Воспитание здорового ребенка
Содержание
w Пояснительная записка…………………………………………………….3
w Воспитание здорового ребенка……………………………………………7
w Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании………10
w Родители как субъекты дошкольного образования…………………….13
w Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни………………………………………………………………………15
w Педагогическое сопровождение семейного воспитания……………….17
w Система взаимодействия ДОУ и семьи……………………………….…23
w Тематический план взаимодействия ДОУ и семьи……………………..24
w Просвещение родителей в вопросах здоровьесбережения детей младшего дошкольного возраста:
§ Адаптации ребенка в ДОУ………………………………………...26
§ Сохранение и укрепление физического и соматического
здоровья детей…………………………………………………..…41
§ Сохранение психического здоровья детей………………….……86
§ Активное сотрудничество ДОУ и семьи в реализации здоровьесберегающей программы………………………………102
w Самоанализ опыта общения с родителями………………………….…109
w Словарь терминов…………………………………………………….…116
w Список литературы……………………………………………………...118
Пояснительная записка
На протяжении последнего пятилетия, нас всех поражает грустная статистика частоты заболевания детей дошкольного возраста. Каждый третий имеет отклонения в физическом развитии. Конечно, причин тому много: и экологических, и социальных, и генетических, и медицинских. Одна из них невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболеет, а в повседневности не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания и укрепления здоровья ребенка.
Не следует забывать, что дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, сохранения и укрепления их здоровья. В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо одни от других, и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга. Поэтому Вам предлагается единая программа формирования здоровья детей, которая станет ориентиром как для воспитателей, так и для родителей.
Основой создания программы является охрана и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни. Важная роль в укреплении здоровья детей занимает сотрудничество ДОУ и семьи, синхронизация их интересов в здоровье дошкольников. Целью реализации программы является укрепление процесса взаимодействия ДОУ и семьи в рамках проблемы сохранения и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста.
Задачами взаимодействия ДОУ и семьи в этом процессе являются:
ü организация непрерывного процесса взаимодействия коллектива ДОУ и родителей, направленного на сохранение и укрепление здоровья детей;
ü формирование единого полноценного развивающего пространства в семье и ДОУ;
ü обеспечение благоприятного процесса адаптации детей в ДОУ ;
ü повышение уровня культуры здоровья воспитателей ДОУ и родителей ;
ü пропаганда создания в семье психологически комфортной среды.
В программе предусмотрена разнообразная по организации и формам проведения работа, направленная на реализацию цели и обогащение воспитательного опыта родителей, создание основы рациональной организации жизнедеятельности детей в семье и ДОУ.
Алгоритм совместной оздоровительной работы ДОУ и семьи в нашей программе представлен следующим образом:
à анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений в области здорового образа жизни, организации питания и двигательной активности детей, выполнения режимных моментов в семье;
à ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
à создание в ДОУ и семье условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости у детей;
à проведение целенаправленной работы среди родителей по пропаганде здорового образа жизни, необходимости выполнения общегигиенических требований, рационального режима дня, полноценного сбалансированного питания, закаливания и т. д.;
à ознакомление родителей с содержанием оздоровительной работы в ДОУ;
à обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, разнообразные виды закаливания и др.;
à организация совместных праздников, мероприятий по обмену опытом;
à освещение передового опыта оздоровительной работы в информационных уголках для родителей.
Программа состоит из четырех основных разделов:
1. Здоровьесбережение детей в период адаптации;
2. Сохранение и укрепление физического и соматического здоровья детей;
3. Сохранение психического здоровья ребенка;
4. Активное сотрудничество ДОУ и семьи в реализации здоровьесберегающей программы.
Разделы содержат ряд тем, изучаемых в течении учебного года:
ü Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей.
ü Гигиена детства.
ü Режим дня ребенка 3-4лет.
ü Укрепление здоровья дошкольника.
ü Физическое воспитание в семье.
ü Здоровье в игре, и др.
Материал распределен по разделам в соответствии с развитием детей и их образом жизни, формам взаимодействия ДОУ и семьи. Система взаимодействия ДОУ и семьи выстроена в программе на основе принципов дошкольной педагогики:
Ø Целенаправленности, систематичности, плавности;
Ø Гуманизации;
Ø Учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;
Ø Педагогической поддержки, профессионального сотрудничества;
Ø Субъект-субъектного отношения;
Ø Синкретичности;
Ø Открытости и доброжелательности.
