К радостному реагированию на

Обыденные факторы

К радостному реагированию на - student2.ru К радостному реагированию на - student2.ru

Þ Выполните следующие творческие за­дания.

Þ Упражнение № 1.

Радость утреннего пробуждения

Если Вы не больны, не переутомились, и Вам удалось нормально поспать, неизбежно имеются все предпосылки к тому, чтобы получить удовольствие от пробуждения. Для этого нужно освоить следую­щие правила и алгоритм действий:

§ не ленитесь радоваться и побыстрее перево­дите себя из нейтрального в радостное состояние;

§ почувствуйте удовольствие от расслабленного тела, от неги и активно понежитесь в постели, выбирая и умственно усиливая ощущения удовольствия;

§ вспомните что-нибудь смешное, что было у Вас за вчерашний вечер;

§ сосредоточьтесь на лице, примите мимику радо­сти и удовольствия и юморного реагирования;

§ побудьте в этом состоянии не менее 2-5 минут и только тогда вставайте с постели.

Возьмите за привычку применять эту психотехнику пробуждения, и она сформирует у Вас очень хорошую исходную установку на последующий день.

Þ К радостному реагированию на - student2.ru Упражнение № 2.

Радость водных процедур

К радостному реагированию на - student2.ru Следующим естественным психофизиологиче­ским удовольствием являются водные процедуры. К ним можно относиться нейтрально, а нужно максимально коры­стно их использовать и полу­чить физическое удовольствие от этого. Дл этого следует со­средото­читься на тех естест­венных приятных ощущениях от воды и, умственно усили­вая ощущения удовольст­вия, постараться насладиться этими ощущениями. Ис­кусство наслаждения – важнейший элемент тех­ники радостной впечатлительности. Поэтому эту технику следует специально формировать.

Техника наслаждения заключается в следующем:

§ представьте возможное приятное ощущение;

§ найдите его и сосредоточьтесь на нём;

§ начинайте «балдеть»;

§ умственно усильте это состояние и продолжайте «балдеть» не менее 1-3 минут;

§ ощутите прилив радости по всему телу.

Взятая за привычку, техника наслаждения водными процедурами усиливает исходную установку жизнера­достного восприятия действительности.

Если в процессе принятия водной процедуры воз­никли мелкие неприятности, скажем, что-то случилось с краном, упало мыло и т.д., найдите смешное в этом событии и попробуйте сочинить юмористическую реп­лику по этому поводу.

Þ К радостному реагированию на - student2.ru Упражнение № 3.

Удовольствие от вкуса пищи

Тренинг вкусовых наслаждений

Помните, что с завтраком не следует торопиться, как бы Вы не спешили. Еда также является естествен­ным фактором, дающим много ощущений удовольст­вия, нужно только уметь их находить, усиливать и «балдеть». Не следует бояться, что Вы переедите и растолстеете. При правильно освоенной технике на­слаждения пищей можно есть очень мало, но полу­чать от этого много приятных впечатлений.

Каковы правила получения удовольствия от пищи?

Помните, что в искусстве наслаждения пищей важно не её количество, а разнообразие вкусовой палитры.

Вы можете положить на тарелку десяток различных по вкусу кусочков пищи, как это делают японцы, и за­ниматься выделением в своих ощущениях самых раз­нообразных вкусовых оттенков, умственно усиливать их, сравнивать по полученным впечатлениям, экспери­ментировать и «балдеть» от процесса. Важно находить в этом массу юмористических ситуаций и делать юмо­ристические выводы. Такой процесс называется тре­нингом вкусовых наслаждений, и он как своеобраз­ный вкусовой спорт может довольно сильно увлечь. Его можно предложить друзьям и обмениваться с ними вкусовыми впечатлениями. Можно изобретать разно­образную пищу, дающую изысканные вкусовые от­тенки, и гордиться уникальностью своих изобретений, можно проводить соревнования по этому поводу с друзьями и знакомыми.

Главное в этом процессе – объём дегустируемой пищи должен быть очень маленьким, а проце­дура наслаждения достаточно длительной.

