Умел дитя родить, умей и научить

(собрание отцов)

Цель: привлечение внимания отцов к проблеме воспитания детей, помощь в осознании важности и необходимости мужского воспитания в жизни ребенка; ь формировании чувства ответственности не только за качество жизни ребенка, но и за его воспитание.

Оборудование: на доске – тема собрания и эпиграф; размноженный (для каждого родителя) текст сказки В. А. Сухомлинского и материал для размышления «Какой вы папа?».

Предварительная подготовка: заранее необходимо сделать аудио- или видеозапись фрагмента разговора с детьми на тему «Какой мой папа?»; родителям также можно предложить тест «Компетентен ли папа в своих обязанностях?» (см. приложение).

Ход собрания

Твое счастье заключено в их счастье.

Русская пословица

Учитель. Добрый день, дорогие отцы! Очень непривычно для меня так обращаться к присутствующим на собрании родителям, непривычна аудитория… Согласитесь, что и для вас самих эта ситуация не очень обычна: все-таки чаще всего узнавать новости школьной жизни вашего ребенка приходится мамам… Но ведь когда-то все нужно менять. Очень хочется, чтобы эта встреча стала каким-то важным и значимым событием.

«Умел дитя родить, умей и научить», – такова тема нашего разговора. Эпиграфом его пусть станут слова русской пословицы: «Твое счастье заключено в их счастье». Судя по тому, что вы с радостью откликнулись на мое приглашение и согласились на эту встречу, вопрос счастья детей важен для вас.

На нашем собрании-консультации присутствуют психолог и социальный педагог, которые помогут разобраться в проблемах, связанных с недостатком отцовского внимания, познакомят с историей вопроса.

Психолог (примерные тезисы по материалам статьи Н. Радуловой «Зачем нужен папа?»).Психологи, анализируя традиционную семью, выделяют две разновидности родительской любви: материнскую и отцовскую. Материнская любовь слепа и не знает справедливости. Мать любит ребенка только за то, что он существует. Успешный и неудачник, ласковый или грубый, ленивый или трудолюбивый – все в равной степени достойны материнской любви. Отцовская же любовь требовательна, стремится к справедливости, к тому, чтобы любить ребенка в соответствии с его заслугами – не больше, но и не меньше. Это побуждает ребенка к «правильным» поступкам, к желанию развиваться и достигать каких-то целей, а не просто «жить, как цветочек, мамочке на радость».

Также замечено, что уже в первые месяцы жизни ребенка отец (в отличие от матери!) по-разному общается и играет с мальчиком и девочкой, тем самым начиная формировать их половую идентичность. Уже одно это является бесценным качеством в наше время.

Отец нужен ребенку не тогда, когда приходит время наказывать его ремнем или собирать деньги на свадьбу. Наблюдения показывают, что дети, отцы которых на первом году их жизни хоть немного участвуют в повседневном уходе за ними, меньше боятся незнакомых людей, с большей готовностью вступают в контакты с другими людьми. Во многих случаях уже в девятимесячном возрасте ребенок реагирует на разлуку с отцом почти так же, как и на разлуку с матерью.

Развиваясь, ребенок копирует поведение взрослых, перенимает их тип мышления. А структура мышления мужчины и женщины несколько отличается. Женщина часто превосходит мужчину в том, что касается владения речью и «схватывания» ситуации в целом. Мужчина, как правило, более склонен к размышлениям над проблемой, к раскладыванию ситуации «по полочкам». Он также имеет более высокие математические способности. Поэтому недостаток общения с мужчиной наиболее сильно сказывается на математических способностях ребенка. По данным многочисленных специалистов, способности к математике, особенно к геометрии, – качество, в наибольшей степени страдающее при дефиците мужского влияния. В это трудно поверить, но, судя по большинству научных публикаций, это так и есть. «Математические способности, – пишет американский исследователь Н. Редин, – едва ли не самый чувствительный «орган» по отношению к дефициту мужского воспитания». Недоразвитие этих способностей, как показывают исследования, не связано ни с материальными трудностями «безотцовой» семьи, ни с конфликтами, сопровождающими уход отца. В их основе – специфика интеллектуальной среды, создаваемой мужчиной».

