Памятка родителям первоклассников
· Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
· Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
· Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
· Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
· Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
· Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
· Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
Учитель. Помните о советах, полученных сегодня, и тогда Взрослому и Ребенку обязательно «случится найти друг друга». А чтобы эта встреча оказалась счастливой, прислушайтесь к притче, которую я приберегла для вас. (Текст следует размножить и раздать родителям.)
ПРИТЧА «СЕКРЕТ СЧАСТЬЯ»
Некий купец отправил своего сына к самому главному мудрецу за секретом счастья. Сорок дней юноша шел по пустыне, пока не увидел на вершине горы великолепный замок. Там и жил Мудрец, которого он разыскивал.
Против ожиданий, замок вовсе не походил на уединенную обитель праведника, а был полон народа: сновали, предлагая свой товар, торговцы, по углам разговаривали люди, маленький оркестр выводил нежную мелодию, а посреди зала был накрыт стол, уставленный самыми роскошными и изысканными яствами, какие только можно было сыскать в этом краю.
Мудрец не спеша обходил гостей, и юноше пришлось два часа дожидаться своей очереди.
Наконец Мудрец выслушал, зачем тот пришел к нему, но сказал, что сейчас у него нет времени объяснять секрет счастья. Пусть-ка юноша побродит по замку и вернется в этот зал через два часа.
«И вот еще какая у меня к тебе просьба, – сказал он, протягивая юноше чайную ложку с двумя каплями масла. – Возьми с собой эту ложечку и смотри, не разлей масло».
Юноша, не сводя глаз с ложечки, стал подниматься и спускаться по дворцовым лестницам, а через два часа вновь предстал перед Мудрецом.
«Ну, – молвил тот, – понравились ли тебе персидские ковры в столовой зале? Деревья и цветы в саду, который искуснейшие мастера разбивали целых десять лет? Старинные фолианты и пергаменты в моей библиотеке?»
Пристыженный юноша признался, что ничего этого не видел, ибо все внимание его было приковано к тем каплям масла, что доверил ему хозяин.
«Ступай назад и осмотри все чудеса в моем доме, – сказал тогда Мудрец. Нельзя доверять человеку, пока не узнаешь, где и как он живет».
С ложечкой в руке юноша вновь двинулся по залам и коридорам. На этот раз он был не так скован и разглядывал редкости и диковины, все произведения искусства, украшавшие комнаты. Он осмотрел сады и окружавшие замок горы, оценил прелесть цветов и искусное расположение картин и статуй. Вернувшись к Мудрецу, он подробно перечислил все, что видел.
«А где две капли масла, которые я просил донести и не пролить?» – спросил Мудрец.
И тут юноша увидел, что капли пролиты.
«Вот это и есть единственный совет, который я могу тебе дать, – сказал ему мудрейший из мудрых. – Секрет счастья в том, чтобы видеть все, чем чуден и славен мир, и никогда при этом не забывать о двух каплях масла в чайной ложке».
Учитель. Пусть вам и вашим детям удастся стать счастливыми в период обучения в школе: пусть трудности и опасные переходы этого времени не закроют собой радости и яркости детства, общения, учебы. Удачи вам!
О ВРЕМЕНИ, ДЕТЯХ И СЕБЕ…
(собрание-диалог)
Цель: знакомство родителей с типами семейного воспитания; помощь в решении возможных семейных проблем.
Оборудование: плакат с эпиграфом собрания; анкеты детей (проведены заранее); вопросники для родителей (бланки с анкетами); текст «Сказки для мамы» – для каждого родителя.
Ход встречи
Я из всех исключение правил.
Мне в удачный экспромт не сложиться.
Мы такие разные с вами:
Это главное правило в жизни.
Это главная в обществе мера –
Я совсем не похож на другого.
Человек бесподобен и верно,
Что не будет второго такого.
Р. М., ученик 8 класса
Учитель. Здравствуйте, мои милые коллеги! Мы собрались сегодня, потому что есть очень важная тема для разговора. Наш диалог – о времени, о детях, о себе… Все мы такие разные… Как же жить так, чтобы не мешать друг другу? Как научиться не подавлять другого, такого непохожего на тебя?
