Педагогические, психологические и технические аспекты формирования спортивной команды.

Коллектив как высшая форма группового объединения характеризуется следующими признаками: наличием цели общественно значимой, долговременной и требующей совместных усилий по ее достижению.
Демократическими признаками коллектива являются: наличие органов самоуправления; равные права и обязанности перед группой каждого ее члена; совместное обсуждение и принятие решений по вопросам внутриколлективной жизни (за исключением содержания и методики учебно-тренировочного процесса - это единоличная компетенция тренера); защищенность авторитетом группы каждого ее члена от любой несправедливости.
Особенности спортивного коллектива обусловлены: добровольностью вхождения и выхода из спортивного коллектива; возможно и динамичностью состава спортивной группы; пребыванием в условиях повышенных требований к личности занимающихся и их поведению (они обусловлены большим психологическим и физическим напряжением при высоких физических нагрузках); спецификой спортивной борьбы (возможностью формирования положительных и отрицательных качеств личности и черт характера); слабостью органов самоуправления, если педагог не занимается их обучением и повышением их авторитета в принятии самостоятельных решений.
Полноценно сформированный спортивный коллектив благоприятствует росту спортивного мастерства своих членов и обеспечивает их социализацию, благодаря физической, психической и моральной подготовке к жизни, труду и включению в систему разнообразных отношений между собой и с другими людьми, причастными к спорту.
Этапы развития спортивного коллектива различают в соответствии с тем, кто отдает распоряжения по управлению жизнью коллектива, и как осуществляется контроль за этим.
Первый этап - командует и контролирует тренер. Постепенно осуществляется целеориентирование группы, укрепляются деловые и дружеские связи между занимающимися и начинается выбор актива. Второй этап - требования начинают предъявляться через членов актива, они же осуществляют основной контроль. Идет расширение актива, его обучение и повышение авторитета. Формируется ценностно-ориентационное единство по внутри-групповым и спортивным целям.
Третий этап - члены коллектива начинают предъявлять требования друг к другу и к самим себе. Достигается это постепенной сменяемостью актива, через который проходят все члены группы. Став после переизбрания рядовыми членами коллектива, они сохраняют приобретенный опыт руководства, социальную активность и небезразличное отношение к должному поведению своих товарищей. Самовоспитание, к которому тренер начинает побуждать воспитанников с первой встречи, здесь приобретает систематический характер.
Демократические начала в коллективе формируются педагогом через деятельность актива, членов которого он выявляет и обучает, но каждого из них целесообразно не назначать, а избирать путем голосования.
Устойчивость коллектива во многом зависит от существующих в нем традиций. Под традициями понимают обычаи и формы поведения, усвоение которых подрастающим поколением происходит вне критики - автоматически и в готовом виде.

68. Переходный период тренировки в избранном виде ФСД: направленность, типичные задачи, средства и методы. Факторы, регламентирующие продолжительность и содержание периода. Определяющим условием эффективности тренировки и успеха в спортивных соревнованиях является круглогодичность подготовки спортсменов. Круглогодичная тренировка требует правильного планирования. Для этого используется, в первую очередь, так называемая, периодизация - деление круглогодичной тренировки на периоды и этапы.

Все этапы, сочетаемые в определенном порядке, составляют большой цикл тренировки, состоящей из трех периодов:

подготовительного, соревновательного и переходного (заключительного).

Периоды и этапы имеют разную продолжительность в различных видах спорта и не одинаковое распределение в году.

Заключительный (переходной период тренировки) период имеет цель подвести спортсмена к началу занятий в новом году полностью отдохнувшим, здоровым, не сниженным уровнем физической и технической подготовленности. Отдых спортсмена должен быть активным с изменением форм, средств и методов тренировочных упражнений (переход к другим видам спорта).

Переходный период. Основными задачами этого периода являются обеспечение полноценного отдыха после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла, а также поддержание на определенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очередного макроцикла. Особое внимание должно быть обращено на полноценное физическое и особенно психическое восстановление. Эти задачи определяют продолжительность переходного периода, состав применяемых средств и методов, динамику нагрузок и т.п.

