого человека несут? – удивился Сиддхартха.

- Он мертв, мой господин. Даже Вы когда-нибудь умрете. И Ваша супруга, царевна Яшодхара, тоже. Тут уж ничего не поделаешь, - ответил Чанна вопреки царскому приказу.

Осознав его слова, Сиддхартха почувствовал дурноту.

- Довольно. Возвращаемся во дворец, - сказал он. – Дальше я не поеду.

На обратном пути они увидели еще одну необычную картину. Им повстречался человек с бритой головой, облаченный в желтые одежды. Его спокойный и умиротворенный вид произвел глубокое впечатление на принца. Чанна пояснил, что это мудрец – тот, кто оставил дом и семью, чтобы найти путь к освобождению от страданий.

Так Сиддхартха увидел четыре знамения, которые должны были изменить его жизнь, как предсказали мудрецы вскоре после его рождения.

ВЕЛИКОЕ ОТРЕЧЕНИЕ

Опубликовано ср, 01/09/2013 - 21:20 пользователем Boris

Поняв, что ему не удалось оградить сына от соприкосновения со страданиями этого мира, царь глубоко опечалился. Но когда царевна Яшодхара родила ребенка, он преисполнился радости и устроил пышное празднество по случаю рождения внука. Царь надеялся, что теперь Сиддхартха не сможет оставить жену и сына.

Царевич сидел на пиру, но мысли его были далеко. «Я должен стать таким, как тот умиротворенный, спокойный человек в желтом одеянии, которого мы встретили на улице – тот мудрец, что ищет путь к прекращению страданий. Я сегодня же отрекусь от мира. Все эти годы я влачил пустое и бессмысленное существование».

Той же ночью он на цыпочках вышел из комнаты и попросил Чанну оседлать его любимого коня Кантаку. Потом он направился в покои Яшодхары и тихонько заглянул в спальню.

Яшодхара уже спала, обняв младенца. Царевич подумал: «Я вернусь к тебе, когда найду разгадку страдания, чтобы и ты смогла освободиться от пут старости, болезни и смерти». Сиддхартхе было тогда только двадцать девять лет. С тяжелым сердцем, но полный решимости, расстался он с женой и сыном, и вместе с Чанной ускакал через дворцовые ворота.

Доехав до реки Неранджара, он спешился, снял роскошные одежды и украшения, остриг волосы. Отдав свои вещи Чанне, он приказал колесничему забрать коня и вернуться во дворец. Чанна пришел в отчаяние. Он просил царевича позволить ему остаться с ним, но Сиддхартха был неумолим. Кроме того, ему хотелось, чтобы по возвращении во дворец Чанна убедил семью принца не печалиться о его уходе, ибо в один прекрасный день, когда цель его будет достигнута, он обязательно вернется.

ЖИВОЙ СКЕЛЕТ

Опубликовано ср, 01/09/2013 - 21:21 пользователем Boris

Сиддхартха сменил царское платье на нищенские лохмотья и пустился в путь в одиночестве. Он больше не был царевичем. Он стал бездомным аскетом Гаутамой, искателем истины.

Он отправился к Аларе Каламе и Уддаке, прославленным учителям того времени. Сиддхартха учился с великим усердием, пока Алара не сказал ему:

- Мне больше нечему тебя учить. Теперь мы равны. Если хочешь, останься и помоги мне работать с учениками.

- А ты можешь научить меня, как избежать смерти, болезни и страданий?

- Нет, - ответил Алара. – Ни один человек на всем белом свете не знает этого.

И Сиддхартха продолжил поиски. Он обращался к другим учителям, но так и не получив ответа на свой вопрос, вновь и вновь отправлялся в одинокое странствование. Затем он присоединился к пяти аскетам. Их звали Конданья, Бхаддья, Ваппа, Маханама и Ассаджи. Все вместе, они упражнялись в самоконтроле и умерщвлении плоти: отказывали себе в обычной пище и отдыхе, спали на голой земле; вся их жизнь была суровой и трудной. Они верили, что для духовного очищения нужно истязать тело.

