Направлениями развития ребенка, представленными в пяти
образовательных областях
Содержание обязательной части Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Содержание вышеуказанных образовательных областей Программы определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей, целями и задачами Программы и реализуется в различных видах детской деятельности.
Для детей раннего возраста (1 – 3 года):
• предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
• экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
• общение с взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
• самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
• восприятие смысла музыки, сказок, стихов;
• рассматривание картинок;
• двигательная активность.
Для детей дошкольного возраста (3 – 7 лет):
• игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
• коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
• познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними);
• восприятие художественной литературы и фольклора;
• самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
• конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал.
• изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация);
• музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
• двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.
Содержание Программы ориентировано на создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих поддержку детской инициативы.
Психолого-педагогические условия поддержки детской инициативы
Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми | Создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний. |
Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности | Сравнение сегодняшних достижений ребенка с его вчерашними достижениями, стимулирование самооценки. |
Формирование игры | Как важнейшего фактора развития ребенка. |
Создание развивающей образовательной среды | Способствующей физическому, социально- коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. |
Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности | Деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности. |
Участие семьи | Как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста. |
Профессиональное развитие педагогов | Направленное на развитие профессиональных компетентностей и предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программ. |
2.1.1. Описание образовательной деятельности с детьми раннего возраста
От 1,5 до 2 лет
Основными ведущими линиями развития ребёнка на втором году жизни являются: овладение самостоятельной ходьбой, развитие речи, усложнение предметной деятельности, появление сюжетно-отобразительной игры. В возрасте от 1,5 до 2 лет ведущей является предметная деятельность.
Развитие детей этого возраста отличается своеобразием: у них отсутствуют осознанные произвольные действия; усвоение первых представлений и умений происходит на основе непроизвольного запоминания.
Поэтому образовательная деятельность должна проводиться с высоким эмоционально-чувственным подкреплением, в процессе игр-занятий.
С детьми второго года жизни рекомендуется проводить по 2 занятия в день: с каждой подгруппой по 10 занятий в неделю. Игры-занятия проводятся по подгруппам по 4–6 человек в зависимости от вида игры-занятия. Продолжительность игры-занятия 6–10 минут.
Содержание психолого-педагогической работы