Изменение характера личных отношений воспитанников со взрослыми
Развитие взрослости происходит в условиях сотрудничества взрослого с ребенком в разных видах деятельности. При этом ребенку необычайно трудно поделиться со взрослым своими настоящими проблемами, приоткрыть внутренний мир. Поэтому школьник часто пользуется «суперкодированием», в результате чего общение с ним становится сходным с разгадыванием шарад.
Рассмотрим ситуацию, возникшую на уроке.
Ситуация
— Ольга Ивановна, посмотрите, я правильно решаю? (Ученик третий раз за 10 минут подходит к столу учителя.)
— Ты ведь сам знаешь, Максим, что правильно. Сядь сейчас же на место и, прежде чем спросить, поднимай руку.
Учитель расценил неуверенность Максима и его потребность в одобрении как нарушение дисциплины, заставил подчиниться требованиям и проигнорировал его чувства.
Психологи предлагают в таких ситуациях использовать эмпатическое слушание. Рассмотрим эту же ситуацию в случае применения учителем эмпатического слушания.
Ситуация
— Ольга Ивановна, посмотрите, я правильно решаю?
— У тебя есть сомнения в том, что ты делаешь?
—Угу.
— Расскажи, как ты решал. Как можно проверить, правильно ли ты решил?
Ученик рассказывает, каким способом он решал задачу, как делал проверку.
— Теперь ты убедился, что все делаешь правильно? Может быть, подобное реагирование покажется учителю непривычным и даже неестественным, ведь время урока не резиновое — некогда вести душевные разговоры. Гораздо привычнее сделать замечание. Однако при этом ученик останется наедине со своим переживанием, а материал урока все равно будет для него безразличен. В итоге у школьника постепенно усилится нежелание учиться.
Правила эмпатического слушания
1. Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах, освободить душу от собственных переживаний и постараться отстраниться от готовых установок и предубеждений против этого ученика. Только в этом случае вы можете почувствовать то, что чувствует ваш собеседник, «увидеть» его эмоцию.
2. Своей реакцией на слова школьника вы должны в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что его чувство не только правильно понято, но и принято вами.
3. Нужно держать паузу. После вашего ответа ученику необходимо помолчать. Помните, что это время принадлежит ему, не забивайте его своими дополнительными соображениями, разъяснениями, уточнениями. Пауза необходима человеку для того, чтобы разобраться в своих переживаниях.
4. Необходимо помнить, что эмпатическое слушание — не интерпретация скрытых от собеседника мотивов его поведения. Надо только отразить чувство ребенка, но не объяснять причину возникновения у него этого чувства. Замечания типа «На самом деле тебе хотелось бы, чтобы на тебя все время обращали внимание» не могут вызвать ничего, кроме отторжения и защиты, особенно, если они произносятся в начале беседы, когда доверительная атмосфера еще не возникла.
5. В тех случаях, когда школьник возбужден, когда беседа складывается таким образом, что, переполненный чувствами, он говорит не закрывая рта или же ему просто свойственно так разговаривать, а ваша беседа носит уже достаточно доверительный характер, вовсе необязательно отвечать развернутыми фразами. Достаточно просто поддерживать ребенка междометиями, короткими фразами типа «Да-да», «Угу», кивать головой или же повторять его последние слова («эхо-реакция»).
6. Методику эмпатического слушания имеет смысл применять только в том случае, когда ребенок сам хочет поделиться какими-то переживаниями. Когда же он задает обычные вопросы, например спрашивает: «Вы не знаете, что означает то-то или то-то?» — или просто не хочет говорить с вами, применение эмпатического слушания невозможно.
Ситуации, в которых ученики мешают педагогу вести урок
В течение урока возникает масса ситуаций, когда ученики своим поведением мешают учителю вести урок. Чаще всего учитель использует следующие виды реагирования.
Предписывающие замечания
1. Приказы, команды, указания.
— Выплюнь сейчас же резинку!
— Прекрати вертеться!
2. Предостережения. Угрозы.
— Еще раз придешь без сменной обуви, будешь мыть пол в классе.
3. Нотации. Проповеди.
— Ты бы лучше учился, а не за девочками подглядывал!
4. Поучения.
— Книги, как известно, предназначены для чтения, а не для рисования.
5. Советы. Предписания.
— Девочки, обсудите ваши проблемы на перемене.
Подавляющие замечания
1. Обвинение. Осуждение.
— Когда в школе драка, я всегда знаю — это Павлов!
2. Обзывание. Насмешка. Стереотипизация.
— Вы скачете, как стадо диких обезьян!
3. Интерпретация. Анализирование.
— Ты написала это, чтобы показать свои недюжинные способности. Хорошо бы они распространялись и на орфографию.
4. Поощрение. Авансирование.
— У тебя достаточно ума, чтобы стать отличником.
5. Допрос. Расследование.
— Кто сделал дырку в глобусе, немедленно отвечайте!