I блок. О времени.
Итак… О времени… Сколько умов бились над проблемной категорией, над тем, в чем заключается история человечества. Все началось с восточного владыки, ставшего героем очень поучительной истории.
ПРИТЧА «ОНИ РОЖДАЛИСЬ, СТРАДАЛИ И УМИРАЛИ»
Один восточный владыка, когда взошел на престол, сразу для себя определил, что хочет прославиться тем, что расскажет людям подробнейшую историю всего человечества, а точнее их самих. И приказал он своему визирю, такому же юноше, как и он сам, чтоб тот собрал 1000 самых именитых и мудрых историков, чтоб те подготовили ему доклад. Спустя 20 лет подходит караван из 200 верблюдов, которые везут на себе многотомные собрания с подробнейшей историей человечества.
Владыка пришел в негодование, мол, ему и за всю его жизнь столько не прочитать, не то что огласить народу, и приказал сократить. Через 20 лет подходит к его дворцу караван из 50 верблюдов, везущих толстенные тома книг. Владыка опять негодует, мол, его век уже подходит к концу, а ему уж тем более не прочитать такое количество литературы и рассказать ее людям. Опять приказал сократить. Еще через 15 лет, когда владыка лежал на смертном одре и все жители той страны, как один, чествовали его преемника, к воротам его замка подошел ишак, везущий на себе толстую книгу, и вел того ишака под уздцы старик, который когда-то был тем молодым визирем. Уже полуслепой и полумертвый владыка приказал пригласить того визиря к себе. Старый визирь склонился над умирающим владыкой и тот спросил его: «Так в чем же заключается вся история человечества? Если уж я не смогу ее донести народу, так хотя бы сам буду знать...». И визирь ему ответил: «Они рождались, страдали и умирали...»
Учитель. Ничего не изменилось… И в этом времени, в нашем времени, мы страдаем, но только, может быть, из-за каких-то новых проблем, в каких-то иных ситуациях.
Какие трудности в воспитании создаются реальной сегодняшней жизнью? (Родители обмениваются своими мнениями. Вероятнее всего, что будут озвучены такие проблемы, как раннее взросление, увеличившееся расстояние между богатыми и бедными, технократизм современных детей, нежелание читать, зависимость от компьютера и телевидения, ранняя чрезмерная самостоятельность детей и т. д.)
II блок. О детях…
Учитель. Да, дети изменились. Этому способствуют условия, которые создает действительность. Мы подобрали информацию, проливающую свет на природу стрессов современных детей.
Психолог. Учебная нагрузка за последние годы возросла вдвое. Что остается ребенку? Он бессознательно выбирает из двух зол: один жертвует учебой, а мы говорим: ленится, не старается, не хочет учиться; другой жертвует здоровьем. Третьего выхода мы не оставляем. По данным обследований, проведенных в 70-х годах, гуляли на свежем воздухе ежедневно только 37 % детей. И тогда по этому поводу били тревогу. По данным 90-х, у детей оставалось для гулянья полчаса в день, то есть не гулял практически никто. Ни один ребенок в начальной школе не спит положенные ему 10–11 часов.
Исследования Института возрастной физиологии позволили выделить школьные факторы риска. Это стрессовая педагогическая тактика, интенсификация учебного процесса, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей, нерациональная организация учебной деятельности, отсутствие работы по формированию здорового образа жизни.
Стресс стал почти основой традиционной методики обучения. В школу приходят около 20 % детей с нарушениями психического здоровья пограничного характера, а уже к концу первого класса их оказывается 60–70 %.
Одна из главных причин стресса у детей – это цейтнот. Недостаток времени связан как с высокими и все возрастающими нагрузками, так и с технологией обучения, когда успешность связывается не с качественными, а со скоростными характеристиками деятельности. Например, форсирование темпов письма и чтения только тормозит развитие этих навыков и нарушает их психофизиологическую структуру.
