Основным результатом художественно-эстетического развития
в дошкольном возрасте является развитие воображения, слухового и зрительного восприятия, коммуникативных умений, способности создавать образы; овладение техническими умениями в рисовании, лепке, аппликации, пластическими и словесно-образными умения-
ми в театрализованной, музыкальной деятельности.
Направления:
· обогащению активного словаря детей в процессе восприятия художественной литературы и фольклора
· овладению детьми изобразительной и продуктивной деятельностью
· овладению детьми музыкальной деятельностью
Основные задачи образовательной деятельности по обогащению активного словаря детей в процессе восприятия художественной литературы и фольклора:
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Формы работы | Образовательный эффект | Качества личности | ||
Воспитательный | Развивающий | Обучающий | ||
Чтение. Обсуждение-беседа. Разучивание. Театрализация. Сочинение собственных сказок, историй. Сюжетные игры по мотивам произведений. Продуктивная деятельность | Формирование Отношения к книге, к процессу чтения (включение в процесс чтения книги, формирование способности переживать герою). Эстетический вкус. Эстетическая культура | Словотворчество Элементарное сочинительство. Чувство Словотворчество Элементарное сочинительство. Чувство | Знание литературных произведений. Выразительное чтение стихотворений. Способность к описанию, повествованию, рассуждению. Участие в драматизации, театрализации. Понимание других и самого себя. Прогнозирование возможных действий героев книг | Осведомлённость. Общительность. Толерантность. Вежливость. Инициативность. Любознательность. Сопереживание. Эмоциональность |
Основные задачи образовательной деятельности по овладению детьми изобразительной и продуктивной деятельностью:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Формы работы | Образовательный эффект | Качества личности | ||
Воспитательный | Развивающий | Обучающий | ||
Творческие мастерские. Экскурсии. Исследовательская и практическая работа. Театрализованные игры. Игры-драматизации. Игры-импровизации. Фольклорные фестивали народного творчества. Календарно-обрядовые праздники | Бережное отношение к изобразительным материалам. Воспитание чувства прекрасного | Способность к созданию образа. Эстетическое, познавательное развитие. Развитие высших психических функций (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, речи | Высказывание суждения о красоте природы. Различение основных и составных, тёплых и холодных цветов. Способность изменять эмоциональную напряжённость рисунка с помощью смешения красок. Использование основных и составных цветов художественных техник и материалов для передачи замысла. Умение видеть красоту в образах природы, на улице, в архитектуре, скульптуре, дизайне, декоративно- прикладном искусстве | Любознательность. Наблюдательность. Эмоциональная отзывчивость. Сопереживание. Креативность. Аккуратность |
Основные задачи образовательной деятельности по овладению детьми музыкальной деятельностью:
- воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку через речевое, двигательное, инструментальное выражение;
- развитие музыкального восприятия;
- развитие общей и мелкой моторики;
- формирование коммуникативных умений;
- воспитание нравственных качеств.
Формы работы | Образовательный эффект | Качества личности | ||
Воспитательный | Развивающий | Обучающий | ||
Песенное творчество. Музыкальное рисование. Игры на музыкальных инструментах. Театрализованные игры. Игры-драматизации. Игры импровизации. Творческие мастерские. Фольклорные фестивали народного творчества. Музыкально-литературные Гостиные для детей и родителей | Бережное отношение к музыкальным инструментам. Эмоциональная отзывчивость на музыку образного содержания. Воспитывать интерес к пению, слушанию | Развитие сенсорной основы (высота, динамика, тембр). Инициативное обсуждение музыкальных произведений со сверстниками и взрослыми. Развитие основных видов движений | Высказывание суждения о красоте музыки. Сопровождение пения простейшими движениями, шумовыми игрушками, мелодическими и ритмическими инструментами. Участие в фестивалях, праздниках, драматизациях, театрализации | Любознательность. Старательность. Инициативность. Эмоциональная отзывчивость. Сопереживание. Креативность. Активность |
Образовательные задачи и содержание образовательной работы, согласно возрастной характеристике детей, по художественно-эстетическому развитию представлены в содержательном разделе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Истоки» / Под редакцией Л.А. Парамоновой.