Методически грамотное, организованное взаимодействие с родителями, при условии равносторонней заинтересованности, должно дать положительный результат.
Ожидаемый результат:
- Повышение уровня педагогических и медицинских знаний родителей; овладение ими средствами и формами активности направленными на здоровьесбережение детей.
К здоровому образу жизни
Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи. Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности.
В Национальной доктрине образования (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.10.00 №751) воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования.
В настоящее время в связи с катастрофическим ухудшением состояния здоровья населения особенно остро проблема здоровья подрастающего поколения. В ДОУ задача сохранения и укрепления здоровья детей всегда была приоритетной. Что только не предпринималось и не предпринимается для того, чтобы дети не болели! Вводились всевозможные закаливающие процедуры, включая самые экстремальные, оборудовались физиокабинеты, детский сад превращался чуть ли не в филиал поликлиники, а дети как болели, так и болеют.
Общепризнано, чтофундамент здоровья ребенказакладывается в семье. И хотя широкое распространение современных средств массовой информации способствует повышению санитарно-гигиенических знаний населения, но, к сожалению, не всегда меняет поведение людей.
В дошкольном возрасте в ближайшем окружении, в частности в семье, закладываются основы личности, в сознании ребенка формируется модель семьи, взрослой жизни, которую ребенок подсознательно начинает реализовывать, едва достигнув самостоятельности. Чтобы ребенок рос здоровым, сознательное отношение к собственному здоровью следует формировать в первую очередь у родителей.
Важным элементом семейного воспитания является физическое воспитание. Однако многие исследователи констатируют явно недостаточную активность родителей в физическом воспитании детей. Между тем семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Следовательно, возрождение традиций семейного физического воспитания в современных условиях имеет значение не только для улучшения здоровья подрастающего поколения, но и для укрепления семейных ценностей.
По мнению родителей, наиболее предпочитаемыми детьми видами деятельности во время пребывания дома являются подвижные игры (50%), занятия рисованием и лепкой (30%), пешие прогулки вместе с родителями (27%), прослушивание рассказов, сказок (26%), просмотр детских телевизионных передач (26%), конструирование (17%). Занятиям физическими упражнениями с родителями отводится лишь восьмое место (12%), что не вызывает оптимизма.
Опрос в форме беседы 100 детей в возрасте 4-7 лет показал, что наиболее предпочитаемым видом их деятельности во время пребывания дома является просмотр детских телепередач (видео). Установленный факт констатирует дефицит двигательной активности дошкольников во время их пребывания в домашних условиях, что служит одним из факторов, обусловливающих недостаточный уровень здоровья детей.
Часть родителей (37%) имеет возможность уделять внимание укреплению здоровья своего ребенка, по крайне мере, несколько раз в неделю, 28% - только в выходные дни, 27% - ежедневно, 4% - во время отпуска и лишь 4% респондентов указали, что вообще не имеют такой возможности. Основными причинами, мешающими родителям уделять внимание здоровью детей, являются: дефицит времени вследствие высокой профессиональной занятости (51%), отсутствие специальных знаний и умений (32%); 23% респондентов считают, что их ребенок и так достаточно здоров, 21%- указывают на недостаточный уровень материальной обеспеченности, 15% - признались в собственной инертности, лишь 6% родителей отметили, что не видят в этом смысла.
В такой ситуации, увеличить степень активности родителей возможно лишь при условии непрерывного организованного взаимодействия ДОУ и семьи.
Педагогическая гостинная
Основная часть.
I. Сообщение методиста ДОУ «Организация воспитательно–образовательного процесса в ДОУ».
II. Сообщение медсестры ДОУ «Оздоровительная работа в ДОУ».
III. Выступление педагога группы «Создание непрерывной системы воспитания, развития и оздоровления детей».
IV. Заполнение родителями анкеты «Паспорт семьи».
V. Детальное знакомство родителей с групповым__помещением под руководством педагога группы.
Заключение.
1. Вручение родителям памятки “Адаптация ребенка в ДОУ”
2.Обратная связь: “Предложения и пожелания родителей”.