Аскет Гаутама настолько ослаб от голода и боли, что однажды упал без чувств. Его нашел пастух, напоил молоком и стал ухаживать за ним, пока он не окреп.

ПОДНОШЕНИЕ СУДЖАТЫ

Опубликовано ср, 01/09/2013 - 21:23 пользователем Boris

Он осознал, что умерщвлять плоть бесполезно. Но Сиддхартха знал по собственному опыту, что жизнь в роскоши, которой он наслаждался, будучи принцем, столь же бессмысленна. И тогда он избрал путь, пролегающий между этими двумя крайностями – «Срединный Путь». Он вернулся к нормальной жизни, а пятеро аскетов, разочаровавшись в нем, покинули его.

Он решил продолжить поиски истины в одиночку, без помощи учителей и товарищей.

В ту пору жила в соседней деревне женщина по имени Суджата. У нее был маленький сын, и как-то раз, во исполнение данного ею обета, она приготовила в качестве подношения чашу риса с молоком и пришла в ту самую рощу, где медитировал аскет Гаутама.

Увидев красивого человека, безмятежно сидящего под банановым деревом, она прониклась благоговением. Совершая подношение, женщина сказала:

- Кто бы ты ни был, благородный господин – человек ли, бог ли – пожалуйста, прими этот рис с молоком и да достигнешь ты цели, к которой стремишься.

Он принял подношение.

Позже он искупался в реке, сел на берегу и съел рис. Потом вернулся к реке и опустил пустую чашу на воду с такими словами: «Если мне суждено достичь Пробуждения, то пусть эта чаша поплывет против течения».

И чаша поплыла против течения.

ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА

Опубликовано ср, 01/09/2013 - 21:24 пользователем Boris

Он вернулся под сень дерева, растущего неподалеку от Гайи, и принялся медитировать с полнейшей уверенностью в своих силах. «Я не сойду с этого места до тех пор, пока не достигну полного Пробуждения», - решил он и просидел в позе медитации весь вечер. Множество мыслей отвлекали его от цели. Он думал о любимой жене и сыне, вспоминал свой роскошный дом, родителей и друзей, празднества и спортивные состязания. Всё это мелькало перед мысленным взором Сиддхартхи, но не прельщало его. Он непреклонно продолжал медитировать, пока ум его не стал ясным и чистым. И тогда он достиг полного Пробуждения, состояния Будды.

Поиски, занявшие шесть долгих лет, завершились. В ту ночь светила полная луна, заливая ясным серебристым светом всю округу. Стоял месяц Вешакх. Будде тогда исполнилось тридцать пять лет, и после Пробуждения он целую неделю просидел под деревом, наслаждаясь обретенным состоянием совершенного блаженства. Впоследствии дерево назвали деревом Пробуждения, или деревом Бодхи, а местность по сию пору называется Бодх-Гайя (Будда-Гайя). И еще шесть недель провел он неподалеку. Говорят, что целую неделю Будда с благодарностью и признательностью взирал на приютившее его дерево.

ПОВОРОТ КОЛЕСА ИСТИНЫ

Опубликовано ср, 01/09/2013 - 21:26 пользователем Boris

В конце седьмой недели он решил начать проповедь своего учения (Дхармы). Он знал, что Дхарма трудна для понимания и вряд ли будет привлекательной для обычного человека. И все же он чувствовал, что должен отправиться в путь ради тех, кто готов воспринять его учение.

Наставники Будды уже умерли. Тогда он вспомнил о пяти аскетах, которые когда-то покинули его. Он отправился к ним, и за несколько дней прошел пешком около сотни миль, пока не достиг Оленьего парка в Исипатане близ Бенареса, где подвижники все еще практиковали свою суровую аскезу.