Так, при чтении быстрее 80–90 слов в минуту часть информации просто не воспринимается, а у первоклассников продолжают проверять скорость чтения и требовать ее выше этой нормы.
Некоторые специалисты считают, что соответствует возрастным физиологическим возможностям ребенка и методика обучения безотрывному письму, которая требует нецелесообразных движений и искусственно создает гипоксию кисти.
Продолжается и интенсификация учебного процесса. Школа продолжает наращивать учебные часы, и в основной школе рабочий день ученика с учетом времени на выполнение домашних заданий составляет не меньше 9–12 часов.
Есть и второй, скрытый вариант интенсификации: уменьшение учебных часов на образовательную область при сохранении или даже увеличении учебного материала. Так, в начальной школе на 49 % сократилось количество часов на образовательную область филологии и на 62 % – на математику. Но ни один человек, знакомый с программами традиционного и развивающего обучения, не скажет, что за последние 50 лет сократилось содержание или уменьшился объем учебного материала! Отсюда интенсификация, утомление и переутомление, невозможность учесть индивидуальные особенности детей, организовать щадящий режим для детей с отклонениями в состоянии здоровья, а их более 80 %.
Учитель. А что говорят сами дети? Незадолго до родительского собрания среди учащихся было проведено анкетирование. (Психолог знакомит с итогами анкетирования.)
П р и м е ч а н и е. Как вариант может быть использована методика рисуночного теста.
Анкета для детей
– Умеешь ли ты радоваться?
– Если у тебя есть возможность порадоваться, что может стать тому причиной?
– Можешь ли ты порадоваться успехам своего друга или просто чужого человека?
– Как часто ты грустишь?
– Что может стать причиной грусти?
– Если тебе грустно, ты можешь кому-нибудь об этом рассказать?
– Тебе страшно, если ты получаешь плохую отметку?
– Чего ты боишься, если у тебя случаются неудачи в школе?
– Тебе бывает страшно на уроках?
– В каких случаях с тобой такое бывает?
– Ты боишься говорить своим родителям, что ты получил(а) плохую отметку или замечание?
– Тебя наказывают за плохие результаты в школе?
Психолог. Ответы некоторых участников анкетирования, к сожалению, позволяют констатировать наличие у них проблем во взаимоотношениях с родителями. Может быть, целесообразно познакомить с возможными последствиями подобного угнетенного (некомфортного) состояния детей. Не будем пренебрегать известной истиной: «Предупрежден – значит вооружен».
Аффект – это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для человека жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением функций внутренних органов. (Например, горе при потере близкого человека, гнев при измене, радость при успехе.) Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Например, ужас – переживается как скованность движений, позы, речи. Радость – человек теряется, не зная, что сказать.
Причины аффекта:
1. Конфликт, противоречие между сильным влечением, желанием и невозможностью удовлетворить возникшее побуждение (очень ярко у маленьких детей).
2. Конфликт, заключающийся в повышенных требованиях к человеку, неуверенному в собственных силах (наблюдается в ситуации, когда родители предъявляют к ребенку завышенные требования в учении, которые ему явно не по силам).
Последствия аффекта:
1. Меняются внимание и восприятие. Человек удерживает во внимании только те предметы, которые связаны с переживанием (доминанта).
2. Человек «теряет голову». Все поступки неразумны, или, если это касается учебной деятельности, ребенок начинает допускать промахи там, где раньше он этого никогда не допускал. 3. Заканчивается аффект упадком сил. Человек хочет спать, не хочет выполнять то, что от него в данный момент требуется.
Стресс (от англ. stress – давление, напряжение) – это эмоциональное состояние, которое возникает в ответ на экстремальное воздействие.
Для эмоционального стресса характерны:
– неспособность человека справляться с задачей, усваивать информацию;
– снижение объема и концентрации внимания;
– усиление отвлекаемости;
– невозможность сосредоточиться;
– ухудшение памяти;
– увеличение ошибок и неправильных решений;
– мышление становится спутанным;
– рост напряжения, беспокойства, тревоги;
– появление болезненной мнительности;
– ухудшение сна:
– депрессия или эмоциональные взрывы.
