Kраткие характеристики различных типов социальных проектов.

Социальные проекты (и программы) историко-культурной направленности, осуществляющиеся в форме общественного объединения, могут вполне успешно решить целый ряд социально-культурных проблем и педагогических задач: восстановление и развитие культурно-исторической среды обитания, ценностей и традиций, воспитание молодежи на основе непосредственного контакта с историей и культурой, формирование социально и граждански активной личности, творческое освоение исторического и культурного опыта. Особое место в сфере исторической культуры занимают проекты и программы, ориентированные на проблемы и интересы конкретной этнической группы. В зависимости от идеи проекта, его аудиторию могут составить представители различных этнических групп, имеющих специфические социокультурные проблемы.

Смысл оздоровительных программ, осуществляемых на базе культурно-досуговых учреждений, заключается в том, чтобы предоставить человеку дополнительные условия для достижения физического и психического благополучия, обеспечить широкий выбор программ физкультурно-оздоровительной ориентации, сформировать навыки самостоятельного обеспечения нормальной жизнедеятельности организма.

Социально-педагогические проекты ориентированы на нравственное совершенствование личности, должны стремиться к ликвидации образовавшегося в обществе дефицита позитивных социальных отношений, распространять и утверждать этику ненасильственного и бесконфликтного решения социальных и личностных проблем.

Проблемное поле социально-психологической культуры включает в себя: социально-психологическую неадаптированность, рост межэтнической напряженности, взаимонепонимание и неприятие этнокультурных различий.

Выявление и формулировка социально-культурных проблем, а также поиск вариантов их проектного решения представляют определенную трудность, ибо требуют целого комплекса званий и соответствующей подготовки: культурология потенциал профессионального искусства и народного творчества, внеклубные формы самодеятельности, предусматривать участие в проектных мероприятиях неорганизованной самодеятельности.

В области проектирования, связанного с исторической культурой (и соответствующее направление культурной политики рассматриваемы наиболее актуальные проблемы, свидетельствующие о неблагополучии общества в отношении к собственной истории: утрата исторической преемственности духовно-нравственных идеалов, отсутствие интереса к культурному наследию, к национальным формам культурного творчества и т. д.

Проекты и программы в сфере профессиональной культуры могут быть классифицированы следующим образом и, соответственно, решать различные задачи, например, такие как: — образовательные и профориентационные, ориентированные на формирование личности, стремящейся к максимальной реализации интеллектуальных, эмоциональных и творческих возможностей в трудовой деятельности. Процесс обучения в рамках такого проекта должен по возможности дополнять и компенсировать издержки школьного образования, охватывая все сферы человеческой жизнедеятельности: труд, отдых, семью, профессию, досуг и т. д.; — социально-реабилитирующие (например, программа для пожилых людей, способствующая освоению последними какой-либо новой для них профессий); — профессионально-адаптирующие (профессиональные клубы, создающие условия для наиболее полного самовыражения личности специалиста, реализации творческого потенциала человека в рамках основной профессии, формирования профессиональной этики); — профессионально-компенсирующие (в этом случае программа выступает в качестве средства решения проблем, вызванных отсутствием условий для самореализации в рамках основного вида деятельности).

Понятие социального проектирования, его объект и субъект.

Термин "проектирование" происходит от лат. "projectus" - брошенный вперед; это -процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния.Это специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретическии практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений Проектирование - составная часть управления,которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса.Проектирование означает определение версий или вариантов развития или изменениямого или иного явления. Чтобы точно и однозначно осмыслить суть проектирования,необходимо соотнести его с понятиями, которые являются близкими по смыслу и значению. Такими понятиями являются следующие: планирование, проекция,предвосхищение, предвидение, прогнозирование, конструирование, моделирование.Все эти понятия нами будут рассмотрены. Начнём с уточнения содержания этих понятий:- Планирование - научно и практически обоснованное определение целей, выявление задач, сроков, темпов и пропорций в развитии того или иного явления и его реализации и претворения в интересах общества.

