Глава 2. Практическая деятельность педагога
История становления координации игровых взаимодействий на протяжении раннего и дошкольного детства включает несколько этапов: игра в одиночку; игра-наблюдение; параллельная — игра рядом, но не вместе; ассоциативная игра, игра - сотрудничество; совместная, коллективная игра.
Первая форма игры - режиссёрская, без которой ни её других форм, ни воображения у ребёнка не разовьётся.
Ребёнок сам создаёт сюжет и сценарий. Важно, чтобы игры развивались по самостоятельно придуманным им сюжетам. Сюжеты очень просты, но они принадлежат самому ребёнку - его воле, его желанию и замыслу. В этой игре ребёнок начинает переносить функции с одного предмета на другой. Ребёнок придумывает мизансцены, т.е. представляет в пространстве, кто и где будет находится, как персонажи будут взаимодействовать с другими предметами и что в результате этого произойдёт. Ребёнок исполняет в этой игре все роли, или просто сопровождает игру "дикторским" текстом.
Образно-ролевая игра, где ребёнок исполняет роль и машины и водителя (перевоплощение).
Сюжетно-ролевая игра, ребёнок в этой игре отражает отношения, специфические для общества, в котором он живёт.
Е.Е.Кравцова выделяет три условия, необходимые для организации сюжетно-ролевой игры.
1. Знакомим ребёнка с действительностью, которую он будет отображать в игре.
2. Вместе с ребёнком играть в сюжетно-отобразительную игру.
3. Играем в ещё один вид сюжетно-ролевой игры - в игру-драматизацию.
4. Играем с ребёнком каждый раз по разному.
5. Коллективно сюжетно-ролевая игра.
Игра с правилами
1. Осмысление и воспроизведения воображаемой ситуации.
2. Учит общаться, в них встречаются два рода отношений соревновательные и сотрудничество. (учит анализировать).
Возникает новая режиссерская игра.
Сюжетно-отобразительный этап игры детей второго и третьего года жизни создаёт возможность для перехода к сюжетно-ролевой игре.
Основная цель педагога - последовательно руководить процессом формирования самостоятельной игры у каждого ребёнка и играющего коллектива в целом. Усложнение игровых задач, подведение их к самостоятельному решению, создавать особую проблемную игровую ситуацию, которую они захотят решить сами. Новый игровой способ, новые игровые умения ребёнок, как правило, сам не может открыть, он его усваивает незаметно для себя в процессе совместной игры и доверительного общения со старшими. Постепенно дети приобретают игровой опыт, опираясь на него, педагог стремится перевести игру на самостоятельный путь развития.
Для формирования игры на каждом этапе необходим единый комплекс обязательных педагогических мероприятий, вытекающий из природы игры. Включающий в себя следующие компоненты:
1. Ознакомление с окружающим при активной деятельности детей. все источники информации должны быть интересны детям, будить мысль, удивлять и волновать их. Возникшая потребность делать и поступать, как взрослые, находит реализацию в игре.
2. Обучающие игры, активизирующие реальный опыт. Взрослый организует показ, инсценировки с игрушками. В обучающих играх дети побуждаются к активному участию.
3. Организация игровой среды с использованием игрушек, разных по степени обобщенности образа. Сюжетно-образные игрушки подразделяются на 3 группы: реалистические, условные, игрушки-заместители.
4. Активизирующее общения взрослого с детьми в процессе игры. направлено на самостоятельное решение игровых задач, создание игровых проблемных ситуаций.
Общение педагогов с детьми во время игры должно быть выражено в форме советов. предложений подсказок, вопросов.
Классификация игр детей (С.Л. Новосёлова)
игры | Возрастная адресованность | |||||||
класс | вид | подвид | ||||||
Игры возникающие по инициативе ребёнка | Игры эксперименти-рования | С природными объектами | * | * | * | |||
С животными и людьми | * | * | * | |||||
Общение с людьми | * | * | * | * | * | * | ||
Со специальными игрушками для экспериментирования | * | * | * | * | * | * | ||
Сюжетные самодеятель-ные | Сюжетно-отобразительные | * | * | |||||
Сюжетно-ролевые | * | * | * | * | * | |||
Режиссерские | * | * | * | * | ||||
Театрализованные | * | * | * | |||||
Игры связанные с исходной инициативой взрослого | Обучающие | Автодидактические предметные | * | * | * | * | * | |
Сюжетно-дидактические | * | * | * | * | * | |||
Подвижные | * | * | * | * | * | * | ||
Музыкальные | * | * | * | * | ||||
Учебно-предметные дидактические | * | * | * | * | ||||
Досуговые | Интеллектуальные | * | * | * | ||||
Забавы | * | * | * | * | * | * | ||
Развлечения | * | * | * | * | ||||
Театральные | * | * | * | |||||
Празднично-календарные | * | * | * | * | * | |||
Компьютерные | * | * | * | * | ||||
Игры народные, идущие от исторических традиций этноса | Обрядовые | Культовые | * | |||||
Тренинговые | Интеллектуальные | * | * | * | ||||
Сенсомоторные | * | * | * | * | * | * | ||
Адаптивные | * | * | * | * | * | |||
Досуговые | Игрища | * | * | |||||
Тихие | ||||||||
Забавляющие | * | * | * | * | * | * | ||
Развлекающие | * | * | * | * | * | * | ||
Сезонные | * | * | * | * | * |
Развитие самостоятельной игры детей происходит быстрее, если воспитатель целенаправленно руководит ею - формирует специфические игровые умения на протяжении всего дошкольного детства.
Особенность процесса формирования игровых умений заключается в том, что взрослый является равным партнёром: он как бы занимает позицию ребёнка и играет вместе с ним, сохраняет естественность игры. Развёртывая совместную игру с детьми, воспитатель должен уже с раннего возраста ориентировать ребёнка на сверстника, учить его игровому взаимодействию с партнёром на доступном для него уровне.
На каждом возрастном этапе в педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные ситуации:
1. Формирование игровых умений в процессе совместной игры воспитателя с детьми, где воспитатель является "играющим партнёром";
2. Формирование совместной детской игры, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для активизации игровой деятельности и использование детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений.