Беседа для родителей «Наша семья и ребенок»
Цель - выявить традиции семей дошкольников, увлечения ребенка и его близких, особенности семейного микроклимата и отношения близких к ребенку.
Методикапроведения. В индивидуальной беседе родителям предлагается ответить на следующие вопросы:
- Как вы отмечаете семейные праздники?
- Существуют ли особые традиции при проведении этих торжеств?
- Какое участие в семейных праздниках принимает ребенок?
- Любит ли Ваш ребенок делать что-нибудь вместе со взрослыми?
- Какие дела Вы можете ему доверить?
- В какие игры он любит играть дома? Во что Вы чаще всего играете с ребенком?
- Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком? Какие роли разыгрываются?
- Если в семье есть старший брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что играю дети, организуют ли старшие дети игры?
- Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к Вам и другим членам семьи?
- Умеет ли ваш ребенок словами выражать сочувствие, сопереживание? Приведите примеры.
- Самостоятельно ли ребенок проявляет свое заботливое отношение к близким или по Вашему совету, просьбе, требованию?
- В каких конкретных поступках проявлялась инициатива ребенка в оказании помощи, заботы?
- В каком настроении обычно находится Ваш ребенок? Часто ли проявляет радость, удовольствие? Как часто меняется его настроение? (Отметить причины отрицательных реакций: плач, страх).
- Какие черты характера ребенка Вам не нравятся? Что бы вам хотелось изменить в нем? Как вы думаете, почему возникли эти черты?
- Какие книги вы читаете ребенку? Обсуждаете ли вы прочитанное? Любит ли ребенок слушать сказки, рассказы? Сопереживает ли он героям?
В результате имеющихся данных воспитатель получает информацию об особенностях взаимоотношений родителей с детьми детей, что интересует и волнует их в воспитании ребенка, какие проблемы испытывают родители в процессе семейного воспитания.
В процессе построения взаимодействия с семьями дошкольников полученные данные могут дополняться и углубляться в зависимости от выбираемых направлений сотрудничества педагога с родителями (педагогического образования родителей), конкретных проблем, выявленных в ходе первичной диагностики.
На следующем этапе диагностики (промежуточная диагностика) воспитатель подробнее исследует семьи тех детей, у которых наблюдаются поведенческие нарушения, проблемы взаимоотношения со сверстниками, низкий уровень эмоционального благополучия в семье. Преодоление этих и многих других поведенческих проблем невозможно без изучения сферы детско-родительских отношений.
На этом этапе педагог совместно с психологом может использовать психолого-педагогические диагностики, позволяющие ему понять особенности детско-родительских отношений проблемных семей: и беседы с ребенком «Семейное интервью» (Захаров А.И.), «Родительское сочинение» (автор Столин В.В., адаптация Тащиевой А.И.), анализ детских рисунков на тему «Моя семья».
«Интервью с ребенком» (автор А. И. Захаров)
Цель – выяснить особенности внутрисемейных отношений и роли ребенка в семье.
Методикапроведения. В свободной беседе ребенку задаются следующие вопросы:
1. С кем ты живешь дома?
Обычно ребенок на 1-е место ставит наиболее значимое для него лицо, к которому он испытывает чувство привязанности. На последнем месте ребенок называет наименее значимое для него лицо.
2. Если бы ты играл в воображаемую игру «Семья», кого бы ты в ней изображал: маму, папу или себя?
Старшие дошкольники обычно выбирают роль родителя того же пола, обнаруживая возрастную потребность в ролевой идентификации с ним. Если ребенок выбирает родителя другого пола, то это подчеркивает диспозицию в отношениях с родителями того же пола.
3. Если бы дома никого не было, кого бы ты ждал в первую очередь (маму, папу; папу, маму?).
Если в ответе мать не стоит на первом месте, то это свидетельствует об эмоциональных проблемах в отношениях с ней.
4. Если с тобой случилась беда, тебя обидел кто-то, ты всегда бы рассказал об этом маме, поделился бы с ней или не всегда? (Этот вопрос повторяется в отношении отца.)
Меньшая откровенность указывает не столько на конфликт, сколько на отсутствие доверительных отношений с детьми.
5. Скажи, ты боишься или нет, что тебя накажет мама (папа)?
6. Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой), у тебя были бы девочка (мальчик), то ты бы так же относился, воспитывал ее (его), как к тебе относятся, воспитывают родители, или по-другому?
Обычно дети стремятся, не меняя родительскую роль, сохранить хорошие отношения. Ведущий мотив при этом — страх утраты любви, угроза которой существует у чрезмерно занятых и принципиальных родителей.
7. Когда ты вырастешь, ты будешь, как папа (мама), работать?
Предпочтение той же профессии, как правило, признак высокого авторитета родителей в представлении детей.
Результаты беседы помогут воспитателю выяснить особенности детско-родительских проблем таких, как наказание дошкольников, авторитетность родителей, их значимость для детей.