Выставка литературы
Анкета
«Путь к здоровью, силе, бодрости»
Формы и виды | Регулярность применения | ||
Регулярно | Не регулярно | Вообще нет | |
Утренняя зарядка | |||
Закаливающие процедуры | |||
Пешие прогулки | |||
Лыжные прогулки | |||
Велосипедные прогулки | |||
Оздоровительный бег | |||
Плавание | |||
Спортивные игры | |||
Туризм | |||
Занятия в оздоровительных группах | |||
Релаксационная гимнастика | |||
Минутки покоя | |||
Минутки веселья | |||
Другое |
Газета «На пути к здоровью»
Консультация
Анкета
«Заботитесь о здоровье детей?»
Меры по укреплению здоровья детей | Регулярность применения | ||
Регулярно | Не регулярно | Вообще нет | |
Посещение врачей | |||
Прием лекарств | |||
Соблюдение режима дня | |||
Соблюдение гигиенических норм | |||
Занятия физическими упражнениями | |||
Правильное питание | |||
Прогулки на свежем воздухе | |||
Закаливание | |||
Немедикаментозные средства оздоровления (массаж и т. п.) | |||
Другое |
Конференция
Тема: «Гигиена детства»
Цель: Расширить знания родителей о детской гигиены. Привлечь внимание родителей к развитию гигиенических навыков у детей.
Участники: Заведующий, мед. работник ДОУ, педагоги, фельдшер детской поликлиники.
Вопросы освещения:
· «О чем следует знать родителям ребенка дошкольника».
· «Уход за волосами и гигиена полости рта».
· «Пользование туалетом и уход за половыми органами детей».
· «Формирование культурно-гигиенических навыков детей с использованием художественного слова».
Введение.Сообщение заведующего ДОУ «О чем следует знать родителям ребенка дошкольника».
Основная часть.
I. Выступление мед/работника ДОУ «Уход за волосами и гигиена полости рта».
II. Консультация фельдшера детской поликлиники «Пользование туалетом и уход за половыми органами детей».
III. Методические рекомендации воспитателей «Формирование культурно-гигиенических навыков детей в режиме дня с использованием художественного слова».
Заключение.Обратная связь:
- Формирования культурно – гигиенических навыков у детей в повседневной жизни.
- Взаимодействие ДОУ и семьи.
Листовка
Не забывайте о гигиене
Гигиена - наука о здоровье. Она разрабатывает научно обоснованные рекомендации, соблюдение которых создает наиболее благоприятные возможности для сохранения и укрепления здоровья, предупреждает возникновение болезней.
Задача родителей заключается в том, чтобы в соответствии с правилами гигиены постоянно обеспечивать благоприятные условия для роста и развития неокрепшего организма ребенка и подростка. Необходимо обращать внимание на чистоту мест, где занимаются, отдыхают и спят дети, на должную освещенность помещений и свежесть воздуха, а также на соответствии росту, силам детей и санитарным требованиям предметов домашнего обихода.
Чистота
Чистота помещения - одно из главных условий сохранения здоровья детей. Необходимо ежедневно тщательно убирать комнату (подметать пол влажной тряпкой, стирать пыль с мебели, мелких вещей, проветривать постельные принадлежности). Не менее важно следить за чистотой одежды и обуви.
Гигиенические требования к освещению
Солнечный свет благотворно влияет на жизнедеятельность организма, на обмен веществ. Недостаток солнечного света особенно губительно сказывается на детях: рост и развитие костей замедляются, появляются различные болезни. Не следует заставлять окна предметами, препятствующими проникновению естественного света в помещение. Место, где ребенок обычно играет, должно быть хорошо освещенным дневным светом.
Гигиена воздуха
В помещении, где живут, занимаются, играют и отдыхают дети, необходимо свежий, чистый воздух.
Окна в летнее время года надо держать раскрытыми. Зимой лучше на короткое время открывать их, чем долго держать открытой форточку или фрамугу. Не допускайте игр и других занятий детей на пыльных площадках, на лестничных клетках, в плохо проветриваемых коридорах!
Консультация
Руководство для взрослых.
Взрослый следит, чтобы упражнения выполнялись в соответствии с образцом (особенно после 3,5 лет), с сохранением правильного положения тела. Это важно для формирования осанки.