Почему-то в обществе бытует мнение, что «мужское воспитание» в основном нужно мальчикам. А девочкам, мол, отцы не так-то уж и нужны. Это вредное заблуждение! Девочкам нужны отцы! Отец для дочки всегда является главным мужчиной. То, как он в детстве оценивает ее привлекательность, играет огромную роль в ее дальнейшей судьбе. Если рядом с девочкой не было отца, который говорил бы ей о том, какие у нее замечательные косички, какое у нее красивое платье и солнечная улыбка, можно с уверенностью сказать: увы, ее женская судьба будет нелегкой. Ей придется немало пережить, немало поработать над собой, прежде чем она поверит в свое достоинство, свою способность нравиться мужчинам.

Кажется интересным, что ученым не удалось найти связи между особенностями личной жизни женщины и поведением ее матери; по-видимому, влияние отца в этом отношении является преобладающим.

Мальчикам точно так же нужны хорошие, заботливые отцы. Изучение юношей с высоким и низким уровнем самоуважения показывает, что первые говорят о своих отцах с большей теплотой, считают их более добрыми и заботливыми, чем вторые. На вопрос: «Похож ли ты на своего отца?» – первые чаще отвечают утвердительно, вторые – отрицательно.

Чаще всего дефицит мужского влияния на ребенка проявляется в следующем:

1. Делается менее четким процесс половой идентификации мальчиков и девочек.

2. Страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка.

3. Затрудняется общение подростков с противоположным полом.

4. Часто формируется избыточная привязанность к матери, поскольку отсутствует член семьи, способный «оторвать» ребенка от материнской юбки и вывести его в более широкий мир.

Необходимо сказать об одном важном обстоятельстве: есть немало примеров, когда чужой женщине удавалось полноценно заменить для ребенка утраченную родную мать. И все же возможности такой замены не всегда безграничны. Не каждая женщина способна испытывать безусловную материнскую любовь к чужому ребенку. А вот в отношении отца такие сомнения беспочвенны. Можно с уверенностью сказать, что отцовское чувство практически лишено биологического компонента. Отцовство – это не биологическая функция! Отцом, по сути (не по крови), могут быть и отчим, и дедушка, и дядя, и старший брат. Чтобы быть настоящим отцом ребенку, необходимо всего-навсего хотеть и уметь им быть. Причем роль мужчины в развитии способностей ребенка не сводится к каким-то определенным занятиям или упражнениям. Пользу приносит сам факт мужского общения. Ребенку не нужны нотации и уроки. Ему просто нужно быть рядом с папой, который всегда рад ему. А чему надо, он и сам научится. Был бы только пример хорошим.

Раскаявшийся отец в книге Джона О'Фаррелла «Лучше для мужчины нет» говорит: «Я знаю, каково детям, когда их оставляет отец. Поэтому я буду играть с ними в бесконечные игры и делать вид, что мне нравится разбрасывать по полу пластмассовые погремушки. Я буду дома. Мы просто будем вместе, потому что раньше я не понимал, что время, проведенное с семьей, ценно само по себе, и отныне я всегда стану планировать часы для ничегонеделания. Вы ждете, что я признаюсь, будто круглосуточная забота о детях – самое замечательное времяпрепровождение? Так вот – это самая тяжкая повинность. И ничто не изменит моего мнения: маленькие дети нагоняют смертную скуку. Но теперь я знаю, что дети и семья, как и все по-настоящему ценное, никогда не достаются легко. В этом и заключается разница между рекламными мелодиями и Девятой симфонией Бетховена».

Учитель. В жизни бывает всякое… И иногда, действительно случаются ситуации, после которых взрослым приходится раскаиваться за минуты бездарно растерянного времени общения с ребенком. Наверное, семьи, застрахованной от такой ситуации, как развод, не существует… Как ни грустно об этом говорить, но большое количество разводов – это общеизвестный факт. Не могу не затронуть этой проблемы на нашей встрече. Как же складываются взаимоотношения отцов и детей после свершившейся семейной драмы?

