Общественные коммуникационные потребности

Общество представляет собой самовоспроизводящу­юся устойчивую массовую совокупность, сложившуюся естественноисторическим путем. Общество — не искус­ственно созданный механизм и не результат соглашения (общественного договора) между людьми, а совокупный субъект — живая система, являющаяся носителем специ­фических общественных потребностей. Эти потребности, как показано в табл. 8.2, делятся на три типа: абсолютные (AM), вторичные (ВМ),спонтанные (СМ).

Абсолютные общественные потребности (AM) во мно­гом подобны, скажем, изоморфны личностным абсолют­ным потребностям. Правда, биогенные потребности обще­ству не свойственны; все общественные потребности социогенны, но являются естественными для человеческого общества, так же как социогенные личностные потребно­сти естественно свойственны хомо сапиенс. АМ-потребности делятся на материальные и духовные.

AM1. Материальные общественные потребности:

АМ1.1.Экономическая потребность — потребность в общественно организованном материальном производстве, т. е. создании и распределении ма­териальных продуктов и услуг.

AMI.2. Потребность биологического воспроизвод­ства населения.

АМ1.3.Потребность в защите от стихийных бед­ствий и агрессии врагов.

AMI.4. Общественно-политическая потребность — потребность в организации общественного бытия, поддержании порядка, сохранении стабильности общества.

АМ2. Духовные общественные потребности:

АМ2.1.Потребность в самоутверждении и самосоз­нании общества; она психологически базируется на МЫ ― чувстве, которое может служить источни­ком патриотизма и национализма; эта потребность аналогична индивидуальной потребности в само­реализации (АИ5.1).

АМ2.2.Потребность в социализации подрастающего поколения, включении его в общественную жизнь; очевидно что эта потребность корреспондирует с потребностью в социализации личности (АИ5.2).

АМ2.3.Познавательная потребность, состоящая в производстве, накоплении, хранении и использо­вании общественного знания и опыта.

АМ2.4.Этическая потребность — потребность в справедливом, т.е. отвечающем общественно принятым нормам справедливости, общественно-политическом устройстве.

АМ2.5.Эстетическая потребность — потребность в гармонизации быта и общественной жизни в соответствии с национальными эстетическими вкуса­ми и обычаями.

АМ2.6.Коммуникационная потребность, выражаю­щаяся, во-первых, в лингво-семиотической по­требности, т. е. потребности в национальном язы­ке и вспомогательных знаковых системах; во-вто­рых, в социально-мнемической потребности — потребности в социальной памяти. Как перечисленные общественные потребности соот­носятся с социально-коммуникационной деятельностью? Это соотношение принимает вид причинно-следственной связи в случае коммуникационной потребности АМ2.6,которая инициирует макрокоммуникацию в виде устно­го общения и неовеществленной социальной памяти. Про­дуктами устной макрокоммуникации являются фольклор, нравственные нормы, народные обычаи, которые пред­ставляют собой нормативные социальные институты. Здесь налицо непосредственная причинно-следственная связь П→Д. Для удовлетворения общественных потреб­ностей в цивилизованном обществе, использующем документные каналы, создаются учрежденческие социальные институты, обслуживающие абсолютные социальные потребности. Так, экономический социальный институт удовлетворяет АМ1.1;институт семьи — АМ1.2;инсти­тут государства — АМ1.3и AMI.4;институт народного образования — АМ2.2и т. д. Эти социальные институты и выступают в качестве субъектов коммуникационных ВМ-потребностей, которые удовлетворяются специаль­ными коммуникационными службами, участвующими в миди― или макрокоммуникации. Например, государство инициирует цепочку:

AMI.4 Общественно политическая потребность → Государство→ Деятельность по организации общественно­го бытия → Коммуникационная ВМ-потребность → Го­сударственные средства массовой коммуникации → Мас­совое коммуникационное управление.

Таким образом, вместо простой зависимости П→ Д, действовавшей на личностном уровне, появляется слож­ная цепочка П → Социальный институт → Деятельность → В-потребность и т. д.

Социальные институты, участвуя в массовой комму­никации в качестве социального коммуниканта (форму­ла ГуМ), приобретают собственные групповые коммуни­кационные потребности (АГ, ВГ, СГ), рассмотренные в предыдущем разделе. Мы специально остановимся на де­ятельности коммуникационных социальных институтов в следующей главе.