Чтобы движение приобрело размеренный, ритмичный характер, необходимо многократное повторение. Поэтому новые комплексы упражнений составляются на основе уже хорошо освоенных детьми движений. Для поддержания интереса детей к зарядке можно использовать бубен, музыкальное сопровождение, различные зрительные ориентиры- забавные коврики, обручи («домики»), а также раздаточный материал – погремушки, кубики.
Не рекомендуется вводить упражнения с палками, обручами, так как малышам тяжело удерживать эти предметы.
Папка - передвижка
Круглый стол
Консультация
Листовка
Консультация.
Тема: «Помогите ребенку укрепить здоровье! »
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Большинство детей дошкольного возраста имеют различные нарушения в психофизическом развитии.
Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов (в особенности внутриутробного развития, наследственная предрасположенность, социальные условия и др.). К наиболее значительным внешним факторам, определяющим развития ребенка, относится семейное воспитание. Родители имеют возможность развивать личность ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, которые знают лучше, чем кто-либо другой. Они несут ответственность за его физическое, нравственное, умственное, социальное воспитание и развитие. Они хотят видеть своих детей здоровыми, жизнерадостными, активными, сильными, умными.
Важнейшим условием воспитания здорового ребенка является двигательная активность (ДА), которая оказывает благоприятное воздействие на формирующийся организм. Двигательная активность детей 3-7 лет имеет ярко выраженные индивидуальные проявления, что определяется, прежде всего, индивидуально-типологическими особенностями нервной системы и физического развития, степенью самостоятельности ребенка и устойчивостью его интересов к определенным играм и физическим упражнениям. Достижение уровня ДА ребенка в семье во многом зависит от создания рационального двигательного режима, включающего организованную и самостоятельную двигательную деятельность. К организованной деятельности относится ежедневная утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на воздухе и в помещении, а также совместные с родителями прогулки на детской площадке, в парке, лесу.
Родителям следует позаботиться о создании физкультурно-игровой среды. Правильный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования способствуют развитию двигательной сферы ребенка, позволяют более полно удовлетворить его потребность в движении, формируют базовые умения и навыки, расширяют возможности использования разных видов упражнений. Так, лазанье по гимнастической стенке, канату, ходьба на лыжах, езда на самокате, велосипеде значительно увеличивают амплитуду движений, улучшают гибкость опорно-двигательного аппарата.
Упражнения с мячом, обручем, скакалкой, метание предметов в цель способствуют развитию быстроты двигательных реакций. Балансирование на крупном набивном мяче, катящемся цилиндре, ходьба по шнуру, палке и т. д., развивают координацию и ловкость. Прыжки на батуте, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, самокате, катание на санях с горок способствуют развитию ловкости и выносливости. Езда на велосипеде, роликах, коньках, ходьба на лыжах стимулируют развитие мышц ног.
С целью укрепления стопы и профилактики плоскостопия используются массажеры. Мелкие предметы (колечки, палочки, шарики для захвата их пальцами ног), ребристые доски. Формированию правильной осанки способствуют упражнения, выполняемые у стенки, с гимнастической палкой и другими предметами. Использование физкультурных пособий в подвижных играх помогает развивать восприятие пространства и времени, ориентировку в окружающей среде: ребенок определяет местоположение одних предметов по отношению к другим, а также по отношению к себе.
Физкультурные пособия углубляют интерес к различным упражнениям, особенно в необычных условиях, что благоприятно сказывается на состоянии здоровья, физическом и умственном развитии. Родители должны позаботиться о разнообразной физкультурно-игровой среде в домашних условиях. Поэтому дома, как бы ни было трудно, необходимо иметь достаточное количество оборудования и пособия для обеспечения благоприятного уровня двигательной активности. Одним из важных требований к отбору, является безопасность его использования - Устойчивость, Прочность. Для ребенка советуем приобрести какой-нибудь игровой комплекс или самим оборудовать физкультурный уголок.
Эффективным средством развития выносливости у детей является бег на воздухе. Бег должен доставлять радость, удовольствие. Важно постепенно вырабатывать у ребенка чувство скорости, регулировать темп в процессе совместной пробежки. После пробежки можно проводить упражнения на восстановление дыхания. Желательно не прекращать пробежки зимой, но при этом сокращать длину беговой дорожки. Вовлекайте своих детей в игры и упражнения направленные на развитие выносливости. Игровые упражнения в значительной мере помогают скорректировать нарушения в психофизическом развитии ребенка. Они укрепляют его веру в свои силы и возможности.
