Неофрейдистские воззрения: салливан
В предъюношескую эру, по Салливану, формируется способность к любви. Любовь существует только тогда, когда удовлетворение и безопасность любимого так же важны, как собственные. В это время мальчики чувствуют себя более непринужденно друг с другом, чем с девочками. Способность любить сначала проявляется по отношению к близкому приятелю. Когда это случается, сильно возрастает установление согласованности в употреблении символов. Происходит обучение видеть себя глазами других. Так осуществляется консенсуальная валидизация собственной личной ценности. Словами Салливана (64, с. 20-21):
"В это время подлежит познанию реальный социальный мир. Как только некто открывает, что вся огромная искусственная и чем-то обоснованная структура психики, мышления, личности доступна для некоторого контроля и контрконтроля, человек начинает чувствовать себя человеком в ином, чем прежде, смысле. Более полное становление человека выражается в появлении способности к оценке общности людей независимо от их чувственного присутствия или опосредованного географическими знаниями и т.п. Другими словами, чувство человечности является одной из сторон личностной экспансии в юности. Обучение на этой стадии начинает приобретать его подлинный аспект – обеспечения безопасности человека в удовлетворении потребностей и поддержания безопасности в межличностных отношениях на протяжении всей остальной жизни".
Возраст, предшествующий юности, для большинства людей в нашей культуре представляет наиболее безмятежный период жизни (см. прим. 12). Жизненные проблемы уменьшаются до "маленьких карикатур того, чем они могут оказаться". Трудности юности концентрируются вокруг созревания "механизмов генитального вожделения". Происходит собственно окончательное сексуальное развитие, но конфликты относительно сексуальности являются функцией двух культурных факторов: 1) порицания добрачных сексуальных связей и 2) неодобрения ранних браков. Поэтому пропасть между пробуждением юношеского вожделения и соответствующими браку обстоятельствами постепенно расширяется.
При столкновении сексуальных побуждений с системой самости вожделение не может быть легко диссоциировано. У большинства людей оно вообще не может быть диссоциировано; у некоторых это возможно, но только за счет риска для полноценной жизни. Обычно сексуальные чувства возникают снова и снова, создавая угрозу безопасности и продуцируя беспокойство. Методом, который может работать или не работать, является сублимация или, по терминологии Салливана, "сублимативное переформулирование межличностных отношений". Он описывает сублимацию следующим образом (64, с. 62): "Мотив, вовлеченный в болезненный конфликт, комбинируется с социальным (культурно обусловленным) стилем жизни, который искажает наиболее провоцирующие аспекты конфликта и, как правило, оставляет некоторую представленность в конфликте противоборствующего мотива". Иллюстрацией служит молодая женщина с фантазиями, касающимися проституции, посвящающая свое время филантропической работе с падшими женщинами в районах трущоб. Маллахи заявляет, что Салливан использует понятие "сублимация" гораздо шире, чем ортодоксы, так как сублимация может быть отнесена к любой тенденции системы или влечения (см. прим. 13).
Если в юности затруднения успешно преодолеваются, у человека проявляется в любой ситуации адекватное самоуважение. Наряду с самоуважением имеют место уважение к другим и свобода личной инициативы, которые позволяют приспосабливать личностные характеристики к социальным порядкам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анна Фрейд описывает препубертатный возраст как фазу, в которую бессознательные побуждения снова осуществляют прорыв, сопровождаемый агрессией, прегенитальными симптомами, эдиповыми фантазиями. Дойч, с другой стороны, говорит, что для девочек этот период является наиболее свободным от инфантильной сексуальности и агрессии. С наступлением пубертатного возраста, согласно ортодоксальной теории, либидо особо концентрируется на генитальных чувствах, целях и мыслях, одновременно явно улучшается поведение. Гетеросексуальный выход, однако, не одобряется обществом, поэтому распространены конфликты вокруг мастурбации. Считается, что юная девушка осознает влагалище в качестве источника удовольствия, тогда как прежде она проявляла интерес исключительно к пенису и хотела быть мальчиком. В это время происходит столкновение с необходимостью принятия женской функции и пассивной роли. Нарциссизм в течение юности сильно проявляется у обоих полов.
Характерен конфликт между эго и ид. Возможны два крайних результата: если одерживает победу ид, происходит "необузданное удовлетворение инстинктов", если выигрывает эго, побуждения заключаются в узкие пределы, постоянно расходуется энергия контр-катексиса, действуют защитные механизмы, возникают симптомы. Эго в этот период отчуждается от супер-эго, что еще больше наращивает опасность от инстинктов и склоняет индивида к асоциальности.
В области отношений с другими людьми юноша должен бороться с эдиповыми фантазиями, снова пробуждающимися в препубертатный период. Связи с родителями он заменяет новыми привязанностями. Новые любовные отношения, будь то с человеком его возраста или представляющим замену родителям, являются страстными и исключительными, но скоротечными. Другие люди выбираются в качестве объектов и покидаются без размышлений об их чувствах. Мимолетные любовные фиксации такого рода, по мнению Анны Фрейд, высоко нарциссичны и в действительности представляют примитивные формы идентификации. В соответствии с этой волной имеет место нормальная временная фаза гомосексуальных отношений. В случае девочек, согласно Дойч, происходит смена объекта от гомосексуального в препубертатном периоде к бисексуальному в раннем пубертатном возрасте и гетеросексуальному в поздней юности. Значимыми элементами женской сути считаются нарциссизм, пассивность и мазохизм.
В препубертатный период эго без разбора призывает все защитные механизмы, имеющиеся в его распоряжении. В течение юности наиболее часто используются два механизма: аскетизм, отвергающий все инстинктивные желания, и интеллектуализация, связывающая инстинктивные процессы с идейным содержанием. Юношеское творчество, такое, как дневники, тоже интерпретируется в качестве формы защиты.
В позиции Ранка по поводу юности подчеркивается продолжающаяся борьба за независимость и значимость самости. Индивид страшится сексуальных побуждений и оказывает сопротивление, так как они могут завладеть им и заставить отказаться от способности действовать как целостная самость. Салливан описывает препубертатный возраст в качестве наиболее безмятежной фазы человеческой жизни, когда созревает способность к любви. Затруднения в юности случаются в отношении "механизма генитального вожделения". Сексуальность переполняется конфликтами, потому что досупружеский сексуальный опыт не одобряется и ранние браки не рекомендуются. Если юность благодаря сублимации проходит успешно, то в последующем, по Салливану, человек проявляет адекватное самоуважение почти в любой ситуации.
Глава 8