Завидев его издали, они решили не обращать на него внимания. Но когда Будда приблизился, они заметили произошедшую в нем перемену. Он выглядел величественно и внушительно, и от него исходило сияние. Аскеты подошли и поприветствовали его, предложили сесть и принесли воды, чтобы омыть его ноги, как того требовал обычай. В тот вечер, в полнолуние месяца эсала (июль), Будда прочел свою первую проповедь. Он сказал пяти аскетам: «Монахи, отшельник должен избегать двух крайностей. Срединный путь, как я понимаю и практикую его, дает видение и понимание и ведет к Пробуждению».

ОСНОВЫ БУДДИЗМА

Опубликовано сб, 01/12/2013 - 17:34 пользователем Boris

Правильная речь Правильные действия Правильный образ жизни Правильные усилия Правильная внимательность Правильное сосредоточение Правильное понимание Правильное намерение
Нравственность (шила) Дисциплина ума (самадхи) Мудрость (праджня)

Затем Будда объяснил им Четыре Благородные Истины, которые легли в основу его учения.

  1. В мире есть страдание: болезнь, старость, смерть, разлука с любимыми и невозможность получить желаемое.
  2. Причина страдания – желание, или жажда, проистекающая из жадности и привязанности к своему «я». Чем больше мы желаем, тем меньше удовлетворены жизнью.
  3. Чтобы положить конец страданию, нужно искоренить желание. (Подобно тому, как угасает огонь, если перестанешь подбрасывать топливо, так и несчастье подходит к концу, когда иссякает горючее желания.)
  4. Путь прекращения страданий – это Срединный Путь, или «Благородный Восьмеричный Путь», а именно:

правильное понимание;
правильное намерение;
правильная речь;
правильные действия;
правильный образ жизни;
правильные усилия;
правильная внимательность;
правильное сосредоточение.

Пять аскетов, чьи умы были хорошо подготовлены практикой, поняли учение Будды и стали его первыми учениками. Так образовалась монашеская община, сангха.

КИСАГОТАМИ

Опубликовано сб, 01/12/2013 - 17:37 пользователем Boris

Будда стал известным учителем, и в число его последователей вошли люди из всех слоев общества. Цари и брахманы, отверженные и бедняки – все находили в нем прибежище. Многие искали у него совета и утешения. Одной из таких была женщина по имени Кисаготами.

У этой женщины умер первенец, и боль потери сразила ее. Прижимая к себе тело ребенка, она бродила по улицам в поисках лекарства, которое могло бы вернуть мальчика к жизни. Люди считали ее сумасшедшей. Но нашелся один добрый и мудрый человек, который отвел ее к Будде.

Будда понял горе женщины и попросил ее принести немного горчичных семян. Это было общеизвестное лекарство, так что Кисаготами вздохнула с облегчением.

- Но помни, семена можно брать только в тех домах, где никто не умирал. Если ты принесешь мне полную горсть, я верну жизнь твоему ребенку.

Кисаготами ходила от дома к дому, от семьи к семье, и повсюду слышала в ответ: «Ох, здесь многие умерли», - или: «У меня недавно умер муж (отец, мать, сестра и т.д.)».

Женщина обошла весь город, но так и не нашла ни одного дома, в котором никто не умер. Она вернулась к Будде, осознав истину, к пониманию которой подвел ее великий учитель: смерть – всеобщий удел.

- Горе ослепило меня, - сказала она ему.

Теперь ее ум был готов к восприятию учения.

- Всё, что когда-то возникло, или возникнет в будущем, неизбежно снова исчезнет. В мире существует лишь один неизменный закон: ничто не вечно.

АНГУЛИМАЛА

Опубликовано сб, 01/12/2013 - 17:41 пользователем Boris

Ахимсака рос добрым, послушным и сообразительным мальчиком. Повзрослев, он отправился на учебу в Такшашилу. Там он получил так много наград, что однокашники стали завидовать ему и принялись жаловаться на него учителю, выдумывая всякие небылицы о том, каким дурным человеком он был. Учитель поверил им и очень рассердился.

