Психотехника самосовершенствования
Юмористического состояния
И состояния благодушия
Þ Сведения к размышлению!
Дорогие друзья!
Мы начинаем осваивать психотехнику формирования сложных оптимистических состояний, которые способны автоматически регулировать отношение человека к окружающей действительности и к себе, восприятие и реакции на отрицательные факторы.
В основе этих оптимистических состояний лежит комплекс психологических установок на восприятие и реагирование, который предопределяет жизненную позицию человека.
Рассмотрим набор этих установок для каждого состояния.
1 ÞДля состояния благодушия характерны следующие установки:
§ установка рассудочного восприятия отрицательных факторов и радостного восприятия положительных;
§ установка поиска приятных элементов в палитре отрицательных факторов;
§ установка на «переворачивание» значения фактора и превращения отрицательного фактора в положительный.
Первые две установки вами были усвоены на предыдущих занятиях. Последняя установка для вас является новой.
Давайте проанализируем, что она собой представляет, и как её формировать.
2 ÞУстановка на «переворачивание» значения фактора похожа на установку поиска положительных элементов в отрицательных факторах, однако, строится на более радикальном переосмыслении сути самого фактора.
Смысл этой установки заключается в том, что если невозможно изменить ситуацию и убрать отрицательный фактор, то следует принять его как положительный.
В процессе такой переоценки в роли положительных элементов, на которые следует ориентироваться, выступает не сам отрицательный фактор, а его последствия и побочные действия, которые могут иметь безусловное положительное значение.
Ни в коем случае не нужно обманывать себя, говоря себе, что черное это белое, поскольку вы точно знаете, что черное – это черное. Самообман не дает положительного результата.
Гораздо эффективнее перенесение внимания с отрицательного фактора на его влияния на косвенные, побочные эффекты, которые он вызывает, и поиск среди этих явлений по-настоящему положительных проявлений.
Например, вы оступились и вывихнули ногу. Если вы благодушно настроены, то вы начнете радоваться тому, что нога только вывихнута, а не сломана.
Что толку страдать от того что болит нога и трудно ступить на неё, и терзаться из-за того, что вы не можете выполнить целый ряд дел из-за этого несчастья?
Эти отрицательные переживания ни на йоту не улучшат вашего положения, а уже случившееся несчастье усугубит развитием отрицательных переживаний и испорченным надолго настроением.
3 ÞГораздо полезнее для здоровья отнестись к случившемуся философски, то есть благодушно. Вы начинаете поиск положительных проявлений в случившемся, и замечаете, что если бы вы немного резче двигались, то был бы не вывих, а перелом ноги. А это намного больше осложнило бы вашу жизнь. Значит, вам повезло. Вы отделались сравнительно маленькими неприятностями. Есть повод радоваться этому событию и даже запеть.
Вот как сработала установка на «переворачивание» отношения к отрицательному событию.
Теперь, если вы объедините все три названные психологические установки на отношение к отрицательным факторам, и реагирование на них, то обратите внимание, что эти установки в комплексе совершенно изменяют отношение человека к окружающей действительности и к событиям, в ней происходящим. Это означает, что у вас формируется особая жизненная позиция, совершенно отличная от позиции людей, у которых таких установок нет.
Такая позиция настраивает человека на автоматические отбрасывание от себя любых отрицательных факторов, и благодушное реагирование на них.
При такой позиции нет необходимости в специальных волевых усилиях для психологической защиты от отрицательных факторов. Психологическая защита определяется самой позицией.
Отработка навыков формирования состояния благодушия может быть осуществлена на базе психотехники, представленной в упражнениях.
Þ Выполните следующие творческие задания.
Þ Упражнение № 1.
Техника состояния благодушия. Познакомьтесь с ведущими этапами этой техники и подумайте, какими формулами самопрограммирования вы могли бы её дополнить.
1 Þ Подготовка к сеансу.
Сядьте удобно. Расслабьтесь. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем внутреннем мире. Сформируйте состояние бесстрастия. Сформируйте состояние безмыслия. Отдохните несколько минут.
Прочувствуйте, что вы полностью готовы к проведению тренировки.
2 Þ Формирование установки рассудочного восприятия отрицательных факторов.