Родительское сочинение
(автор — В.В. Столин, адаптация — А.И. Тащевой)
Цель – изучение характера детско-родительских отношений, особенностей личности описываемого объекта (ребенка) и субъекта (родителя) сочинения.
Методика проведения. Воспитатель предлагает родителям написать сочинение на тему «Мой ребенок» или «Портрет моего ребенка».
Инструкция
«Уважаемый родитель, Вам необходимо максимально полно, в свободной форме, рассказать о Вашем ребенке. Сообщите о нем, пожалуйста, самое главное, поделитесь своими тревогами. Объем Вашего рассказа о ребенке не ограничивается».
Анализ результатов.
Изучая сочинения родителей, следует обратить внимание на следующие моменты:
1. Многие данные о ребенке известны заранее и достоверно: его пол, возраст, национальность, место проживания, социальное происхождение и т. д.
2. Существенным показателем актуальности возможной проблемы является временная перспектива, в которой излагается информация: если автор использует в основном прошедшее время, то, скорее всего, данная проблема в прошлом и не является значимой в данный момент.
4. Содержание сочинения, особенно характер изложения данных, может определяться характером взаимоотношений, сложившихся между воспитателем и родителем. Так, при сухом (формальном) отношении воспитателя текст может преподноситься холодно; если воспитатель в предварительной беседе упрекнул родителя в проблемах ребенка, то сочинение может принять форму оправдания.
Анализ родительских сочинений осуществляется по следующим категориям: симпатия — антипатия, близость — отдаленность, уважение — неуважение.
Индикаторы названных категорий в тексте:
Симпатия
— любование, умиление ребенком, одобрение его поступков, благожелательность, удовлетворение сделанным ребенком;
— употребление имени ребенка, эмоционально окрашенных слов, ласкательных, уменьшительных суффиксов, его любимых словечек;
— смягчение или оправдание негативных черт, социальных параметров в характеристике ребенка.
Антипатия
— негативное отношение к внешности ребенка, негативная оценка черт, даже социально одобряемых, утрирование его отрицательных черт;
— неблагожелательное отношение к личности, мыслям, чувствам, увлечениям ребенка;
— раздраженность по поводу динамических черт его поведения, неадекватная раздраженность к мелочам;
— негодование, укор, злая ирония по поводу деятельности ребенка, его отношение к взрослым и сверстникам;
— неодобрение его стрижки, манеры одеваться и пр.
Уважение
— высокая оценка интеллекта, признание достоинств, уважение к занятиям и увлечениям ребенка;
— указание в личности ребенка социально одобряемых черт;
— отношение к ребенку как к равному.
Неуважение
— отрицание способностей, наличия интеллекта, его перспектив;
— отрицание прав ребенка, занижение его возраста, доминирование, властвование над ним;
— указание на личностные качества, которые выдают его как неадаптивного (слабый, неответственный, несамостоятельный и пр.);
— указание на социально неодобряемые черты ребенка.
Близость
— ощущение родственности, единства (выражения типа «мы», «наш» и т.д.);
— хорошее знание ребенка (развернутое описание свойств личности ребенка, его мыслей, чувств, мелочей, любимых игр, книг, фильмов, музыки и пр.);
— употребление прямой речи;
— беспокойство за настоящее и будущее ребенка;
— оправдание ребенка, скрывание его недостатков;
— взгляд на ребенка изнутри, без сравнения с «нормой», без безоговорочной ориентации на отзывы о нем воспитателей и других взрослых.
Отдаленность
— отстранение, незнание родителями друзей ребенка, его увлечений, забот, проблем, привязанностей;
— взгляд на ребенка с ориентацией на «норму»;
— описание ребенка по описаниям другими людьми: воспитателями, соседями, знакомыми;
— противопоставление «он» — «мы»;
— формальное описание ребенка, перечисление по пунктам его свойств, сухость в описании интимной жизни ребенка;
— постоянное неупотребление имени ребенка.
Порядок анализа информации может быть следующим:о ребенке, об авторе сочинения, о характере взаимодействия между ними, о социальной ситуации в семье.
Данная методика позволит воспитателю определить проблемы и особенности воспитания и развития ребенка «глазами родителя», выявить зоны конфликта в детско-родительском взаимодействии. Это позволит в дальнейшем воспитателю наладить контакт с семьей воспитанника.
Наряду с традиционными методами изучения особенностей семейного воспитания (наблюдение, анкетирование, беседы с родителями и детьми) в ходе предварительной диагностики целесообразно использовать и сравнительно новые методы, некоторые из которых вошли в педагогическую практику из психологии и психотерапии. Это анализ детских рисунков на тему «Моя семья», Проективная беседа с детьми «Чтобы бы ты сделал» (модифицированный вариант методики Хоментаускаса Г.Т. «Рисунок семьи»), диагностические игры «Семья» (автор - Т.И. Пухова, модификация В.И. Худяковой), «День рождения» М. Панфиловой и другие.