Коммуникационные СМ-потребности проявляются в спросе на формупредлагаемых коммуникационных сооб­щений, прежде всего — в области искусства и литерату­ры. Эта форма должна удовлетворять противоречивым требованиям: с одной стороны — привлекать новизной, с другой стороны — не противоречить привычным образцам; не быть старомодной и вместе с тем соблюдать общепри­нятые нормы этикета и ритуала, моральные, религиозные, политические запреты. Разрешение этого противоречия — дело мастерства социально-культурных работников, взаи­модействующих с массовыми аудиториями. Если творчес­ким работникам и работникам культуры удается уловить суть СМ-потребностей и найти соответствующие формы, новаторов ждет успех, в противном случае — неудача. Опыт подсказывает, что талантливые новаторы зачастую ориентируются на спонтанные потребности, которых в со­временном им обществе нет. Если с течением времени та­кие потребности возникнут, творчество новаторов полу­чит одобрение, а сами они обретут лавры и регалии (к сожалению, нередко посмертно).

Выводы

1. Движение смыслов в социальном времени и простран­стве происходит не самопроизвольно, а в силу коммуника­ционных потребностей,действующих на личном, групповом и общественном уровне.Эти потребности взаимосвя­заны с другими материальными и духовными потребностя­ми личности, социальной группы, общества в целом.

2. Коммуникационные потребности по происхождению делятся на: А — абсолютные(первичные), В — вторичныеи С— спонтанные,которые свойственны всем субъектам — носителям потребностей. Типизация коммуникационных потребностей, как и общая типизация человеческих потребностей, насчитывает 9 гипотетических типов.Типи­зация гипотетична, потому что деление потребностей на типы А, В, С есть авторская гипотеза.

3.Коммуникационная потребность — функциональ­ное свойство субъектов активно реагировать на рассо­гласование между наличным и нормальным состоянием их сознания.Эта реакция заключается в пространствен­но-коммуникационной или мнемической деятельности в различных их видах и формах.

4. Посредством социально и коммуникации удовлетво­ряются две абсолютныекоммуникационные потребности: потребность в передаче смыслов в социальном простран­стве и потребность в передаче смыслов во времени; эти потребности представлены на всех субъектных уровнях: личностном (АИ), групповом (АГ) и общественном (AM) в качестве социогенных духовных потребностей; кроме того, на личностном уровне имеются их физиологические предпосылки (АИ2.6иАИ2.7).

5. Личностные духовные потребности образуют един­ство с коммуникационной потребностью, вследствие чего духовное творчество, т.е. создание новых культурных смыслов, органически связано с социальной коммуника­цией. Тем самым подтверждается формула: культурная деятельность = творчество + социальная коммуникация. Эта формула действует и в области материального про­изводства, но здесь коммуникационная деятельность по­буждается не абсолютными, а вторичными коммуникаци­онными потребностями.

6. Судить о человеке как о личности следует не по аб­солютным потребностям, которые являются общечелове­ческими и присутствуют у всех людей, а по развитости профессиональных В-потребностей и непрофессиональ­ных, культурных С-потребностей.

7. Информационный подход оправдывает себя при изучении вторичных коммуникационных потребностей целевых социальных групп, где возможна обезличенная объективация коммуникационных потребностей их чле­нов. В других случаях он не получил применения.

8. Абсолютные общественные коммуникационные потребности, выражающиеся в абсолютной лингво-семиотической потребности и в абсолютной социально-мнемической потребности (АМ2.6),не образуют единства с другими абсолютными социальными потребностями, а служат основой для формирования вспомогательных ком­муникационных потребностей социальных институтов (ВМ-потребностей).

9. Существует формальное подобие (изоморфизм, между личностными и общественными духовными абсо­лютными потребностями (АИ5изоморфно АМ2):оба пе­речня содержат одинаковое количество одноименных по­требностей. Однако, содержание одноименных потребностей совершенно различно. Так, познавательная или эстетическая потребность личности удовлетворяются совсем иначе, чем общественные социальные и эстетичес­кие потребности, обслуживаемые такими социальными институтами, как наука и искусство.