Продолжительность переходного периода колеблется обычно от 2 до 5 недель и зависит от этапа многолетней подготовки, на котором находится спортсмен, системы построения тренировки в течение года, продолжительности соревновательного периода, сложности и ответственности основных соревнований, индивидуальных способностей спортсмена.

Тренировка в переходном периоде характеризуется снижением суммарного объема работы и незначительными нагрузками. По сравнению, например, с подготовительным периодом объем работы сокращается примерно в 3 раза; число занятий в течение недельного микроцикла не превышает, как правило, 3-5; занятия с большими нагрузками не планируются и т.д. Основное содержание переходного периода составляют разнообразные средства активного отдыха и общеподготовительные упражнения.

В конце переходного периода нагрузка постепенно повышается, уменьшается объем средств активного отдыха, увеличивается число общеподготовительных упражнений. Это позволяет сделать более гладким переход к первому этапу подготовительного периода очередного макроцикла.

При правильном построении переходного периода спортсмен не только полностью восстанавливает силы после прошедшего макроцикла, настраивается на активную работу в подготовительном периоде, но и выходит на более высокий уровень подготовленности по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года.

Продолжительность и содержание периодов и их составляющих этапов подготовки в пределах отдельного макроцикла определяются многими факторами. Одни из них связаны со спецификой вида спорта - структурой эффективной соревновательной деятельности, структурой подготовленности спортсменов, сложившейся в данном виде спорта системой соревнований; другие - с этапом многолетней подготовки, закономерностями становления различных качеств и способностей и т.п., третьи - с организацией подготовки (в условиях централизованной подготовки или на местах), климатическими условиями (жаркий климат, среднегорье), материально-техническим уровнем оборудование и инвентарь, восстановительные средства, специальное питание и т.п.).

На динамику восстановительных процессов оказывает влияние:

- разнообразие условий тренировочных занятий и активного отдыха (стадион, лес, парк, бассейн, река, озеро и др.);

- использование различных снарядов и мест занятий (газон, синтетические покрытия, амортизационные подушки и пр.), что обеспечивает увеличение объема тренировочной работы и уменьшение нагрузки на опорно-двигательный аппарат;

- оптимизация внешних условий, снижающих нагрузку на психическую сферу и способствующих более быстрому восстановлению (освещенность, окраска стен, пола, устройства для отдыха, музыка и др.).

Рационально организованный тренировочный процесс, учитывающий тонкие взаимодействия развивающих и восстановительных нагрузок, характер соревновательных (нередко стрессовых) воздействий, - необходимое условие нарастания тренированности

Тренировка ПП предполагает решение след основных задач:

организовать полноценных отдых после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла;

поддержать на определенном уровне тренированность для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очередного макроцикла;

Эти задачи определяют продолжительность ПП, состав средств и методов, диамику нагрузки т.п.

Продолжительность ПП регламентируют такие факторы как:

- этап многолетней подготовки;

- система планирования тренировочного процесса в течении года;

- продолжительность соревновательного периода;

- сложность и ответственность основных соревнований;

- индивидуальные особенности спортсмена.

Содержание ПП:

й подход – сочетание активного и пассивного отдыха

й подход- активный и пассивный отдых(несколько дней)-достаточно напряженная тренировка(по принципу планирования втягивающего мезоцикла обще-подготовительного этапа) и т.д.

й подход – применение средства активного отдыха и неспецифические нагрузки, обеспечивающие поддержание основных компонентов тренированности.

69. Периодизация роста и развития человека. Биохимические и физиологические особенности растущего организма: интенсивность и направленность метаболизма, особенности энергообеспечения и нервно-гормональной регуляции.

Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды индивидуального развития или онтогенеза (греч.: онтос - особь, генезис - развитие). В понятие онтогенеза включают все стадии развития организма от момента оплодотворения яйцеклетки до смерти человека, выделяя пренатальный
(до рождения) и постнатальный (после рождения) этапы.