- Ты должен заплатить за все, чему я тебя научил, - сказал он Ахимсаке. – Иди и принеси мне гирлянду из тысячи больших пальцев.

Юноша снова и снова умолял наставника освободить его от такой странной платы за обучение, но учитель был непреклонен.

Пришлось Ахимсаке стать разбойником. Он скрылся в лесу у дороги и нападал на путников, отрезая им большие пальцы. Сделав из пальцев гирлянду, он повесил ее себе на шею, и его прозвали Ангулималой – разбойником, носящим гирлянду из пальцев. И даже царские стражники не могли поймать его.

Наконец наступил день, когда ему оставалось нанизать на гирлянду последний палец. Тут на дороге показалась его собственная мать. Он заколебался, но все же решил напасть на нее, чтобы получить возможность расплатиться с учителем. Вдруг он заметил проходящего мимо монаха. Разбойник оставил мать в покое и устремился к монаху (а это был сам Будда).

Ангулимала мчался что было сил, и все-таки не мог догнать Будду.

- Стой, монах! – закричал он.

Будда ответил:

- Я давным-давно остановился. Не остановился ты, Ангулимала.

Ангулимала не мог взять в толк, почему человек, двигающийся с такой скоростью, говорит, что остановился. Будда объяснил, что он устранил все загрязнения ума и остановил череду рождений, тогда как Ангулимала лишь преумножил свои загрязнения и тем самым создал условия для будущего рождения и страдания.

Ангулимала все понял и припал к стопам Будды. Он принял монашеские обеты и стал святым.

БУДДА ПРЕДОТВРАЩАЕТ ВОЙНУ

Опубликовано сб, 01/12/2013 - 17:42 пользователем Boris

Река Рохини служила естественной границей между двумя древнейшими демократическими государствами – Шакьей и Колией. Засуха, трижды случившаяся в этих местах через небольшие промежутки времени, почти иссушила русло Рохини. Крестьяне Шакьи решили возвести в верхнем течении реки дамбу, чтобы пустить всю оставшуюся воду на орошение собственных земель. Жители Колии воспротивились этому и потребовали поделить воду. Вскоре горячие споры привели к войне.

Однажды утром две армии подошли к берегам Рохини, разбили лагеря, и солдаты заняли свои позиции. Будда, который предвидел эти события, пришел в эту местность. Мощное сияние его доброжелательности погасило пламя ненависти, пылавшее в сердцах воинов. Они бросили доспехи и оружие. Будда спросил их о причинах войны. Они ответили, что виной всему была вода, в которой одинаково нуждались обе враждующие стороны.

Тогда Будда обратился к царям:

- Как вы думаете, о цари, что более ценно: жизнь царей, знати и простых людей или вода Рохини?

- Жизнь, о господин!

- Раз так, не мудрее ли взращивать ростки доброй воли и понимания вместо гордости и ненависти? Когда ум человеческий поражен недугом, он порождает войны, - сказал Будда.

Так Будда показал, что если человеческий ум освободить от заблуждений, войнам приходит конец.

УСМИРЕНИЕ СЛОНА НАЛАГИРИ

Опубликовано сб, 01/12/2013 - 17:44 пользователем Boris

Когда учение Будды распространилось по всему свету, многие, включая членов царских семей, стали принимать монашество. Так поступил и Дэвадатта, двоюродный брат Будды, товарищ его детских игр. Но он завидовал Будде и не раз пытался убить его, чтобы самому возглавить монашескую общину – сангху .

Однажды, когда Будда сидел и читал проповедь, брат столкнул на него с высоты большой тяжелый камень. Но камень раскололся надвое и упал по обе стороны от Будды.