Французский психолог Г. Селье выделил 3 этапа в развитии стресса:
1. Реакция тревоги – фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию.
2. Этап стабилизации – параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне.
3. Если стрессовая ситуация продолжается, наступает стадия истощения.
Учитель. Будьте чутки к вашим детям. Помните, что реакция на какой-то фактор вашего ребенка может быть совсем не похожа на вашу! Вы же такие разные! (Вспомните эпиграф.)
III блок. О себе…
Учитель. И я думаю, настало время поговорить о себе. (Ведь тема нашего диалога: «О времени, детях и себе…») С чего начать нам, таким маленьким человечкам в этой грохочущей быстротой жизни? Как противостоять ее натиску? Может, не стоит изобретать велосипед, а прислушаться к мудрецам?
ПРИТЧА О ТОМ, КАК ИЗМЕНИТЬ МИР
Один человек решил изменить мир. Но мир такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить свою семью. Но семья у него такая большая, одних детей десяток. Так этот человек добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким: самого себя.
Начнем с себя? Для начала предлагаю тест, позволяющий кое-что поведать о вашем характере.
Скажи мне, как ты вскрываешь конверты...
Внимательно посмотрите на рисунок и определите, какой из изображенных на нем приемов вам ближе.
Если письмо открываете так, как показано на рис. а, то вы требуете от жизни многого. Слывете человеком с переменчивым настроением, нервным, нетерпеливым. В то же время полны оптимизма и склонны к энтузиазму. Вы способны восхищаться красивым закатом солнца, прекрасной картиной или скульптурой и стремитесь разделить свою радость с другими. Нередко, однако, вас одолевают приступы уныния, апатии, и тогда грандиозные планы, блестящие идеи остаются нереализованными.
Если вы используете нож (рис. б), то и на работе, и дома руководствуетесь прежде всего голосом разума, а не эмоциями. Ненавидите беспорядок, любите, чтобы в жизни было все «как надо». Вас отличают основательность, умение доводить начатое до конца. Любите хорошо и добросовестно выполнять работу. Умеете делать подарки и принимать гостей. Вы предпочитаете синицу в руках мечтам о журавле в небе и держите свою синицу крепко, чтобы не улетела...
Если ваше оружие – ножницы (рис. в), то окружающие нередко страдают от перепадов вашего настроения: то вы веселы и бодры, то вдруг погружаетесь в грусть и тоску. Но несмотря на это, вы человек рассудительный, умеете оценить других, прежде всего, самого себя. Знаете свои достоинства и недостатки. В деловых контактах полагаетесь на силу протекции и «связей», в личной жизни цените внимание к себе, любите, когда вас балуют. Вы уверены в себе, ваши инициативность, идеи часто находят признание и поддержку коллег по работе.
Если письмо открываете так, как на рис. г, то вы не слишком уверены в себе. Часто делая шаг вперед, думаете о двух шагах назад. Или вдруг бросаете начатое на полпути, не веря в добрый исход. А между тем гораздо реже, чем предполагаете, существуют причины для раздражения, нетерпеливости. Ваша интеллигентность понравится окружающим, если только вы не будете замыкаться в себе. Причины такой неуверенности и несмелости неизвестны и вам. Просто вы уверили себя, что иначе и быть не может...
Учитель. Вот такие вы все разные. Люди как люди. А какие родители? Какой стиль общения с детьми присущ вам? Психолог познакомит вас с типологией стилей общения.
Сообщение психолога.
Основные тезисы выступления
I. Авторитетный стиль.
Родители сознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним признают право на саморазвитие. Трезво понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Родители признают и поощряют автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах.
Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки. Они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.
II. Авторитарный стиль.
Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под их контролем. В общении с ребенком они отдают приказы и ждут, что ребенок их выполнит. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Их дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, непритязательны и раздражимы. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.
Гипопротекция – за ребенком осуществляется формальный контроль, а на самом деле родители ребенком не интересуются.
