Особенности личности, предрасположенной к употреблению наркотических веществ.

Ш к о л ь н ы й п с и х о л о г. Прежде чем начать разговор о том, какими педагогическими методами можно избежать употребления любых наркотических средств детьми, ответьте на вопрос: какие черты личности, при прочих равных (экономических, культурных и т. д.) условий предрасполагают человека к употреблению этих препаратов (алкоголя, табака и т. п.)? (Ответы родителей.)

Существует несколько вариантов черт личности, предрасположенной к употреблению наркотических веществ и формированию этих черт.

Первый вариант. Ребенок не находится под должным контролем родителей, которые руководили бы его действиями, ставили бы перед ним определенные цели, задачи и следили за их достижением, приучали бы преодолевать трудности. В результате такого воспитания у него не вырабатывается способность самостоятельно ставить перед собой какие-либо цели, а следовательно, и проецировать свои действия на будущее. Это порождает безответственность в поведении, то есть неспособность или нежелание предвидеть или учитывать последствия своих действий. Он живет лишь сегодняшним днем, не задумываясь о том, что может произойти завтра. Никакой труд впоследствии для него не оказывается привлекательным, и работает он лишь в силу крайней необходимости, будучи склонен перебиваться случайными заработками. При этом стремление к удовольствию как единственно приемлемому результату действия полностью определяется фактом упрощенности его деятельности, неспособностью ставить отдаленные и сложные цели. Отсутствие навыков сложной целенаправленной деятельности приводит к слабоволию, так как воля формируется лишь в ходе такой деятельности, когда ради достижения поставленной цели приходится преодолевать трудности.

Второй вариант. Родители делают из ребенка кумира: его постоянно и безосновательно хвалят, восхищаются мнимыми талантами, преувеличивают действительные способности, совершенно не замечая недостатков и не реагируя на его неправильные действия.

Атмосфера неумеренных похвал, восторгов, а заодно и немедленного удовлетворения всех желаний ведет к завышенной самооценке, развитию неоправданных, непомерных претензий, нетерпению любых желаний, а так недалеко и до формирования весьма опасного стремления обязательно все в жизни испробовать, ничего не упустить, до вредного любопытства к разного рода необычным ощущениям, необычным впечатлениям, получаемым любым путем. У такого ребенка не развивается способности противостоять критике или отвечать на нее конструктивно, нет устойчивости к неодобрению. Оторванность от реальности, неспособность найти место среди других людей ведет к срыву в случае неодобрении или неудачи. В его психике не формируется механизм компенсации на случай каких-либо неудач.

Третий вариант.Родители жестоко регламентируют деятельность ребенка, осуществляют мелочный контроль за ним, постоянно поучают и наставляют, строго одергивают, жестоко диктуют – с кем можно водиться, а с кем нет, что можно делать, а что нельзя и т. д. Или же они сурово наказывают его даже за малейший проступок. Или же они возлагают на него чрезмерную ответственность, например, требуя обязательно только отличных оценок в школе, хотя ребенок объективно не способен учиться отлично.

В результате такого воспитания могут формироваться различные дефекты характера. Например, у человека так и не вырабатывается способность отличать важное от неважного, существенное от несущественного в поведении его самого и других людей, он по-настоящему не знает, что хорошо и что плохо, а следовательно, не имеет навыков самоконтроля, самостоятельной регуляции своего поведения.

Ребенок в результате активного воздействия родителей оказывается слишком робким и забитым, несамостоятельным, готовым подчиниться голосу других, лишенным собственной инициативы. К этому добавляется чувство внутреннего напряжения, скованности, несвободы, приводящее к угнетенному настроению, а также к трудностям в общении с другими людьми, к заниженной самооценке. Испытывая такие трудности, человек или приобретает склонность усваивать все обычаи своей среды, или подражать поведению других людей, сколь бы пагубным оно порой не было.

Как видите, особенности формирования вредных привычек наглядно демонстрируют тесную связь, существующую между эмоциональной сферой, потребностями и деятельностью человека, а также связь между характером воздействий на ребенка в процессе его развития.

Работа над ошибками.

