Общая характеристика Восточного типа культуры.
Западная культура нацелена вовне, тогда как для восточной культуры характерна погруженность во внутренний мир человека. Многие восточные мыслители были убеждены в том, что усовершенствовать мир можно лишь обретя цельность и гармонию в самом себе. Если западная культура пошла по пути создания техники и технологий, опосредующих отношения с природой, то для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом.
Своеобразие восточной истории лучше всего постигается через сравнение восточных и западных государств, способов их происхождения и их отношения к человеческой индивидуальности и свободе. В западной истории государство возникает как следствие выделения человеческих индивидуальностей с их жаждой власти и собственности. Государство Запада — это форма социального осуществления свободы. Оно создавалось как ответ на своевольные проявления свободы, но оно же и защищало свободу своих граждан. В основе древневосточного государства лежит идеал абсолютного единства, отрицающий проявление индивидуальности и свободы человека. В этом и состоит духовная суть восточной деспотии.
Характерные черты культуры древнего Востока:
· Низкий уровень культурной подвижности, не склонны к изменчивости.
· Она очень традиционна и ориентирована на прошлое.
· Ключевые позиции занимают мудрость и глубокий смысл.
· Более чуткое отношение к подсознательному, невыраженному.
· Восприятие вещей и объектов как одно в другом.
· Культ предков. Не было конфликта отцов и детей.
Культура Древнего Египта и Месопотамии.
Культура Месопотамии.
На Древнем Ближнем Востоке была выработана мифологическая концепция жесткого детерминизма (Детерминизм " - учение о том, что все происходящие в мире события, включая весь ход человеческой жизни, определены со стороны Бога) человеческой жизни. Вместе с тем, в отличие от древнеегипетской мифологии в мифологии культур Двуречья известны мифы о Золотом веке человечества и райской жизни, вошедшие затем в состав религиозных представлений народов Передней Азии и библейской мифологической литературы. В рамках культуры Двуречья человек делает попытку нравственно преодолеть смерть, осуществляет бунт против смерти.
Другой проблемой месопотамской культуры является правомерность смерти, которая представляет собой зло и есть, по существу, высшее наказание. Основная идея эпоса — мечта о вечной славе, заменившая мечту о бессмертии, во имя чего совершались великие подвиги. Эпос представляет собой гимн славным деяниям человека. В нем проводится мысль о том, что смерть — это зло, но она не может перечеркнуть ценность жизни. Человеческая жизнь по сути своей прекрасна, и это проявляется во всех сторонах обыденной жизни, в радости победы, в любви к женщине, в дружбе. Смерть же знаменует конец жизненного пути индивида. Более того, она как бы стимулирует человека жить мудро и осмысленно, чтобы оставить о себе память в сердцах людей (поэма о Гильгамеше).
В шумерской цивилизации уже были заложены начала науки, которая, будучи вписанной в религиозное мировоззрение, подчинялось ей.
Специфика научного освоения мира в рамках шумерской и других цивилизаций Древней Месопотамии обусловлена и способом мышления, принципиально отличавшимся от современного способа мышления, выработанного европейской культурой. Постижение мира основывалось, прежде всего, на аналогиях из жизни людей, а не на рациональном исследовании самого мираДревний
Египет.
Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории древнего Египта – и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической, военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение. Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом. Поэтому живым надо было позаботиться, чтобы тело умершего было сохранено. Средством для этого было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела. Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальнице – пирамиде.
Пирамиды строились для фараонов и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только фараон или вельможа, обладал вечной жизненной силой, т.е. бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Однако тела бедняков не бальзамировались, т.к. это было слишком дорого. Их просто заворачивали в циновки и сваливали в рвы на окраине кладбищ.
Пирамиды сооружали не рабы, а крестьяне в период наводнений и засухи, когда они были свободны от полевых работ. Работа на постройке пирамиды была религиозной обязательностью. В системе заупокойных представлений все заметней становится этический элемент религиозной культуры египтян.
Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозной культе Египта: египтяне считали, что фараон – это живое подобие Солнца (Ра) и после смерти плавает по небосводу на солнечной ладье днем и на лунной ладье ночью.
Боги в изображении древних египтян – это существа с человеческим телом и головами животных. Их божественность изображается через образы существ, населяющих священную природу.
Культура Индии.
