Европейская культура ХХ века.
Главное достижение этого периода - успешное развитие художественной культуры. Главным направлением в искусстве Франции выступает реализм. В литературе его представляют такие великие имена: А.Франс, Р.Роллан, Р.Мартен дю Гар. Значительным явлением духовной жизни стало творчество писателей - экзистенциалистов А.Камю. Основные темы их произведений - свобода и ответственность, абсурдность бытия, одиночество. Значительных успехов достигла немецкая литература, благодаря творчеству Т.Манна, Э.М.Ремарка. Настоящий подъем переживает английская литература. На высоком уровне остается американская литература . Хотя традиционное реалистическое искусство занимало в духовной жизни западного общества значительное место, все-таки оно не находилось в центре общественного внимания. В этом отношении оно уступало модернизму и нарождавшемуся авангарду, которые все больше выходили на передний план. Модернизм при этом все больше трансформируется в авангард. Авангард явился прямым продолжением модернизма. Авангард - это модернизм, обращенный к обществу и науке, устремленный в будущее. Стиль “модерн” явился переходным течением от модернизма к авангарду. Экспрессионизм возник под влиянием предшествующих течений модернизма, и авангарда, а также восточного искусства. Первым произведением, написанным в духе экспрессионизма, можно считать картину норвежского художника Э.Мунка “Крик”.Кубизм - одно из главных течений авангардизма - возник под влиянием постимпрессионизма П.Сезанна и фовизма, а также африканской скульптуры. Его представители - П.Пикассо. Футуризм стал одним из самых радикальных вариантов авангардизма. Наибольшее распространение он получил в Италии его представителями были Ф.Маринетти; в России его представляли В.Маяковский. Сюрреализм (1924-1940) - последнее значительное течение европейского авангарда - возник под влиянием символизма, экспрессионизма и дадизма. Он получил широкое международное распространение. Сюрреализм опирается на иррационализм, концепцию бессознательного З.Фрейда. В целом первая половина XIX в. была отмечена дальнейшим усилением цивилизационного начала. Положение духовной культуры при этом становилось все более сложным.
Модернизм и постмодернизм.
Модерни́зм — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Модернизм был одним и з лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века он был подвергнут критике.
Модернизм в изобразительном искусстве
Модернизм — совокупность художественных направлений в искусстве второй половины девятнадцатого — середины двадцатого столетия. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были импрессионизм, модерн, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. А также более поздние течения — абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм. В узком смысле модернизм рассматривается как начало пересмотра классических традиций. В широком смысле модернизм — «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка.
Модернизм в архитектуре
Выражение «модернизм в архитектуре» употребляется часто как синоним термина «современная архитектура», но последний термин всё же шире. Модернизм в архитектуре охватывает творчество современной архитектуры и их последователей во временно́м промежутке с начала 1920-х годов и по 70-е—80-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции.
Основные представители архитектурного модернизма Вальтер Гропиус, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Алвар Аалто, а также некоторые другие.
Постмодернизм
Постмодернизм – культурология отрицает поиск каких-либо фундаментальных оснований отрицает стремление к некому тотальному смыслу. Отрицание концептуальности Тяготеют к изучению понятий: повседневность, языковые игры, реальность, дискурс
Постмодернизм - направление в архитектуре и искусстве развитых стран 2-й половины 1970-х - 1990-х гг. противопоставившее себя модернизму и претендующее на его замену, что отличает постмодернизм от существующего одновременно с ним "неоавангардизма" или "позднего модернизма". Постмодернизм усилил критику модернизма. Провозгласив идею возвращения искусства в рамки искусства, постмодернизм в поисках средств художественного языка открыто ориентируется на обыденные вкусы, взгляды и настроения массового сознания. Наиболее ярко постмодернизм выразил себя в архитектуре. С конца 1970-х гг. были построены общественные центры, окруженные ярко раскрашенными аркадами и колоннами введены новые, нетрадиционные материалы: анодированный алюминий, нержавеющая сталь, неоновые трубки и т. Интерьеры зданий обставляются громоздкой старомодной мебелью. В изобразительном искусстве с постмодернизмом обычно связывают направления, тяготеющие к предметно-натуральному художественному восприятию жизни.
Современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов. Художественные искания того времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму (зачастую это выливалось в отрицание через введение прямо противоположных модернизму принципов). Это выразилось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения. Можно сказать, что произошел сдвиг от объекта к процессу. Самыми заметными явлениями рубежа 60-х и 70-х годов можно назвать развитие минимализма. самым заметным явлением середины 70-х стал феминизм в искусстве, а также нарастане активности этнических меньшинств (1980-е) и социальных групп.
36. Русские мыслители о противоречиях русской культуры и менталитета (Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, И.А. Ильин, Г.П. Федотов)
Национальным менталитетом культуры называются такие глубинные структуры, которые определяют на протяжении длительного времени ее этническое или национальное своеобразие. Более того, менталитет национальной культуры, даже претерпевая некоторые изменения в ходе историй, все же остается в своей основе постоянным. Так, национальное своеобразие русской культуры узнаваемо и на стадии Крещения Руси, и в период монголо-татарского ига, и в царствование Ивана Грозного, и во время петровских реформ, и при жизни Пушкина, и в "серебряный век", и при советской власти, и в эмиграции, и на современном этапе развития России.
Определенную роль в формировании менталитета национальной культуры играют природные факторы. Стабильная противоречивость русской культуры, порождающая, с одной стороны, повышенный динамизм ее саморазвития, с другой, — периодически обостряющуюся конфликтность. внутренне присущую самой культуре; составляет ее органическое своеобразие, типологическую особенность и называется исследователями бинарностыо (с лат. двойственность). Бинарность в строении русской культуры — несомненный результат "пограничного" геополитического положения Руси-России между Востоком и Западом и приобретенного в течение многих веков столкновения и взаимопроникновения черт той и другой "суперцивилизаций". Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное".
Прав был Бердяев, выделяя в российской история "пять разных России" — как пять разных культурно-исторических типов или стилей культуры: Киевская Русь,- монголо-татарская Русь, московское царство,петербургско-императорская (послепетровская) Россия и Россия советская. Однако сегодня очевидно, что и эти пять не исчерпывают российской истории: наряду с советской Россией была и русская эмиграция (русское зарубежье); начиная с 1991 г., мы ведем отсчет посттоталитарной истории России; да и эпоха "серебряного века" (рубежа XIX — начала XX вв.) — в том числе и по представлениям самого Бердяева, составляла особый тип культуры, отличный от культуры императорской России. Если же добавить к перечисленным Россиям еще Русь дохристианскую, языческую, существовавшую, пусть и весьма аморфно, до Киевской Руси, то мы насчитаем уже девять разных культурно-исторических парадигм в истории отечественной культуры, что чрезвычайно много для одной культуры, даже прожившей более 11 веков (истоки языческой Руси теряются в доисторической глубине и не могут быть датированы с какой-либо определенностью).
Менталитет русской культуры исторически закономерно складывался как сложный, дисгармоничный, неустойчивый баланс сил интеграции и дифференциации противоречивых тенденций национально-исторического бытия русского народа, как то социокультурное равновесие (нередко на грани национальной катастрофы или в связи с приближающейся ее опасностью), которое заявляло о себе в наиболее решающие, кризисные моменты истории России и способствовало выживанию русской культуры в предельно трудных для нее, а подчас, казалось бы, просто невозможных общественно-исторических условиях и обыденных обстоятельствах как высокая адаптивность русской культуры к любым, в том числе прямо "антикультурным"' факторам ее более чем тысячелетней истории.
Характерной особенностью русской культуры с её "двоецентрием" является то обстоятельство, что ее основу суть, глубинный смысл составляют не отдельно два противоположно заряженных "ядра", сопряженных между собой в одно неразрывное целое, а самое их сопряжение, непрерывно меняющееся, как бы "мерцающее" отношение двух "центров", "полюсов", являющих собой абсолютные смысловые противоположности. В этом отношении чрезвычайно красноречивы символические заглавия известных произведений русской литературы, объединяющих в едином целом взаимоисключающие понятия: "Мёртвые души", "Живые мощи", "Отцы и дети", "Преступление и наказание". "Война и мир". "Былое и думы", "Живой труп", "Христос и Антихрист", "Поэт и толпа", "Поэт и гражданин", "Поднятая целина", "Жизнь и судьба".