Деятельностно-практические основания (праксеология) интеллигенции.

Деятельностный «праксис» интеллигенции охватывает различные сферы духовно-материальной жизни общества. Исходным для решения основных общественных задач интеллигенции полагает в социальном действии. Оно предполагает активное участие интеллигенции и других социальных групп во всех областях общественной жизнедеятельности, в организации социокультурных мероприятий, формировании социальной событийности в обществе, становлении его нового культурно-интеллектуального облика. Конкретно-практическое направленность социальных действий - систематическая социодиагностика социальных проблем, их позитивная осмысление и разработка различных вариантов и сценариев развития социодуховных процессов в обществе.

Телеологическое действие.Цель деятельностного праксиса интеллигенции в обществе – инициация граждан к самовыражению, проявлению социально-гражданской активности, институализация интеллигенции в качестве социального лидера в обществе. Причем, по полному регламенту лидирующей социокультурной группы, соотвествующей параметрам класса: с четкой фиксацией характера социальной ответственности, принимаемых социальных обязательств, основных направлений и задач деятельности, методов, способов и форм социокультурных действий. Конкретно-практическая направленность социально-телеологических действий - осуществление общественного контроля, анализа и социальной экспертизы деятельности властей, партий и движений, стратегическое прогнозирование социально-экономического развития регионов и разработка тактических вариантов практической реализации целевых программ.

Информационно-когнитивное действиепредставляет непосредственную образовательно-просветительную, информационную и коммуникативную деятельность интеллигенции. Внешне информационное поле велико, но это лишь мимикрия под информацию: она отражает не более как хаотический контекст жизни всего общества. Часто отсутствует объективный социоанализ событий и ситуаций, процессов и явлений, общественное мнение представлено не объективно, а зачастую превратно, явная ангажированность сообщений и коммуникаций дискредитирует саму идею открытости и достоверности информации. Поставщиками качественной информации должны стать независимые информационно аналитические службы и культурно-информационные центры тех или иных социокультурных групп интеллигенции и примыкающих к ней социокультурных образований.

Социально-психологическое воздействие. Оно более всего связанно с изучением и формированием общественного мнения. Через этот тип праксеологического воздействия интеллигенция обращается к массовому сознанию, его ситуативным предпочтениям и увлечениям для установления непосредственного коммуникативного контакта. С тем, чтобы через социальное чувства людей, психологическую структуру личности человека помочь ему выйти на духовно-ценностные ориентиры жизни, обрести мощные духовно-нравственные императивы социального поведения.

Культурогенное действие. Оно связано с непосредственным формированием духовно-ценностного мировоззрения людей на основе соответствующей социокультурной деятельности. Здесь на первом плане стоит самоопределение и самоорганизация интеллигенции и всего общества, остановка деградантных процессов в социальной среде (прежде всего связанных с «обвалом» науки и образования), деятельность по культурно-профессиональному росту и саморазвитию нации, активное привлечение к сотрудничеству с интеллигенцией различных общественных групп и организаций.

Политология интеллигенции. Политика понимается интеллигенцией в культуроло-гическом плане, то есть мыслится в категориях социальной культуры, как социальная ценность управления обществом, регионом, отдельным предприятием. Другими словами, как узаконненое «право править», возможность проявить консолидированную социальную волю, выразить интересы всего общества или социально-территориального образования.

Речь, как видно, идет ополитической культуре, культуре властно-волевых отношений. Не о власти над другими, а о способности утвердить социокультурные ценности, развивать духовный потенциал, поднимать общественную мораль. Если власть это делать не может - она аморальна, бездуховна, существует только для себя и ее необходимо побудить добровольно сложить полномочия под огнем общественной критики и гражданского неприятия.

Из такого понимания исходят политические действия интеллигенции. Это адекватное выражение социальной воли всего общества, активное содействие в проведении этой воли в практической жизнедеятельности.

Политическая цель - социокультурное и социополитическое самоопределениеобщества. В таком самоопределении должно быть ясно представлены ценностные устремления всех региональных образований о социодуховном комфорте, материальном благополучии и перспективах украинской нации.

Политическая задача - помочь различным социокультурным группам и управленческим структурам консолидировано представить национальные ценностив качестве доминантных.

Специфика политических действий потребует и проведения и соответствующих акций поддержки и выдвижения в общереспубликанские и региональные властно-управленческие структуры тех руководителей, которые в наибольшей степени способны действовать в направлении, выражающим баланс интересов различных социально-политических сил и движений.

Политическая идеология этих сил едина - национальный патриотизм,социально-партнерские отношения регионов с политическим центром страны, твердое отстаивание своих национальных интересов в мире. Во внутриполитическом - это политика социальной солидарности различных этнотерриториальных образований на основе корпоративной культуры регионов и принципа унитарности государства.

Реализационные действия лидеров. Главный смысл и предназначение социокультурной реализации наиболее активных представителей интеллигенции - проявление личной инициативы, гражданская инициатива людей для практических действий по социокультурной трансформации общества, реинтеграции промышленного комплекса на принципах многоукладной экономики, по духовно-нравственному Возрождению общества в процессе происходящей Реформации.

В этом деле свое первое слово должны сказать хозяйственные лидеры, обладающие значительным управленческим ресурсом. Реализация хозяйственно-управленческого ресурса Украины имеет первостепенное значение. Они наиболее быстро проводимы в действие и дают немедленный экономический результат. Из числа лучших хозяйственных руководителей должен быть сформирован общереспубликанский управленческий орган: постоянно-действующий научно-промышленный совет, имеющий независимый статус от властей, но действующий с ними скоординировано.

Особая роль принадлежит социальным лидераминтеллигенции,которые призваны пробуждать общественную активность и инициативу, обеспечивать позитивную социализацию молодежи, снимать противодействия между стратифицированными группами, предупреждать конфликтогению между управленцами, рабочими и ИТР.