Организация образовательной деятельности по реализации содержание образовательной работы по овладению детьми музыкальной деятельностью с детьми общеобразовательной группы и с детьми группы компенсирующей направленности с ТНР, с использованием специальных образовательных методик и технологий, представлено в «Рабочей программе музыкального руководителя для детей общеобразовательных групп и групп компенсирующей направленности с ТНР» Приложение № 4
2.1.5. Особенности организации образовательного процесса по образовательной области «Физическое развитие»
Цель физического развития детей дошкольного возраста заключается в создании благоприятных условий для оптимального физического развития, формирования базиса физической культуры личности.
Оздоровительные задачи:
· обеспечивать охрану жизни детей;
· совершенствовать работу сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем организма ребёнка;
· повышать его работоспособность;
· осуществлять закаливание растущего организма.
Образовательные задачи:
· формировать систему знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм;
· целенаправленно развивать физические качества и координационные способности;
· формировать двигательные умения в соответствии с особенностями возрастного развития и на этой основе расширять двигательный опыт, создавая ситуации радости и удовольствия в движении;
· формировать устойчивый интерес к регулярным занятиям физической культурой и различным видам физкультурно-спортивной деятельности, выявлять спортивно одарённых детей.
Специфика реализации данного направления включает формирование интереса к физической культуре с учётом климатических условий, спортивных традиций региона.
Формы реализации:
· естественная природная и социокультурная среда (физкультурные занятия, утренние разминки, игровая деятельность, повседневная жизнь детей);
- занятия в кружках и секциях (туризм, футбол, шахматы, акробатика, степ-аэробика, плавание и др.);
- спортивно-игровые праздники, развлечения, дни здоровья.
Основным результатом физического развития детей дошкольного возраста является:
здоровый, жизнерадостный, физически развитый ребёнок (в соответствии с возрастными показателями), имеющий устойчивый интерес к физкультурно-спортивной деятельности.
Направления:
· овладению детьми двигательной деятельностью;
· овладению детьми элементарными нормами и правилами здорового образа жизни;
Основные задачи образовательной деятельности по овладению детьми двигательной деятельностью:
- формирование системы знаний о роли физических упражнений для здоровья;
- развитие физических (кондиционных) качеств и координационных способностей;
- формирование двигательных умений, накопление и обогащение двигательного опыта детей;
- формирование у детей интереса и потребности в двигательной активности, физическом совершенствовании.
Формы работы | Образовательный эффект | Качества личности | ||
Воспитательный | Развивающий | Обучающий | ||
Подвижные игры. Спортивные игры. Гимнастика. Упражнения на тренажёрах. Танцевальные движения (аэробика, танцы). Физкультурные минутки. Физкультурные занятия. Спортивные и физкультурные развлечения и праздники. Соревнования, олимпиады. Туризм. Секционная и кружковая работа. Самостоятельная двигательная деятельность | Способность следовать установленным правилам. Положительные черты характера. Толерантность. Формирование дружеских взаимоотношений | Устойчивая мотивация к занятиям различными видами физкультурно- спортивной деятельности. Формирование моторно-двигательной координации. Развитие произвольности психических процессов (тренировка памяти, внимания). Гармонизация развития левого и правого полушарий головного мозга | Владение двигательными навыками. Владение своим телом. Осознание своих двигательных действий. Усвоение физкультурной и пространственной терминологии. Умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности. Умение ориентироваться в пространстве | Общая выносливость. Скоростные качества. Силовые качества. Гибкость. Общие координационные способности. Самостоятельность Творчество. Инициативность. Самоорганизация. Настойчивость. Активность. Взаимопомощь. Эмоциональность |
Основные задачи образовательной деятельности по овладению детьми элементарными нормами и правилами здорового образа жизни:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Формы работы | Образовательный эффект | Качества личности | ||
Воспитательный | Развивающий | Обучающий | ||
Гибкий режим дня. Ежедневная зарядка. Закаливание. Двигательная деятельность. Подвижные игры. Беседы. Чтение художественной литературы | Сознательное отношение к своему здоровью. Самостоятельное и осознанное выполнение правил личной гигиены.Культура питания. .Культура деятельности и общения. Культура Здорового образа жизни в семье | Стремление к освоению нового (информации, игр, способов действия с различными предметами). Самостоятельное познание окружающего. Развитие самосознания и саморегуляции | Знания и представления о здоровом образе жизни. Гигиенические навыки и знания. Представления о собственном теле. Сохранение правильной осанки. Осторожность в потенциально Опасных ситуациях | Самостоятельность Адекватность в поведении. Активность. Осторожность. Бодрость |