Предвидение - в узком смысле - предсказание, в более широком -предпочтительное знание о событиях или явлениях, которые существуют, но незафиксированы в наличном опыте.Предвидение может быть простым предвосхищением, предугадыванием, основанным набиологических и психофизиологических способностях (начальная ступень), исобственно предвидением (высшая ступень) - человеческим представлением обудущей судьбе самого себя, своих качеств, своего окружения и ближайшейконтактной микросреды. Научное предвидение основывается на выявлениизакономерностей развития явления или события, когда известны причины егозарождения, формы функционирования и ход развития.- Прогнозирование - есть форма предвидения, выражающаяся в целеполагании,программирования и управлении планируемым процессом явления на основевыявленных параметров его возникновения, существования, устойчивых форм итенденций развития.

Мы остановимся на социальном проектировании.

Социальное проектирование- это процесс создания прототипа, прообраза социальныхобъектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В отличие отпроектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективныйфактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться.Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования. При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры,т.е. необходимо помнить, что:-социальный объект - противоречив;- у социального объекта существует многовекторность развития (несколько путейразвития);- невозможно описать социальный объект конечным числом терминов любой социальнойтеории (принципиальная неформализуемость);- на социальный объект влияет много объективных факторов;- существует множество субъективных факторов, влияющих на социальный объект,например, исследователь может по-разному оценить зрелость развития социальногообъекта и т.п.Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза,разработать научно обоснованный план социального развития.Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей,так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательныйанализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач. Процесссоциального проектирования также называют "социальным конструированием".

Субъект и объект социального проектирования

Субъектом социального проектирования (т.е. тем, кто осуществляет проектирование)являются различные носители управленческой деятельности, - как отдельныеличности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. п.,ставящие своей целью ор-ганизованное, целенаправленное преобразование социальнойдействительности. Необходимая черта субъекта проектирования - его социальнаяактивность, непосредственное участие в процессе проектирования.Объектом социального проектирования (т.е. где или на ком осуществляется процесспроектирования) называют системы, процессы организации социальных связей,взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиямсубъектов проектирова-ния и выступающие основанием для этого воздействия. Этомогут быть объекты самой различной природы:

1) человек как общественный индивид и субъект исторического процесса исоциальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями,установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;

2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовыеколлективы, регионы, социальные группы и т. п.);

3) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические,управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т.п.);

Анализ объекта и субъекта проектирования позволяет создать "информационныймассив", который является главным источником социального проектирования.Информационный массив - это система определенных на научной основе параметров,факторов, комплексно характеризующих объект проектирования. Среди множестваисточников создания "информационного массива" - материалы социологическихисследований, интервьюирование, анализ периодической печати, статистическиеданные и т. п.

Основная цель социального проектирования как специфической управленческой деятельности - создание с помощью информационного массива социальных проектов.Социальный проект как источник информации представляет собой связанные определенной зависимостью сознательно разработанные научно обоснованныехарактеристики, дающих конкретные знания о будущем желаемом состоянии социальной системы или процесса. Нужно отметить, что социальный проектпредставляет собой предписывающую модель. В проекте отражено будущее желаемое состояние системы, которое возникает при определенных действиях людей, наличииопределенных финансовых, трудовых, материальных, топливно-энергетических идругих ресурсов, в том числе интеллектуальных, познавательных, эвристических,ценностных.

Социальный проект должен содержать систему общих параметров проектируемогообъекта, характеризующих его целостность, а также систему параметровсоставляющих его подсистем, блоков, элементов, их связей.Всем научно разработанным социальным проектам присущи следующие черты:

1) наличие таких характеристик, которые у проектируемого объекта без четкогопроекта не возникают;

2) наличие параметров, способных обеспечить реализацию социального заказа;

3) наличие характеристик, поддающихся внедрению в течение определенногопромежутка времени.