Думаю, лучше всех осведомлен в этом вопросе наш социальный педагог.

Социальный педагог (примерные тезисы, использованы материалы еженедельного издания «Демоскоп Weekly). Говоря о таком сложном явлении как семья, супруги в которой находятся в состоянии развода, лучше всего отбросить эмоции и апеллировать к сухим цифрам. О чем же говорит статистика?

Ежегодно в результате разводов в России появляется четыреста, пятьсот, шестьсот тысяч детей, лишившихся или почти лишившихся отца или матери. Чаще все-таки отца. Каково участие отцов в воспитании детей после развода? Как часто отцы встречаются со своими детьми, и где это происходит? Насколько сложные отношения между родителями в период развода, а также повторный брак одного из них, влияют на возможность встреч отцов и их детей?

Представление об этом дают материалы двух обследований, проведенных по сходной программе в 1993 году среди разведенных женщин и в 1998 году среди разведенных мужчин. Предлагаю вашему вниманию некоторые фрагменты этих исследований.

Вопросы, заданные респондентам:

а) «Как часто Вы видите своих детей?»– спрашивали мужчин, а женщины отвечали на вопрос: «Как часто Ваш бывший муж видит детей?».

Если судить по ответам мужчин, то треть из них часто видит своих детей, почти половина встречается с ними лишь изредка, а 17% не встречаются вообще. Таким образом, только треть отцов, если судить по их собственным оценкам, достаточно часто видит своих детей и может в какой-то мере заниматься их воспитанием. Однако ответы женщин на тот же вопрос существенно отличаются от ответов мужчин, они в два раза чаще говорят об отсутствии каких-либо отношений отца и детей.

б) Как скоро отцы забывают своих детей?

С течением времени после развода частота встреч меняется – обычно в сторону снижения участия отцов в воспитании детей. Среди тех отцов, у которых к моменту опроса миновало менее 5 лет с момента развода, часто встречались со своими детьми 44,1%, у тех, у кого прошло от 5 до 9 лет, эта доля уменьшилась до 31,9%, среди тех, у кого со времени развода прошло 10 и более лет, продолжали часто встречаться с детьми всего 24,5% опрошенных отцов. Доля же тех, кто не встречается никогда, – с 12,2% сразу после развода до 17,2% по прошествии 10 и более лет.

При наличии разногласий между бывшими супругами 17% отцов никогда не видят своих детей (против 9% – если разногласий по этому поводу не было).

Дети, становясь взрослее, иногда сами исправляют ошибки родителей – встречи с отцом со временем становятся чаще именно в группе семей, имевших разногласия в момент развода по поводу частоты их общения. Но это лишь в случае, если отцы сами хотят сохранять отношения с детьми и на самом деле воспитывать их. Важное дополнение: ответы мужчин показывают, что лишь половина отцов, не имеющих контактов с детьми, огорчены подобным положением.

в) Какое влияние оказывает отец на воспитание детей?

Общая оценка, данная женщинами, оказывается в большинстве случаев негативной: «никакого влияния» заявили две из трех опрошенных женщин. Интересно отметить, что такая оценка дается не только воспитательному влиянию отцов в России. Ответы француженок на аналогичный вопрос практически совпадают с мнением россиянок.

Влияние отца на воспитание детей, естественно, более позитивно оценивается мужчинами, но и они в целом лишь в четверти случаев отмечают большое влияние, а 30% из них указывают на полное отсутствие какого-либо влияния. Даже в случае частых контактов менее половины отцов берут на себя смелость сказать, что их влияние на детей велико.

Любопытно, что эта оценка существенно превышает оценку влияния, данную отцами в семьях, где отец живет с детьми. В таких случаях 18% опрошенных отмечали отсутствие какого-либо влияния и только около трети отцов считали свое влияние большим. Эти данные говорят о недостаточном участии отцов в воспитании детей, даже если брак не распадается.

Взаимный интерес в общении отца с детьми в значительной степени зависит от возраста ребенка: подростки чаще просят совета у отцов при выборе профессии или учебного заведения, спрашивают их мнение при выборе занятия спортом или когда не складываются отношения с друзьями. Однако такие тесные контакты отмечают лишь около трети отцов, которые общаются со своими детьми.