Искусство наслаждения пищей основано на раз­витии у себя тонкой палитры вкусовых впечатлений, на умении выделять в симфонии вкусовых ощущений от­дельные впечатления, описывать такое впечатление, и в умении создавать любую вкусовую палитру для себя и других, как проявление вашего творчества, Вашей индивидуальности.

Если Вы увлечётесь этим видом духовного спорта, Ваше восприятие жизни существенно изменится к лучшему и ваши взаимоотношения с близкими Вам людьми приобретут особый характер.

К радостному реагированию на - student2.ru Þ Упражнение № 4.

Удовольствие от одежды, причёски, внешнего вида.

Эта особая категория удовольствий, связанная с ва­шим имиджем, модой, стилем, владением искусством нравиться окружающим. Она, как и предыдущие, осно­вывается на естественных природных механизмах, но уже с большой прибавкой эстетического компонента и сложившихся у окружающих ценностных представле­ниях о «крутости» внешнего вида, его гламурности.

Очень важно, чтобы эти представления не стали для Вас источником напряженности и неприятных пережи­ваний, связанными с трудностями достижения желае­мого.

В этом вопросе нужно помнить, что главным явля­ется душевное спокойствие, радость бытия и много юмора во всех ситуациях, которые создают трудности.

Никогда не следуйте за модой. Это путь, который приводит к соревнованию кошельков. Гораздо важнее для имиджа стать самобытным, индивидуальным, экс­клюзивным. При тренировке творческих способностей желаемого результата можно достичь на уровне дос­тупных финансовых средств, а удовольствия от этого намного больше.

Þ К радостному реагированию на - student2.ru Упражнение № 5.

Удовольствие от окружающих эстетиче­ских факторов

К радостному реагированию на - student2.ru Одним из важных механизмов техники радостной впечатлительности явля­ется духовно-эстетиче­ское восприятие окружаю­щей действительности, или как говорят, одухотворён­ная радостность.

Духовный компонент радостной впечатли­тельности является одним из существенных механиз­мов оптимизма, позво­ляющий сформировать ус­тойчивую психологическую защиту от любых стрессовых и фрустрирующих фак­торов, сделав вашу эмоциональную устойчивость не­пробиваемой.

Эстетизм, как способ восприятия и реагирования на окружающую действительность является самостоя­тельной и очень сложной, длительно тренируемой культурой психической деятельности, особой системой мировидения, мирооценки, поведения и поступка.

Однако отдельные элементы эстетического миро­ощущения и мировосприятия могут быть сформиро­ваны в рамках предлагаемых упражнений по формиро­ванию жизнерадостного оптимизма, как культуры на­строения.

К радостному реагированию на - student2.ru В этом упражнении ведущим является на­стройка на поиск кра­соты и гармонии во всём, что Вас окружает. Это могут быть трава, цветы, дома, люди, кото­рые мимо Вас проходят, голоса птиц, шелест травы и т.д.

Следующим элемен­том упражнения является сосредоточение на красоте и её созерцание, а если возможно, и чувственное присвоение.

Сосредоточение на красоте и её созерцание про­является в том, что Вы выделяете какое-либо прояв­ление красоты, например, красивый цветок, отме­чаете для себя эту красоту и наслаждаетесь ею.

Чувственное присвоение красоты требует осо­бого места и времени и проводится как специальный тренинг. Например, Вы видите цветок сакуры, подхо­дите к дереву, замираете и мысленно представляете себя этим цветком, ощущая, как вся красота мира воплощается в Вас. Такое мгновенное перевоплощение даётся после специальных тренировок эмпатии. Оно надолго оставляет после себя ощущение возвышен­ной одухотворённости и духовной обновлённо­сти. Такая психотехника характерна для Японии.

Взятая за привычку техника эстетического со­зерцания и чувственного присвоения красоты усиливает исходную установку жизнерадостного вос­приятия действительности.

Þ К радостному реагированию на - student2.ru Упражнение № 6.

Удовольствие от общения с друзьями

К радостному реагированию на - student2.ru Если забыть обо всех существующих класси­фикациях функций обще­ния и посмотреть на обще­ние с позиции практиче­ских взаимоотношений и взаимодействия людей, то можно говорить всего о трёх функциях. Это обще­ние с целью:

§ побуждения к чему-либо нужному другого че­ловека;

§ информирования, обмена сведениями, нужной информацией;

§ эмоционального обмена, взаимоподдержки, «поглаживания» или «укола».

