Самоанализ опыта общения с родителями
Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный их совместной деятельностью и включающих в себя обмен информацией (коммуникация), выработку общей тактики и стратегии взаимодействия (интеракция), восприятие и понимание партнерами друг друга (социальная перцепция).
Перцептивная сторона общения включает процесс формирования образа другого человека, умение распознавать по внешнему виду и поступкам его психического состояние, а также определять, что влияет на успех общения с ним. К основным механизмам перцептивной стороны общения относятся идентификация (отождествление себя с партнером, эмоциональное «вчувствование» в партнера – эмпатия) и рефлексия (осознание себя на месте другого, мысленное видение ситуации «его глазами»).
Овладеть навыками общения помогают определенные знания в области психологии общения.
Предлагаемые тесты, упражнения и задания для воспитателей направлены на самоанализ собственного опыта общения с родителями воспитанников и на развитие техники общения (совокупность приемов, с помощью которых можно управлять своим поведением и эмоциональным состоянием, а также воздействовать на другого).
Задание для самопроверки знаний в
области психологии общения
Вставьте, пожалуйста, пропущенные слова.
1. Увлекательное начало разговора рождает ______ и помогает исчезнуть критическому отношению к говорящему.
2. Хорошо аргументированный ______ способствует усилению эффективности словесного воздействия.
3. Мешают доброму отношению ______ тон, ______ речи.
4. Сутулая ______, висящие вдоль тела ______, опущенная ______ говорят о неуверенности в себе.
5. Одна из наиболее информативных частей лица ______.
6. Губы поданы вперед и нервно подрагивают – собеседник ______ и готов ______.
7. Поглаживание подбородка говорит о ______, о желании принять ______.
8. Фундамент доброжелательных отношений и прочных контактов – умение считаться с ______ других людей.
9. Деловой конфликт носит ______ характер.
10. К межличностным механизмам взаимодействия людей относятся ______, ______ и ______.
11. Критиковать, раздраженного делать замечания, сравнивать человека с кем-то, злословить нетрудно, но ______, а часто и ______.
(Ответы на это и другие задания см. в конце статьи.)
Задание «Выбери верный ответ»
Цель.Развитие умения адекватно воспринимать ситуации межличностного общения.
Задача.Выбор варианта ответа, который является предпочтительным (по каждому из следующих суждений).
Первое суждение.Отношения с окружающими в значительной мере зависят от вашей самооценки:
а) низкая самооценка облегчает контакты с людьми;
б) завышенная самооценка помогает установлению добрых отношений с собеседником;
в) адекватная самооценка затрудняет общение;
г) все ответы неверны.
Второе суждение.Разумными вариантами отношения к конфликту является:
а) стремление избежать волнения, отстраниться от случившегося;
б) реалистическое отношение к действительности, приспособление к требованиям конфликтующих;
в) учет объективных и субъективных причин конфликта, отстаивание своих прав, соблюдение чужих;
г) активное отношение к случившемуся, действия в соответствии с собственными принципами и убеждениями;
д) все ответы неверны.
Тест для самооценки затруднений
в общении с родителями
Уважаемый воспитатель!
Вам предлагаются суждения, касающиеся практики общения с родителями в дошкольном учреждении. Если вы согласны с суждением, подчеркните ответ «Да», если не согласны – ответ «Нет». Если какие- то суждения вы не можете оценить однозначно, обведите их порядковый номер кружком.
Опросник используется не для контроля, а для самоанализа профессиональных затруднений.
1. В общении с родителями учитываю условия семейного воспитания каждого ребенка, структура семьи, уровень развития родителей. Да. Нет.
2. Регулярно знакомлю родителей с организацией, содержанием воспитания детей, вовлекаю их в обмен мнениями об успехах и трудностях в развитии ребенка. Да. Нет.
3.В общении с родителями нахожу индивидуальный подход к ним, устанавливаю с ними партнерские отношения. Да. Нет.
4. Владею умением эмоционально поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах. Да. Нет.
5. Умею посмотреть на ситуацию взаимодействия с родителями их глазами, понимаю их чувства и поведение. Да. Нет.
6. Владею техникой диалогического (безоценочного) общения. Да. Нет.
7. Проявляю достаточную гибкость в конфликтных и затруднительных ситуациях общения с родителями. Да. Нет.
8. Как правило, с пониманием отношусь к педагогическим заблуждениям и ошибкам родителей. Да. Нет.
9. Владею способами общения с родителями аудиторией, умением вовлечь родителей в активное обсуждение проблемы и пр. Да. Нет.
10. Удается развивать активный интерес родителей к воспитанию своего ребенка, осознанное отношение к родительству. Да. Нет.