Папка – передвижка
Тема: «Ваш ребенок часто болеет ОРВИ... Как быть?»
Нет, сомнения, что частые «простудные» заболевания детей наносят семье не только моральный, но и экономический урон в связи необходимостью брать больничный лист по уходу за ребенком.
Острые заболевания верхних дыхательных путей (ОРВИ) вызываются вирусами, имеющими более 300 наименований. Отсюда возможность повторных заражений, каждое из которых опасно осложнениями. Заболевание передается от больного человека по воздуху, при кашле и чихании. Передаче инфекции способствует холодная погода, скопление детей в непроветриваемых помещениях, загрязнение атмосферы.
Симптомы: Заболевание всегда начинается внезапно, с повышением температуры тела, общего недомогания, вялости, а затем чихания и кашля.
Не следует возражать врачу если он направляет ребенка в больницу, так как у маленьких детей возможны грозные осложнения (отек дыхательных путей, остановка дыхания).
Как продолжить восстановление здоровья ребенка после выписки его из больницы?
Прежде всего, необходимо обследовать его в поликлинике для исключения заболеваний, способствующих ОРВИ: железодефицитная анемия, хронические воспалительные заболевания носоглотки, аллергия, нарушение иммунитета. После обследования, убедившись, что ребенок не имеет вышеперечисленных заболеваний, врач вместе с вами составляет план оздоровительных мероприятий.
Режим ребенка должен быть по возрасту с дневным и ночным сном на 1.5 - 2 часа длиннее обычного, с максимальным пребыванием на свежем воздухе. Используйте любую возможность для проведения выходных дней с ребенком в загородной зоне.
Вылечите себя и окружающих ребенка людей от заболеваний ушей, горла и носа - источников инфекции.
Приучайте ребенка к ежедневному проведению гигиенических процедур (чистка зубов, мытье ног, гигиенический комфортный душ без мытья головы).
Питание ребенка приспосабливайте к его вкусам, исключайте не любимые блюда. Старайтесь, чтобы в первую очередь он съел сыр, масло, мясо, творог. Первое блюдо можно уменьшить или исключить, что бы ребенок съел второе. Ко второму блюду прибавляйте лук, чеснок, содержащие фитонциды. Ежедневно давайте ребенку витамины («Ревит», «Ундевит», «Гексавит») по одной драже: через день дошкольнику. Хорошо употреблять настой шиповника, пивные дрожжи.
При повышенной возбудимости ребенка лекарственные сборы (например, пустырник, валериана, мята, шалфей, зверобой в равных пропорциях)- по одной столовой ложке. Столовую ложку сбора залить 1 стаканом воды. Настаивать можно в термосе. Пить по одной чайной ложке 3 раза в день ( если ребенку менее 3-х лет), дошкольникам по десертной ложке 2 раза в день. Курс -1-1.5 месяца. При кишечных расстройствах к этому сбору добавляйте ромашку, при диатезе - череду, при анемии – крапиву, боярышник.
Обучитесь приемам общего массажа.
С 2-х лет ребенку показан массаж грудной клетки в сочетании с элементами дыхательной гимнастики, тренировки носового дыхания.
Дыхательная гимнастика ребенку после 3-х лет:
· глубокий вдох – выдох через, нос с произношением звука «М», «Л»;
· вдох через нос короткими толчками;
· задержка дыхания под счет (до 8-10). Вдох через рот, выдох через нос;
· положить на ладонь легкую бумажку и сдувать ее, делая выдох, поочередно левой и правой ноздрей (рот плотно закрыт, ноздря прижимается пальцем);
· произношение с удлиненным выдохом «У», «А»;
· мыльные пузыри.
Закаливание ребенка потребует от вас терпения, но при настойчивости вы можете повысить устойчивость к простудным заболеваниям. Начинать закаливание лучше летом, проводить лучше систематически, постепенно увеличивая нагрузку и поддерживая у ребенка положительные эмоции. Хорошо закаливает полоскание рта, а после 5 лет и горла водой комнатной температуры. Для полоскания вместо воды можно использовать отвар подорожника, зверобоя, календулы (1 чайная ложка на стакан воды), раствор соды.