Общество древней Индии делилось на касты ("варны"). Принадлежность к касте обусловливалась рождением человека и наследовалась. Представители каждой касты занимались из поколения в поколение одной и той же профессией, поклонялись одним и тем же богам, строго исполняли установленные правила по отношению друг к другу и членам других каст. Наиболее почетное место в обществе занимали, брахманы, выполнявшие жреческие обязанности, как знающие священное учение.Положение шудр в древнеиндийском обществе было очень тяжелым. Им не полагалось ничего, кроме непосильной каждодневной работы и смиренного служения "дважды рожденным"
Индийцы верили в переселение душ. Страдания не заканчивались со смертью, душа обретала новую жизнь, возрождаясь в другом теле и потеряв память о прежнем воплощении. Важная особенность индийских религий – их интровертивность, т. е. явственная обращенность вовнутрь, акцент на индивидуальный поиск, на стремление и возможности личности найти собственный путь к цели, спасение и освобождение для себя.
Буддизм.
Мир виделся мудрецам как нескончаемая цепь страданий и воплощений, и сотни аскетов-отшельников уходили в леса, стремясь через самоограничение и истязание плоти внутренне вырваться из удручающих пут жизни. .Если весь чувственный мир — мир страстей и привязанностей — есть лишь порабощающее человека наваждение, то надо внутренне вырваться из него, освободиться из-под власти кармы, обрекающей на все новые и новые рождения. М хотя для этого мудрый должен отказаться от своих чувств, сама буддийская проповедь бесстрастия была исполнена подлинной страсти. Только эта страсть не привязывала человека к миру, а, напротив, вырывала из него, уничтожая истоки всякой привязанности. Цель разорвать круг сансары, достижение нирваны – блаженной пустоты абсолютного покоя.
Веды.
Веды представляют собой разновременные собрания текстов, которые распадаются на четыре основных сборника (самхиты). Древнейшим из них считается книга гимнов - Ригведа. К ней примыкают также древние сборники молитвенных заклинаний и обрядов Самаведа (извлечение из тех же гимнов) и Яджурведа (книга поклонения). Ведическая религия- комплекс культовых действий, представлений о богах и связанных с ними религиозно-философских представлений, по-видимому, доклассового общества Индии, получивших отражение в Ведах. Ведическая религия не представляет собой целостной системы, поскольку различные ее части и элементы возникали на протяжении мн. столетий, предшествовавших периоду создания самхит (вероятно, 9–7 вв. до н.э.). Основными объектами почитания и культовых действий в Ведической религии были боги и божества.
Индуизм.
Индуизм охватывает широкое многообразие верований и обрядов. В отличие от христианства или ислама, у индуизма не было своего основателя, чье учение распространялось бы последователями. Судьба души в каждой новой жизни зависит от ее поведения в прежних воплощениях. Закон кармы гласит: никакой грех не остается без наказания, никакая добродетель – без награды; если человек не получил заслуженной кары или награды в этой жизни, он получит их в одной из последующих. Поведение человека определяет более высокий или низкий статус последующего воплощения, от него самого зависит, родится ли он в дальнейшем человеком, богом или, допустим, ничтожным насекомым. В индуизме насчитываются сотни божеств, от мелких божков местного значения, до великих богов, чьи деяния знают в каждой индийской семье. Наиболее известны Вишну; Рама и Кришна, две формы или инкарнации Вишну; Сива (Шива); и бог-творец Брахма.
Культура Китая.
Конфуцианство- этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае, спустя 300 лет после смерти Конфуция. Учение конфуцианство оказало огромное влияние на развитие всей духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Основы Конфуцианства были заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием и затем развиты его учениками и последователями. Главными в Конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь ("гуманность") - высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путём нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли ("этикета") - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т. д.
Даосизм. В основе учения даосизма лежит принцип дао, который буквально переводится как "путь", "дорога". Дао – начало всех начал, «нерожденное, которое порождает все сущее». Досизм учит ,что жить в соответствии с Дао – это покорно следовать потоку жизни, не сопротивляясь ему. Другим принципом даосизма является у вэй, который зачастую определяется словом "пассивность" или понятием "плыть по течению". Основателем считается Лао Цзы.
Легизм. Основа доктрины Л. — учение о безусловном главенстве юридического закона (фа) в жизни roc-ва и общества. Творцом законов может быть только правитель. Его концепция закона включала в себя 1) систему наказаний и поощрений как основу воспитания народа в духе преданности правителю и 2) систему присвоения рангов знатности и назначения на должности (взамен традиционной системы их наследования). Систему строгих наказаний за нарушение приказов правителя независимо от тяжести преступления Шан Ян считал источником «силы и добродетели». Весомым дополнением этой политики он рассматривал также доносы и взаимную слежку, названные им «системой взаимной ответственности».
Важным элементом социальной теории Шан Яна был тезис о необходимости «ослабления народа», превращении его в безропотное, послушное орудие воли правителя. «Государство может достичь спокойствия благодаря земледелию и войне», — утверждал он. В основе этого тезиса Шан Яна лежала его убежденность в том, что мораль, традиции и культура несовместимы с природой человека — его врожденным стремлением к выгоде.