Под развитием понимают 3 основных процесса: 1) рост - увеличение числа клеток (в костях, легких и других органах) или увели
чение размеров клеток (в мышцах и нервной ткани), т. е. количественный процесс; 2) дифференцирование органов и тканей; 3) формообразование, т.е. качественные изменения. Эти процессы тесно взаимосвязаны. Например, ускоренный рост тела замедляет процессы формообразования, дифференцирования тканей, развитие вторичных половых признаков, а усиленные процессы полового развития замедляют рост тела, нарастание мышечной массы.

Весь жизненный цикл (после рождения человека) делится на отдельные возрастные периоды, т. е. отрезки времени онтогенеза, каждый из которых характеризуется своими специфическими особенностями организма - функциональными, биохимическими, морфологическими и психологическими.

Возрастная периодизация основана на комплексе признаков: размеры тела и отдельных органов, их масса, окостенение скелета (костный возраст), прорезывание зубов (зубной возраст), развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания (баллы полового развития), развитие мышечной силы и пр.

С учетом количественных и качественных изменений в организме различают следующие возрастные периоды: 1-10 дней - новорожденный; 10 дней -1 год - грудной возраст; 1-3 года – раннее детство; 4-7 лет - первое детство, 8-12 лет - мальчики и 8-11 лет - девочки - второе детство; 13-16 лет - мальчики и 12-15 лет – девочки -подростки; 17-21 год - юноши и 16-20 лет - девушки - юношеский; 22 - 35 лет - первый зрелый; 35-60 лет - мужчины и 35-55 лет - женщины - второй зрелый; 60-74 года - пожилой; 75-90 лет - старческий; 90 лет и более - долгожители В связи со школьным обучением выделяют: дошкольный воз-
растав 6-7 лет), младший школьный (до 9-10 лет), средний (до 14-15
лет) и старший школьный возраст (до 16-17 лет).

Особо отмечают период полового созревания (так называемый переходный или пубертатный период- от греческого: пубертис оперение): 1-я фаза - мальчики 13-15 лет и девочки 11-13 лет, 2-я фаза - мальчики 15-17 лет и девочки 13-15 лет. В этот период происходит существенная гормональная перестройка в организме, развитие вторичных половых признаков, заметное ухудшение условнорефлекторной деятельности, двигательных навыков, увеличиваются
вегетативные изменения при нагрузках, возрастает утомление, затрудняется речь, отмечается неуравновешенность эмоциональных реакций и поведения.

Основными закономерностями возрастного развития являются периодизация и гетерохронность (греч. - гетерос - другой, хронос время), т.е. неравномерность и разновременность роста и развития.

В ходе онтогенеза наблюдаются определенные периоды формирования отдельных функций и органов, ускорение и замедление их роста. Периоды ускорения развития различных функций не совпадают. Наиболее интенсивный рост длины тела происходит на протяжении 1-го года жизни и в период полового созревания: в среднем, у девочек в 12-13 лет, у мальчиков в 14-15 лет Речь формируется до 2-3 лет, а речевая регуляция движений с 4-5 лет. В возрасте 6-7 лет
происходит смена молочных зубов на постоянные. Основные позы тела осваиваются до 1-го года, а основной фонд движений
закладывается до 3-х лет. В возрасте 6-12 лет достигается максимальное развитие иммунной ткани в организме. До 8 лет
увеличивается длина шага, а с '8-9 лет нарастает темп ходьбы и бега. После 14 лет заметно нарастают вес тела и вес сердца.

Периодизация в развитии мозга проявляется в более раннем созревании первичных (проекционных) полей коры больших
полушарий (до рождения и первые годы после рождения), затем - вторичных полей (зон опознания и осмысления информации) и, в наиболее позднем созревании, ассоциативных третичных полей (зон
афферентного синтеза, прогнозирования и формирования программ поведения). Анатомически (по толщине и занимаемой территории) третичные поля к 7-8 годам созревают лишь на 80% от размеров взрослого мозга, а функциональное их развитие продолжается вплоть до 18-20 лет и более.