Все другие известные формы коммуникации явля­ются комбинацией между этими тремя функциями.

Когда мы рассматриваем общение как фактор дос­тижения различных форм удовольствия, то, прежде всего, сосредотачиваемся на различных видах эмо­ционального обмена.

Для формирования факторов удовольствия от общения нас, прежде всего, интересуют две техники:

§ эмоционального поглаживания (комплементов);

§ эмоциональной взаимоподдержки.

Эмоциональное «поглаживание» основано на искусстве комплемента, т.е. на умелом и тонком высказывании приятных собеседнику сведений о нём.

Искусство комплемента требует соблюдения некоторых психологических условий. Нужно:

  • испытывать симпатию к собеседнику;
  • желать сделать ему что-то приятное;
  • уметь находить в нём приятные для Вас черты;

§ мягко, в бархатных тонах голоса высказать своё очаровывающее мнение о той или иной понра­вившейся Вам черте, как констатации несомнен­ного для Вас факта.

Общение на основе эмоционального обмена может идти путём обсуждения любых пустяков, но главное в нём Ваши комплементы.

Если Вы хотите получить комплементы от партнёра, научитесь делать их сами и посмотрите, как Ваши комплементы побуждают партнёра делать их Вам. Воспринимайте комплементы критически, но с удо­вольствием. Они поддерживают Ваш оптимизм.

Эмоциональная взаимоподдержка является важнейшим источником радости в общении. Она про­является как форма дружеского взаимоотношения и в её основе лежат такие сложные чувства, как:

§ чувство доверия;

§ взаимной симпатии;

§ потребности «погладить» друг друга;

§ процесс «поглаживания».

§ поддержка убеждения партнёра в его возможностях выйти из трудной ситуации.

Она основана как система взаимного «поглажива­ния» и особенно важна в критических для кого-то из партнёров общения ситуациях.

Поскольку конкретных тренинговых примеров в для этих техниках дать сложно, предлагается самостоя­тельно продумать особенности применения этих тех­ник в своих жизненных ситуациях.

Þ К радостному реагированию на - student2.ru Упражнение № 7.

Удовольствие от выполняемой работы

Необходимость поиска большого количества положительных факторов, стимулирующих приятные переживания, настраивают на особое отношение к вы­полняемой работе. Следует искать и находить удо­вольствие от трудовой деятельности, используя тех­нику радостной впечатлительности.

К радостному реагированию на - student2.ru Научитесь духовно-эстетиче­скому восприятию того, что вы делаете на работе, относитесь к Вашей трудовой деятельности с позиции одухотворён­ной радостности.

Для этого необходимо сосредоточиться на всех видах своей трудовой дея­тельности и выявить фак­торы, которые могут при­носить приятные пережи­вания. Запишите эти фак­торы в тетради.

Проведите сеанс пред­варительной мысленной настройки на то, как эти факторы пробуждают у вас приятнее переживания, и сформируйте установку на их поиск и приятные переживания.

Зафиксируйте этой психотренировкой уста­новку и получаемый опыт. В процессе повседневной рабочей деятельности стремитесь пробуждать в себе эту установку и привычно актуализируйте приятные переживания.

Делайте это регулярно и постарайтесь превратить положительный опыт в устойчивую привычку.

Þ К радостному реагированию на - student2.ru Упражнение № 8.

Тренинг любования

Любование основано на чувственном насла­ждении при духовно-эстетиче­ском восприятии ряда объектов и присвоении их красоты и гармонии.

К радостному реагированию на - student2.ru Объектами любования могут быть рыбки, цветы, картины и многое другое. Всё то, что привлекает ваше внимание как источник красоты и гармонии, может тать объектом любования.

В тренинге любования следует выделить следующие элементы:

К радостному реагированию на - student2.ru 1 Þ Концентрация на объекте и настрой на духовно-эстетиче­ское восприятие и радостную впечатлительность от созер­цания.