11. Помогаю родителям овладевать навыками анализа собственных затруднений в общении с ребенком и причин трудностей в его развитии. Да. Нет.
12. Использую разные способы активации потребности родителей наблюдать ребенка в различных жизненных ситуациях (в детском саду и дома), размышлять над мотивами его поведения. Да. Нет.
13. Обогащаю родителей умением организовывать эмоционально насыщенное взаимодействие с ребенком в семье. Да. Нет.
14. Владею методами изучения опыта семейного воспитания, обладаю достаточными знаниями о семье, которые использую в индивидуальном (и дифференцированном) общении с родителями. Да. Нет.
15. Развиваю интерес родителей к чтению научно-популярной, художественной и пр. литературы по семейному воспитанию. Да. Нет.
16. Учитываю мнение и просьбу родителей по вопросам организации жизни детей в группе, опираюсь на их точку зрения при принятии педагогических и организационных решений. Да. Нет.
17. Удается объединять родителей при решении различных вопросов, создавать атмосферу общности интересов (родителей и педагогов). Да. Нет.
18. Использую в контактах с родителями наглядно-текстовые средства с оперативной информацией о жизни детей в группе и ее перспективах. Да. Нет.
19. Могу подготовить и провести для коллег открытый показ фрагментов общения с родителями. Да. Нет.
20. Владею навыками планирования, анализа и общения результатов взаимодействия с родителями. Да. Нет.
Задание «Какие фразы целесообразнее
использовать для начала беседы с родителями?»
Цель. Развивать умение «вчувствоваться» в смысл словесного обращения к собеседнику.
Задача.Проранжировать (рассортировать) фразы к воображаемой беседе с родителями.
Правила для ранжирования. Фразы для начала беседы выбираются такие, в которых: утверждается осведомленность собеседника в обсуждаемой проблеме; у инициатора беседы отсутствует неуверенность в себе; исключается неуважение и пренебрежение к собеседнику, вынуждающие его оборонятся, подыскивая контраргументы; обращение непосредственно к собеседнику формулируется в форме «Вы-подхода».
Варианты фраз:
1. Извините, если я помешал…
2. Я бы хотела…
3. Вероятно, вы об этом еще не слышали…
4. Вам будет интересно узнать…
5. Я бы хотела еще раз услышать…
6. Мне представляется интересным то, что…
7. Я пришла к такому выводу, что…
8. Вы хотите…
9. Думаете, ваша проблема заключается в том, что…
10. Давайте с вами быстро обсудим…
11. Как вы знаете…
12. Хотя вам это и неизвестно…
13. Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…
14. Вы, конечно, об этом еще не знаете…
15. А у меня на этот счет другое мнение…
16. Конечно, вам уже известно…
17. Вы, наверное, об этом слышали…
Ответы
1. Ответы к заданию для самопроверки знаний в области психологии общения: 1- внимание; 2- пример; 3- грубый, назидательность; 4- спина, руки, голова; 5-глаза; 6- обиделся, заплакать; 7- раздумье, решение; 8- интересами; 9- конструктивный; 10- рефлексия, эмпатия, личностная идентификация; 11- неэффективно, вредно.
2. Ответы к заданию «Выбери верный ответ»: в первом суждении – «г», во втором суждении – «в».
3. Ключ к тесту. Суждения распределяются по трем группам. 1.Умение учитывать потребности семьи, мнения и интересы родителей (суждения №1,10,11,13,16,17). 2. Гибкость стиля общения; умение сопереживать родителям (суждения №3,4,5,6,7,8,). 3. Умение использовать активные методы и формы общения с родителями (суждения №2,9,12,14,15,18). Подсчитывается количество ответов «нет» в каждой группе суждений. Три и более таких ответов могут считаться основанием для помощи в выявленных затруднениях. Ответы, обведенные кружком, также могут рассматриваться как запрос о помощи. Об искренности ответов, в определенной мере, можно судить по сходству оценки двух последних суждений (№19 и №20).
4. Ответы к упражнению «Какие фразы целесообразнее использовать для начала беседы с родителем?»
1. «Неудачные» фразы: «Извините, если я помешал», «Я бы хотела еще раз услышать», «Давайте с вами быстренько обсудим», «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать», «А у меня на этот счет другое мнение».
2. «Нежелательные» фразы в паре с «желательными»: «Я бы хотела»-«Вы хотите», «Вероятно, вы об этом еще не слышали»-«Вы, наверное, уже об этом слышали», «Мне представляется интересным то, что»-«Вам будет интересно узнать», «Я пришла к такому выводу, что»-«Думается, ваша проблема заключается в том, что», «Хотя вам это и известно»-«Конечно, вам уже известно», «Вы конечно, об этом еще не знаете»-«Как вы знаете».