2. Сенситивные периоды. Переход от одного возрастного периода к другому является переломным этапом развития, когда организм переходит из одного качественного состояния в другое. Скачкообразные моменты развития
целого организма, отдельных его органов и тканей называются критическими. Они жестко контролируются генетически. С ними частично совпадают так называемые сенситивные периоды, которые возникают на их базе и менее всего контролируются генетически, т.е. являются особенно восприимчивыми к влияниям внешней среды, в
том числе педагогическим и тренерским. Благоприятные воздействия в эти периоды оптимальным образом содействуют развертыванию наследственных возможностей организма, а неблагоприятные задерживают их развитие, вызывают
перенапряжение функциональных систем, в первую очередь, нервной системы, нарушение психического и физического развития.

Тренировочные воздействия в сенситивные периоды наиболее эффективны. При этом возникает наиболее выраженное развитие физических качеств - силы, быстроты, выносливости и др., наилучшим образом происходят реакции адаптации к физическим нагрузкам, в наибольшей степени развиваются функциональные резервы
организма.

Так, например, сенситивный период развития абсолютной мышечной силы наблюдается в 14-17 лет (максимального значения качество силы достигает к возрасту 18-20 лет). Сенситивный период развития различных проявлений качества быстроты приходится на 11-14 лет (максимальный уровень достигается к 15-летнему возрасту). Для общей выносливости сенситивный период проявляется гораздо позже - в 15-20 лет (максимальное значение - в 20-25 лет). Развитие гибкости особенно бурно происходит в 3-4 года, а ловкости -в 7-10 и 13-15 лет. Именно на протяжении сенситивных периодов применяемые средства и методы в физическом воспитании достигают наилучшего тренирующего эффекта. В последующие периоды
те же средства и объемы тренировочных нагрузок подобного прироста физических качеств не обеспечивают.

Для человека наиболее важным является сенситивный период формирования речи - до 2-3-х лет жизни. Дети, по воле случая воспитанные среди животных (в стае волков, среди обезьян и др.) и пропустившие этот период, не могут, вернувшись в человеческое общество, овладеть речью и даже погибают вследствие этого, не достигнув взрослого состояния.

Все без исключения стадии развития сопряжены с биохимической активностью. В результате белкового синтеза заключенная в ДНК информация реализуется в форме ферментов, регулирующих функциональную активность клетки. Изменения, происходящие на клеточном уровне, приводят к изменению формы, структуры и функции клеток, тканей, органов и, наконец, в целом, организма (морфогенеза). Даже если не наблюдаются очевидные количественные изменения (собственно рост), в организме постоянно идут качественные перестройки на всех уровнях организации - от генетического (активность ДНК) - до фенотипического (форма, структура и функции органов, их систем и организма в целом).
Таким образом, именно в ходе роста и развития организма происходит реализация неповторимой наследственной программы (генотипа) в ее внешнее проявление (фенотип) под воздействием и контролем разнообразных и всегда уникальных факторов среды. С преобразованиями, происходящими в процессе онтогенеза, связано "возникновение" всех видов изменчивости биологических признаков человека, в том числе и тех, о которых шла речь в предыдущих разделах нашего учебника, и тех, которые мы еще не рассмотрели. У человека существуют периоды активизации и торможения роста. Существует цикличность, связанная с сезонами года (например, увеличение длины тела происходит в основном в летние месяцы, а веса - осенью), а также - суточная (например, наибольшая активность роста приходится на ночные часы, когда наиболее активна секреция гормона роста (СТГ) и ряд других.

Процесс онтогенетического развития логично разделить на два этапа:

период пренатального развития - внутриутробный этап, длящийся от момента образования зиготы в результате оплодотворения до момента рождения;

постнатальное развитие - земная жизнь человека от рождения до смерти (от первого вдоха до последней мысли).