Если верить опросу, то отдых с детьми даже во время брака для большинства отцов был редкостью, а после развода лишь 10% указывают, что часто проводят отпуск с детьми, и еще 20% – что это происходит изредка.

Цифры очень говорящие…

Учитель. Уважаемые отцы! Думаю, психолог и социальный педагог предложили вам достаточно пищи для размышления. Пришло время дать слово вашим детям. Мы вместе с ребятами читали сказку Сухомлинского об отце. А потом ее обсуждали. Послушайте фрагмент нашего разговора.

Учитель предлагает родителям аудио- или видеозапись фрагмента разговора с детьми. Ниже приводится текст сказки Сухомлинского, которая является отправной точкой в разговоре с детьми, после ее прочтения дети рассказывают, какой их папа. Это должны быть короткие высказывания, не нужно называть имя и фамилию ребенка. Пусть отцы сами узнают своих детей.

Чей папа сильнее?

(сказка)

Однажды поспорили зверушки: чей папа сильнее?

«Мой папа самый сильный, – сказал лохматый малыш. – Он одной лапой пни выворачивает».

«Ха-ха! – начал смеяться второй звереныш. – Твой папа трус, он холода боится. Чуть приморозит, он старается спать завалиться и лапу сосет. А вот моему папе ни жара, ни холод не страшны. У него глаза желтые, когти острые, а на ушах кисточки. Он на дереве сидит, и все должны его бояться».

Третий малыш фыркнул: «Подумаешь, на дереве! Мой папа любое дерево в два счета перепилит. У него, знаешь, какие зубы?» Спорили они, спорили. Так и не решили, чей папа сильнее.

Учитель (после прослушивания или просмотра записи). Вот такими видят вас ваши дети… Знаете, они у вас замечательные! Помните о том, что ваше счастье состоит в их счастье. Не растеряйте его даром, общайтесь с детьми, влияйте на них, учите их и учитесь с ними…

А вечером выключите телевизор, оторвитесь от компьютера и расскажите своим детям сказку, которую я приготовила для вас. Пусть ваш малыш задумается, а, может быть, задумаетесь и вы…

До новых встреч!

Сказка о Человеке-Пустоцвете

Есть народная сказка о Человеке-Пустоцвете. Любил этот человек петь, веселиться, не мог он долго задерживаться на одном месте – все время переезжал с зеленой нивы в цветущий луг, с цветущего луга в тенистую рощу. И вот родился у него сын. Повесил Человек-Пустоцвет колыбельку на дубовую ветку и сидит поет. А сын не по дням, а по часам растет. Выпрыгнул из колыбельки, подошел к отцу и говорит:

– Отец, покажите мне, что вы сделали собственными руками?

Удивился отец таким мудрым речам сына, улыбнулся. Подумал, что же показать сыну? Ждет сын, а отец молчит, и петь перестал. Смотрит сын на высокий дуб и спрашивает:

– Может быть, это вы посадили дуб?

Наклонил голову отец, молчит.

Повел сын отца в поле, смотрит на полный колос пшеницы, спрашивает:

– Может быть, это вы вырастили колос?

Еще ниже наклонил отец голову, молчит.

Пришли сын с отцом к глубокому пруду, смотрит сын на синее небо, отразившееся в воде, и говорит:

– Отец, скажите мудрое слово…

А Человек-Пустоцвет не только руками ничего не может делать, но и слова мудрого сказать не умеет. Еще ниже наклонил голову и молчит… Так и превратился он в траву-пустоцвет. Цветет она с весны до осени, а ни плодов, ни семян не дает.

В. А. Сухомлинский

Приложения

Приложение 1

Какой вы папа?