2 Þ Медитация и радостное пе­реживание.

3 ÞПрисвоение красоты и гар­монии путём перевоплощения в объект любования.

4 ÞЗавершение сеанса и удержание достигнутого на­строения как можно дольше в обыденных делах.

Общий вывод: любой окружающий фактор может быть осмыслен и чувственно пережит как носитель радости и удовольствия с помо­щью психотехники выделения этого удовольст­вия и искусства наслаждения. Многие мелкие не­приятности легко становятся источником юмора, нужно только уметь его ощущать и пе­редавать, заражая окружающих.

К радостному реагированию на - student2.ru К радостному реагированию на - student2.ru Возьмите диктофон и CD-плэйер.

К радостному реагированию на - student2.ru К радостному реагированию на - student2.ru

Подготовьте формулы для самопро­граммирования нейтрального реаги­рования на раздражающие Вас фак­торы. Подготовьте сеанс.

Þ Домашнее задание.

Включите диктофон.Слушая ведущего, отрабатывайте приёмы эмоциональной ус­тойчивости к заданным ситуациям с помощью телесно-образных кодов.

Тема 4.

ПСИХОТЕХНИКА ФОРМИРОВАНИЯ

ЮМОРИСТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

И СОСТОЯНИЯ БЛАГОДУШИЯ

К радостному реагированию на - student2.ru

Þ Сведения к размышлению!

Дорогие друзья!

Палитру оптимистических состояний, которые пре­допределяют и формируют активное и жизнерадостное настроение, нельзя себе представить без двух очень важных состояний. Это юмористическое состояние и состояние благодушия.

1 Þ Юмористическое состояние – это состояние восприятия окружающей действительности и себя лично с позиции веселого юмора.

К радостному реагированию на - student2.ru В основе этого состояния лежит психологическая установка, так на­страивающая систему жизненных ценностей, что всё, что бы ни про­исходило с челове­ком или его ок­ружением, воспринимается через призму смешного.

Такая установка заставляет че­ловека постоянно ис­кать и нахо­дить признаки смешного во всем, что его окружает, а также в собст­венных действиях и поступ­ках.

Природное или воспитанное чувство юмора создает особое видение мира, свою шкалу цен­ностей и свой тип поведения.

2 Þ Состояние благодушия – это особое эмоцио­нально-чувственное состояние, при котором человек спокойно и благожелательно воспринимает любые от­рицательные явления жизни.

В этом состоянии приятным факторам человек ра­дуется, как ребенок, а неприятные явления возбуждают у него улыбку по принципу:

§ все, что ни делается – все к лучшему;

§ если неприятности неизбежны – расслабься и найди в них удовольствие.

Состояние благодушия – это жизненная позиция, с вершины которой любые отрицательные факторы, любые неприятности всегда воспринимаются как яв­ления мелкие, ничтожные и временные.

К радостному реагированию на - student2.ru Благодушие как жизненная позиция и оптимистиче­ское состояние делают человека не просто хорошо владеющим собой, а «непробиваемым». Это означает, что обычные, естественные жизнен­ные невзгоды, трудно­сти, подлые уси­лия не­которых людей неспо­собны повлиять на вос­приятие и поведение этого чело­века, сбить его психику.

Ни манипулятор, ни хам, ни жизненные трудности ничего не могут поделать с ним. Он все воспринимает спокойно, весело, бла­годушно. И эта его «же­лезобе­тонная непроби­ваемость» доставляет много горьких минут тем, кто хотел бы доставить ему страдания, «выбить его из седла».

Как видите, оба эти состояния, в отличие от ду­ховно-эстетических состояний, обладают более слож­ной конструкцией.

С одной стороны, это постоянное психическое со­стояние. С другой стороны, эти состояния представ­ляют собой жизненную позицию.

3 Þ Жизненная позиция – это потребностно-моти­вационное состояние человека с четко выраженным типом ориентации на восприятие окружающей дейст­вительности, себя, на определенную оценку всего вос­принимаемого, на привычный тип реагирования и по­ведения.

Если рассматривать роль психической саморегуля­ции в формировании жизненной позиции человека, то можно отметить, что эта роль – одна из ведущих.