Длина тела при рождении составляет в среднем около 50,0-53,3 см у мальчиков и 49,7-52,2 у девочек (индивидуальные отличия при нормальных сроках беременности от 49 до 54 см). Сразу же после рождения скорость роста длины тела вновь увеличивается, особенно у генетически крупного ребенка. В настоящее время рост тела в длину существенно замедляется у женщин в возрасте 16-17 лет и у мужчин в 18-19 лет, а вплоть до 60 лет длина тела остается относительно стабильной. Примерно после 60 лет происходит реальное уменьшение длины тела. По данным для населения Европы и центральных регионов России, скорость этого снижения составляет в среднем 0,1-0,2 см/год. Этот отрицательный рост связан в основном с потерей эластичности и сплющиванием межпозвоночных хрящевых дисков, понижением нервно-мышечного тонуса и изменениями гормональной секреции. Происходит изменение осанки тела, развивается плоскостопие и т.д.
Средние значения веса тела при рождении в настоящее время составляют 3,3-3,7 кг для мальчиков и 3,2-3,5 кг для девочек (нормальные индивидуальные различия от 2,6 до 4,5 кг). В два-три первых дня вес тела уменьшается примерно на 200 г. Это происходит, прежде всего, за счет интенсивного расходования организмом резерва питательных веществ и воды, обеспечивающих ростовой рывок. Прибавка в весе достигает максимума через два месяца после рождения (до 30 г в день). В конце первого года жизни прибавка уменьшается до 10 г в день Следующий пик скорости увеличения веса тела у мальчиков приходится на 15-й год жизни (5,5-6,5 кг/год), у девочек - на 13-й (5,0-5,5 кг/год). В среднем (то есть чаще всего) вес тела постепенно увеличивается примерно до 25 лет, а после 60, наоборот, обычно наступает отрицательный рост, в основном, за счет атрофических изменений в тканях и уменьшения содержания воды. Во взрослом состоянии вес тела чрезвычайно непостоянен. Как известно, он весьма зависим от особенностей образа жизни, характера питания и множества других факторов. Ведь и сам вес тела - признак составной. Он складывается из показателей различных систем организма, одни из которых более лабильны (например, мускулатура и жировая клетчатка), чем другие (скелет, внутренние органы и покровы тела)