В другой раз Дэвадатта натравил на учителя буйного слона Налагири. Взбешенное животное накинулось на Будду с неукротимой яростью. Досточтимый Ананда, увидев, что зверь мчится к учителю, попытался, рискуя жизнью, закрыть его своим телом. Но Будда уже направил на обезумевшего слона мощное сияние духовной любви. Он попросил Ананду отойти в сторону и вышел вперед, излучая, как всегда, всеобъемлющую доброжелательность. С каждым шагом Налагири все больше и больше ощущал на себе воздействие этой необычайной силы, а приблизившись к Будде, совсем успокоился и снова стал смирным и послушным. Опомнившись, Налагири с любовью припал к стопам Будды. Будда нежно погладил слона по лбу и вернулся в монастырь вместе с другими монахами.

ПОСЕЩЕНИЕ КАПИЛАВАСТУ

Опубликовано сб, 01/12/2013 - 18:13 пользователем Boris

Прослышав, что Будда остановился в Раджагрихе, царь Шуддходана послал к нему гонца с известием о том, что совсем состарился и хотел бы увидеться с сыном перед смертью. Тогда Будда прибыл с учениками в Капилавасту. Со всех сторон сбежался народ, чтобы посмотреть на своего царевича.

Он давно не был дома. Во дворце его встретил отец и другие члены царской семьи. Будда стал учить их Дхарме, и все убедились в истинности его учения. Все, кроме царя.

На следующее утро Будда пошел по домам просить подаяние. Царь очень огорчился:

- Зачем ты позоришь меня? Почему бы не поесть во дворце?

- Мы всегда просим подаяние. Таков обычай, - ответил Будда.

- Какой еще обычай? – возразил царь. – Ты ведь не нищий! Ты принадлежишь к роду Шакьев. Ты царевич!

- Ваше величество, - произнес Будда, - Вы можете говорить о своем царском происхождении, но я принадлежу к линии будд. Они же всегда жили подаянием.

Однако он уступил настойчивым просьбам отца и во время своего пребывания в Капилавасту стал питаться во дворце.

До сих пор Будда так и не встретился с Яшодхарой. И вот, наконец, он отправился в ее покои. Увидев его, Яшодхара припала к его стопам и заплакала. Он принялся утешать ее.

ВЕЛИЧАЙШЕЕ БОГАТСТВО

Опубликовано сб, 01/12/2013 - 18:15 пользователем Boris

На седьмой день его пребывания в Капилавасту Яшодхара одела сына в изысканное платье и привела к Будде.

- Этот мудрец с золотистой кожей – твой отец, - сказала она. – Некогда он обладал величайшим богатством. Ступай к нему и попроси, чтобы он сделал тебя наследником.

Рахула так и поступил. Будда подумал: «Ему нужно наследство. Он мечтает о деньгах, драгоценностях, дворцах, колесницах, оружии и прочей собственности. Но я подарю ему нечто более ценное. Я открою ему путь к Пробуждению».

Он попросил своего главного ученика, Шарипутру, посвятить Рахулу в монахи. Узнав об этом, царь Шуддходана опечалился и обратился к Будде с почтительной просьбой не посвящать детей в монахи без согласия родителей.

- Я очень горевал, когда ты ушел из дому, даже не попрощавшись. Потом я привязался к Рахуле. А теперь ты хочешь отнять у меня и его.

Тогда Будда объяснил царю открывшуюся ему истину так просто и убедительно, что отец наконец принял его учение, а многие члены царской семьи стали монахами.

ВЕЛИКАЯ КОНЧИНА

Опубликовано сб, 01/12/2013 - 18:16 пользователем Boris

Будде было тридцать пять, когда он достиг Пробуждения, и с той поры повсюду, куда бы он ни направился, вокруг него собирались толпы народа, мечтающего его увидеть и услышать его учение. Следующие сорок пять лет он в сопровождении монахов странствовал по Северной и Восточной Индии и проповедовал Дхарму. Цари, знать и зажиточные купцы делали щедрые пожертвования монастырям и паркам, в которых он останавливался.