Проект будущих возможных состояний социальных систем, процессов и явлений долженсоответствовать следующим условиям его разработки:

· он должен быть создан на научной основе,

· не противоречить нравственным нормам,

· выражать общепринятые социальные ценности,

· выражать социальный заказ,

· быть эффективным с точки зрения реализации,

· не содержать противоречий,

· должен быть предназначен для реализации.

Социальный проект устанавливает параметры, основные характеристики развитиясоциальных систем на ограниченный, четко определенный отрезок времени. Однакомало определить стратегически важные цели, направление развития, важно уметьвыразить их в определенных показателях.Основной конечной стратегической целью социального проекта является созданиеоптимальной общности организации коллективных отношений с учетом объективныхусловий и жизнедеятельности различных социальных групп.К средствам осуществления социального проектирования относятся те (в том числетехнические, математические и логические), при помощи которых получается,анализируется и перерабатывается информация о состоянии систем и процессов,тенденциях их развития, возникновения и развития проблемной ситуации,потребностях субъектов, средств, при помощи которых ведется непосредственноепроектирование, создаются словесные описания, таблицы, чертежи, бланки, схемы,сети взаимодействий, макеты, коды, символы, алгоритмы, блок-таблицы, матрицы идругие носители, осуществляется управление процессом проектной деятельности.

2. Методики социального проектирования

Социальное проектирование использует специальные методики.

Методики - этоспособы достижения цели; построение социального проекта - это определеннымспособом упорядоченная деятельность субъекта проектирования. Среди методикпроектирования следует выделить следующие: методику матрицы идей, методикувживания в роль, метод аналогии, метод ассоциации, методику мозгового штурма,методику синектики.

Методика матрицы идей - это когда на основе нескольких независимых переменныхсоставляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проектазависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, впределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных,трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты из этих переменных, можноопределить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях.Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченных возможностях.

Методика вживания в роль помогает получить более точное представление о том, чтонужно сделать в процессе проектирования. Это не просто заглядывание в будущее,а стремление глубже понять, как будет реализован проект. Сегодня любая проблематребует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когдапроектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.

Метод аналогии является общенаучным и логическим методом, с помощью которого наоснове подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках илиотношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств,признаков иди отношений у явления, которое выступает объектом проектирования.Утверждение (прогноз и проектирование) по аналогии является более достоверным,если принимаются в расчет следующие обстоятельства:- чем больше известно общих признаков (Рг, Р2,..., P3) у сравниваемых предметов,тем выше степень вероятности вывода по аналогии;- чем существеннее найденные общие признаки у сравниваемых предметов, тем вышестепень вероятности;- чем глубже познана взаимная закономерная связь сравниваемых предметов, темвыше степень, вероятности;- если предмет, в отношении которого мы осуществляем прогнозирование поаналогии, обладает каким-нибудь свойством, не совместимым с тем свойством,которое прогнозируется, то общее сходство не имеет никакого значения.

Методика мозгового штурма - связь с генерацией идей, с их равноправнойконкуренцией, с возможностью сопоставления. Он осуществляется посредствомкоммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты,осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений.

Методика синектики. Согласно данной методике несколько предложенных идейрассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаютсяопределенная взаимосвязь и взаимозависимость.

Социальное проектирование - это деятельность, которая представляет собойсоциальную технологию. Социальная технология - это упорядоченная во времени ипространстве последовательность процессов социальнойдеятельности, совокупность навыков, методов,приемов, направленных на достижение определеннойцели, реализацию социального заказа.Посредством технологии абстрактные положениянауки переводятся на конкретный язык указаний,решений, распоряжений, нормативов, направляющих социальную активность людей наэф-фективное выполнение необходимых действий.

3. Этапы проектирования - система приемов, методов, правил, процедур, операцийпо созданию социального проекта. Наиболее общепринятой является следующая схемасоциального про-ектирования: уяснение проблемы (проблемная ситуация) -социальный заказ - социальный паспорт - цели проекта - задачи проекта -изыскательский прогноз - нормативный прогноз - верификация и корректировка -модель - конструкт - проект.