Кривые роста различных тканей и систем организма

Закономерности роста большинства скелетных и мышечных параметров приблизительно повторяют ход кривой роста длины тела. То же можно сказать и об абсолютных размерах отдельных органов (например, печени, селезенки или почек). Однако существует целый ряд других тканей и органов, кривые роста которых отличаются весьма существенно. Это мозг, скелет головы (череп), органы размножения, лимфатическая ткань, подкожная жировая клетчатка. Рост внутренних и наружных органов размножения замедлен в препубертатном периоде, а в периоде полового созревания сильно ускоряется.
Головной мозг, параметры мозгового отдела черепа, глаз и ухо достигают стабильных (дифинитивных) размеров раньше любой другой части тела (кривая В). Например, вес мозга новорожденного уже достигает 25% от дефинитивных значений, у 5-летнего ребенка - 90% , у 10-летнего - 95%. Пубертатный скачок почти не выражен, точнее сказать, он проявляется не на количественном, а на качественном уровне. В соответствии с этим, продольный и поперечный диаметры головы увеличиваются особенно резко в первый год жизни. К 4 годам размеры мозгового отдела головы достигают в среднем 90% от величины 17-18 лет. Следующее небольшое, но отчетливое ускорение роста этих параметров связано с пубертатным периодом. Обычно он связывается с утолщением костей черепа (а для кефалометрических размеров еще и мягких тканей головы), а также с развитием воздухоносных лобных пазух и формированием надбровного рельефа.
Рост лицевого скелета занимает промежуточное положение между кривыми мозгового черепа и остального скелета. К моменту рождения размеры лица ближе к дефинитивным, чем длина тела. Так, в 4 года широтные размеры лица достигают 80-85%, а высотные - 75-80% от показателя 17 лет. Пубертатный скачок выражен здесь довольно отчетливо и особенно для нижней челюсти. Постнатальный рост лицевого отдела довольно жестко обусловлен сроками прорезывания молочной и постоянной генерации зубов. Проще говоря, голова в целом опережает в своем развитии остальные части тела, а та ее часть, которая непосредственно связана с мозгом, и сам мозг, опережает остальные. Во взрослом состоянии размеры головы и лица продолжают увеличиваться, но происходит это крайне медленно и прибавка крайне мала: между 20 и 60 годами она составляет 2-4% значений для двадцатилетнего возраста. Примерно с 17-19 лет мы можем говорить о достижении стабильных дифинитивных размеров черепа. К этому времени формируется и весь тот комплекс характеристик, по которым в антропологии проводятся краниологические исследования. Лимфатическая ткань и большинство эндокринных желез характеризуются иной кривой роста, достаточно лабильной в течение жизни. Своего максимального развития эти ткани достигают до наступления подросткового периода. Затем, под непосредственным контролем половых гормонов, они подвергаются отрицательному росту до уровня, характерного для взрослого организма. Это довольно понятно - максимум функциональной активности этих систем связан с периодом наибольшего роста.
Постнатальный рост большинства тканей организма, сводится не к увеличению числа клеток тела, а к постоянно идущей замене и изменению размеров (гипертрофии) уже существующих клеток. Явное исключение составляет жировая ткань. Для нее существенным аспектом постнатального роста также является увеличение размеров отдельных клеток, но их число продолжает увеличиваться как минимум до начала пубертатного периода. Темпы этого прироста постепенно падают, за исключением случаев миодистрофии, при которой после гибели мышечных клеток их активно замещает жировая ткань.
Главный фактор, запускающий дифференцировку жировой ткани - гормон роста соматотропин (СТГ). Под воздействием этой "сигнальной молекулы", выделяемой в кровяное русло гипофизом, фибробластоподобные клетки-предшественницы становятся чувствительными к другому фактору - ИФГ1 (инсулиноподобный фактор роста 1), который и побуждает их к необратимым изменениям до состояния взрослой жировой клетки - адипоцита. Вторая составляющая в этой регуляции принадлежит непосредственному контакту клеток с внеклеточным матриксом, в том числе, биомеханическому взаимодействию, т.е. влиянию давления, плотности, площади и формы окружающего клетки пространства.
Подкожный жировой слой имеет своеобразную и довольно сложную кривую роста. Обычно отложение подкожного жира начинается у плода на 34 неделе внутриутробного развития, продолжается до момента рождения и затем в течение 9 месяцев первого года жизни. У некоторых детей максимальная толщина подкожного жирового слоя наблюдается в 6 месяцев, у других - в 1,0-1,5 лет. Начиная с этого периода количество подкожного жира, постепенно уменьшается, и скорость роста становится отрицательной. Так продолжается до 6-8-летнего возраста, когда она вновь начинает расти.
Заметим, что речь идет о толщине жирового слоя. Жир - это кольцо вокруг мышечно-костного "стержня", диаметр которого с возрастом увеличивается. Уменьшение толщины жировой прослойки отнюдь не предполагает уменьшения площади поперечного сечения, занятой жиром. Если площадь сечения жира остается постоянной, то ширина жирового кольца будет уменьшаться просто за счет увеличения мышечно-костного "стержня". Тем не менее, судя по измерениям, произведенным на рентгенограммах, в раннем детском возрасте имеет место истинное уменьшение площади поперечного сечения жировой ткани.
Это изменение менее характерно для девочек, по сравнению с мальчиками, так что в возрасте старше одного года общее количество жира у девочек больше. С пубертатного периода начинается еще одна тенденция возрастных изменений подкожного жира - неравномерность его распределения по телу (топография жироотложения) - приводящая вместе с изменениями опорно-двигательной системы, к формированию "типично мужских" и "типично женских" пропорций тела, а также их вариантов. Речь идет о так называемой соматотипической изменчивости. Скорость этих изменений у детей пубертатного периода примерно в 10 раз превосходит интенсивность аналогичного процесса у взрослых.
Таким образом, кривая роста, представляя собой, прежде всего характеристику изменений количественных параметров, позволяет успешно фиксировать и качественные преобразования, как минимум основные из них.
Нелинейность роста, суточный рост и циркадные ритмы