Мы не будем раскрывать всей глубины понятия «жизненная позиция», поскольку оно отражает весь комплекс сложностей в представлении о струк­туре личности, о её ядре.

Рассмотрим только тот аспект, который имеет непо­средственное отношение к регуляции настроения, и определяет реагирование и поступки, характерные для оптимистических состояний.

4 ÞНа протяжении всех циклов и тем этого курса вы овладевали приёмами волевой саморегуляции своих эмоций и настроения.

Вы теперь знаете, что такая регуляция требует на­стойчивости, волевых усилий. Поэтому она нередко воспринимается как трудное дело. Иногда, если поду­мать, сколько нужно сделать усилий, чтобы успоко­иться, то может пропасть желание успокаиваться во­обще, и человек продолжает волноваться и нервничать просто из лени.

Невольно возникает вопрос: неужели эмоцио­нальная саморегуляция может быть только осознанной, и её нельзя сделать автоматиче­ской?

На этот вопрос можно и нужно ответить положи­тельно.

Культура эмоций предполагает, что эмоциональная саморегуляция, сначала освоенная и применяемая осознанно, по мере формирования устойчивых навы­ков и привычек применять эти навыки в повседневной волевой саморегуляции, завершается своей высшей формой – автоматической психической саморегу­ляцией.

Возникает парадокс: культура психической дея­тельности тем отличается от инстинктивного авто­матического самоуправления, что она всегда осмыс­ленна, и поэтому оптимальна.

Действительно, человек, не владеющий культурой эмоций, становится жертвой автоматического само­управления, часто мнительности, поскольку его эмоции и чувства зависят от животных реакций на ок­ружающую действительность, а эти реакции не редко бывают неадекватными.

Такие реакции, подобно автоматизированным реф­лексам, которые правят человеком, заставляют совер­шать необдуманные поступки. Они побуждают его страдать в тех случаях, когда можно было избежать страданий.

Эти реакции пробуждают в человеке чувство тре­воги и напряженности тогда, когда он должен быть предельно спокоен и собран.

Таким образом, культура эмоций заключается в том, что человек постепенно приобретает власть над своими переживаниями, обучается не только контролировать их, но и управлять ими.

Поэтому навыки культуры эмоций становятся важ­ной частью волевых действий человека, частью его со­циального и духовного «Я», самосознания.

5 ÞПо мере освоения личностью культуры психиче­ской деятельности, структура ядра ус­ложняется, воз­никают новые элементы, ак­тивно влияющие на по­требности человека и мотивы его поведения.

Именно эти новые структуры формируют жизнен­ную позицию человека, его отношение и реагирование на окружающую действительность и на себя.

К этим структурам относятся механизмы авто­матизированной саморегуляции по осознанно сформированным программам.

Многие считают, что становление человека как су­щества разумного, возвышающегося над своей биоло­гической природой, проявляется в известной борьбе между человеческим и животным. Эта борьба якобы выражается в том, что в основе поступков человека находятся желания его тела и веления души.

Если в человеке побеждает телесное влечение, то возвышенное в нём проявляется минимально. Если у человека преобладают душевные порывы, то в этом случае человеческие свойства превалируют. С такой позиции бессознательная сфера не может очеловечи­ваться.

Однако, эта точка зрения неправильна. Тысячелет­няя практика Востока показывает, что область неосоз­наваемых процессов может не только прекрасно управляться сознанием, но и глубоко очеловечиваться.

К радостному реагированию на - student2.ru

Þ Ответьте на вопросы!

Внимательно прочтите содержание сведений к размышлению и постарайтесь правильно отве­тить на контрольные вопросы.

1 ÞЧто характерно для юмористического состояния?

2 ÞВ чём выражается состояние благоду­шия? Опишите его особенности.

3 ÞРасскажите о особенностях жизненной позиции.

4 ÞВ чём сущность волевой саморегуляции?

Можно эмоциональную саморегуляцию сделать неосознаваемой? Что такое мни­тельность?

5 Þ Как усложняются психические струк­туры под влиянием психической саморегуля­ции?

Наши рекомендации