(материал для размышления)

Душка-папаша

Мужчины этого типа склонны к сибаритству. Им проще позволить ребенку тонну конфет и неограниченные компьютерные игры – лишь бы папу не отрывали от любимого футбола или книги. Такой папа, как правило, за выходные расшатывает режим ребенка и доводит до исступления жену, которая всю неделю пытается привить ребенку азы дисциплины. Он избегает конфликтов с ребенком. Дошкольники обожают таких пап. Зато уже в предподростковом возрасте они перестают уважать отца, начинают грубить ему и вести себя вызывающе. Сделав небольшое усилие над собой, душка-папа довольно быстро втягивается в более интенсивные отношения с ребенком, начинает получать удовольствие от игр с ним и становится прекрасным воспитателем.

Папа-муравей

Обидно видеть, когда роль отца ограничена снабженческими функциями, ведь каждый папа может поделиться с ребенком куда более важными вещами, чем содержимое кошелька. Сколько бы занятой папа ни откупался от детей подарками, в глубине души он неудовлетворен, раздражен и испытывает чувство вины за то, что подменяет подлинное внимание игрушками. Дети охотно пользуются родительским кошельком, но не прощают равнодушия и отсутствия подлинного интереса к их судьбе. Совет «папам-муравьям»: работайте чуть меньше! Более скромный образ жизни не нанесет ущерба вашим домашним, зато вы сможете наслаждаться играми и беседами с вашими детьми.

Папа-контролер

Этот папа не может пройти мимо маленького нарушения порядка. Он требует к себе беспрекословного внимания и строго взыскивает за каждую провинность. Как правило, такой папа читает ребенку длинные нотации, выбирает книги, которые надо читать, вид спорта, которым надо заниматься, и кружки, которые надо посещать. «Папа-контролер» часто ругает и унижает ребенка при посторонних. Неделя без сладкого, месяц без телевизора – вот его суровые приговоры. Таких пап дети боятся, стараются скрыть от них свои ошибки. У детей часто развивается низкая самооценка, неуверенность. «Папе-контролеру» следует почаще развлекаться и непринужденно болтать со своим ребенком.

Папа-экзекутор

А вот использовать папу в роли грозного карателя – и вовсе грех! Не поддавайтесь, папы! Вы не придаток к ремню, а силовые методы воспитания редко приносят позитивный результат. Подумайте вместе, как дисциплинировать ребенка, в противном случае он будет вас бояться и перестанет вам доверять.

(Волга: журн. – 2005. – № 156 (24856).)

Приложение 2

Компетентен ли папа в своих обязанностях?

(тест из книги И. А. Агаповой, М. А. Давыдовой

«Комплексная подготовка детей к школе»)

Папа чистосердечно должен ответить на предложенные вопросы теста. За каждый положительный ответ поставьте 2 балла, за каждый отрицательный ответ – 1 балл.

1. Папа охотно играет с ребенком, когда малыш просит об этом?

2. Папа делает малышу подарки по собственной инициативе?

3. Если семья на прогулке, то малыш идет между родителями, держа папу и маму за руки?

4. Любит ли папа разговаривать с малышом на серьезные темы?

5. Читает ли папа малышу книги?

6. Затрудняется ли ребенок ответить на вопрос: кого он любит больше – папу или маму?

7. Папа охотно контактирует с малышом?

8. Папа может рассмешить ребенка?

9. Ребенок скучает без папы, когда он отсутствует?

10. Папа учит малыша отличать хорошее от плохого?

11. Малыш заявляет сверстникам, что его папа лучше всех?

12. Может ли папа дать малышу для игр какую-нибудь вещь, которую можно нечаянно сломать или разбить?

13. Папа сможет в случае необходимости приготовить малышу завтрак?

14. Папа сможет искупать ребенка?

15. Есть ли у папы и малыша общие интересы?

16. Ребенок во время игр катается на папе верхом?

17. В выходные дни папа с радостью занимается с малышом?

18. Сможет ли папа справедливо рассудить спор между детьми?

19. Может ли папа приласкать малыша, когда тот расстроен, обижен?

20. Папа и ребенок редко ругаются?

Подсчитаем баллы.

Более 26 баллов. В вашей семье очень заботливый, внимательный и добрый папа. У него хорошее взаимопонимание с малышом. Он явно не боялся брать его на руки, когда малыш был в младенческом возрасте. Папа относится к ребенку, как к равному. У папы с малышом есть общие интересы и секреты. Папа – надежный защитник для малыша и отличный пример для подражания. Лучшего папы для малыша и пожелать нельзя.