Если ребенок в семье или в детском учреждении встретился с гриппом или ОРВИ, то с целью профилактики можно смазывать носовые ходы оксолиновой мазью 1раз в день. При выборе средства профилактики посоветуйтесь с врачом.
Помните, что выполнение всех назначений и рекомендаций врача – залог здоровья вашего ребенка!
Листовка
Консультация
Конференция
Тема: «Закаливание ребенка»
Цель: Познакомить родителей с системой закаливающих мероприятий реализуемой в ДОУ. Вызвать у родителей интерес к процессу закаливания – как к ступени оздоровления ребенка.
Участники: Заведующий, мед/работник ДОУ, педагог, родители.
Оснащение:Комплект закаливания «Тропинка к здоровью».
Вопросы для освещения:
2. Закаливание как процесс.
3. Средства и методы закаливания.
4. Организация системы закаливания.
5. Противопоказания к закаливанию.
Введение.Выступление заведующей ДОУ «Закаливание как процесс».
Основная часть:
I. Сообщение методиста ДОУ «Средства и методы закаливания»
II. Рекомендации и практический показ педагога «Организация системы закаливания детей младшего дошкольного возраста педагогами ДОУ».
III. Сообщение старшей медсестры ДОУ «Противопоказания к закаливанию».
Заключение. Обратная связь:
· Возможность осуществления родителями системы закаливающих мероприятий с детьми в домашних условиях.
Газета «На пути к здоровью»
Массаж стоп
И.п.:ребенок лежит на спине, ногами к взрослому.
Выполнение. Возьмите левой рукой левую ногу ребенка так, чтобы голень легла между большим и указательным пальцами. Большим пальцем правой руки круговыми движениями энергично растираем ступни (указательный и средний пальцы лежат на наружной поверхности стопы).
Комплекс гимнастических упражнений
И.п.:сидя на гимнастической скамейке, стуле, полу; ноги вытянуты вперёд, руки свободно лежат на ногах, спина прямая.
1. «Здравствуйте - до свидания».Совершать движения стопами от себя - на себя (5-6 раз.)
2. «Поклонились».Согнуть и разогнуть пальцы ног (8-10 раз.)
3. «Большой палец поссорился со своими братьями».Двигать большими пальцами ног на себя, остальными от себя (3-4 раза.) Если не получается, можно помочь руками.
4. «Пальчики поссорились ,помирились».Развести носки ног в стороны, свести вместе (3 -4 раза.)
5. «Пяточки поссорились, помирились».Развести пятки в стороны, свести вместе (3-4 раза.)
6. «Гусеница пошла гулять». Стопы стоят на полу. Передвигать стопы вперёд, поджимая пальцы (2-3 раза.)
7. «Кружки». Ноги вытянуты. Совершать круговые движения стопами вовнутрь, затем наружу (5-6 раз.)
И.п.: сидя на коврике, руки в упоре сзади.
8. «Ёжик». Стопа опирается на массажный мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него (8-10 раз каждой стопой.)
9. «Перенеси мяч ногами».Массажный мячик лежит около ног справа. Захватить его стопами, поднять и переложить налево со словами: «Перекладываю мяч налево». Сделать то же упражнение в обратном направлении (4-6 раз.)
10. «Покажи ёжику солнце».Мячик зажат между стопами. Не сгибая коленей, поднять ноги, удерживать их в таком положении на счёт 1-3, опустить (8-10 раз.).
11. «Подними платки». Около каждой стопы лежит по носовому платку. Захватить их пальцами ног, ноги поднять и удерживать в таком положении на счёт 1-3, затем пальцы разжать, чтобы платки упали. Опустить ноги (6-8 раз.)
12. «Растяни ленточку».Около пальцев ног лежит ленточка. Захватить её концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны (3-4 раза.)
13. «Спрячь ленточку в домик».Поставив правую стопу на ленточку, по сигналу взрослого пальцами ноги подбирать ленточку под стопу. Повторить другой ногой.
И.п.: сидя на стуле.
14. «Нарисуй фигуру». Пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выкладывать фигуры (квадрат, треугольник, стрелку) и буквы (А, Г, К, Л, П).
И.п.:стоя.
15. Ходьба на носках с разным положением рук (вверх, в стороны, на плечах).