Будда советовал общине вести простую, мирную жизнь и служить людям. Монахам дозволялось иметь провизию, одежду, кров и лекарства, но они не должны были владеть роскошными домами и большим имуществом. Для тех, кто следует учению, буддийский образ жизни служит одним из методов развития доброжелательности и освобождения от жадности, ненависти и неведения.

И вот состарившийся Будда умирал. Он заболел, находясь неподалеку от Кушинару (ныне Уттара Прадеш). Лежа в роще деревьев сала, он обратился к собравшимся вокруг него монахам:

- Всё когда-то заканчивается. Будьте внимательны, будьте справедливы, будьте бдительны. Будьте светильниками сами себе. Все вещи, состоящие из составных частей, недолговечны. Поэтому неуклонно стремитесь к совершенству.

Таковы были последние слова Будды.

Будда оставил этот мир в возрасте восьмидесяти лет. Для него не стало ни рождений, ни смертей.

В день полнолуния весеннего месяца вешакха, когда на землю тихо опустились сумерки и смолкли голоса животных и птиц, тело Будды кремировали со всей традиционной для потомков царского рода пышностью. Его останки перевезли во многие буддийские страны, где их хранят и почитают до сих пор.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опубликовано сб, 01/12/2013 - 18:19 пользователем Boris

Прошло время, монастыри стали центрами учености, и Дхарма Будды распространилась по всей Азии: в Шри Ланке, Мьянме (Бирме), Таиланде, Кампучии (Камбодже), Вьетнаме, Лаосе, Непале, Тибете, Монголии, Китае, Корее и Японии. Сегодня этой религии следуют более пятисот миллионов человек. Своим культурным развитием многие буддийские страны обязаны именно этому учению. Все происходило без оружия, без войн, без кровопролитий. Мирное распространение буддизма обусловлено тем, что он учит любви и состраданию и дает пищу для пытливого ума.

Хаммалава Саддхатисса - ЖИЗНЬ БУДДЫ

Опубликовано ср, 01/09/2013 - 20:59 пользователем Boris

Перевод Татьяны Морозовой.

  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • СОШЕСТВИЕ БОДХИСАТТВЫ
  • СОН ЦАРИЦЫ МАХАМАЙИ ДЕВИ
  • РОЖДЕНИЕ СИДДХАРТХИ
  • ПРЕДСКАЗАНИЕ МУДРЕЦА О БУДДЕ
  • ДАЖЕ МАЛЬЧИК МОЖЕТ СПАСАТЬ ДРУГИХ
  • ОБРУЧЕНИЕ ЦАРЕВИЧА СИДДХАРТХИ
  • ЧЕТЫРЕ ВОЛНУЮЩИЕ ВСТРЕЧИ
  • ВЕЛИКОЕ ОТРЕЧЕНИЕ
  • ЖИВОЙ СКЕЛЕТ
  • ПОДНОШЕНИЕ СУДЖАТЫ
  • ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА
  • ПОВОРОТ КОЛЕСА ИСТИНЫ
  • ОСНОВЫ БУДДИЗМА
  • КИСАГОТАМИ
  • МУДРЕЦ ИЗ РОДА ШАКЬЕВ УХАЖИВАЕТ ЗА БОЛЬНЫМ
  • АНГУЛИМАЛА
  • БУДДА ПРЕДОТВРАЩАЕТ ВОЙНУ
  • УСМИРЕНИЕ СЛОНА НАЛАГИРИ
  • ПОСЕЩЕНИЕ КАПИЛАВАСТУ
  • ВЕЛИЧАЙШЕЕ БОГАТСТВО
  • ВЕЛИКАЯ КОНЧИНА
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Опубликовано ср, 01/09/2013 - 21:01 пользователем Boris

Книга, которую вы держите в руках, поведает вам сказочную историю. Но эта история не похожа на другие. Хотя она и содержит все то, что обычно присутствует в сказках (царей, принцесс, колесницы и прочее), повествует она о реальной исторической личности – о человеке, который жил в Индии в VI веке до н.э.