Интеллектуальное лидерствореализуется на духовно-мировоззренческой и идеологической основе. Это эксплерентная разработка новых социодуховных технологий, систем правового и нравственного воспитания личности, развитие творческих способностей людей.

Коммуникативные лидеры обеспечивают разработку инновационной информации и информационных технологий, создают сеть каналов их прохождения и подкрепления. Но сами коммуникации -лишь один из основных каналов для осуществления интеллектуального лидерства.

Мировоззренческое лидерство является, пожалуй, самым сложным и труднореализуемым. Оно напрямую выходит на развитие духовно-ценностных аспектов общественной жизнедеятельности. В функциональном плане мировоззренческие лидеры призваны развить различные социальные «классы ценностей», а затем в определенной последовательности поднять их духовно-иерархическую значимость. В свою очередь, они объективно определяют и мировоззренческий «класс лидера». «Классный лидер» выражает, личностно воплощает и добивается социальной реализации этих ценностей.

Функциональное мировоззренческое лидерство представителей интеллигенции реализуется в 4-х основных классах ценностных лидеров:

- организационные лидеры интеллигенции, призванные реализовать ценности иерархического класса авторитетов, признания, социальной поддержки и защиты, социальной безопасности;

-профессиональные лидерыинтеллигенции: они совершают реализационные действия по социально-профессиональной идентификации и сближения ценностных ориентацией, обеспечивают «класс успеха» в достижении профессиональных целей и реализации деловых ценностей;

- когнитивные лидеры, которые реализуют ценности иерархического класса мышления, понимания, интеллектуального развития, социальных решений и познавательных действий;

- лидеры-новаторы:они - иновационные, творческие лидеры, развивающие иерархический класс ценностей культурогенного стиля деятельности: это духовные, моральные императивы, глорические аспекты «ценностного подвижничества», творческая реализация способностей и талантов человека.

Организационные принципы деятельности интеллигенции.Основной организационный принцип деятельности интеллигенции – самоуправление и самоорганизация в силу самого духовно-творческого характера профессиональной деятельности ее представителей, глубоко индивидуального подхода в решении творческих проблем и задач. В основу организационной работы также ложится скоординированность совместных социокультурных усилий – принцип координации и профессиональная функционализация по сферам творческой деятельности представителя интеллигенции - принцип функционализации.

Особую роль в жизнедеятельности интеллигенции играют тематические собрания. По форме - это методологические, научно-практические семинары. На них действуетпринцип позитивности и только один запрет - на критику авторских концепций. Одновременно к авторским докладам и вступлениям допускается только лица, которые имеют научно и практически обоснованные концепции и тезисы, а при их отсутствии - сообщения снимаются /принцип референтности/.

Интеллигенция может организовано действовать и как корпоративная организация, которая защищает не только общественные, но и собственные корпоративные интересы. Для нее свойственен дух солидарности и защиты коллективных интересов на основе «социального баланса» сил различных социокультурных групп интеллигенции. Это корпоративный дух открытого социокультурного объединения, осознающего свои особые интересы как класса и заключающиеся в сохранении, сбережении и развитии духовной культуры для всего общества. Интеллигенция есть хранитель и прогрессор духовного наследия общества. Как корпорация, она должна предусмотреть все меры от посягательств на ценности культуры и на себя как на ее социоинтеллектуальный носитель. В прошлые времена она смогла это сделать только на эзотерическом уровне, потеряв при этом многих своих лучших представителей.

Сейчас передачу ценностей культуры и человеческого духа можно осуществить на информационном и коммуникативном уровнях, когда интеллигенция способна организационно выделить себя в независимую социально-активную корпорацию, духовную и интеллектуальную элиту общества, социокультурный класс.

«Принцип корпоративности» (интравертивность) сочетается с «принципом секторности» (экстравертивность), то есть работы различных творческих групп интеллигенции по добровольно выбранным секторам социокультурной деятельности: менеджмент, связи с общественностью, преподавание и просвещение, наука, политика, религия, философия, право и так далее.

Перспективы и успех деятельности интеллигенции зависит от ее способности выполнять свое основное предназначение, реализовать стоящие перед ней стратегические цели и задачи. Она не должна нести несвойственные ей функции, ей нужно удержаться от соблазна борьбы за власть. Завоевав авторитет, она должна направить всю свою силу и влияние на поддержку тех партий, политических организаций и общественных движений, которые отстаивают духовность, культуру, отдают приоритет в социальном развитии общества, знанию, интеллекту, образованию, науке.

Социальная экология, экология духа - предмет перспективной деятельности интеллигенции. Важность этих проблем такова, что если их не начать решать в самом ближайшем будущем то, например, население Украины начнет катастрофически сокращаться, и процесс «уже пошел». Экономически решить эту проблему невозможно, а только путем общественных действий «от национальной культуры», от специфики украинской ментальности.

Миссия интеллигенции - установить силу и власть разума, интеллекта. Украина, отказавшись от ядерного оружия, должна найти адекватную и более мощную ему замену. Причем раньше, чем на этот путь станут другие общества. В качестве первого практического шага это означает развитие «эбилитивного производства», т.е. общественного производства человеческих способностей, а духовно-творческих способностей в первую очередь.

Это проявит духовное богатство нашего народа во всем его культурном многообразии, что и составит основу материального богатства и благополучия нации.

Тема 8.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Вопросы:

1. Социально-философские предпосылки становления информационного общества.

2. Информационно-производственный базис современного «постиндустриального» общества.

3. Человек как информационно - производительная сила.

4. Основные виды информационных укладов.

5. Стиль жизнедеятельности в информационных укладах.

Наши рекомендации