Перечень практических навыков, необходимых для демонстрации
1. Составьте схему классификации параметрических критериев и их непараметрических аналогов, используемых в статистической обработке данных, с учетом характера интересующего признака (количественного, порядкового или качественного) и типа распределения (нормального или какого-либо другого). Сформулируйте ответы на вопросы в карточке №1 (ОК-15, ПК-26).
Карточка №1
Задание 1
Вопрос: Укажите, какой критерий необходимо использовать для сравнения двух зависимых переменных при условии нормального распределения количественного признака?
Задание 2
Вопрос: Укажите, какой критерий необходимо использовать для сравнения двух независимых переменных при условии ненормального распределения количественного признака?
Задание 3
Вопрос: Укажите, какой критерий необходимо использовать для сравнения трех зависимых переменных при условии ненормального распределения количественного признака?
Задание 4
Вопрос: Укажите, какой критерий необходимо использовать для оценки степени связи между двумя признаками при наличии двух условий: 1) значения обоих анализируемых признаков распределены нормально; 2) связь между признаками является линейной?
2. Опишите методику определения частоты дыхательных движений грудной клетки и частоты сердечных сокращений в покое. Сопоставьте нормативные величины этих параметров, характерные для здоровых лиц, с таковыми у пациентов с различной степенью тяжести обострения бронхиальной астмы (ОПК-10, ПК-14, ПК-20, ПК-25).
3. Опишите методику оценки функционального состояния кардиореспираторной системы с применением проб с задержкой дыхания на вдохе (проба В.А. Штанге) и на выдохе (проба Генчи). Сопоставьте продолжительность задержки дыхания на вдохе и выдохе у лиц с отклонениями в состоянии кардиореспираторной системы и здоровых людей (ПК-14, ПК-25).
4. Опишите методику перкуссионного исследования состояния мочевыделительной системы человека по методу Г.И. Пастернацкого. Обоснуйте клиническое значение положительного симптома Г.И. Пастернацкого (ПК-14, ПК-20, ПК-25).
5. Охарактеризуйте основные типы телосложения. Проследите связь типов телосложения с заболеваниями. Рассчитайте нормальную массу тела человека с учетом типа его телосложения по формуле П. Брока при росте человека: до 165 см, от 166 до 175 см, выше 175 см (ПК-14, ПК-20, ПК-25).
6. Определите, можно ли заниматься в зале легкой атлетики с лицами с отклонениями в состоянии здоровья, если при проведении санитарно-гигиенического обследования микроклимата крытого спортивного сооружения было установлено, что температура воздуха составляет 21º, относительная влажность воздуха – 65%, скорость движения воздуха – 0,4 м/с? Если нет, то необходимо обосновать (ОПК-5, ОПК-6, ОПК-11).
7. Суточные энерготраты спортсмена-инвалида составляют 3430 ккал. Исходя из формулы сбалансированного питания, в суточном пищевом рационе такого спортсмена, белки должны составлять 15%, жиры - 25%, углеводы – 60%. Рассчитайте: 1) общую суточную потребность в пищевых веществах в ккал; 2) по отдельности белки и жиры, учитывая их правильное соотношение по животному и растительному происхождению, а углеводы – по усвояемости; 3) вес пищевых веществ в граммах, используя индивидуальный калорический коэффициент (ОПК-5, ОПК-6).
8. Ознакомьтесь с информацией, изложенной в карточке №2, и определите, каковы стратегия и тактика коррекции развития ребенка с отклонениями в развитии?
Карточка №2
Вася Л., 13 лет. Ученик 6-го класса. Обратились мама и классный руководитель. Ребенок родился в срок, рос и развивался соответственно возрасту. В школу пошел с 7-ми лет и учился на «4» и «5». В течение последних двух месяцев после перенесенного ОРЗ резко ухудшилась успеваемость по всем предметам. Дома готовится к урокам, но стал обращаться к родителям за помощью при выполнении элементарных арифметических действий, иногда забывает начертание букв, не запоминает только что выученный материал. На уроках сонлив, часто жалуется на головную боль. При патопсихологическом обследовании отмечаются затрудненные врабатываемость, гипостеническая истощаемость. Резкое сужение объема внимания. Механическое запоминание затруднено, отсроченное воспроизведение одного слова из десяти. Нарушена функция зрительного синтеза, а в результате этого —• навыки чтения и письма. Вася не осознает происходящие с ним изменения и относится к ним с безразличием или смехом. Нарушена целенаправленность деятельности, при сохранности стереотипных действий: сам ест, одевается, но может положить в портфель не те учебники, а иногда и посторонние вещи. (ОПК-4, ПК-4, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-14, ПК-23).
9. Ознакомьтесь с информацией, изложенной в карточке №3, и определите: 1) какой тип нарушенного психического развития отмечается в данном случае? 2) возможно ли обучение в нормальной школе? 3) к какому специалисту следует направить ребенка?
Карточка №3
Костя Б., 7 лет, находится на обследовании с целью определения школьной готовности. Со слов мамы известно, что ребенок родился в срок, отставал в раннем развитии: голову держал в 4 месяца, сидеть научился к 9 месяцам, ходить – в 1 год 5 месяцев. Отдельные слова появились к 2 годам, фразовая речь – к 4 годам. В д/с программу не осваивал. К настоящему моменту ребенок знает отдельные буквы, может назвать цифры от 1 до 10. При патопсихологическом обследовании ребенок с трудом вступает в контакт, не интересуется заданиями и игрушками. Объем внимания недостаточен. Работоспособность равномерно низкая. Темп сенсомоторики медленный. Доступны простые обобщения: «еда», «посуда», более сложные – невозможны. Запас знаний недостаточен. Испытуемый не знает имени и профессии родителей, своего домашнего адреса. Рисунок человека на уровне «головонога». Счет недоступен. Реакция на оказание помощи, поощрение отсутствует. Критичность к достижениям неразвита, самооценка не сформирована. (ОПК-4, ПК-4, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-14, ПК-23).