Словарь
Воспитатель –должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в образовательном дошкольном учреждении. Основными требованиями к В. являются: высокие личные моральные качества, внимательное и любовное отношение к детям в сочетании с требовательностью к ним, наличие необходимых знаний, умение организовать воспитанников и помочь им в различных видах деятельности. Назначается из числа окончивших педагогические училища или соответствующий факультет педагогического института. Основные обязанности: организация умственного, трудового, нравственного и эстетического воспитания детей, участие в деятельности педагогического коллектива, проведение работы с родителями по вопросам дошкольного воспитания.
Детство – этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.
Дошкольное воспитание –семейное и общественное воспитание детей дошкольного возраста.
Закаливание детей –система мероприятий, развивающих способность быстро приспосабливаться к различным условиям внешней среды и направленных на борьбу с простудой. Основными принципами закаливания являются постепенность, непрерывность и комплексность. Средствами закаливания являются воздух, вода и солнце.
Зарядка (утренняя гимнастика) – регулярное выполнение комплексов физических упражнений, направленное на укрепление здоровья и повышение настроения детей. Зарядка после сна повышает функциональную активность различных органов и приводит центральную нервную систему в деятельное состояние. Зарядка - одно из ведущих средств уменьшения негативного воздействия гиподинамии.
Здоровье –состояние физического, психического и социального благополучия человека (по уставу ВОЗ); состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании–технологии, направленные на решение задачи сохранения. поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в ДОУ: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику ДОУ и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Осанка у детей -привычное положение тела ребенка при сидении, стоянии, ходьбе, приобретаемое под влиянием условий воспитания и жизни.
Охрана здоровья воспитанников – государственная система мероприятий, гарантирующая охрану и укрепление здоровья воспитанников: определение учебной нагрузки, режима занятий с учетом рекомендаций органов здравоохранения; обязательное периодическое бесплатное медицинское обследование; организация горячего питания в образовательных учреждениях.
Литература
1. Альянс во имя детства / Под руд. Н. А. Заруба и др. - Кемерово,2001.
2. Богина Т. Здоровье – прежде всего // Дошкольное воспитание №12,2004.
3. Борисова Е.Б. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.- Волгоград: Панорама,2006.
4. Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста:Пособие для родителей и воспитателей.-2-е изд.-М.:АРКТИ,2003.
5. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. - М.:Просвещение,1986.
6. Гладкова Ю. Взаимодействие с семьей: вопросы планирования //Ребенок в д/с №4,2006.
7. Глушкова Г. Организация физического воспитания в семье: ключевые ситуации //Ребенок в д/с №5,2004.
8. Голиков Н. Забота о здоровье детей – задача общая //Дошкольное воспитание №6,2005.
9. Давыдова И.О. и др. Работа с родителями в д/с: этнопедагогический подход. - М.:Сфера,2005.
10. Доронова Т.Н. и др. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. - М.:Линка-Пресс,2001.
11. Доскин В.А. Растем здоровыми. - 2-е изд. - М.:Просвещение,2003.
12. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ:Методический аспект. - М.:Сфера,2005.
13. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. - М.:ТЦ Сфера,2006.
14. Зуйкова М.Б. Режим – путь к здоровью // Управление ДОУ №1,2006.
15. Иванова Е. Релаксационная гимнастика //Ребенок в д/с №1,2006
16. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. - М.:ВАКО,2005.
17. Лукина Л.И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью // Управление ДОУ №7,2006.
18. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: 2-е изд., испр. и доп. - М.:АРКТИ,2000.
19. Маханева М.Д. Здоровый ребенок: Методическое пособие. - М.:АРКТИ,2004.
20. Оздоровление детей в условиях д/с / Под ред. Л.В. Кочетковой. - М.:Т.Ц. Сфера,2005.
21. Перевощикова Н.К. и др. Родительские чтения. - Кемерово: Полиграфкомбинат,1994.
22. Прохоров Г.А. Утренняя гимнастика для детей 2 -7лет. - М.:Айрис - пресс,2004.
23. Рунова М. Помогите ребенку укрепить здоровье // Дошкольное воспитание,№9,2004.
24. Савельева Н.Ю. Организация оздоровительной работы в ДОУ. - Ростов Н/Д: Феникс,2005.
25. Шарманова С.Б.,Бродягина О.Г. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни // Управление ДОУ №4,2006.
26. Федянина Н.В. Формирование правильной осанки и профилактики ее нарушений // Управление ДОУ №1,2006.