Гиперпротекция – ребенок не имеет возможности совершать самостоятельные поступки, перед ним ставятся многочисленные ограничения и запреты. У ребенка не формируются инициатива и чувство долга.
III. Либеральный стиль.
Родители слишком высоко ценят своего ребенка, считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во всем. Не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?
Ребенок в такой семье слабо или совсем не регламентирует, поведение. Родители открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации – от ребенка к родителям. Детям предоставлен избыток свободы, или руководство родителей незначительно. Преобладает безусловная родительская любовь. Не устанавливается никаких ограничений, поэтому дети склонны к непослушанию, агрессии, на людях ведут себя неадекватно импульсивно, нетребовательны к себе; в некоторых случаях дети становятся сильными и решительными творческими людьми.
IV. Индифферентный стиль.
Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее – участие и поддержку с вашей стороны. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличных к собственным детям. Закрыты для общения, из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим, самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному (отклоняющемуся от нормы) поведению.
Учитель. Давайте попробуем оценить поведение родителей в предложенных ситуациях. Какой стиль общения демонстрируют в них родители?
Ситуации, предложенные для обсуждения (для работы родителям нужно раздать бланки с распечатанными ситуациями).
I. На одной из конференций, во время работы «круглого стола», участники обратили внимание на молодую женщину, на пальцах которой «красовались» несуразные проволочные колечки с бусинами. Она почувствовала это внимание и спокойно объяснила:
– Это мои дети. Перед отъездом, чтобы я помнила о них, они смастерили мне эти колечки...
Женщина нежно прижала колечки к губам.
II. Мама Вера вместе со своей дочкой Ирой попала в гости. Дети сразу же приняли Ирочку в игру. Они вместе мастерили, рисовали, строили...
В конце игры каждый ребенок подошел к своей маме.
Ирочка протянула маме самодельное колечко.
Мама Вера широко открыла глаза и громко проговорила:
– Неужели ты думаешь, что я надену эту гадость?..
Ира замерла с колечком в руках. Затем обернулась и беспомощно посмотрела на всех. Потом осторожно, дрожащими пальчиками она стала надевать это колечко на свои пальцы.
– И не вздумай! – мама Вера стала резко стаскивать колечко с Ириных пальчиков. – Сними сейчас же! Опозорить меня хочешь?..
III. Разговор женщин:
– Привет! Что, твой еще не заговорил? А пора бы! Уж два года с половиной! Реакция собеседницы:
а) – Чего, немырь? Молчишь? Так до старости молчать будешь. Чего глаза уставил? Как собака! Понимаешь, а сказать не можешь.
б) – …Мы очень хорошо понимаем друг друга.
Малыш отвернулся и уткнулся маме Люде в колени.
– Не плачь, малыш. Все будет хорошо. Ты ведь мой родной. Род-ной. Понимаешь? Ро-д-ной. Мой.
Малыш поднял глаза, полные слез, погладил мамины руки, прижал их к щеке и прошептал:
– А-д-ная... Мой?
IV. В студии шло праздничное занятие. Детям было предложено нарисовать подарок мамам, а затем вручить его. Мама Лена терпеливо ждала, что получится у ее Саши, ведь он был самым маленьким в студии. Саша взял в руки рисунок, одернул костюмчик и торжественно сказал:
– Мама! Я дарю тебе эту толкушку!
– Саш, а почему толкушку? – мама Лена была в недоумении.
– А ты ведь вчера, когда мне пюрешку делала, у соседей толкушку брала.
Вся студия зааплодировала Саше.
Наступила очередь Миши.
– Ну, мой сейчас нарисует! – безразлично и брезгливо бросила мама Валя. – Он у меня так себе...
Миша повернулся к маме, взял обеими руками рисунок, нежно и тихо сказал: – Я дарю тебе французские духи. Ты ведь всегда о них мечтала...
V. На выставке игрушек к стенду интеллектуальных игр подошла дама, которая крепко держала за руку ребенка лет пяти.
– А чтой-то у вас? – дама ткнула пальцем в кубики Никитина.