10. Ознакомьтесь с информацией, изложенной в карточке №4. Определите тип психопатических черт в структуре характера и предложите психокоррекционые приемы работы.
Карточка №4
Больной А., 18 лет. Находится в наркологическом отделении на лечении по поводу хронического алкоголизма. Больной жалоб не предъявляет. Во время обследования к контакту не стремится, хочет скрыть имеющиеся проблемы. Контрольные шкалы MMPI и ПДО свидетельствуют о диссимуляции. В MMPI пики профиля на 8-й и 5-й шкалах, что свидетельствует о внутренней напряженности, раздражительности, сосредоточенности на своих переживаниях. Характерологические особенности: больной импульсивен, с плохо прогнозируемым поведением. Выражена реакция эмансипации. Попытки вторжения во внутренний мир вызывают агрессивную реакцию или общение на формальном уровне. По ПДО выражена психологическая тенденция к алкоголизации. В межличностных отношениях прослеживается тенденция к независимости. Коэффициент групповой адаптации в пределах низкой N (по тесту Розенцвейга). Реакции на фрустирующие ситуации интрапунктивные, что отражается и в высказываниях: «Надеюсь на себя», «Если все против, я останусь при своем мнении». Исследование познавательной сферы существенных отклонений не выявило (ОПК-4, ОПК-9, ПК-4, ПК-8, ПК-9, ПК-14, ПК-23).
11. Ознакомьтесь с информацией, изложенной в карточке №5. Установите форму задержки психического развития у ребенка и определите основные направления психолого-педагогической коррекционной работы над проблемой.
Карточка №5
Костя А., 7 лет, ученик 1 класса. Мальчик невысокого роста, инфантильного телосложения. Направлен к психологу учительницей, которая жалуется на то, что ученик постоянно играет на уроках, отвлекается. Это привело к неуспеваемости уже в первом полугодии обучения. Мальчик делает только то, что ему интересно, что преподносится в занимательной форме. В ходе психологического обследования у Кости установлен невысокий, но нормальный для его возраста уровень умственного развития. Отмечена относительная сформированность психических процессов, но замедленный темп их становления. Выявлено недоразвитие мотивации учебной деятельности, преобладание игровых мотивов, а также личностная незрелость. Нейропсихологическое исследование показало нарушение динамики умственной работоспособности, снижение объема памяти и внимания вследствие недостаточной мотивации деятельности (ОПК-9, ПК-4, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-14, ПК-23).
12. Разработайте схему занятия лечебной гимнастикой при диафизарном переломе костей предплечья на 1 период ЛФК с применением гипсовой повязки (ПК-2, ПК-3, ПК-11, ПК-13, ПК-17, ПК-18, ПК-19, ПК-20, ПК-22).
13. Разработайте схему занятия лечебной гимнастикой при диафизарном переломе костей предплечья на 2 период ЛФК после применения гипсовой повязки (ПК-2, ПК-3, ПК-11, ПК-13, ПК-17, ПК-18, ПК-19, ПК-20, ПК-22).
14. Разработайте схему занятия лечебной гимнастикой при диафизарном переломе костей предплечья на 3 период ЛФК (ПК-2, ПК-3, ПК-11, ПК-13, ПК-17, ПК-18, ПК-19, ПК-20, ПК-22).
15. Разработайте схему занятия лечебной гимнастикой при диафизарном переломе бедренной кости на 1 период ЛФК с применением внутрикостного остеосинтеза (ПК-2, ПК-3, ПК-11, ПК-13, ПК-17, ПК-18, ПК-19, ПК-20, ПК-22).
16. Разработайте схему занятия лечебной гимнастикой при диафизарном переломе бедренной кости на 2 период ЛФК после применения внутрикостного остеосинтеза (ПК-2, ПК-3, ПК-11, ПК-13, ПК-17, ПК-18, ПК-19, ПК-20, ПК-22).
17. Разработайте схему занятия лечебной гимнастикой при диафизарном переломе бедренной кости на 3 период ЛФК (ПК-2, ПК-3, ПК-11, ПК-13, ПК-17, ПК-18, ПК-19, ПК-20, ПК-22).
18. Разработайте комплексную реабилитационную программу для больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы (этап реабилитации на выбор) (ПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-16, ПК-18, ПК-20, ПК-21, ПК-22).
19. Разработайте комплексную реабилитационную программу для больных с заболеваниями дыхательной системы (этап реабилитации на выбор) (ПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-16, ПК-18, ПК-20, ПК-21, ПК-22).
20. Разработайте комплексную реабилитационную программу для детей с задержкой психического развития (ПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-16, ПК-18, ПК-20, ПК-21, ПК-22).
21. Разработайте комплексную реабилитационную программу для лиц с детским церебральным параличем (этап реабилитации на выбор) (ПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-16, ПК-18, ПК-20, ПК-21, ПК-22).
22. Разработайте комплексную реабилитационную программу для больных с травматической болезнью спинного мозга (этап реабилитации на выбор) (ПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-16, ПК-18, ПК-20, ПК-21, ПК-22).
23. Начертите схему зала для проведения спортивных игр среди инвалидов с дефектами зрения (ОПК-11, ПК-31).
24. Изобразите схематически устройство комплексной игровой площадки для детей- инвалидов (ОПК-11, ПК-31).