10. В обществознании давно известен закон возвыше­ния потребностей,который заключается в стремлении людей к наиболее полному и комфортному удовлетворе­нию их материальных и духовных потребностей, в том чис­ле — потребностей коммуникационных. Стало быть, мож­но говорить о законе возвышения коммуникационных по­требностей.Этот закон приводит к постоянному росту коммуникационных В-потребностей иС-потребностей, что обусловливает развитие коммуникационных средств и услуг. Смена книжной культуры культурой мультимедийной — одно из проявлений возвышения закона коммуникационных потребностей; другое его проявление — образование в усло­виях индустриальной неокультуры социально-коммуника­ционных институтов (см. главу 9).

11.Terra incognita в проблематике коммуникацион­ных потребностей, да и в теории потребностей вообще весьма обширна. Перечислим некоторые проблемы.

• Соотношение категорий «потребность» и «интерес» нуждается в уточнении. Некоторые исследователи пола­гают, что интерес — это осознанная потребность, другие считают, что интересы и потребности — самостоятельные инстанции, в равной мере управляющие поведением людей, третьи думают, что интерес — это ценностная ориен­тация, обуславливающая действие спонтанных потребно­стей. Психологи утверждают, что интересы — субъектив­ное психическое образование, поскольку они не совпадают у разных людей, а экономисты и социологи склонны счи­тать интересы объективно заданными характеристиками социальных групп, ссылаясь на то, что, независимо от субъектного состава, интересы потребителей и произ­водителей, как правило, противоречат друг другу, а инте­ресы капиталистов и эксплуатируемых рабочих антагонистичны. В этом свете соотношение категорий «коммуни­кационная потребность» и «коммуникационный интерес» приобретает значение одной из проблем метатеории со­циальной коммуникации.

• Нуждается в уточнении перечень абсолютных по­требностей, определяющих в конечном счете жизнедея­тельность личностей и обществ. Можно ли считать рели­гиозную потребность абсолютной? Религии, культ сверхъестественных сил сопровождают человечество со времен археокультуры до наших дней, подтверждая абсо­лютный статус этой потребности для рода человеческого. На этом основании многие ученые включают религиозную потребность в перечень исходных, врожденных, первич­ных потребностей. Другие полагают, что первичной яв­ляется потребность в социализации, иначе — потребность в аффилизации, потребность в принадлежности к какому-либо сообществу, дающему ощущение безопасности и комфорта (АИ5.2).Именно эта духовная потребность по­буждает людей в поисках защиты и спасения обращаться к всевышним и всемогущим силам. Тогда религиозная потребность становится вторичной, ВИ-потребностью. Подвиги религиозных подвижников, монашеская аскеза, религиозный фанатизм свидетельствуют о наличии рели­гиозной СИ-потребности; но есть и атеисты, равнодуш­ные к религии. Итак, каков статус религиозной потребно­сти: абсолютная? вторичная? спонтанная?

• Начатое теорией информационных потребностей изу­чение феномена спонтанных групповых коммуникацион­ных потребностей пока не получило развития. Остаются загадкой успех или неудача культурных новаций, предла­гаемых вниманию массовых аудиторий различными коммуникантами. Если успех, то талант новатора или чуткость аудитории? Если неудача, то бездарность автора или рав­нодушие толпы? Со столь прямолинейными объяснения­ми трудно согласиться, а других мы не знаем, потому что феномен спонтанных потребностей остается тайной.

Литература

1. Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис. — Л.: Наука, 1989. ― 188 с.

2. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. — М.: Наука, 1976. ― 191 с.

3. Ершов П.М. Потребности человека. — М.: Мысль, 1990. — 364 с.

4. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М.: Политиздат, 1986. ― 221 с.

5. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. — М.: Наука, 1988. ― 193 с.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избран. психолог, произведения: В 2-х т. Т. 2. — М., 1983. — с. 94―213.

7. Магун В.С. Потребности и психология социальной деятель­ности личности. — Л.: Наука, 1983. — 176 с.

8. Соколов А.В. Коммуникационные потребности: Учеб. по­собие. — Краснодар: Акад. культуры, 1996. — 160 с.

9. Ханипов А.Т. Интересы как форма общественных отноше­ний. — Новосибирск: Наука, 1987. — 225 с.

10. Щербицкий Г.И. Информация и познавательные потребно­сти. — Минск: Изд-во Белорус, ун-та, 1983. — 160 с.

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ

ИНСТИТУТЫ

Наши рекомендации