– Это «Сложи узор». Игра, которая развивает...
– Все понятно. Это нам не нужно. Слишком просто. Мой Василек уже пузели складывает.
– А это что? – она ткнула пальцем в термомозаику.
– Необычная мозаика. Благодаря ей ребенок может...
– Все понятно. Это слишком просто. Наш Василек такие сложные пузели складывает!
– А это? – дама ткнула в головоломки Красноухова.
– Вот эта игра называется «Хвостики», она позволяет...
– О чем вы! Хвостики. На наших пузелях целые дворцы. А вы... хвостики. Мы лучше пойдем в магазин напротив. Там столько пузелей. Правда, Василек?
В магазине напротив стояло множество паззлов (puzzle). Под ними красовалось название: «Паззлы в ассортименте».
Учитель. С помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для вас предпочтительный.
Тест
1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?
А. Преимущественно воспитанием.
Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
Б. Абсолютно с этим согласен.
В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться. (Эдгар Хоу.)
Б. Цель воспитания – научить детей обходиться без нас. (Эрнст Легуве.)
В. Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер.)
Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному. (Томас Фуллер.)
4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
А. Если попросит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.
6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?
А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.
7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?
А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?
А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.
9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь.
Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.
10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?
А. Безусловно.
Б. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю.
Обработка результатов.
Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.
Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.
Учитель. Наш разговор подошел к концу. Вероятно, осталось больше вопросов, чем ответов. Думаю, так и должно быть. Важно, чтобы вы усвоили главное правило жизни:
«Мы такие разные с вами…
Это главная в обществе мера –
Я совсем не похож на другого».
Будьте внимательны и терпимы к своим детям. Окружите их любовью и заботой. И кто знает, может, наступит время, когда не вы им, а они расскажут вам перед сном добрую сказку. Такую, как в моей истории для вас, припасенной к сегодняшнему разговору.
СКАЗКА ДЛЯ МАМЫ
Мама устала. Она легла на диван и попросила детей:
– Займитесь чем-нибудь, я отдохну.
Маришка принесла теплый пушистый плед и укрыла маму.
Юляша положила маме в руку своего любимого «пищащего» зайчонка.
– Мама, мы тебе расскажем сказку, чтобы ты быстрее заснула.
«Жила-была на свете Добрая Взрослая Волшебница. Добро она делала только тем мамам, которые очень любили своих детей. Но не тем, конечно, которые сюсюкали со своими детьми, бежали на их первый зов и во всем им угождали. А тем, которые понимали своих детей и во всем были с ними вместе.
Пришла она как-то к Марише с Юляшей и спрашивает их:
– Что вы, девочки, для своей мамы ко дню рождения сделали?
А девочки и отвечают:
– Мы ей книгу написали, сувениры приготовили, танец для нее станцевали, стихотворение ей посвятили.
Мама! Мама дорогая!
Ты веселая такая.
Ходишь ты по магазинам,
Носишь ты домой корзины.
Ты укладываешь Юлю
И жалеешь ты бабулю.
Очень любишь ты меня.
Ну а я люблю тебя!
– Прекрасное стихотворение! – Добрая Взрослая Волшебница погладила девочек по головкам. – Ваша мама заслужила самое главное волшебство. Пусть она выберет себе из этого сундучка все, что захочет.
Девочки только взглянули на сундучок, и он весь раскрылся, развернулся и превратился в огромный ковер. На ковре стояло множество удивительных предметов: сосуд с надписью «счастье», огромная корзина с экзотическими фруктами, машина, сосуд с надписью «здоровье», домик в Коктебеле, сосуд с надписью «возврат назад», мобильный телефон, любимая книга, сосуд «исполнение желаний», красивая сумка, «+ 100 лет жизни»...