От 13 до 25 баллов. Безусловно, папа в вашей семье справляется со своими обязанностями. Он по праву называется главой семьи. Но не слишком ли он серьезен с малышом? Не стоит забывать, сколько лет ребенку, он еще мал и не понимает многие серьезные темы. Папе следует отчасти изменить свои отношения с малышом, внести в них больше доброты, снисходительности, внимательности. Но так, чтобы все это не превратило малыша в капризного эгоиста.

Менее 12 баллов. Выполнение папой своих обязанностей оставляет желать лучшего. Нехватка времени для более тесного общения с малышом не оправдывает раздражительности, с которой папа отказывается почитать ребенку на ночь книжку. Пусть папа покатает ребенка верхом на себе буквально 15 минут – это и физическая зарядка для папы, и масса удовольствия для малыша. Малыш будет чрезвычайно гордиться тем, что его папа самый сильный и играет с ним. Ребенок никогда не потребует от родителей большего, чем они смогут ему дать.

Праздник родных сердец

(родительское собрание, посвященное семье)

Цель:создание благоприятных условий для формирования у учащихся положительного отношения к семье как к одной из важнейших жизненных ценностей; поиск нравственных ориентиров.

Оборудование: место проведения родительского собрания (кабинет или актовый зал) должно быть нарядно украшено: шарики в виде сердечек, праздничные газеты с фотографиями, детскими рисунками; инвентарь для конкурса «Знаешь ли ты своего соседа»; посуда для организации чаепития.

Предварительная подготовка: дома детям необходимо было создать герб своей семьи и подготовиться к его защите; в ходе праздника будут звучать сказки «Девочка и Ромашка», «Как Воробей и Ласточка поменялись гнездами», «Сказка об Утренней заре», рассказывать которые должны подготовленные ученики.

Ход собрания

Учитель. Здравствуйте, дорогие дети, здравствуйте, уважаемые родители. Очень рада, что нам удалось собраться вместе в этом уютном и нарядном зале. Я смотрю на ваши такие светлые и радостные лица и понимаю, что на нашем празднике сегодня будет очень тепло… Почему? Послушайте сказку, и вам все станет ясно.

Ученик рассказывает сказку «Девочка и Ромашка» из книги В. А. Сухомлинского. Методика воспитания коллектива. – М.: Просвещение, 1981.

Девочка и ромашка

Ясным солнечным утром маленькая девочка вышла поиграть на зеленой полянке. Вдруг слышит: кто-то плачет. Прислушалась девочка и поняла: плач доносится из-под камня, который лежит на краю поляны. Камень небольшой, как голова кролика, но очень твердый. Подошла девочка к камню и спрашивает:

– Кто там плачет под камнем?

– Это я, Ромашка, – послышался тихий, слабый голос. – Освободи меня, девочка, давит меня камень…

Откинула девочка камень и увидела нежный, бледный стебелек Ромашки.

– Спасибо тебе, девочка, – сказала Ромашка, расправив плечи и вздохнув полной грудью. – Ты освободила меня из-под Каменного Гнета.

– Как же ты попала под камень? – спросила девочка.

– Обманул меня Каменный Гнет, – ответила Ромашка. – Была я маленьким ромашкиным семенем. Осенью искала теплый уголок. Дал мне приют Каменный Гнет, обещал оберегать от холода и жары. А когда мне захотелось увидеть Солнышко, он чуть не задавил меня. Я хочу быть твоей, девочка.

Девочка приходила к Ромашке, и они вместе встречали Солнце.

– Как хорошо быть твоей, девочка! – часто говорила Ромашка.

– А если бы ты выросла в лесу или у края дороги? Если бы ты была ничья? – спросила девочка.