Представьте себе любую ситуацию, в которой происходит неприятное для вас событие. Вообразите и прочувствуйте: вы воспринимаете эти события бесстрастно, только рассудком. Подумайте, можно ли уйти от этих событий?
Если это невозможно, начинаем поиск приятных элементов среди этих отрицательных факторов.
Внимательно изучите ситуацию. Выявите в этой ситуации некоторые положительные явления. Перестаньте обращать внимание на отрицательные факторы. Полностью сосредоточьтесь на восприятии положительных факторов.
Сконцентрируйте на них все свое внимание. Почувствуйте: эти факторы начинают вызывать у вас переживания удовольствия.
Ваше отношение к ситуации начинает меняться. Если вы внимательно к ней присмотритесь, то те отрицательные факторы, которые воздействуют на вас, могут приобрести положительное значение.
Обдумайте ситуацию, в которую вы попали. Представьте себе, какая могла бы быть ситуация, если бы дело приобрело более сложный оборот. Подумайте, какие плохие последствия это могло бы для вас вызвать. С этой позиции оцените ситуацию по-новому.
Обратите внимание: все не так плохо. Наоборот, все отлично! Прочувствуйте это. Ситуация приобрела совершенно другой характер.
3 ÞПрисвоение качества с помощью перевоплощения в героя.
Для того чтобы закрепить такую реакцию на уровне автоматизма, давайте попробуем вообразить человека, обладающего непробиваемым благодушием, которому вы хотели бы подражать, и способности которого вы хотели бы присвоить себе.
А теперь вообразите ситуацию, как этого человека пытаются вывести из себя ряд ваших знакомых и вы сами.
Мысленно представьте себе, как вы пытаетесь «пробить» его, но на все ваши ухищрения он отвечает шуткой, улыбкой, а иногда и довольно болезненными репликами, бьющими не в бровь, а в глаз.
Он смеется над вами, он издевается над вами, он делает это весело и игриво.
Вы начинаете понимать, что вам с ним не справиться. Вы начинаете завидовать ему. Вам хочется приобрести такую же психологическую защиту и достичь состояния благодушия.
Вы вспоминаете, что владеете приемами перевоплощения. Это значит, что вы можете представить себя этим человеком и перевоплотиться в него. Перевоплотившись, вы приобретаете способность благодушно воспринимать окружающую вас действительность, относиться ко всему спокойно и весело.
Попробуйте перевоплотиться в вашего героя. Вообразите, что вы приближаетесь к этому человеку. Вы встали рядом с ним. Сделайте шаг и войдите в него, превратитесь в него. Почувствуйте, что его руки стали вашими руками, его тело – вашим телом, его жизненная позиция стала вашей жизненной позицией.
Прочувствуйте, как в вас пробуждается и оживает состояние благодушия.
Все отрицательные факторы жизни вы воспринимаете только рассудком. В трудной ситуации вы легко находите положительные явления и получаете от них удовольствие. Анализируя трудную ситуацию и связанные с ней отрицательные факторы, вы легко представляете себе, что эта ситуация могла быть намного хуже, и тогда возникшая ситуация вами воспринимается как приятная. Поэтому вы спокойно и весело реагируете на все, что с вами происходит в этой ситуации.
Почувствуйте, как вам становится весело и спокойно. Эта реакция сильнее вас. Она возникает сама по себе, автоматически, ее не нужно специально вызывать.
Представьте себе, что вас пытаются вывести из себя. Почувствуйте, что вас это невольно смешит. Вы с интересом наблюдаете за этими попытками. Вы воспринимаете это как забавную игру. Вам хочется выиграть эту игру. Вы спокойно и благодушно начинаете шутить, отвечая на усилия ваших противников.
Обратите внимание на то, что вам теперь смешно вспоминать о тех факторах, которые вызывали у вас раньше неприятные переживания. Вы чувствуете глупость и вздорность ваших прежних реакций на них. Вам становится смешно от того, как вы раньше могли принимать их всерьез и переживать.
Вы настроены благодушно на восприятие любых жизненных невзгод.
Почувствуйте, что эти установки закрепились у вас, и они будут автоматически действовать после завершения тренировки.
Þ Ответьте на вопросы!