Мама уже крепко спала. Ей снился маленький домик в Коктебеле у подножья Кара-Дага, а в домике – ее малыши, счастливые и здоровые, уплетающие за обе щеки экзотические фрукты. Сама она сидела в плетеном кресле и читала свою любимую книгу...До новых встреч. Удачи вам!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тест «Моя семья»
Дети воспринимают окружающий мир не как взрослые. Особые детские осмысления вызывают эмоциональные реакции, непонятные и непринимаемые взрослыми. Во внутреннем мире ребенка сплетается, казалось бы, несовместимое, случайное, создаются фантастические образы, собственные «теории».
Суть теста. Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш, ручку, ластик лучше не давать), просят: «Нарисуй свою семью». При этом не нужно напоминать, кто входит в состав семьи, пусть рисует так, как он представляет. Если ребенок спросит, кого рисовать, предоставьте ему полную свободу, пусть рисует хоть зверюшек, все равно рисунок будет достаточно информативным. После окончания рисования задайте наводящие вопросы: кто, где нарисован, что делают члены семьи, кто в каком настроении и т. д.
Прежде чем приступать к рисованию:
– Отследите обычное настроение ребенка. Не следует давать это задание после семейных конфликтов, ссор, встрясок. Иначе Вы получите ситуативный рисунок, соответствующий настроению ребенка в данный момент.
– Не стойте над ребенком в момент выполнения задания, но незаметно отслеживайте порядок изображения персонажей и предметов.
– Не поправляйте ребенка во время рисования («ты забыл нарисовать папу», «нарисуй ушки, ручки и т. д.»).
– Не обсуждайте полученные результаты при ребенке – этот тест для Вас, для Ваших раздумий.
– Чтобы получить более точную информацию, проведите тест 3–4 раза с промежутком в несколько дней и выявите часто повторяющиеся детали в рисунке.
– При «объяснении» рисунка большое значение имеет положительный настрой «интерпретатора», необходимо подключить свое воображение и интуицию.
Правила интерпретации.
1. После окончания рисования расспросите ребенка, «кто есть кто», кто чем занимается.
Оговорки типа «а брата я забыл нарисовать» или «сестра не поместилась» не имеют значения. Если кто-то из семьи на рисунке отсутствует, то это может означать:
– Наличие негативных бессознательных чувств к этому человеку. Например, сильная ревность к младшему брату; ребенок как бы рассуждает: «Я должен любить брата, а он меня раздражает, это плохо. Поэтому вообще ничего не нарисую».
– Полное отсутствие эмоционального контакта с «забытым» на рисунке человеком. Этого человека как бы просто нет в эмоциональном мире ребенка.
2. На рисунке отсутствует сам автор.
– Трудности в отношениях с близкими: «Меня здесь не замечают».
«Я чувствую себя отвергнутым», «Мне трудно найти свое место в семье»
– Ребенок «отторгается» от семьи: «Меня не принимают, ну и не надо, и без них неплохо».
3. На рисунке – вымышленный член семьи.
Ребенок пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье. Дети часто рисуют птиц, животных, которые на самом деле не живут в доме, это означает, что ребенок жаждет быть кому-то нужным и необходимым, значит родители не удовлетворяют потребность в любви, нежности, ласке.
4. Размер изображенных персонажей показывает их значимость для ребенка.
Чем авторитетнее в глазах ребенка изображенный человек, тем он крупнее. Часто у маленьких детей не хватает листа, чтобы разместить всю фигуру.
5. Размер ребенка на листе.
Если ребенок рисует себя очень маленьким, расположенным в уголочке листа, у него низкая самооценка на данный момент, или он считает себя самым маленьким в семье. Дети с завышенной самооценкой рисуют себя очень большими, крупнее родителей.
6. Место расположения ребенка на рисунке отображает его положение в семье. Когда он в центре, между мамой и папой, или рисует себя первым, то это значит, что он ощущает себя нужным и необходимым в доме. Если ребенок изобразил себя отдельно от остальных, или нарисовал себя последним это признак ревности, неблагополучия.
7. Расстояние между изображенными свидетельствует об эмоциональной близости или, наоборот, разобщенности. Чем дальше фигуры расположены друг от друга, тем больше их эмоциональная разобщенность. На некоторых рисунках дети подчеркивают ощущаемую ими разобщенность включением в свободное пространство между