Абсолютное большинство соматических параметров организма не остаются постоянными и изменяются почти непрерывно. Одним из реально существующих и объясненных цикличных процессов является так называемый суточный рост.
В качестве примера обратимся к длине тела. После 18-19 лет длина тела остается относительно постоянной. Одна из причин этой "относительности" -суточное изменение параметров тела. Для того чтобы убедиться в существовании этого проявления нелинейности ростового процесса, достаточно всего лишь измерить свой рост (длину тела), скажем, вечером (часов в 8-9) и на следующее утро (после пробуждения). Конечно, для верности, лучше повторить эти наблюдения два-три раза. Для чистоты нашего эксперимента совсем неплохо было бы как следует поужинать.
Сравнив поутру две полученные отметки, будет обнаружно, что утренняя как минимум на один сантиметр выше вечерней.

Дело в том, что эта тенденция является скорее жесткой закономерностью, обусловленной системой факторов - регуляторов роста и развития. Сталкиваясь в течение дня с самыми различными стрессогенными факторами, наш организм, в прямом смысле, устает: меняется нервно-мышечный тонус (в том числе и мускулатуры спины, поддерживающей осанку); межпозвоночные хрящевые диски теряют большое количество воды, сплющиваются под воздействием веса тела.

В основном, вследствие этих причин длина тела может значительно уменьшиться к вечеру. Это уменьшение, конечно, не является истинным отрицательным ростом, и за ночь все возвращается "на круги своя".
Немаловажную роль в этом принадлежит суточной цикличности секреции гормона роста - соматотропина (СТГ).
Соматотропный гормон - один из наиболее сильных стимуляторов биосинтеза большинства тканей организма. СТГ вырабатывается передней долей гипофиза, а сам его выброс в кровяное русло регулируется гормонами гипоталамуса (соматолиберины стимулируют секрецию СТГ, соматостатины - тормозят ее) и соматомединов печени. Секреция СТГ происходит круглосуточно, но максимум поступления его в кровь приходится на первые часы сна. Обычно это соответствует периоду времени с 10 ночи до 3 утра. СТГ представляет собой гормон общего действия - благодаря нему в большинстве тканей организма на клеточном уровне происходит стимуляция процесса биосинтеза. Итогом этого является активизация процесса развития - роста или восстановления роста. "Мы растем, когда спим". Эта житейская истина является не пустым звуком. Она имеет весьма прочную и установленную биологическую основу. 24-часовой период цикличности, подобный секреции СТГ, получил название циркадного ритма. В нормальных для организма условиях такая ритмичность характерна более чем для 100 физиологических показателей. Один из тривиальных примеров - периодичность показателей суточной активности - ритм бодрствования и сна. Краткосрочная нелинейность ростового процесса проявляется не только в виде упомянутых явлений. Сочетание периодов ускоренного развития и относительной стабилизации отмечается, например, в ходе тщательных продольных наблюдений за развитием детей. "Мини-скачки" скорости роста отмечаются примерно у 70% детей и подростков при еженедельном обследовании на протяжении 6-10 месяцев.

70. Планирование и организация самообразования специалиста по физической культуре и спорту. Самовоспитание – целенаправленный процесс по развитию лучших, социально ценных свойств личности и категорическому запрещению самому себе дурных поступков и даже помыслов.

овало бы усилить, и список черт,

С первых шагов новичков приучаем к самовоспитанию.

Этапы:

выявление недостатков (оценить свои качества)

переживание недостатков

вера в то, что себя можно изменить

составление программы ( помощь учителя, тренера, родителя).

Выполнение ( усталость, надоело. Роль наставника велика, показ того поступательного развития, которое происходит).

Направления:

волевые качества

самоорганизованность

интеллектуальные качества

нравственное развитие

Получаем умения и навыки управлять другим человеком, подчинять его, получать от него все, что тебе надо.

двигательные качества

общение (социализация) - искренность, интерес друг к другу, умение помочь, сотрудничество.

Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание – относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Базируется на адекватной самооценке, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. Находится в неразрывной связи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимыми компонентами являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение.

Интеллектуальное самовоспитание.