Будда учил тому, как идти по жизни, и его путем сегодня следует около одной пятой населения земли. Возможно, собранные в настоящем издании рассказы пробудят интерес к буддизму и позволят читателю приблизиться к пониманию других культур. Потребность в книге по буддизму, которую могли бы читать и дети, ощущается уже довольно давно. Надеюсь, она будет удовлетворена хотя бы отчасти.

Здесь описано двадцать воодушевляющих эпизодов из жизни Будды. Каждый эпизод сопровожден рисунком художника.

Хотя вошедшие в книгу рассказы предназначены детям, они будут интересны и взрослым. Мы надеемся, что любой человек обладающий разумом и воображением, свойственным детям всех стран мира, получит удовольствие, читая эти замечательные строки.

СОШЕСТВИЕ БОДХИСАТТВЫ

Опубликовано ср, 01/09/2013 - 21:06 пользователем Boris

хаммалава саддхатисса - жизнь будды - student2.ru

Бодхисаттва (потенциальный Будда), будучи царем небес Таватимса, решает переродиться принцем Сиддхартхой в мире людей, в царстве Шакьев, в семье царя Шуддходаны и царицы Махамайи Дэви. Белый слон в нижней части изображения символизирует предстоящее рождение, приснившееся царице Махамайе. Четыре божества (Дэвы) – Дэвы-правители, которые с трудом соглашаются с решением Бодхисаттвы, царя Дэвов.

СОН ЦАРИЦЫ МАХАМАЙИ ДЕВИ

Опубликовано ср, 01/09/2013 - 21:08 пользователем Boris

Около двух тысяч шестисот лет назад в Северной Индии у подножия Гималаев существовало множество мелких царств, и каждым из них правил его собственный царь – раджа. Одним из этих царств была земля Шакьев. Шакьи происходили из рода воинов, которым в ту пору повелевал царь Шуддходана. Царь жил в столице – в городе Капилавасту, расположенном близ границы с Непалом.

Однажды ночью царице Махамайе приснился очень странный сон. Она увидела, как в комнату вошел огромный слон, несущий цветок лотоса. Слон трижды обошел вокруг ее кровати, издавая хоботом трубные звуки. Наутро царь созвал во дворец мудрецов, чтобы они истолковали этот сон.

- О, царь! У царицы родится великий и благородный сын, - сказали они.

И царь с царицей обрадовались.

Когда ребенок вот-вот должен был появиться на свет, царица, согласно обычаям того времени, попросила у мужа позволения навестить родителей, которые жили в соседнем царстве. Царь с готовностью дал свое согласие и приказал сделать всё возможное для того, чтобы поездка была легкой и приятной.

РОЖДЕНИЕ СИДДХАРТХИ

Опубликовано ср, 01/09/2013 - 21:09 пользователем Boris

Она отправилась в путь в царском паланкине, сопровождаемая множеством нарядно одетых и блистающих драгоценностями слуг.

По дороге им предстояло пересечь лес и прекрасные сады Лумбини. Когда процессия достигла этого восхитительного места, откуда просматривались увенчанные снежными шапками вершины Гималайских гор, царице захотелось немного отдохнуть в тенистой лесной прохладе. Случилось так, что сидя под деревом сала в мирной роще Лумбини, она родила мальчика. То был день полнолуния весеннего месяца Вешакха (май). Все деревья благоухали цветами, и нежный ветерок подпевал музыке птичьих трелей и криков животных, обитавших в чудесном заповедном саду. Пчелы весело жужжали, перелетая с цветка на цветок и собирая мед. Казалось, сама природа радовалась рождению царевича.

Процессия вернулась в Капилавасту, и город с ликованием приветствовал новорожденного.

Младенец был дивно красив. Его кожа отливала золотом, волосы были черны, а глаза сияли прекрасным глубоким сине-фиолетовым цветом. Сложен он был безупречно.

Наши рекомендации