– Я бы умерла от горя, – тихо сказала Ромашка. – Но я знаю, что ничьих цветов не бывает. Они всегда чьи-то. Вот та Огненная Маковка – она дружит с Солнышком. Солнышко шепчет ей: «Ты моя, Огненная Маковка». Я слышу этот шепот, когда всходит Солнце и Маковка раскрывает свои лепестки. А вот тот Василек – товарищ Весеннего Ветра. Он первым каждое утро прилетает к Васильку, будит его и шепчет: «Проснись!» Цветок не мог бы жить, если бы он был ничей.

Учитель. Дети очень похожи на цветы… Им обязательно нужно быть «чьими-то»: папиными, мамиными, дедушкиными или бабушкиными… Среди сидящих здесь ребят нет «ничейных». Рядом с каждым детским сердечком бьется чье-то взрослое родное сердце, сердце человека – члена твоей семьи…

Ученик. Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

– Сейчас я тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила:

– Я.

Кто платье сошьет, постирает белье?

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!

– Я, я, я.

Ева молвила:

– Я.

Сказала она знаменитых семь «я».

И так на земле появилась семья.

Учитель. На нашем празднике сегодня присутствует много семей. Кто-то пришел сюда в полном составе, кто-то представляет лишь часть своего семейства. Но как бы там ни было, каждый человек должен знать об истории своей семьи как можно больше. Мне очень хотелось, чтобы мои ученики не стали исключением из этого правила. Вот почему на дом они получили сложное домашнее задание: создать герб своей семьи. Думаю, ребятам пришлось немало потрудиться, возможно, потребовалось не раз обращаться к старшим… Пришло время представить результаты исследований.

Учащиеся представляют присутствующим гербы своих семей.

Учитель. Что ж, юные исследователи здорово потрудились… Но. Не кажется ли вам, что знание истории своей семьи совсем не определяет, счастливо или нет живется ее членам. Очень важно быть внимательными друг к другу в самых незначительных мелочах… Думаю, вам известно о сложном испытании для будущих молодоженов, проводимом в некоторых странах. Молодым людям, желающим вступить в семейный союз, нужно ответить на одинаковые вопросы, касающиеся их привычек, особенностей характера, привязанностей.

Вопросы совсем не сложные, но молодые люди отвечают на них поодиночке и не могут посоветоваться, уточнить что-либо… Если количество несовпавших ответов велико, в разрешении на брак любящим людям могут отказать.

Участникам следующего конкурса предстоит попробовать себя в подобном испытании. Оно называется «Знаешь ли ты своего соседа?».

Думаю, всем понятно, что сосед в данном случае это тот, кто живет рядом с вами в одной квартире: папа, мама, бабушка, дедушка и так далее.

У с л о в и я к о н к у р с а. Принять участие могут пары, состоящие из ребенка и одного взрослого члена семьи. Количество пар (они участвуют в конкурсе последовательно друг за другом) может варьироваться в зависимости от активности аудитории и от количества времени. Ведущий предлагает участникам одни и те же вопросы. Родитель отвечает письменно (на доске или специальных карточках) – его ответ должен быть виден зрителям, ребенок отвечает устно. Побеждает пара, количество совпавших ответов в которой наибольшее.

Примерные вопросы конкурса

С о в е т. Ведущему нужно изменять вопросы в соответствии с тем, кто участвует. Если мама – то вопросы должны быть связаны с ней, если бабушка – то с бабушкой и т. д.

1. Какого цвета глаза у мамы?

2. Когда у мамы день рождения?

3. Какое блюдо мама любит больше всего готовить?

4. Какие цветы мама любит больше всего?

5. Любимый мамин фильм?

6. Какой сок мама предпочитает?

7. Если в кафе есть только два вида пирожков – с картошкой и с повидлом – какой выберет мама?

8. Какова цвета домашние тапочки мамы?

9. Что мама пьет по утрам: чай или кофе?

10. Какой сорт хлеба покупает мама?

11. Какой у твоей мамы любимый праздник?

Учитель. Спасибо всем участникам конкурса за смелость и честность. Оказывается, отношения в ваших семьях складываются самые добрососедские. Мне даже на секундочку захотелось пожить в ваших семьях, побыть вашей соседкой… Совсем как героям сказки, которую вы сейчас услышите.

Ученик.