В пору студенчества основной элемент интеллектуального самовоспитания – учеба. Результат тем более важен, чем старше человек, так как именно заложенная в пору учебы база будет использоваться всю жизнь. Отсюда острая необходимость в оценке и переоценке собственных моральных принципов, повышении уровня мышления. Здесь, по моему мнению, лучшего союзника, чем литература, не найти. По роду своей специальности мне все более приходится сталкиваться со специализированной литературой технического характера. Это придаёт излишнюю абстрактность мышлению, заменяет живую устную речь профессиональной фразеологией. Именно недостатки устной речи будут мешать общению с людьми, – техническая терминология не поможет, а образности в речи уже как не бывало. Поэтому я стараюсь, как можно больше читать литературную классику. Происходит значительное изменение восприятия даже сугубо абстрактного материала, ведь, оказывается, можно оживить и сухие физические формулы. Цель интеллектуального самовоспитания -не «качать» свой интеллект как таковой, а научиться изложить свои знания так, чтобы научить, увлечь, заставить почувствовать жизнь в своей речи. Основной интеллектуальной деятельностью является общение, поэтому акцент делается именно на этом. Возможный ущерб чисто технической стороне обучения простителен хотя бы потому, что знания, кроме фундаментальных, устаревают очень быстро. Делая вывод, можно сказать, что решающим фактором является хорошо развитая устная речь. Сразу за ней стоит письменная речь, так как умение объяснить – ничто без умения закрепить свои мысли на бумаге. После – глубокие профессиональные знания самого разнообразного характера, включающие высокий уровень общего образования и необходимый набор навыков самообучения. Это позволит приспособиться к любым изменениям окружающей обстановки.

Этическое самовоспитание.

Отдельной и очень важной графой в работе стоит вопрос этики. Работая над собой сталкиваешься с проблемами этики, в общем, и этических отношений в частности. Профессиональная этика, детская этика, житейская этика – вот далеко не полный перечень. Особенно эта проблема актуальна для молодого человека (отношения с коллегами и детьми), ведь ему мешает отсутствие опыта. Сильно облегчить его жизнь могут устойчивые моральные принципы и убеждения. С другой стороны, молодой человек постоянно сталкивается с самыми разнообразными, зачастую полярными отношениями людей к одному и тому же предмету. Гибкость мышления и дипломатичность в отношениях здесь просто необходима. Следовательно, надо как можно больше внимания уделять навыкам общения, умению установить и поддержать контакт с собеседником, привлечь и удерживать его внимание. Американцы иногда называют это «присутствием»: человека сразу выделяют из толпы, он привлекает внимание ощущением силы, спокойствия, в его присутствии даже гаснут ссоры. Комплекс навыков, необходимый для этого, довольно трудно определяем, и, скорее всего, зависит от типа характера, воспитания, мышления. Умение предотвратить агрессивные выпады в свой адрес состоит, прежде всего, в умении вызвать симпатию к себе. Это довольно часто проявляется в учительской среде: к одному учителю дети тянутся, другого не любят. Неприязнь к учителю перерастает в неприязнь к предмету, а потом – в неуспеваемость по нему. С другой стороны, манипулирование чувствами других людей, по меньшей мере, неэтично, а вообще очень сильно травмирует психику. Поэтому, прежде всего надо воспитывать уважение к другим людям, к их чувствам и эмоциям у себя, а уж потом требовать этого от других.

Физическое самовоспитание.

Этому аспекту, на мой взгляд, уделяется слишком мало внимания. Физическая нагрузка в деятельности человека (не занятого физическим трудом) очень мала, а эмоциональная огромна. Отсюда подверженность стрессам, болезням и недомоганиям, слабое здоровье. Если ещё в период учебы не заняться спортом, результаты будут сказываться в течение очень многих лет. Правда, нецелесообразно профессиональное занятие спортом: организм «перегорает» на соревнованиях, старые травмы вернутся в пожилом возрасте и скажутся в полном объёме. Кроме того, необходимо присутствие соответствующей психологической компоненты, позволяющей снять стресс, сбросить усталость. Формирование навыков концентрации, увеличение выносливости и жизненного потенциала, а т

Наши рекомендации