1. Уяснение проблемы.

Предметная проблемная ситуация (организационная,социальная) - некое социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития.

2. Социальный заказ.

Заказ выступает в качестве определенной социальнойустановки на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей людей, разрешений противоречий, поиска компромисса.Социальный заказ формируется на осознании необходимости решения возникшей социальной проблемы, без чего невозможно дальнейшее эффективное функционированиеи развитие общности, успешное продвижение вперед.

3. Паспортизация объекта - получение точных данных о системе, процессе илиявлениях, описание их состояний, функционирования и развития.

Паспорт - это сводный документ, в котором отображаются количественные и качественныепараметры системы, влияющие на функционирование и развитие, производится анализ структуры элементов. В социальном паспорте должны содержаться основные сведения об изменениях социальной структуры, условий, охраны и оплаты труда, жилищных икультурно-бытовых условий и т. п.

Этапы создания паспорта социальной структуры(общий эскиз):

а) определение характеристик и параметров, влияющих на нормальноефункционирование и развитие системы, их классификация и дифференциация;

6) разработка форм паспорта (внесение показателей, которые будут изменяться подвоздействием управляющей подсистемы);

в) заполнение форм паспорта, получение необходимых данных: работа с документами,анкетирование, интервьюирование и т. п.

4. Цели.

Цель является поводом для начала любой человеческой деятельности.Истинное понимание субъектами цели - залог успеха. Процесс построения целисоответствует в мышлении процессу практической деятельности. Целеполагание включает в себя три основных звена:

а) отображение потребности (мотив);

б) отображение путей и способов ее удовлетворения (планирование,программирование действий);

в) отображение конечных результатов, последствий (прямых и побочных, желаемых ине желаемых).

В каждой из установленных целей нужно выделить самый важный результат; указатьсроки предполагаемого достижения цели; определить затраты на достижение цели иотдельно на материалы и оборудование; установить контрольные критерии, которыемогут свидетельствовать о том, что цель достигнута, обеспечить уверенность втом, что деятельность, направленная на достижение цели, контролируется тем, ктоэти цели установил.

Формулировать цель можно различными: способами, в том числе и графически.

"Дерево целей" - это связанный ориентировочный график, выражающийся отношениями между различными целями, их оценками, этапами и проблемами их достижения.Построение "дерева целей" требует детального изучения социального заказа,проблемной ситуации, объектов проектирования, внешних условий,материально-технических, финансовых, трудовых, энергетических и других ресурсов,систем ограничений и т. п.

Важно уже на стадии определения целей предусмотреть все противоречия между нимии избежать дальнейших конфликтов, т. е. уже на этом этапе проектированиянеобходимо установить при-чины несовместимости целей, наметить пути ихустранения.Перед каждой системой выдвигаются сразу несколько целей. Одну из них важноконструировать в качестве главной, обобщающей, на достижение которой инаправлено функционирование всей системы.

5. Задачи

После определения целей, опираясь на них, важно установить главные задачи, стоящие перед социальной системой. Что такое задачи нам уже известно -это этапы достижения целей.Задачи проектирования формируются на основе тщательного изучения состояния системы, ее материальных, трудовых, финансовых ресурсов, норм и нормативов,удовлетворения определенных социальных потребностей.

6. Прогнозирование - один из важнейших этапов проектной деятельности.

