Конфликты в спортивной деятельности

Главная содержательная сторона спортивной деятельности заключается в стремлении спортсмена или команды к превосходству над противником. Зачастую такое противоборство характеризуется нарушением моральных норм поведения, спортивной этики, ущемлением одной из существенных потребностей личности, связанных с ее социальным статусом, притязаниями, престижем и т.д. и может привести к конфликту.

Конфликт (от лат.conflikto. are—сталкиваться, бороться)-столкновениепротивоположно направленных целей, интересов, позиций. В конфликте выделяют: конфликтную ситуацию, инцидент, конфликтное взаимодействие.

Виды конфликта:

-по уровню (в системе «спортсмен-спортсмен» и «тренер-спортсмен»),

-по охвату (межличностный и межгрупповой), по особенностям инцидента (открытый и скрытый), ----по влиянию на деятельность (конструктивный и деструктивный).

Конфликт может выполнять как положительные, так и отрицательные функции. Конструктивные конфликты направлены на решение задач и достижение цели, иногда позволяют обнаружить «болевые» точки взаимоотношений членов группы и оказать позитивное влияние. Деструктивный конфликт не способствует достижению желаемого результата, делит команду на подгруппы или даже приводит к разрыву отношений, снижая эффективность совместной деятельности.

Причины возникновения конфликта: объективные (условия проживания спортсменов, питание, досуг, спортивный инвентарь, качество судейства соревнований, взаимоотношения с обслуживающим персоналом…) и субъективные (личностные качества спортсменов и тренера: стремление к лидерству, доминирование, агрессивность, низкая эмоциональная устойчивость…). Особенно остро они проявляются в экстремальных условиях соревнований. Вряд ли можно рассчитывать на то, что их удастся избежать, это невозможно в среде, где есть конкуренция.

Рассматривая конфликт как динамическое явление, необходимо выделить в нем следующие этапы: предупреждение конфликта, развитие, разрешение и выход из конфликта .

Конфликтом нужно уметь эффективно управлять. Рекомендуются следующие меры профилактики конфликтов: а)постоянно держать в поле зрения характер взаимоотношений спортсменов в группе, фиксировать его изменения; б)заботиться об установлении доверительных отношений со спортсменами, чтобы получать всю необходимую информацию от них самих, не прибегая к помощи посредников; в)грамотно пользоваться критериями оценки- нормативным, сопоставительным и личностным- для регуляции отношений в команде по линии «сотрудничество- конкурентность» ; г)переводить конфликтные ситуации между спортсменами в русло спортивного соперничества, где они могли бы выявлять отношения в рамках правил; д)содействовать формированию благоприятного социально- психологического климата в команде путем утверждения справедливых норм взаимоотношений.

32. Содержание психологического обеспечения спортивной деятельности

Спорт связан с большими физическими и психологическими нагрузками, которые могут стать причинами травм, заболеваний, нарушений деятельности и поведения спортсменов. Поэтому психологическое обеспечение спортивной деятельности должно реализовываться в процессе тренировок и соревнований.

Психологическое обеспечение спортивной деятельности – комплекс мероприятий, направленный на развитие, совершенствование, оптимизацию систем психического регулирования функций организма спортсмена и его поведения с учетом требований тренировок и соревнований.

Все составляющие психологического обеспечения спортивной деятельности взаимозависимы и взаимообусловлены. Следует отметить, что эффективность психологического обеспечения тренировки и соревнования зависит от использования всех этих компонентов как единого целого.

  1. Психодиагностика ставит целью изучение спортсмена и его возможностей в деятельности. По результатам психодиагностики даются психолого-педагогические рекомендации для организации эффективного воздействия на спортсмена.
  2. Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации даются к занятиям определенным видом спорта, тренировочному процессу, соревнованиям вообще или определенному соревнованию, спортивному режиму, спортивной жизни.
  3. Психологическая подготовка спортсмена и тренера: общая (к соревнованиям и длительному тренировочному процессу); специальная к конкретному соревнованию; непосредственная к исполнению соревновательного действия, послесоревновательная.
  4. Ситуативное управление психическими состояниями и поведением спортсменов (регуляция состояний: предстартовых, постсоревновательных, тренировочных и т.д.) необходимо, когда требуется срочно повлиять на психическое состояние.

Таким образом, психологическое обеспечение спортивной деятельности направлено на оценку и повышение надежности и результативности деятельности спортсменов.



Наши рекомендации