Вы познакомились с ведущими этапами техники формирования состояния благодушия. Отвечая на контрольные вопросы, подумайте, какими формулами самопрограммирования вы могли бы их дополнить.
1 ÞКакие вы увидели особенности этапа подготовки к сеансу?
2 Þ Опишите алгоритм этапа формирования установки рассудочного восприятия отрицательных факторов. Какие дополнительные формулы самопрограммирования вы подготовите для себя?
3 Þ Опишите алгоритм этапа присвоения качества с помощью перевоплощения в героя. Какие дополнительные формулы самопрограммирования вы подготовите для себя?
Þ Упражнение № 2.
Техника состояния юмористического восприятия действительности. Познакомьтесь с ведущими этапами этой техники и подумайте, какими формулами самопрограммирования вы могли бы её дополнить.
Состояние юмористического восприятия по своей структуре очень близко к состоянию благодушия и основывается на нём.
1 ÞПомимо трех уже известных установок, в этом состоянии добавляется четвертая. Это установка поиска смешного во всех событиях отрицательной ситуации с потребностью вышучивать как саму ситуацию, так и себя.
Трудностью в развитии этого состояния является пробуждение чувства юмора.
Говоря о чувстве юмора, мы не будем давать его определение, поскольку это явление многогранно. Мы лишь акцентируем ваше внимание на том, что в основе чувства юмора лежит понимание комичности той или иной ситуации и умение эту комичность показать окружающим.
Когда у вас вырабатывается привычка видеть комичное в окружающей вас действительности и в самом себе, и вы научились преподносить эти проявления как комическое другим людям, вы становитесь юмористом.
2 ÞТренинг формирования состояния юмористического восприятия строится по тем же методическим правилам, которые вам были продемонстрированы в первом упражнении.
К ним добавляются только приёмы поиска комичного и демонстрация юмора ситуации себе и окружающим.
Поэтому предлагаемое вам второе упражнение следует рассматривать как своеобразную тренировку с добавлением элементов комического.
3 ÞСядьте удобно. Расслабьтесь. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем внутреннем мире. Сформируйте состояние бесстрастия. Сформируйте состояние безмыслия. Прочувствуйте, что вы полностью готовы к проведению тренировки.
Сформируем установку рассудочного восприятия отрицательных факторов. Представьте себе любую ситуацию, в которой происходит неприятное для вас событие. Вообразите и прочувствуйте: вы воспринимаете эти события бесстрастно, только рассудком.
Подумайте, можно ли уйти от этих событий?
4 ÞЕсли это невозможно, начинаем поиск приятных элементов среди этих отрицательных факторов.
Внимательно изучите ситуацию. Выявите в этой ситуации некоторые положительные явления. Перестаньте обращать внимание на отрицательные факторы. Полностью сосредоточьтесь на восприятии положительных факторов. Сконцентрируйте на них все свое внимание.
Почувствуйте: эти факторы начинают вызывать у вас переживания удовольствия. Ваше отношение к ситуации начинает меняться. Если вы внимательно к ней присмотритесь, то те отрицательные факторы, которые воздействуют на вас, могут приобрести положительное значение.
Обдумайте ситуацию, в которую вы попали. Представьте себе, какая могла бы быть ситуация, если бы дело приобрело более сложный оборот.
Подумайте, какие плохие последствия это могло бы для вас вызвать. С этой позиции оцените ситуацию по-новому. Обратите внимание: все не так плохо. Наоборот, все отлично! Прочувствуйте это. Ситуация приобрела совершенно другой характер.
5 ÞАктивизируйте в себе чувство юмора. Почувствуйте, что вы легко находите комичное в окружающей вас действительности.
Проанализируйте еще раз ситуацию. Вы воспринимаете ситуацию легко и благожелательно, но если захотеть, то в ней можно найти много комичного.
Попробуйте найти смешное и комичное в том, что с вами происходит, и в вашем поведении. Найдите такие элементы и прочувствуйте их комичность.
Теперь ситуация вам уже кажется юмористической. Вы готовы посмеяться над выявленной вами комичностью вместе с окружающими. Попробуйте объяснить им комичность ситуации так, чтобы они ее прочувствовали и повеселились вместе с вами.
У вас сформировалось состояние юмористического восприятия отрицательных факторов. В этом состоянии вы автоматически защищены от самых разнообразных отрицательных воздействий в любых сложных ситуациях. Прочувствуйте это.