Прогнозирование в широком смысле - предвидение, вообще получение любой информации о будущем. В узком смысле - специальное научное исследование,предметом которого выступают перспективы развития явлений.Социальное прогнозирование - это предвидение тенденций и перспектив возможногоразвития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов (трудовых коллективов, регионов, процессов миграции населения, деторождения и т. п.).Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе.Главная задача прогнозирования - научная разработка прогнозов. Прогноз - это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объектов в будущем или об альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогноз описывает будущее состояние системы. Прогноз как познавательная модель носит описательныйхарактер

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 'ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ'
 
1. Экономические циклы: сущность, причины и типы. Фазы экономического цикла и их характеристика. Особенности современного мирового финансового кризиса. 2. Классификация концепций маркетинга: производственная, сбытовая, товарная, концепция управления. Реализация концепции маркетинга. Практическое задание.3. Финансовые правоотношения, их особенности и виды.4. Экономический рост и его измерение. Факторы экономического роста.5. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента. Практическое задание.6. Правовое регулирование защиты коммерческой и служебной тайны.7. Тенденция возникновения современного мирового финансового кризиса. 8. Классификация и реализация функций маркетинга: аналитической, производственной, распределительно-сбытовой, управленческой. Практическое задание.9. Особенности и содержание внешнеторгового договора (контракта).10. Возможные последствия современного мирового финансового кризиса на реальный сектор российской экономики.11. Понятие и сущность менеджмента. Практическое задание.12. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях.13. Теория поведения потребителя: кардиналистский анализ; ее значение в экономической теории.14. Стадии процесса маркетинга: исследование рынка; прогнозирование, целеполагание и оценка; организация маркетинга; контроль маркетинга. Практическое задание.15. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации.16. Меры, принимаемые российским государством по борьбе с финансовым кризисом.17. Сущность и классификация функций управления. Практическое задание.18. Наследство. Наследование по закону и по завещанию.19. Меры, принимаемые европейскими государствами по борьбе с финансовым кризисом.20. Финансирование как инструмент маркетинга. Практическое задание21. Базисные условия международной купли-продажи товаров. 22. Влияние современного финансового кризиса на российский рынок труда.23. Особенности логистического подхода в менеджменте. Функции и понятия логистики. Практическое задание. 24. Производство в арбитражном суде первой инстанции. Исковое производство.25. Влияние современного финансового кризиса на инновационное развитие России.26. Маркетинг: цели, задачи и содержание деятельности предприятия на рынке. Организация маркетинга на российских предприятиях. Практическое задание27. Арбитраж как институт решения экономических споров.28. Безработица как специфическая форма проявления макроэкономической нестабильности. Концепция естественного уровня безработицы.29. Функции стратегического менеджмента. Процесс разработки стратегического плана. Характеристика его этапов. Практическое задание30. Понятие преступлений в сфере экономической деятельности, их виды и общая характеристика.31. Инфляция и антиинфляционная политика государства в рыночной экономике.32. Цели, задачи, методология стратегического и оперативного маркетинга. Практическое задание 33. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов.34. Социальная политика российского государства в условиях современного финансового кризиса.35. Содержание контроля как функции менеджмента. Задачи, основные виды и этапы контроля. Практическое задание36. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.37. Развитие национальной конкурентоспособности в условиях мирового финансового кризиса.38. Основные направления и этапы маркетинговых исследований. Практическое задание39. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.40. Типология предприятий: по виду, характеру деятельности, размерам, формам собственности, организационно-правовым формам.41. Социальная и этическая ответственность современного менеджмента. Практическое задание42. Понятие и виды административных наказаний. Правила их наложения.43. Сущность монопсонии, естественной монополии, открытой и закрытой монополии.44. Логистика распределения (сбыта) товаров и услуг; её взаимосвязи с маркетингом. Практическая задача.45. Характеристика основных видов административно-правовых методов управления на предприятии.46. Фирма как совершенный конкурент. Условия равновесия фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.47. Социально-экономические условия функционирования менеджмента. Практическое задание48. Понятие и виды государственной службы. Административно-правовой статус государственных служащих.49. Роль Центрального банка в двухзвенной банковской системе. Инструменты кредитно-денежной политики ЦБ.50. Определение комплекса маркетинга и его основных составляющих. Практическая задача.51. Рабочее время и его виды. Режим рабочего времени и его учёт на предприятии.52. Макроэкономическая нестабильность: цикличность равновесия рыночной экономики. Теория экономических циклов. 