16. Ходьба на пятках, руки в замке на затылке.
17. «Мишка косолапый».Ходьба на внешней стороне стопы.
18. «Отправляемся в поход».Ходьба с выполнением различных движений, например «как цапля»: высоко поднимая колени, руки в стороны, приговаривая:
- Я цапля, цапля, цапля. Хожу, хожу, хожу.
На всех подружек сверху смотрю, смотрю, смотрю.
19. «Шагаем по канату».Пройти по ребристой доске босиком, руки в стороны.
И.п.:сидя на коврике.
20. «Султан».Сесть «по-турецки» (ноги крест-накрест, наружные края стоп опираются о пол), приговаривая: Я султан, я султан. Посмотри на мой кафтан. Встать, придерживаясь за опору или взрослого (дети старшего возраста могут это делать самостоятельно). Скрещенные ноги должны быть прямыми. Стоять надо на наружных краях стоп.
И.п.:стоя.
21. Ходьба по массажной дорожке:
а) по ребристой поверхности с узкими полосками - скользить ступнями, плотно прижимая их к дорожке;
б) по мягкой поверхности — прыгать на носках;
в) по колючей поверхности - переступать с пятки на носок;
г) по ребристой поверхности с широкими полосками — скользить ступнями, плотно прижимая их к дорожке.
22. Ходьба по гимнастическому бревну (высота от пола 5 см).
23. Ходьба по ребристой деревянной поверхности.
24. Ходьба по мягкому модулю («гусенице»).
Советы родителям.
1. Внимание стопам нужно уделять буквально с рождения. Тесные носки и ползунки недопустимы. Нежелательно детям до года надевать ботинки. Ребёнок не должен ни в коем случае донашивать чужую обувь. У детской обуви должен быть жёсткий задник, эластичная подошва, низкий устойчивый каблук.
2. Ребёнку необходимо как можно больше двигаться. Малоподвижный образ жизни приводит к общему ослаблению организма, недостаточному развитию кровеносной и дыхательной систем, нервному истощению, деформации скелета, плоскостопию.
3. Необходимо формировать привычку ставить ноги при ходьбе правильно (стопы параллельно). Для тренировки предлагайте ребёнку пройти по бортику тротуара (в безопасном месте), бревну, доске, верёвке.
Полезно ходить босиком по различным поверхностям.
Папка–передвижка
Тема: «Больше внимания осанке» ДД
Дошкольный возраст – период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большой степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы-разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела.
Отчего может нарушиться осанка? Таких причин много:
1. Мебель, не соответствующая возрасту, особенно когда ребенок долгое время проводит в вынужденной позе. Поэтому либо нужно всегда помнить о соответствии стульев и столов как в детском саду, так и дома, либо не мешать ребенку больше времени проводить в свободной позе (лежа на ковре), как это принято во многих зарубежных дошкольных учреждениях.
2. Постоянное придерживание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку.
3. Привычка ребенка стоять с опорой на одну и ту же ногу. Правильная ходьба та, при которой масса тела равномерно распределяется на обе ноги (способ проверки: поставьте ребенка на разные напольные весы так, чтобы одна нога была на одних весах, другая - на других, и посмотрите показания). О равномерном распределении массы тела можно говорить тогда, когда ступни при ходьбе параллельны. Вот почему воспитание правильной ходьбы – это помещение ребенка в такую ситуацию, когда ноги его окажутся параллельными, например ходьба по узким дорожкам, доскам, стесанному бревну. Если ребенок уже выполнял соответствующие упражнения и у него все в порядке с координацией, то он может спокойно пройти вдоль палки или вдоль веревки.
4. Неправильная поза во время сна, если ребенок спит, поджав ноги к животу, «калачиком», и пр. Неправильная поза при видении (наклонившись вперед, закинув руки за спинку стула, подложив под себя ногу).
Спать нужно на твердой постели, на которую ребенок будет опираться костными выступами, но мышцы при этом не должны быть в состоянии постоянного напряжения, поэтому нужен еще мягкий матрац и подушка. Лучше всего, если подушка находится между щекой и плечом, она может быть даже достаточно мягкой, но небольшой. Лучшая поза для сна – на спине, с разведенными в стороны руками, согнутыми в локтевых суставах.
5. Нару