Власть, обыкновенная и неизбежная родительская власть – необходимое условие воспитания, но и она же может быть первым источником антивоспитания.

Считается, что если родители любят своих детей, то они будут достаточно мудро пользоваться властью. Ребенок, считается, вроде лошади: иногда надо натянуть поводья, а иногда и отпустить; это умение, полагают, дает любовь.

На самом деле все не так. Лучшая власть – незаметная власть. Лучшая власть та, которой как бы и нет. Умеете организовать жизнь детей в семье – и тогда ребенка легко и радостно любить, и тогда нет проблемы власти и нет проблемы авторитарности.

Что же делать, если ваши методы воспитания схожи с вышеописанными вариантами или же ваш ребенок уже начал курить или, того хуже, нюхать клей?

Во-первых, найдите в себе силы для решения ситуации. Исправить ситуацию можно, если отнестись к ней спокойно и обдуманно.

Во-вторых, сохраните доверие ребенка к себе. Говорите со своим ребенком на равных. Отсутствие общения приводит к нарастанию непонимания, отдаляет вас и ребенка друг от друга. Нормальное общение всегда включает в себя способность не только слушать, но и слышать.

В-третьих, меньше говорите, больше делайте. Беседы, которые имеют нравоучительный характер, содержат угрозы, обещания отправить его в больницу быстро становятся для него привычными, вырабатывают безразличие к своему поведению. Помните, что и в обычной ситуации ребенок все усваивает без частицы «не».

Таким образом, если мы говорим ребенку: «Не кури», «Не балуйся» и т. п., то ребенок слышит – кури, балуйся. То есть он получает четкую программу делать так же и дальше.

Бывает, что родители, рассказывая о ребенке, его поведении говорят: «Я ему всегда внушаю…» Как это выглядит обычно? Родитель медленно и уверенно, с повторами произносит какие-то фразы, носящие воспитательный, нравоучительный характер. Ребенок в этот момент стоит перед ним и смотрит в глаза. Информация чаще всего в этом случае действительно усваивается и ребенок делает то, что вам нужно. Но помните! Если злоупотреблять этим способом, то ребенок надолго сохранит повышенную внушаемость. А ведь этим может воспользоваться любой авторитетный для ребенка человек. Им может оказаться и сверстник-лидер, и взрослый, и друг. А «внушить» они могут разное: от желания попробовать алкоголь до вхождения в секты.

Беседуя с ребенком, не грозите ему. Вы ведь вряд ли выполните эти угрозы. Ребенок считает вас своей собственностью, поэтому не ждет от вас никаких конкретных действий. Но если вы уже пообещали что-то, то выполните это. В этом случае, вероятней всего, ваш ребенок будет более управляемым.

В-четвертых, если ребенок уже втянулся в процесс курения, употребления алкоголя или занимается токсикоманией, обратитесь к врачу. Специалист поможет выбрать и обсудить необходимое для пациента лечение. Не допускайте самолечения, используя для этого медикаменты, рекомендованные кем-то из вашего окружения.

В-пятых, помогайте ребенку изменить жизнь к лучшему. Постарайтесь найти время для общения и совместных занятий. Вместе ходите в театры, музеи, кино и т. п.

Поощряйте его увлечения, интересы, помогите ему найти дело по душе. Не оставляйте достижения детей без внимания. Если у ребенка неудача, трудности в общении, напоминайте ему, что все плохое проходит.

И еще один совет.

Советую всем родителям: делайте упор на романтической стороне воспитания. Не ждите подросткового возраста, когда мечтательность достигает апогея. С самого раннего детства рассказывайте ребенку о героях, о подвигах. Подбирайте соответствующий круг чтения.

Главное – не бойтесь вырастить оторванного от жизни идеалиста. Прагматической стороной воспитания у нас занимается государство. Так что ребенок и без вашего участия узнает, в каком банке лучше хранить деньги. Ваша задача в другом. Пусть он от вас узнает о радости «бесполезной» дружбы и бескорыстной помощи, о вечной любви, о работе не только ради денег, о том, что не все и не всех можно купить… И еще о том, что в жизни всегда есть место подвигу».

Наши рекомендации