Как воробей и ласточка поменялись гнездами

Понравилось Воробью Ласточкино гнездо. «Поменяемся, Ласточка, гнездами», – говорит Воробей. Поменялись. Сидит Воробей в ласточкином гнезде. Душно ему там, темно. Зачирикал Воробей – и чириканья не слышно. А Ласточке в Воробьином гнезде холодно, Солома трещит, в глаза сыплется. Думает она: как же здесь мои птенцы жить будут? А Воробей думает: как же здесь воробьята жить будут? Им же душно здесь будет. Подумали, подумали Ласточка и Воробей – и вернулись в свои гнезда.

Наташа Б., 2 класс

Учитель. Да, наверное, каждому человеку хорошо по-настоящему лишь там, где он родился и вырос. И я предлагаю вам принять участие в конкурсе «Всякий кулик свое болото хвалит».

У с л о в и я к о н к у р с а. Участники (ребенок и при желании – родитель) должны сделать рекламный ролик о своей семье. Это может быть какой-то короткий текст рекламного характера, или приглашение на какой-либо семейный праздник, или плакат с каким-либо слоганом.

Учитель (после конкурса). Здорово получилось! Думаю, у рекламного бизнеса большое и успешное будущее, если подрастают такие способные специалисты пиар-технологий. Но, согласитесь, дорогие гости, как важно не разучиться ценить то, что неподвластно никакой рекламе: любовь, заботу, мамины прикосновения…

Послушаем сказку?

Ученик.

сказка об утренней заре

Это было в школе для слепых. Слепой Мальчик – а там все слепые – встал рано утром, пошел в сад. Он любил слушать Музыку весеннего рассвета. Его лицо чувствовало дыхание легкого утреннего ветерка.

К Мальчику подошел Учитель. Прикоснулся к плечу слепого. Мальчик спросил:

– Скажите, Учитель, откуда веет этот ласковый ветерок? Что там есть – откуда он веет? Наверное, там что-то красивое…

– Там утренняя заря, – ответил Учитель.

– Какая она?

Учитель стал рассказывать:

– Она как розовый лепесток макового цветка… Она как цветы персика…

Лицо слепого Мальчика задрожало от боли.

– Учитель, – сказал он, – я не видел ни макового лепестка, ни цветения персика.

– Извини меня, – тихо промолвил Учитель. – Утренняя заря как поцелуй матери. Как прикосновение ее щеки.

– Теперь я знаю, какая утренняя заря, – прошептал слепой Мальчик.

Нина П., 3 класс

Учитель. А вы, девчонки и мальчишки, знаете, на что похожа утренняя заря? Вы помните тепло маминых рук? Сейчас мы это узнаем.

Конкурс «Мамины руки».

У с л о в и я к о н к у р с а. У участников завязаны глаза. Потрогав руки мам, нужно найти свою.

Учитель (после конкурса). Молодцы, ребята! Хотя, думаю, найти самые-самые родные руки было несложно. А вот следующий конкурс, наверное, будет труден… И поэтому приглашаю принять в нем участие самых сильных, самых мудрых, тех, кого по праву называют: «Глава семьи».

Итак, конкурс для пап «Чей голосок?»

Папа отворачивается, дети по очереди окликают его: «Папа, это я». Отец по голосу должен угадать своего ребенка.

Учитель (после конкурса). Папы с честью выдержали испытания, а я переживала, что дети перепутаются… Нет, отцы оказались настоящими главами своих семей и к финалу нашей встречи все семьи добрались без потерь.

А в нашем зале так тепло от радости и любви, излучаемых вашими сердцами, что чай и пироги на столах совсем не остыли. Думаю, пришло время уделить им внимание!

Участники собрания занимают свои места за столами.

Учитель. Все в мире говорит о любви. Вспомните, как стрекочут кузнечики в зените дня во ржи, как шуршат сухие колокольчики на влажных полянах. Представьте, как кричат ночью друг другу встречные поезда… Разве не об этом говорят ночью огни самолетов?.. И мы говорим о любви к своей семье, к своему дома… Мы учимся понимать, любить, прощать… И сердце наше от этого становится еще роднее… До новых встреч.

Наши рекомендации