6 ÞДля того чтобы закрепить такую реакцию на уровне автоматизма, давайте попробуем вообразить человека, обладающего хорошо развитым чувством юмора, которому вы хотели бы подражать, и способности которого вы хотели бы присвоить себе.
А теперь вообразите ситуацию, как этого человека пытаются вывести из себя ряд ваших знакомых и вы сами. Мысленно представьте себе, как вы пытаетесь «пробить» его, но на все ваши ухищрения он отвечает шуткой, улыбкой, а иногда и довольно болезненными репликами, бьющими не в бровь, а в глаз.
Он смеется над вами, он издевается над вами, он делает это весело и игриво. Вы начинаете понимать, что вам с ним не справиться. Вы начинаете завидовать ему.
Вам хочется приобрести такую же психологическую защиту и достичь состояния юмористического восприятия.
Вы вспоминаете, что владеете приёмами перевоплощения. Это значит, что вы можете представить себя этим человеком и перевоплотиться в него.
Перевоплотившись, вы приобретаете способность с юмором воспринимать окружающую вас действительность, относиться ко всему спокойно и весело.
Попробуйте перевоплотиться в вашего героя. Вообразите, что вы приближаетесь к этому человеку. Вы встали рядом с ним. Сделайте шаг и войдите в него, превратитесь в него.
Почувствуйте, что его руки стали вашими руками, его тело – вашим телом, его жизненная позиция стала вашей жизненной позицией.
Прочувствуйте, как в вас пробуждается и оживает состояние юмористического восприятия действительности. Все отрицательные факторы жизни вы воспринимаете только рассудком. В трудной ситуации вы легко находите положительные явления и получаете от них удовольствие.
Анализируя трудную ситуацию и связанные с ней отрицательные факторы, вы легко представляете себе, что эта ситуация могла быть намного хуже, и тогда возникшая ситуация вами воспринимается как приятная. Поэтому вы спокойно и весело реагируете на все, что с вами происходит в этой ситуации. Вы легко находите смешное и комичное во всем, что с вами происходит в этой ситуации.
Вам нравится, и вы с удовольствием стремитесь показать комичность происходящего окружающим.
Почувствуйте, как вам становится смешно и весело.
Эта реакция сильнее вас. Она возникает сама по себе, автоматически, ее не нужно специально вызывать.
Представьте себе, что вас пытаются вывести из себя. Почувствуйте, что вас это невольно смешит. Вы с интересом наблюдаете за этими попытками. Вы находите элементы комичного в возникшей ситуации. Вы воспринимаете это как забавную игру. Вам хочется выиграть эту игру. Вы начинаете шутить, отвечая на усилия ваших противников.
Обратите внимание на то, что вам теперь смешно вспоминать о тех факторах, которые вызывали у вас раньше неприятные переживания.
Вы чувствуете глупость и вздорность ваших прежних реакций на них. Вам становится смешно от того, как вы раньше могли принимать их всерьез и переживать. Вы настроены на юмористическое восприятие любых жизненных невзгод.
Почувствуйте, что эти установки закрепились у вас, и они будут автоматически действовать после завершения тренировки.
Þ Ответьте на вопросы!
Вы познакомились с ведущими этапами техники формирования состояния благодушия. Отвечая на контрольные вопросы, подумайте, какими формулами самопрограммирования вы могли бы их дополнить.
1 ÞКакая новая установка была добавлена к сеансу?
2ÞОпишите алгоритм этапа формирования состояния юмористического восприятия.Какиедополнения вы хотите внести в этот текст?
3 ÞОпишите алгоритм этапа формирования установки рассудочного восприятия отрицательных факторов. Какие дополнительные формулы самопрограммирования вы подготовите для себя?
4 ÞОпишите алгоритм приёма «перевёртывания» ситуации и введите свои тренинговые ситуации.
5 ÞОпишите алгоритм тренинга чувства юмора.Сформулируйте свои формулыформирования состояние юмористического восприятия отрицательных факторов.
6 ÞОпишите алгоритм этапа присвоения качества с помощью перевоплощения в героя. Какие дополнительные формулы самопрограммирования вы подготовите для себя?