53. Необходимость стратегического управления, его роль в современных условиях для организаций России. Практическое задание54. Охрана труда: понятие, требования, организация охраны труда на предприятии.55. Теория и практика монетаризма. «Монетарное правило».56. Товар и товарная политика в маркетинге. Практическое задание.57. Особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями.58. Содержание категории «собственность» и ее формы. Экономические и юридические аспекты собственности.59. Понятие миссии организации. Назначение и роль миссии в стратегическом управлении. Практическое задание.60. Понятие и характеристика трудового договора. Порядок заключения.61. Проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей.62. Виды и методы проведения маркетинговых исследований. Практическая задача.63. Общая характеристика субъектов трудового права. Основные права и обязанности работодателя.64. Операции на фондовом рынке. Фондовые индексы.65. Понятие коллектива. Этапы его формирования. Социально-психологические характеристики коллектива. Практическая задача.66. Налоговые правоотношения. Права и обязанности налогоплательщиков.67. Понятие эластичности. Коэффициент эластичности. Значение категории эластичности в теории и на практике.68. Использование SWOT – анализа деятельности предприятия для определения возможностей его развития. Практическое задание.69. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). Система процедур банкротства.70. Методы государственного регулирования инновационных процессов, разработка государственной инновационной политики.71. Аттестация персонала. Цели, типы, методы. Практическая задача.72. Порядок и основные этапы создания субъектов предпринимательского права.73. Полезность. Общая и предельная полезность блага. Закон убывающей предельной полезности блага. Законы Госсена.74. Понятие организационной культуры и ее элементы. Основные типы организационных культур. Практическое задание.75. Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда.76. Издержки предприятия и их виды: постоянные, переменные, общие, средние и предельные. Графическое изображение динамики различных видов издержек.77. Организационные структуры управления маркетингом. Практическое задание.78. Понятие и система способов защиты гражданских прав. Порядок предъявления иска.79. Капитал предприятия: понятие, структура, источники формирования.80. Инновационный менеджмент как научная дисциплина, ее предмет и место в системе научных знаний, классификация инноваций. Практическое задание.81. Понятие и значение договора в экономической деятельности предприятия. Условия заключения.82. Венчурный бизнес.83. Ценовая и неценовая конкуренция в маркетинге. Практическое задание.84. Гражданско-правовое регулирование отношений, связанных с интеллектуальной деятельностью и индивидуализацией товаров и их производителей.85. Прибыль и её виды. Условия максимизации прибыли. Рентабельность.86. Природа и причины конфликтов. Типы конфликтов. Практическое задание.87. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации.88. Системы оплаты труда на предприятии.89. Поведение потребителей, принципы и методы его изучения. Практическое задание.90. Понятие и значение договора в экономической деятельности предприятия. Условия заключения.91. Закономерности кризисных явлений в экономике. Экономические циклы.92. Информация в менеджменте и ее виды. Практическое задание.93. Общая характеристика основных теорий происхождения государства и права.94. Особенности поведения олигополистической фирмы. Модели олигополии.95. Условия заключения сделок на основе маркетинга. Практическое задание.96. Понятие и признаки государства и права. Предназначение государства и права в современных условиях.97. Социальная политика государства: необходимость и пределы государственного вмешательства. 98. Командообразование. Этапы и методы формирования команд. Практическое задание.99. Коммерческая организация как субъект гражданских правоотношений. Способы и порядок создания, основные организационно-правовые формы.100. Социально- экономическая сущность и функции финансов. Финансовая система государства и ее структура.101. Имидж и фирменный стиль, их роль в повышении конкурентоспособности предприятия. Практическое задание.102. Нормы права: понятие, признаки, структура. Условия эффективности действия норм права.103. Теория игр при анализе олигополистического поведения.104. Прямые и косвенные методы воздействия на персонал с целью совершенствования дисциплины труда. Практическое задание.105. Право собственности как основа предпринимательской деятельности. Содержание, основания возникновения

Наши рекомендации